4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования




Название4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования
страница1/8
Дата публикации18.03.2013
Размер1.08 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
4.1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Политика как социальный феномен и объект исследования.

  2. Политика и мораль: функциональная общность и различия.

  3. Цели и средства в политике: диалектика взаимодействия.

  4. Понятие и история прав человека.

  5. Либеральная трактовка прав человека.

  6. Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире.

  7. Политическая мысль Древнего Востока: возможность современного использования

  8. Античная политическая традиция: возможность современного использования

  9. Политические идеи эпохи Возрождения: возможность современного использования

  10. Политическая мысль Нового времени: возможность современного использования

  11. Влияние учений Аврелия Августина и Фомы Аквинского на последующее развитие политических идей западной Европы

  12. Соотношение политики и морали в теоретических воззрениях Н. Макиавелли.

  13. Протестантский фактор в политической культуре Запада.

  14. Развитие либерально-демократических принципов в трудах Дж. Локка и Ш.Л Монтескье.

  15. Теория плебисцитарной демократии М. Вебера.

  16. Влияние православия на формирование российской политической культуры.

  17. Особенности развития русской политической мысли.

  18. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX –начала XX века.

  19. Политические мотивы борьбы с Западом в русской политической мысли.

  20. Русский марксизм: история возникновения и судьба.

  21. Большевизм в политической истории России.

  22. Евразийская модель политического будущего России.

  23. Государственная власть как соотношение "господство - подчинение".

  24. Роль личности в системе власти.

  25. Личность, этика, народ в системе власти и властных отношений.

  26. Демократизация политической системы в России.

  27. Власть и политический плюрализм.

  28. Особенности структуры современной политической системы России.

  29. Истоки и предпосылки тоталитаризма.

  30. Реформаторские возможности авторитарных режимов.

  31. Демократия: понятие и возникновение.

  32. Плюралистическая демократия: баланс групповых интересов.

  33. Предпосылки и пути демократизации.Теории демократического транзита.

  34. Роль средств массовой информации в политическом процессе.

  35. Роль масс-медиа в современных политологических технологиях.

  36. Правовое государство: идеал и действительность.

  37. Сравнительный анализ учения о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка.

  38. Идеальное государственное устройство в представлении Ж.-Ж. Руссо.

  39. Разделение властей как необходимое условие правового государства.

  40. "Общественный договор" как одна из теорий возникновения государства..

  41. Социальная справедливость - ключевое понятие общественного сознания.

  42. Основные направления современной социальной политики в России.

  43. Человек как субъект и объект политики.

  44. Политическое поведение личности..

  45. Основные институты политической социализации на современном этапе.

  46. Социализация и политическая культура.

  47. Особенности политической социализации в условиях современной России.

  48. Основные направления современной элитарной теории.

  49. Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты.

  50. Используя различные методики и теоретические подходы, составьте политические портреты современных лидеров.

  51. Перспективы гражданского общества в России

  52. Основные концепции политического лидерства в современной политологии.

  53. Политические партии в политической системе общества.

  54. Проблемы и перспективы формирования многопартийности в России.

  55. Консервативные и либеральные политические партии: истоки, тенденции развития, современный облик и перспективы на будущее.

  56. Место и роль идеологий в политике

  57. Возникновение и основные принципы идеологии либерализма.

  58. Этапы исторического развития консервативной идеологии.

  59. Деидеологизация политики: утопия или реальность?

  60. Политика и психология: грани общего.

  61. Реформы и революции в политическом развитии общества

  62. Анализ конкретной ситуации социально-политического или этнического конфликта.

  63. Современные схемы управления конфликтами.

  64. Современный терроризм и политические конфликты.

  65. Причины и специфика межэтнических конфликтов.

  66. Политические средства в разрешении межнациональных конфликтов.

  67. Особенности политической культуры западного общества.

  68. Особенности политической культуры современной России.

  69. Демократический тип политической культуры: особенности проявления.

  70. Проблемы мировой политики и международных отношений в истории социально-политической мысли.

  71. Международные конфликты и международная безопасность.

  72. Глобализация как экономический и политический процесс.

  73. «Третий мир» в условиях глобализации.

  74. Российская геополитика и современность.

  75. Избирательные компании: содержание и технология реализации.

