Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари?




Скачать 139.82 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари?
Дата публикации15.05.2014
Размер139.82 Kb.
ТипИсследовательская работа
litcey.ru > Литература > Исследовательская работа
МОУ «Ложкинская основная общеобразовательная школа»

Целинного района Алтайского края

Районный конкурс «Язык - всем знаниям и всей природе ключ»

Номинация «Исследовательская работа»

Тема:

О чём могут рассказать словари?

Автор работы:

Ленкин Алексей Олегович

Место учёбы: ученик 5 класса

МОУ «Ложкинская основная

общеобразовательная школа»

Руководитель:

Галиевская Татьяна Алексеевна

учитель русского языка

МОУ «Ложкинская основная

общеобразовательная школа»

с.Ложкино

2011г
Содержание.

1. Вступление ___________________________________________стр.3-4

2. Основная часть. Всё о словарях _________________________ стр.5-15

2.1.Что такое словарь

2.2.Два разряда словарей

2.3.Виды лингвистических словарей___________________стр.5-9

2.3.1.Толковые словари

2.3.2.Словари иностранных слов

2.3.3.Нормативные словари

2.4.Универсальные и отраслевые энциклопедические

словари_______________________________________________стр.11

2.5.Электронные словари_________________________ стр.12

2.6.Составление словарей_________________________ стр.12-15

2.7. Результаты анкетирования_____________________стр.15

3. Заключение_________________________________________ стр.16

4. Список литературы__________________________________ стр.17

5. Приложения________________________________________стр.18


  1. Введение.

Тема моего проекта: «О чём могут рассказать словари». Я выбрал эту тему, так как актуальность её очевидна. Изучая тему «Лексика» на уроках русского языка, необходимо знать виды и функции словарей. Эти знания пригодятся любому человеку в его дальнейшей учёбе.

Цель моей работы:

Рассказать учащимся о ценности и полезности словарей.

Чтобы добиться цели я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Научиться отбирать необходимую литературу по теме.

  2. Научиться пользоваться Интернетом для отбора необходимой информации.

  3. Совершенствовать свои навыки при создании и оформлении презентации в программе Microsoft Power Point.

Также я выдвинул гипотезу: Я предполагаю, что современный человек не может обойтись без использования словарей, ведь от каждого из нас требуется правильное понимание и произношение тех или иных слов.

В связи с этим я поставил основополагающий и проблемный вопросы.

Основополагающий вопрос:

Может ли человек обойтись без словарей.

Проблемный вопрос:

О чём могут рассказать словари.

Из выше сказанного у меня возникли учебные вопросы, при ответах на которые будут решаться мои цели и задачи:

  • Что такое словарь?

  • Какие словари бывают?

  • Где чаще всего используются?

  • Зачем нужен словарь?

Чтобы ответить на вопросы я :

  • Искал материал в Интернете.

  • Беседовал с работником школьной библиотеки о наличии словарей.

  • Узнавал, кто из окружающих меня людей пользуется словарями.

Объект исследования: словари (энциклопедические и лингвистические)

Предмет исследования: функции словарей

Я использовал следующие методы исследования: описательный, классификация и синтез собранного материала, сравнение, анкетирование.

Но прежде чем начать свой основной рассказ я хотел бы привести высказывание французского писателя Франса о словаре. «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги. Нужно лишь извлечь их из нее».
2. Всё о словарях.

2.1. Лексическое значение слова.

Конечно, прежде чем начать свою работу мне нужно было узнать лексическое значение слова словарь . И вот что я узнал: Словарь — это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык.

2.2. Два разряда словарей.

Я узнал, что словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

1) словари энциклопедические и

2) лингвистические (или по-другому — филологические).

Ну а теперь подробнее.

Словари энциклопедические.

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем .

2.3. Виды лингвистических словарей.

В лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто — они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний, т.е. специальные, например, «Англо-русский словарь математических терминов» (1962).

Различают следующие лингвистические словари:

  • С точки зрения отбора лексики.

    • Словари тезаурусного типа

    • Словари, в которых лексика отбирается по определённым параметрам

по сфере употребления:

разговорный, просторечный, диалектный, арго, терминологический,

поэтической лексики, исторической перспективе, архаизмов, историзмов, неологизмов;

происхождению:

иностранных слов, интернационализмов,

характеристике типов слов:

сокращений, ономастические, окказионализмов;

источнику:

словари отдельных авторов;

С точки зрения раскрытия отдельных аспектов (параметров) слова:

Этимологические, грамматические, орфографические, орфоэпические,

словари служебных слов.

С точки зрения раскрытия системных отношений между словами:

Гнездовые, словообразовательные, омонимические, паронимические словари (план выражений), синонимические, антонимические словари (план содержания).

с точки зрения выбора единицы описания:

морфем, корней, сочетаний, фразеологизмов, цитат

С точки зрения описания отдельного диахронического среза:

Исторические, разных эпох современного языка

С точки зрения функционального аспекта:

по частотности:

частотные , редких слов

по стилистическому использованию:

метафор, эпитетов, сравнений, экспрессивной лексики ;

по нормативной характеристике:

трудностей, правильностей

По направлению изложения материала:

  • исходя из формы

обратные, рифм

  • исходя из содержания

идеографические, тематические

Современные словари русского языка:

толковые словари, терминологические словари, словари неологизмов,

динамические словари, словари иностранных слов, словарь переводческих терминов, словари синонимов, словари антонимов, словари омонимов,

словари паронимов, словари новых слов, словари «Новое в русской лексике»,

фразеологические словари, идеографические словари, ассоциативные словари, грамматические словари, иллюстрированные словари, словари сочетаемости, словари «крылатых слов», словари эпитетов;

словари обсценной лексики (вульгарной, ненормативной, грубо-просторечной):

словари арго, словообразовательные словари, орфографические словари,

орфоэпические словари, словари рифм, т. н. «Обратные словари»,

словарь переводчика, словарь общеупотребительных слов и словосочетаний в научно-технической литературе, словари трудностей русского языка ,

словари редких и устаревших слов, словари сокращений, словари языка писателей ,этимологические словари ,исторические словари,

диалектные словари, словари субстандартной лексики ,словари детской речи,

антропонимические словари , топонимические словари, лингвострановедческие словари, лингвокультурологические словари,

частотные словари, комплексные учебные словари, словари лингвистических терминов ,словари ударений, переводные словари, одноязычные словари,

двуязычные словари, многоязычные словари, сводный словарь русской лексики, словари молодёжного жаргона ,словари профессионального жаргона, тематические словари ,специальные словари,

словари под грифом ДСП (для служебного пользования)

2.3.1.Толковые словари.

Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, замечательного ученого (в 2011 году исполнилось 210 лет со дня его рождения). Даль составлял свой словарь на протяжении всей жизни, а ценность его труда подтверждается тем, что и сегодня, спустя 150 лет после выхода его Словаря, к нему постоянно обращаются знатоки и любители русского слова. Не менее известны «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, выдержавший более 20 изданий, и «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1992). Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка.

2.3.2. Словари иностранных слов.

Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли к нам.

2.3.3. Нормативные словари.

Если  ты хочешь узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нужно поискать нормативные словари: хорошо известные всем орфографические (от греч. orthos — «правильный», «прямой», grahpo — «пишу») или же орфоэпические (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»). Последний наиболее крупный орфографический словарь вышедший в 1999 г., содержит 160 000 слов.

В настоящее время издан ряд школьных лингвистических словарей и энциклопедических справочников. Среди них орфографические, толковые, фразеологические, словообразовательные, этимологические, антонимические, иностранных слов, крылатых слов и другие словари; детская энциклопедия, энциклопедические словари юного астронома, филолога, техника, математика, натуралиста, химика, художника. Взяв, например, толковый словарь, или этимологический, или словарь "Русские фамилии", вы узнаете много нового и интересного для себя и получите огромное удовольствие от их чтения. Скорее всего, вы пользовались школьным орфографическим словарем, знаете "Детскую энциклопедию" и, несомненно, заметили, что эти два справочника существенно отличаются друг от друга.

2.4. Универсальные и отраслевые энциклопедические словари.

В универсальные энциклопедии помещаются сведения из самых разных областей. Примером такого справочника является "Детская энциклопедия", "Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона", "Большая советская энциклопедия". В отраслевые словари включаются термины какой-либо отрасли науки, техники, искусства, литературы. Например, "Философия. Энциклопедический словарь", "Энциклопедический словарь юного филолога", "Энциклопедический словарь юного химика".

2.5.Электронные словари.

В последнее время широкое распространение получили электронные словари. Данные словари, как правило, являются электронными аналогами уже существующих "бумажных" словарей. Разновидностью электронных словарей можно считать так называемые "онлайновые" словари, размещенные в Интернете. Эти словари располагаются на сайтах в виде web-страниц и обладают многими возможностями, доступными только в Интернете: регулярно пополняемая словарная база, практически мгновенный доступ к новым словарям, размещенным на сайте. Их не нужно носить с собой из дома на работу и обратно, к ним всегда можно обратиться там, где есть Интернет, т. е. почти из любой точки земного шара.

Портал «Грамота.ru» полностью посвящен русскому языку. Тут собраны словари, которые могут помочь как в изучении языка, так и на практике. Среди них толковый словарь, словарь трудностей, словообразования, ударений, синонимов, антонимов, личных имен и пр. Тут представлена форма поиска и возможность искать по всем словарям одновременно. Кроме того, можно почитать краткую информацию о словаре: о его структуре, условных сокращениях и т.д. Еще один сайт, посвященный русскому языку, носит название «Русские словари. Служба русского языка». Там вы можете не только проверить правописание и посмотреть толкование какого-нибудь слова, но и выучить основные правила русской грамматики. Особый интерес представляют словари языков Пушкина и Достоевского. Введя слово в поисковую форму, можно посмотреть, в каком произведении и в каком контексте оно употреблялось писателем.

2.6.Составление словарей

Создание словарей - задача особой отрасли лингвистической науки - лексикографии. Современная лексикография развивается по двум основным направлениям. Одно - создание специализированных словарей , в которых содержалась бы информация только одного типа: например, только о написании слова, только о его происхождении, только о способах его сочетания  с другими словами и т. д. Другое направление - создание словарей комплексных, которые включали бы по возможности все сведения о слове: не только давали бы  толкования его значений , грамматические характеристики, правила произношения и написания , но и описывали его смысловые связи с другими словами, особенности его употребления в разных стилях, его словообразовательные возможности.

Различные типы словарей разрабатываются в зависимости от того, кому они адресуются.

Составление словарей - труд кропотливый и долгий. Современная лексикография  представляет собой целую индустрию, которая, удовлетворяя потребность в самых разнообразных  видах информации о слове, активно использует возможности современной компьютерной техники.

Важным вопросом при составлении словаря является вопрос о порядке расположения материала.

Чаще всего используется алфавитный порядок, иногда— в том или ином сочетании с иными принципами расположения. Например, во многих случаях применяется гнездование, т. е. объединение в одно «гнездо» (в рамках одной словарной статьи) слов, связанных общностью корня, хотя бы это нарушало алфавитную последовательность. Фактически в этих случаях происходит отступление от алфавитного порядка слов в сторону алфавитного порядка корней. Это оказывается очень удобным для некоторых типов словарей, например, для словообразовательных и этимологических. Последовательное проведение гнездового принципа соответствует лексикографической традиции многих языков. Так, например, арабские словари принято строить именно по алфавиту корней, помещая под каждым корнем все производные (в том числе и производные с приставками). Иногда и в словарях славянских языков глаголы с приставками включают в статью соответствующего бесприставочного глагола. Из русских толковых словарей гнездовой принцип наиболее широко применяют первые издания словаря Даля (до переработки словаря Бодуэном де Куртенэ), однако для приставочных глаголов сделано исклю­чение — они идут на своем алфавитном месте.

Особое использование алфавитного принципа имеем в обратных словарях. Слова в этих словарях располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв слова: а, ба, баба, жаба, ...амёба, ...служба, ...изба, ...шайба, ...колба, ...дамба и т. д. до последних слов, оканчивающихся на -яя: передняя, ...безмужняя. Среди неалфавитных принципов расположения материала важнейшим является принцип систематики (логической классификации) понятий, выражаемых лексическими единицами. Именно по этому принципу строятся упомянутые выше идеографические словари (называемые также «идеологическими» или «тематическими»). Вырабатывается та или иная логическая классификация понятий, и все, что подлежит включению в словарь, располагается по рубрикам этой классификации. Идеографические словари могут быть также двуязычными и многоязычными. Особую разновидность идеографических «оставляют «картинные словари» (по-французски «vocabulaires par l'image», по-немецки «Bildwцrterbьcher»), обычно двуязычные или многоязычные. Они содержат рисунки, изображающие тот или иной «кусок действительности» (например, комнату с обстановкой, цех завода, угольную шахту, птицеводческую ферму, улицу и т. д.) и обильно снабженные номерами, под которыми на той же или соседней странице приводятся названия соответствующих предметов на одном, двух или нескольких языках. Из упомянутых выше словарей систематический принцип расположения применен в словарях пословиц Даля и Челаковского (ср. например, рубрики Челаковского: I. Бог. Религия. Черт. Грех... II. Добро - зло... III. Правда - ложь... и т.д.).

Составление словарей — очень сложная работа. Кроме обще­лингвистических положений о слове, его значениях и употреблении, грамматических и фонетических характеристик, надо знать технику составления словарей и понимать состав словаря.

Словарь состоит из: 1) словника, т. е. подбора вокабул (заглавных слов, в немецкой лексикологии это называется Stichwцrter) со взаимными ссылками и отсылками, 2) филиации, т. е. расчлененной подачи значений той или иной вокабулы, 3) стилистических, грамматических и фонетических ремарок или помет к словам и их значениям, 4) иллюстративных примеров, 5) идиоматических и фразеологических сочетаний к данному слову и 6) перевода (в разноязычных словарях) или толкования (объяснения — в одноязычных словарях).

2.7. Результаты анкетирования.

И ещё я выяснил:

В школьной библиотеке существует семь разновидностей словарей:

  1. Орфографический словарь (Н.Д. Ушаков)

  2. Школьный словарь антонимов (М.Р. Львов)

  3. Школьный словарь строения слов русского языка (З.А. Потиха)

  4. Краткий словарь по эстетике (Овсяников)

  5. Краткий словарь литературоведческих терминов (Л.И. Тимофеев)

  6. Толковый словарь (Л.А. Кутин)

Также я проводил опрос и анкетирование на тему: «А пользуетесь ли вы словарями» и вот что у меня вышло:



Словарями в школе пользуются и школьники и учителя разных дисциплин.
3.Заключение.

И в заключении хочу сказать: энциклопедические, толковые, орфографические, орфоэпические и двуязычные словари — это те книги, которые должны быть в каждом доме, под рукой у всякого культурного человека. На мой взгляд, словари - это не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Всё богатство и разнообразие лексического запаса языка собрано в словарях. Словари многочисленны и разнообразны. Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, о выдающихся событиях (войнах, революциях, открытиях).

Чтобы подвести итоги, я вернусь к своей гипотезе:

Современный человек не может обойтись без использования словарей, ведь от каждого из нас требуется правильное понимание и произношение тех или иных слов.

Я думаю, что полностью доказал свою гипотезу, так как выяснил, что в мире существует огромное количество словарей, и у каждого есть своё значение, и каждый словарь может нам о чём - то рассказать.

Итак, создавая исследовательскую работу, я:

  • пополнил багаж знаний и научился отбирать информацию из разных источников.

  • научился оформлять свою работу в виде презентации и текстового варианта

Проводить своё маленькое исследование мне очень понравилось.

Список литературы

  1. http://www.slovari.ru/

  2. http://www.ruscenter.ru/739.html

  3. http://otvety.google.ru/

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/


Приложение 1

Анкета

  1. Есть ли в вашей домашней библиотеке словари?

  2. Если –да, то какие?

  3. В каких случаях вы обращаетесь к словарю?

  4. Как часто вы пользуетесь словарём(словарями)?




Похожие:

Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? iconУрок №110-111 Тема: «Компьютерные словари и системы машинного перевода...
Тема: «Компьютерные словари и системы машинного перевода текста. Работа с компьютерными словарями и переводчиками»
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? icon«Первые шаги в науку – 2013 – «Юниор»
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? icon«Первые шаги в науку – 2014 – «Юниор»
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? iconИсследовательская работа
Исследовательская работа «Влияние информационных потоков на гимназистов» Торжок, моу «Гимназия №7», 2009г
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? iconФ. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? iconИсследовательская работа Выполнена
Межрегиональная учебно-исследовательская конференция старшеклассников «Ломоносовские чтения»
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? iconНаучно- исследовательская работа «Береги здоровье смолоду» тема проекта
Что такое жвачка и когда она появилась?
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? iconТема: «Исследовательская работа участников ноу «Краевед»
Развивать логическое мышление, память, речь учащихся; расширять кругозор; повышать их интеллект
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? iconТема: «Исследовательская работа участников ноу «Краевед»
Развивать логическое мышление, память, речь учащихся; расширять кругозор; повышать их интеллект
Исследовательская работа Тема: о чём могут рассказать словари? iconИсследовательская работа Тема: «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны»
Подвиг сержанта Егора Игнатьевича Комбарова Воспоминания о войне Антонины Евгеньевны Кондратьевой, ветерана
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница