Скачать 98.25 Kb.
|
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА «Критериальный анализ педагогической творческой деятельности» Авторская разработка учителя русского языка и литературы МАОУ «Бронницкая СОШ» УЛЬЯНОВОЙ Е,В, по теме Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера АКТУАЛЬНОСТЬ. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определённой суммы знаний. Во всём педагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся к родному языку и умения самостоятельно пополнять свои знания. Это подтверждается современной ситуацией в образовании. К сожалению , у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Наши СМИ не улучшают речь и грамотность учащихся. Речь политических деятелей страны не является образцом подражания. Диагностика, которую я провела в 5 классе, показала, что учащиеся моего класса слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них не было желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, не умели выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, усваиваются и осмысленно применяются на практике. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время недостаточно разработаны подходы к познавательной активности учащихся в условиях сельской школы. Всё выше сказанное и определило актуальность моей разработки. Актуальность данного вопроса подтверждается «Законом об образовании» и Концепцией развития школы, где насущной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого школьника активной жизненной позиции и воспитания патриотизма через любовь и интерес к родному языку. ^ При создании своей системы работы «Активизация интереса и познавательной деятельности русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера» я опиралась на работы И.П. Волкова, Г.К. Г.К. Селевко, И.П. Иванова, И.С. Якиманской. В работах И.П. Волкова интересными для меня выступили идеи: - необходимость выявления, учёта и развития творческих способностей учащихся; - приобщение школьников к многообразной творческой деятельности. В работах И.П. Иванова наиболее важным считаю положение о воспитании общественно-активной творческой личности. В работах Г.К. Селевко меня привлекла мысль о формировании человека самоусовершенствующегося. В работах И.С. Якиманской существенными выступили положения: - развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка; - необходимость познания себя, самореализации личности в процессе учебной деятельности. Также важен опыт методистов Е.В. Коротаевой, В.А. Сидоренкова, М.И. Крупенинниковой, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной, которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащегося при обучении русскому языку, проектирования самостоятельной работы учащихся через домашние задания, активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка. Ещё меня заинтересовала система домашних заданий учителя-практика Новгородской области В.А. Сидоренкова. Всё выше сказанное и составило теоретические предпосылки моей работы. ^ Суть моей работы заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счёт подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придаёт школьникам уверенность в своих силах, даёт возможность почувствовать радость победы, оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, взаимо- и самообучения учащихся. При моей системе работы у учащихся развивается интерес к родному языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цели, наблюдать, сравнивать, обощать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений. О результативности АПР можно судить по улучшению качества сочинений учащихся за счёт увеличения элементов самостоятельности. Мою разработку можно представить в виде системы домашних заданий. Мой подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приёмам самостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цель развития познавательной деятельности. Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счёт расширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели. На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приёмы работы: внимательно прочитать текст, определить сколько в нём частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника, дополнить вопросы, если в тексте остаётся невостребованная информация, выделить ключевые слова текста, найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова, пересказать текст, проверяя себя по учебнику, по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм. Предлагаю нетрадиционные домашние задания:
При такой организации домашних заданий у учащихся возрастает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво. На втором этапе учу4 ребят нестандартным способам, решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию её для решения возникающих проблем, развиваю фантазию и воображение, вызываю интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь использую следующие задания:
Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации учащихся при выполнении домашних заданий, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное – развитие зрительной памяти.
На данном этапе использую групповую работу. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым даются задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяю взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля. Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учёта знаний, умений и навыков. На третьем этапе создаю условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приёмами; использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе). Моя деятельность заключается в развитии самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самореализации через различные виды деятельности.
а) языковый анализ пословиц; б) описание события, обозначенного пословицей.
Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Оригинальность в том, что неудовлетворительную отметку лучше не ставить. Нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ. Особенность моей системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы: а) учебная информация по разработанной мною системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент. б) самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ; в) применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих способностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы; г) формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что моя разработка имеет адаптивный уровень новизны. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Формируя познавательную активность учащихся, я выделила следующие показатели, по которым отслеживаю динамику развития: а) умение наблюдать, сравнивать, делать обобщения и выводы; б) интерес к поисковой и творческой деятельности; в) желание заглянуть за страницы учебника; г) интерес к написанию сочинений и потребность в самостоятельной и творческой деятельности. Если вначале дети не умели наблюдать и сравнивать, обобщать, не были увлечены изучением родного языка, не было желания получать дополнительную информацию, то постепенно произошли изменения в лучшую сторону. Это проявилось в активной подготовке домашних заданий творческого характера. В улучшении качества сочинений учащихся за счёт увеличения элементов самостоятельности, в количестве и качестве вопросов во время уроков, учащиеся активно включаются в подготовку выступлений, которые требуют изучения дополнительной информации, появился интерес к выполнению нестандартных заданий. Научились рассуждать, доказывать, объяснять, выделять существенные признаки грамматических понятий, усваивать все произносимые грамматические термины. Некоторые ребята заинтересовались учебниками других авторов, поэтому я в свою практику включила знакомство с учебником М.М. Разумовской. Наиболее ярко динамика проявилась в выполнении творческих работ. Ученики моего класса стали победителями конкурсов сочинений: «Герой нашего времени», «Россия, в которой мне хочется жить», «Дорога глазами детей». Двое учеников заняли 1-е место в районных олимпиадах по русскому языку, 6-е место в областной олимпиаде. В 2008-2009 учебном году два ученика заняли 1 место в районе в международном конкурсе «Русский медвежонок», 6-е место в регионе. В 209-2010 учебном году 1-е место в регионе в международном конкурсе «Русский медвежонок». ^ С точки зрения границ применения моей разработки она имеет субъективный уровень. Опытом своей системы домашних заданий я делилась на методических объединениях учителей русского языка и литературы, на педагогическим совете учителей нашей школы. Моя разработка будет значима и для других учителей-предметников. ЛИТЕРАТУРА.
|
![]() | Выпускная работа «Критериальный анализ творческой педагогической... «Групповая работа на уроках обобщения по русскому языку как средство повышения качества знаний учащихся» | ![]() | А. А. Мурашова «Творческое взаимодействие учителя и учащегося при... Активизация познавательно-творческой деятельности на уроках русского языка и литературы |
![]() | Анализ работы мо учителей русского языка и литературы мбоу сош №5... В состав мо учителей русского языка и литературы входят 5 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют | ![]() | Состав жюри предметных олимпиад математика Муромцева С. В., учитель русского языка и литературы маоу сош №4 |
![]() | Рекомендации к формированию информации и заполнению электронного... Ние квалификационной категории (высшей или первой) и представляется на бумажном носителе. Электронный шаблон портфолио учителя русского... | ![]() | Конкурс инсценировок «На уроке русского языка» Информация о проведении краевой тематической недели «Русского языка и литературы» в мбоу сош №16 пос. Красносельского муниципального... |
![]() | Творческий портрет учителя русского языка и литературы Сунтарской... ... | ![]() | План экспериментальной деятельности гоу сош №399 Использование методов педагогической квалиметрии как средства оценки образовательных результатов учащихся и педагогической деятельности... |
![]() | Сценарий урока русского языка Денисова Людмила Васильевна- учитель... Автор: Е. А. Быстрова. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. –М.; Ооо «тид «Русское слово-... | ![]() | План самообразования на 2012-2013 учебный год учителя русского языка и литературы Рябченко Н. В |