  76. Политическое лидерство в системе политического менеджмента.

  77. Роль средств массовой информации в построении имиджа политического лидера.

  78. Терроризм как угроза международным отношениям и безопасности государств.

  79. Политика как социальный феномен и объект исследования.

  80. Политика и мораль: функциональная общность и различия.

  81. Цели и средства в политике: диалектика взаимодействия.

  82. Понятие и история прав человека.

  83. Либеральная трактовка прав человека.

  84. Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире.

  85. Политическая мысль Древнего Востока: возможность современного использования

  86. Античная политическая традиция: возможность современного использования

  87. Политические идеи эпохи Возрождения: возможность современного использования

  88. Политическая мысль Нового времени: возможность современного использования

  89. Влияние учений Аврелия Августина и Фомы Аквинского на последующее развитие политических идей западной Европы

  90. Соотношение политики и морали в теоретических воззрениях Н. Макиавелли.

  91. Протестантский фактор в политической культуре Запада.

  92. Развитие либерально-демократических принципов в трудах Дж. Локка и Ш.Л Монтескье.

  93. Теория плебисцитарной демократии М. Вебера.

  94. Влияние православия на формирование российской политической культуры.

  95. Особенности развития русской политической мысли.

  96. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX –начала XX века.

  97. Политические мотивы борьбы с Западом в русской политической мысли.

  98. Русский марксизм: история возникновения и судьба.

  99. Большевизм в политической истории России.

  100. Евразийская модель политического будущего России.

  101. Государственная власть как соотношение "господство - подчинение".

  102. Роль личности в системе власти.

  103. Личность, этика, народ в системе власти и властных отношений.

  104. Демократизация политической системы в России.

  105. Власть и политический плюрализм.

  106. Особенности структуры современной политической системы России.

  107. Истоки и предпосылки тоталитаризма.

  108. Реформаторские возможности авторитарных режимов.

  109. Демократия: понятие и возникновение.

  110. Плюралистическая демократия: баланс групповых интересов.

  111. Предпосылки и пути демократизации.Теории демократического транзита.

  112. Роль средств массовой информации в политическом процессе.

  113. Роль масс-медиа в современных политологических технологиях.

  114. Правовое государство: идеал и действительность.

  115. Сравнительный анализ учения о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка.

  116. Идеальное государственное устройство в представлении Ж.-Ж. Руссо.

  117. Разделение властей как необходимое условие правового государства.

  118. "Общественный договор" как одна из теорий возникновения государства..

  119. Социальная справедливость - ключевое понятие общественного сознания.

  120. Основные направления современной социальной политики в России.

  121. Человек как субъект и объект политики.

  122. Политическое поведение личности..

  123. Основные институты политической социализации на современном этапе.

  124. Социализация и политическая культура.

  125. Особенности политической социализации в условиях современной России.

  126. Основные направления современной элитарной теории.

  127. Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты.

  128. Используя различные методики и теоретические подходы, составьте политические портреты современных лидеров.

  129. Перспективы гражданского общества в России

  130. Основные концепции политического лидерства в современной политологии.

  131. Политические партии в политической системе общества.

  132. Проблемы и перспективы формирования многопартийности в России.

  133. Консервативные и либеральные политические партии: истоки, тенденции развития, современный облик и перспективы на будущее.

  134. Место и роль идеологий в политике

  135. Возникновение и основные принципы идеологии либерализма.

  136. Этапы исторического развития консервативной идеологии.

  137. Деидеологизация политики: утопия или реальность?

  138. Политика и психология: грани общего.

  139. Реформы и революции в политическом развитии общества

  140. Анализ конкретной ситуации социально-политического или этнического конфликта.

  141. Современные схемы управления конфликтами.

  142. Современный терроризм и политические конфликты.

  143. Причины и специфика межэтнических конфликтов.

  144. Политические средства в разрешении межнациональных конфликтов.

  145. Особенности политической культуры западного общества.

  146. Особенности политической культуры современной России.

  147. Демократический тип политической культуры: особенности проявления.

  148. Проблемы мировой политики и международных отношений в истории социально-политической мысли.

  149. Международные конфликты и международная безопасность.

  150. Глобализация как экономический и политический процесс.

  151. «Третий мир» в условиях глобализации.

  152. Российская геополитика и современность.

  153. Избирательные компании: содержание и технология реализации.

  154. Политическое лидерство в системе политического менеджмента.

  155. Роль средств массовой информации в построении имиджа политического лидера.

  156. Терроризм как угроза международным отношениям и безопасности государств.


^ 4.2. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО СОЦИОЛОГИИ

    1. Основные типы стратификации и стратификационных систем.

    2. Современные теории социальной стратификации.

    3. Неравенство и стратификация современного и традиционного обществ: сравнительный анализ

    4. Средний класс на Западе и в России: социальные границы, тенденции развития.

    5. Маргиналы и маргинальность в произведениях русских писателей (А. Платонов, М. Зощенко, М. Булгаков).

    6. Богатство и бедность в современной России.

    7. Контуры российской стратификационной системы и альтернативы ее развития.

    8. Несправедливое и справедливое неравенство.

    9. Социальная мобильность в России.

    10. Экономическая стратификация: проблемы изучения.

    11. Специфика изучения социальной структуры переходного общества.

    12. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Веблен о сущности и функциях социальных институтов.

    13. Явные и латентные функции социальных институтов.

    14. Почему возможно сосуществование институтов науки и религии в современном обществе.

    15. Брак как социальный институт.

    16. Средства массовой информации как социальный институт.

    17. Социология семьи как частная социологическая дисциплина.

    18. Система непрерывного образования как современный этап эволюции социального института образования.

    19. Система социальной защиты как социальный институт.

    20. Спорт как социальный институт.

    21. Взаимосвязь социальных институтов: государство и гражданское общество.

    22. Особенности процесса институционализации в кризисном обществе.

    23. Семья как ценность и социальный институт.

    24. Ролевые конфликты в современной семье и способы их разрешения.

    25. Студенческая семья как объект социологических исследований.

    26. Организации в современном обществе.

    27. Организация и человек: проблема сосуществования.

    28. Пути достижения организационной эффективности.

    29. Организационная культура личности: проблемы формирования.

^ 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ

И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Со студентами очного обучения проводятся семинары № 1-6 в форме развернутой беседы на основе плана семинарского занятия;

со студентами очно-заочного обучения проводятся семинары № 1,3,4,6 в форме развернутой беседы на основе плана семинарского занятия или в форме обсуждения докладов студентов;

со студентами заочного обучения проводятся семинары № 1,3,4,6 в форме обсуждения докладов студентов.

Подготовку к семинарскому занятию следует начинать заранее с уточнения плана семинара и его учебных целей. Определите из перечня учебных вопросов наиболее сложные. Исходя из рекомендаций, полученных на установочной лекции, изучите соответствующую главу учебника, для углубления знаний воспользуйтесь списком дополнительной литературы. Обязательно прочтите и следуйте методическим советам, содержащимся в плане семинара. Рекомендуется по вопросам семинара делать краткие пометки в рабочих тетрадях.

Студентам, претендующим на высокую оценку за курс, необходимо выступить с докладом, как минимум, на одном семинаре по одной из предложенных тем.

Студенты очного обучения темы докладов выбирают из списка тем докладов, указанных в каждом плане семинара.

Студенты-заочники доклады готовят по учебным вопросам, выносимым на семинар.

Не воспрещается и самостоятельный выбор доклада, но он должен быть в рамках темы семинара. Продолжительность выступления с докладом – 10-15 минут.

^ 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Как выбрать тему

Тема контрольной работы выбирается студентом по последней цифре номера зачетной книжки. К примеру, если последняя цифра "5", то можно выбрать темы под номерами "5","15","25","35" и т.д.
^ Можно ли пользоваться Интернетом?

Некоторые студенты написание контрольной работы сводят к элементарному «скачиванию» похожих рефератов, присвоению чужого труда. Главный критерий при проверке контрольных работ - степень их самостоятельности. Студент, уличенный в плагиате равно как списывании на экзамене, несомненно, не будет оценен положительно.
^ Как подобрать литературу

Выбрав тему контрольной работы, познакомьтесь, прежде всего, с содержанием учебника или учебного пособия по этой теме. Составив примерный план работы, начните подбор литературы. При самостоятельном или дополнительном подборе литературы выбирать следует а) по сходству названия книги и вашей темы; б) по автору, который, по Вашему мнению, занимался разработкой тем сходных с темой вашей контрольной работы.

В контрольной работе должно быть использовано не менее 5 источников. Пример подбора литературы:

1.Учебник или учебное пособие.

2. Литература по теме (из списка рекомендуемой или выбранная в

библиотеке по каталогам).

  1. Литература по теме (из списка дополнительной литературы или из каталогов библиотеки).

4. Политологические словари

^ Общие требования к контрольным работам

Контрольная работа должна быть выполнена на листах формата А4, распечатана на принтере или написана разборчивым почерком.

^ Контрольная работа предполагает выполнение студентом двух заданий.

I. Развернутое изложение предложенной темы (реферативная работа на 15-20 стр.) Эта часть контрольной работы должна содержать:

а) титульный лист и оглавление;

б) введение (во введении необходимо показать проблему или спектр проблем, решаемых политологией в рамках выбранной темы; далее – соответствующие цель и задачи вашей работы);

в) обзор различных подходов к выделенным проблемам и варианты их решения в политологии (основная часть);

г) собственный анализ рассматриваемых в реферате проблем и изложение своей точки зрения (не менее 2-3 стр.), здесь же обязательно покажите, в чем сущность рассматриваемых вами проблем;

д) заключение (т.е. суммирование всего самого существенного в виде выделения главных тезисов (утверждений) и выводов из них);

е) список использованной литературы (не менее 5 источников).

II. Словарь основных понятий (требуется дать определение всем центральным категориям (понятиям) из рассматриваемых в реферате (от 7 до 10 понятий).

^ 7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ.
7.1. Рекомендации по подготовке к экзамену



При подготовке к экзамену наряду с лекциями, которые студент прослушал на сессии, учебниками и учебными пособиями, необходимо максимально использовать и программу курса. Ведь она включает разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее изучив программу курса, сможет структурировать знания, построить их в определенную систему, учить ответы на вопросы. Учитывая, что программа курса обязательно лежит на столе у экзаменующегося, необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Кроме того, следует использовать знания, полученные при написании контрольной работы и в ходе выступлений с докладами на семинарах.
^ Общие приемы поиска ответа на
поставленный вопрос, в том числе на экзамене

Общая цель преподнесения данных рекомендаций – оснастить студента приемами поиска ответа на вопросы по политологии. Предполагается, что студент, освоивший эти приемы, будет в состоянии не только вспомнить то, что знает, но и «правильно придумать», воссоздать ответ средствами собственного мышления. С помощью этих приемов студент сможет наверняка заложить в свой ответ все самое необходимое, существенное.

^ Часть 1. Подготовка к ответу

Если при одном и том же уровне подготовки можно получить и "три", и "пять", то почему бы не получить пять? Для этого просто обогатите и структурируйте свой ответ с помощью предложенных приемов и выработайте свои.

Представим, вы смотрите на вытянутый вами билет. С чего начать? ^ Не ошибетесь, если, для начала, дадите определения всем центральным понятиям в билете. Плюсы этого подхода заключаются в том, что после такой обработки вопросы становятся для вас гораздо более понятными. С другой стороны, большая часть вопросов на экзамене (уже при ответе) сводится к вопросам о понятиях. Определившись с понятиями, вы заранее готовы к таким вопросам и не сделаете глупых ошибок при оперировании ими.

^ Основной подход: Мышление организуется вопросами, поэтому необходимо научиться задавать себе вопросы для того, чтобы актуализировать собственную память, запустить ее на полную мощность и правильно, полно построить ответ. Как только вопрос задан, появляется возможность на него ответить. Приводимые далее приемы мышления и есть способы задать себе вопрос: "А что, если …?"

Прием проверки определения.

После того, как вы дали определение понятию спросите себя: "Что-то еще под это определение подходит?". Если подходит, значит, ваше определение слабое.

Пример: "Политический язык – это средство передачи политической информации". Проверяем: "телефон тоже можно определить как средство передачи информации, значит, по нашему определению выходит, что политический язык и телефон – одно и тоже. Вывод: наше определение слабое". Если посмотреть глубже, то становится ясным, что мы дали определение не политическому языку, а одной из функций языка.

Описательные и оценочные определения.

Определив понятие, спросите себя: "Данное определение оценочное или описательное?". Важно дать и то, и другое, но не смешивать их.

Пример: "Личность в политике – это ответственный, решительный, волевой, целеустремленный, уважаемый, и т.д. человек". (Это оценочное определение – мы как бы говорим: "хороший человек"). "Личность – это все социальное в человеке, т.е. воспитанные в человеке роли, моральные нормы, убеждения, способы общения и поведения" (Это пример описательного определения). Описывая, мы пытаемся отразить мир таким, каков он есть; оценивая, мы показываем значение элементов мира для человека, группы или вообще общества. Наука требует в первую очередь описательные определения.

Любое утверждение истинно только в рамках выделенных условий, но зато в этих рамках оно истинно.

Это значит, что утверждать что-то можно, только показывая контекст, условия, при которых ваше утверждение истинно, но это также значит, что, выделив другие условия, вы имеете возможность показать проблему с другой стороны. В результате вы можете получить несколько на первый взгляд взаимоисключающих определений, но на самом деле они просто показывают исследуемое явление с разных сторон. Таким образом, всякий раз оговаривая условия или контексты, вы показываете, что умеете анализировать, корректно размышлять, а также застраховываете себя от ненужных попыток найти "самое верное" утверждение, и от парализующего страха "сказать не то".

Прием аспектов.

Все, что угодно, можно рассмотреть с разных сторон или точек зрения. Такой аналитический подход позволяет подробно описать предмет, явление, состояние или процесс, не смешивая все в кашу и не забывая всего самого существенного.

Пример: Все, что угодно, можно рассмотреть как систему (аспект - система), а значит выделить в системе а) элементы, б) отношения и связи между ними, в) структуру системы (устойчивые связи и отношения между элементами), г) функции системы и ее элементов (которые поддерживаются структурой системы). Попробуем определить, что содержит политика: "Политика – это система, элементами которой являются политические институты (партии, движения, государство и т.д.), связанные политическими отношениями. Устойчивые политические отношения и связи между политическими институтами образуют структуру политики. Как и любая другая структура, структура политики поддерживает функции, в данном случае – функции политики (можно перечислять …) и т.д.

Некоторые из самых удобных для анализа аспектов:

  • сущность (пытаетесь выявить первопричину или самое существенное, плюс то, что делает уникальным то, что определяете, то, без чего, например, личность уже не будет личностью, или культура культурой и т.д.);

  • система (см. пример выше);

  • элемент (воспользуемся и далее примером с политикой: что, если политика не только система, а элемент системы большего порядка? Очевидно – элемент общества);

  • структура (например, политика – это структура социальных отношений на основе общественного договора);

  • функция (например, политика – это функция культуры, функция организации жизнедеятельности людей);

  • взаимодействие (например, политика – это взаимодействие государства и общества, власти (с ее ветвями) и индивида, и т.д.);

  • отношение (например, политика – это отношение между индивидуальными и коллективными потребностями, между государствами и другими политическими институтами, и т.д.);

  • развитие (например, политика – это уровень и этап развития общественных отношений, развитие норм от морали к законам, и т.д.);

  • деятельность (например, политика – это деятельность субъектов политики, совокупность действий, направленных на достижение политической цели; сфера социальной деятельности);

  • субъект (тот, кто влияет, познает, воспринимает) (например, в политике можно выделить субъектов политики, а значит можно включить субъекта политики как элемент в систему политики (нужно вернуться и дополнить данное нами выше определение политики через аспект – систему). Тот, кто воздействует на государственную власть или осуществляет ее и есть субъект политики);

  • объект (то, на что оказывают влияние, что познают или воспринимают) (например, объект политики – это человек, группа, общество или отношения между ними, регулируемые государством).

  • ^ Факторы, условия, причина, следствие, процесс, и т.д.

Очевидно, что этими аспектами удобно и легко пользоваться, если вы предварительно посмотрите эти понятия в словаре. Ведь чтобы определить, скажем, общество как систему, нужно знать, что такое вообще система. Верно?

^ В качестве упражнения: загляните наугад в политологический словарь и выберите любое более-менее знакомое понятие и попытайтесь (используя приемы поиска ответа) дать ему определение, а затем сравните, то, что получилось у вас с тем, что в словаре. Если вы заложили в свое определение все самое существенное (детали можно опустить), значит, сможете воспользоваться этими приемами и на экзамене.

Этимологический анализ.

Посмотрите, что дает само слово (если его разложить, и поискать синонимы), которое вы пытаетесь определить, и, если известно, то вспомните происхождение слова.

Пример: "Что такое политическое сознание?". Раскладываем: Со-знание. Знание – слово знакомое, но что значит частица "со-"? Какие слова помним начинающиеся на "со-": сотрудничество, сотворчество, сострадание, сопереживание, содействие, состязание, сообщество и т.д. Становится понятным, что данная частица означает "совместность" чего-то с чем-то. Соответственно можем определить сознание как "совместное знание". То совместное знание, которое есть в индивиде, можем, следовательно, отметить как "индивидуальное сознание", а то общее знание, которое присутствует в обществе в целом – как "общественное сознание. Знание о чем? Правильно, о мире политического.

Прием поиска критерия.

Скажем, требуется назвать компоненты политической культуры, т.е. то, что входит в содержание понятия "политическая культура". Легко приходят в голову следующие компоненты: искусство, традиции, обычаи, этикет, нормы общения, а далее, как правило, студент "выдыхается". Спросим себя: "А по какому признаку (критерию) я что-то отношу к культуре, а что-то нет?". Допустим, сразу не можете ответить на этот вопрос. Значит необходимо задать другой! Например: "А что объединяет то, что я уже назвал?" Очевидно то, что и традиции, и искусство, и нормы, и остальное создано человеком, а не природой. Можем теперь ответить на вопрос о критерии: "критерий в данном случае – все то, что создано человеком". Получается, все, что создано человеком, относится к культуре (получили гипотезу). А что же относится непосредственно к политической культуре? Да, те элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане духовной культуры, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Проверяем, и убеждаемся в правильности гипотезы.

Прием противопоставления.

Суть приема в том, что легче определить что-либо, если при этом подразумевать его противоположность или границы (например, женское – мужское, белое – черное, добро – зло, описание – оценка, и т.д.). Например, культуру и ее компоненты определить достаточно легко, если вспомнить (установить), что полярным понятием культуре является природа.

Прием переформулирования вопроса.

Часто вопрос только кажется непонятным, поскольку отражает непривычную вам манеру мышления. Просто переформулируйте вопрос, используя все синонимы, которые быстро приходят в голову. Зачастую этого уже достаточно, чтобы не только понять вопрос и сосредоточиться, но и ответить на него.

^ Таблица синонимов и ассоциаций.

Удобно вопрос превратить в таблицу, где каждое слово в вопросе будет началом столбика. И, соответственно, под каждым словом вопроса нужно выписать все его синонимы и ассоциации на него. Чаще всего уже этого приема достаточно, чтобы увидеть, что вопрос сам на себя отвечает.

Прием аналогии.

Аналогия не является методом получения научного знания, т.е. не дает достоверных выводов и не может выступать в качестве доказательства. Но аналогия незаменима как средство актуализации мышления. Главная познавательная функция аналогии в том, что она позволяет сформулировать гипотезу. А уж проверить ее, как правило, не трудно.

Пример: Допустим, от вас требуется назвать функции гражданского общества. Пользуясь этим приемом, вы себя спрашиваете: "А что если общество – это своего рода живой организм? Можно тогда говорить о некоем подобии функции самосохранения? А почему нет? Тогда какие общественные институты выполняют эту функцию? А функция воспроизведения есть в обществе? Конечно – воспроизводятся индивиды (а это предмет демографической политики), воспроизводятся общественные учреждения, нормы отношений между людьми (например, законы), и т.д., и т.п."
Приведение даты или исторического сравнения.

Хорошо дополняют и украшают ответ даты и числа (полезно запомнить несколько из самых удобных для сравнения по большинству экзаменационных билетов). Небольшой исторический экскурс выгодно показывает эрудицию и навыки анализа.

^ Ответ на зачете

Основной подход: Первое, что необходимо уяснить – экзамен (зачет) – это общение двух людей, а не человека и машины или двух машин. А значит и результат этого общения во многом зависит от психологических сторон действий этих людей. Второе – на экзамене допускается (и даже приветствуется) многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с обязательным условием ее достаточной аргументации.

Психологическая настройка перед ответом.

Важно понимать, что подготовка к ответу и сам ответ – не одно и тоже. Следовательно, после того как вы воспользовались "искусством мышления" нужно дать своей психике время переключиться с "режима поиска информации" на "режим выдачи информации". Часто студент "все забывает" перед преподавателем только потому, что его сознание по инерции еще ищет ответ, тогда как его уже пора рассказывать. В этой ситуации студенту ничего не остается как "уткнуться" в свой листок, что создает впечатление "списал". Поэтому определите для себя: сколько времени вам нужно чтобы переключиться (30 сек. или 2 минуты?). И перед выходом к преподавателю отложите лист и мысленно "начните" рассказывать: "так, я начну с этого, потом перейду к этому утверждению, что позволит мне сделать тот вывод…" Удержите в памяти своеобразный план начала ответа (не более чем из 4-х утверждений или мыслей), когда их расскажете, сознание уже "встанет на нужные рельсы" и будет готово вспомнить остальное, ну а если потребуется, то не грех и подглянуть.

Структурируйте свой ответ.

Следует помнить, что приемы поиска ответа – это еще и приемы организации самого рассказа на экзамене, т.е. приемы структурирования ответа. Это значит, что вы можете показать явление с разных сторон, не смешивая все в одну "кашу", и не "теряясь". Структурировать ответ, это также значит выделить главное и второстепенное, показать критерий, по которому вы отделяете одно от другого, указать на основания (напр. исходные посылки) своих утверждений.

Реже смотрите на лист.

Психике приходится совершать гигантский объем работы, переключая в одно мгновение внимание, память, воображение, мышление то на рассказ, то на восприятие материала из листочка. Редко кто способен таким образом "прыгать" при ответе, абсолютное большинство же мгновенно устают и просто читают то, что успели записать. Зачитанный ответ по всем параметрам неизмеримо хуже: вы не видите реакции собеседника, не имеете возможности что-то добавить "по ходу", а главное – написанный текст не пригоден для устного изложения, это не стихи!

Чаще смотрите на преподавателя.

Экзамен вы сдаете не компьютеру, а человеку, поэтому и общаться нужно "удерживая контакт". Расшифруйте подробнее свое утверждение, если по глазам видите, что ваша формулировка неудачна, или не совсем понятна. В нашей культуре слушающий меньше смотрит на говорящего, отсюда и получается, что если студент вообще не смотрит на преподавателя при ответе, а, наоборот, преподаватель смотрит на студента, когда тот отвечает, то субъективно (у преподавателя) создается впечатление, что "говорит" он сам, а не студент. Выводы понятны…

Удерживайте положительное настроение.

Этот принцип один из самых простых и в тоже время сложных. Еще раз акцентируем: экзамен – это общение двух людей! Кого приятнее слушать: ноющего студента или воодушевленного своим рассказом? Понятно, что хорошее настроение удержать трудно, но если вы удержите хотя бы просто нейтрально-доброжелательный настрой, вы удивитесь насколько это улучшает вашу же память и восприятие преподавателем вашего ответа.

Не говорите того, чего не знаете.

Преподаватель сразу видит, когда студент говорит то, чего не понимает. Не все студенты могут себе даже представить, насколько это бросается в глаза! Подобные пассажи в ответе студента провоцируют преподавателя на вопрос, на который студент ответить не в силах, поскольку не может понять сам вопрос, и уточнить его уже не имеет возможности, поскольку тем самым покажет что говорил "то-не-знаю-что". Не ставьте себе ловушек.

Будьте выше списывания.

Списанный ответ сразу же видно – и по тому, что используются непривычные для студента обороты речи, и по тому, что, весомая часть такого ответа не понимается студентом, что сразу бросается в глаза, и, кроме того, списанный ответ провоцирует вопросы, на которые студент не сможет ответить
7.2. Вопросы к зачету

Политология:


  1. Политология и ее роль в современном общественном развитии.

  2. Понятие, условия становления и функции гражданского общества.

  3. Политика в жизни общества, ее сущность, содержание и структура. Молодежь и политика.

  4. Политическая культура личности и общества: структура, типология и

показатели.

  1. Характеристика основных этапов эволюции политических учений.

  2. Выборы в демократическом обществе: функции, основные принципы, типы избирательных систем.

  3. Объективная потребность, сущность и особенности политической власти.

  4. Ресурсы власти.

  5. Основные принципы демократии и особенность их развития в современной России.

  6. История становления политической теории в России.

  7. Демократия: понятие и основные теории. Предпосылки и пути демократизации.

  8. Принцип системности в политике. Содержание и структура политической системы общества.

  9. Содержание, основные черты и особенности современного мирового развития.

  10. Политические режимы современности: сущность, основы, индикаторы, типы.

  11. Внешняя политика: сущность, формы, методы и принципы осуществления.

  12. Понятие геополитики как важнейшей характеристики миропорядка.

  13. Современные геополитические модели.

  14. Политическое господство и легитимность. Типы легитимности власти, ее эффективность.

  15. Геополитическое положение России и особенности ее внешней политики на современном этапе.

  16. Античная политическая традиция.

  17. Социальные и институциональные субъекты политики.

  18. Политическая социализация как процесс: сущность, этапы и функции.

  19. Государство как основной институт политической системы: признаки, функции и монопольные права.

  20. Место и роль политических партий и общественно-политических движений в политической жизни общества.

  21. Формы территориального устройства государства. Особенности территориального устройства России.

  22. Природа, содержание и функции политической идеологии. Основные

политические идеологии современности.

  1. Формы правления и их характеристика.

  2. СМИ в процессе формирования индивидуального и общественного

политического сознания.

  1. Политические конфликты и способы их разрешения.

  2. Место и роль личности в системе политических отношений. Политические интересы и формы их реализации.

  3. Международные организации и военно-политические союзы и их роль в мировом сообществе.

  4. Политический лидер и его роль в жизни общества.

  5. Принципы организации и устройства политической власти в России.

  6. Природа, социальные функции и система рекрутирования политических элит.

  7. Условия политического развития, основные этапы и пути политической модернизации.

  8. Цели, методы и средства в политике.

  9. Политическая мысль Нового времени.

  10. Политические идеи эпохи Возрождения.

  11. Правовое государство: идеал и действительность.

  12. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

  13. Сравнительная характеристика западной и православно-славянской

политической культуры.

  1. Процесс принятия политических решений.

  2. Сравнительная характеристика президентской и парламентской республиканской формы правления.

  3. Мораль и политика: общее и специфическое.

  4. Политические права и свободы и проблемы их реализации в современном мире.

  5. Современные политические учения Запада.

  6. Группы давления как субъекты политического процесса


^ 7.3. Тестовые задания
Социология:

  1. Социология – это наука о:

А)Человеке, его психологических и нравственных основах;

б)Развитии общества, социальных отношений и общностей; в)Взаимодействии общества, природы и человека.

  1. Как называется функция социологии, которая реализуется в выработке научных знаний об обществе? А)прогностическая; б)методологическая; в)критическая; г)гносеологическая

  2. Какой социальный статус является приписываемым статусом? А)лидер партии; б)священнослужитель; в)потомок дворянского рода; г)директор учреждения

  3. Какая из характеристик индивида определяет его социальный статус? А)старший сын; б)любимый сын; в) упрямый сын; г)заботливый сын
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconПроблема исследования. Объект и предмет исследования. Тема исследования и ее актуальность
Работа над исследовательским проектом начинается с определения следующих элементов: «объектная область», «проблема», «объект» и «предмет»...
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconПолитика как общественный феномен. Политика – это искусство управлять людьми. Сократ
Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции,...
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconОглавление
Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный...
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconТемы по макроэкономике: Перечень тем курсовых работ по дисциплине "Экономическая теория"
Экономическая теория и экономическая политика. Основные цели современной российской экономической политики
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconВопрос о развитии права
Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный...
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconПеречень примерных тем выпускных квалификационных работ
Особенности профессиональной культуры государственных (муниципальных) служащих (на примере исследования персонала государственных...
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconПеречень тем вкр специальность 080110. 51 «Банковское дело»
Валютная политика Банка России: режим валютного курса, интервенции и управление международными резервами
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconПримерные вопросы к экзамену по социологии
Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconЗадачи исследования 5 Объект исследования 6 Метод сбора данных 6...
Общие тенденции, перспективы и факторы развития российского рынка автомобильных грузовых перевозок 21
4 перечень тем контрольных работ политика как социальный феномен и объект исследования iconКультура как предмет исследования
Бенуа: "Культура это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница