План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе»




Скачать 119.71 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе»
Дата публикации13.04.2013
Размер119.71 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Литература > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Колокольные звоны в музыке и литературе»
___________________________________________________


(Тема урока)




ФИО (полностью)

Карамышева Светлана Юрьевна



Место работы

МОУ-сош №3 г.Красный Кут



Должность

Учитель



Предмет

музыка



Класс

5 класс



Тема и номер урока в теме

«Музыка и литература» урок №9



Базовый учебник

^ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка /ФГОС- М: Просвещение, 2012г.




  1. Цель урока: сформировать практические умения инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и литературы.

9. Задачи:

личностные

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;

- приобретение устойчивого навыка самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности;

- решение музыкально-творческих задач.

метапредметные

- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления;

- анализ собственной учебной деятельности;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач.

предметные

- осознанное восприятие музыкальных произведений;

- применение терминологии для классификации колокольных звонов;

- освоение знаний, овладение практическими умениями;

- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.


  1. Тип урока: «Открытие новых знаний»

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа)

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер; основные ресурсы: учебник и творческая тетрадь Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской;

дополнительные ресурсы: видеофрагменты, аудиофрагменты в формате mp3., презентация, нотный и словесный текст песни, карточки-схемы (раздатка)

Ключевые понятия: набат, благовест, трезвон, имитация, аккомпанемент.

Межпредметные связи: литература

  1. Структура и ход урока:

1. Мотивация

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Выявление места и причины затруднения (создание проблемного поля)

4. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели урока и выбор средств её достижения)

5. Реализация построенного проекта (выдвижение гипотезы, музицирование по образцу, поиск применения новых знаний, аргументация выбора решения задачи)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная, работа с выбором групп)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа в карточках-схемах на новый способ действия (колокольных звонов в литературе), выявление причин ошибок и их исправления)

8. Включение в систему знаний и повторений (выявление границы применения новых знаний и умений, тренировка сформированных умений, доведение до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении)

9. Рефлексия учебной деятельности (соответствие тематической цели и результатов деятельности, самооценка, самоподготовка)

^ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА




Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Мотивация

Звучит «Великий колокольный звон» М. П. Мусоргского

- Какие звуки вы услышали, когда вошли в класс?

^ Слайд 2 (колокольня)

- Какие виды звонов вы знаете?

-В каких случаях они звучат?

- Хотели бы вы научиться их играть сами? Давайте попробуем.


-Колокольные звоны


- Набат, трезвон, благовест.

- При пожарах, в праздники, в похороны, предупреждают об опасности, собирают людей

3мин.

2

Актуализация и пробное учебное действие

У вас на столах имеются колокольчики 1ряд - большие, 2ряд -средние, 3 ряд - маленькие. Попробуйте сымитировать на них только что прозвучавшую музыку.

Противоречие:

Пробуют звонить, но не получается.


1мин.

3

Выявление места и причины затруднения

(постановка проблемы)

- Почему не получилось, как вы думаете?

Проблема:

-Мы не знаем, как надо правильно звонить в каждый из этих колокольчиков.


4

Построение проекта выхода из затруднения (средства достижения тематической цели урока)

^ Определение цели урока:

-Что же нам для этого надо сделать?
- Какие источники (жанры искусства) нам в этом помогут?

Версии:

1. Вспомнить характер их звучания

2. Узнать приёмы исполнения каждого звона

3. Использовать музыкальные и литературные источники

1мин.

5

Реализация построенного проекта

Выдвижение гипотезы:

Музицирова-ние по образцу

^ Работа в творческой тетради стр. 33.

Звучит «Угадай-ка» трёх музыкальных фрагментов

Слайды 3-5

( композиторы)

-Выберите из предложенных интонаций те, которые характеризуют каждое музыкальное произведение
-Напойте главные мелодии этих музыкальных произведений.
-Какие же колокола звучат в этих произведениях? Ваши предположения?! Укажите их на слайде!?

^ Слайд 6 (Три колокола)
-Чтобы доказать правоту ваших предположений, давайте обратимся к информационным источникам.

Интерактивная беседа о том, когда и как на Руси звонили в колокола.


Угадывание названий муз. произведений и композиторов.

Определение характерных интонаций в творческой тетради

Вокализация мелодий «Великого колокольного звона» М.П.Мусоргского - тревожно, призывно

хора «Славься!» М.И.Глинки - величественно, празднично и «Светлый праздник» С.В.Рахманинова – радостно, светло
Гипотеза:

Если звучит тревожно, призывно, значит это набат.

Если величественно, празднично, то это благовест.

Если радостно, светло, тогда это трезвон.
^ Изучение приёмов игры и их воспроизведение :

благовест - в большой

колокол в обе стенки редко;

набат - в средний колокол в одну стенку часто;

10 мин.




Поиск применения новых знаний в музыке и аргументация выбора

- А теперь каждый ряд подберет ритмический аккомпанемент к тому музыкальному произведению

на стр. 33, в котором будут звучать соответствующие колокольчики


трезвон - в маленький колокольчик один приём по три раза.
Дети выбирают музыкальное произведение, аргументируя свой выбор.

1ряд играет набат под «Великий колокольный звон»

2 ряд играет благовест под хор «Славься!»

3ряд играет трезвон под «Светлый праздник»





6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа фронтальная, групповая (трезвон, благовест)

Ситуация успеха

^ Слайд 7 (В.А.Гаврилин)

-Сегодня прозвучит новое произведение для хора, солистов и ударных инструментов В.А.Гаврилина – симфония-действо «Перезвоны».

Послушайте внимательно фрагмент и определите, какие виды звонов имитируют человеческие голоса. Кто первым определит, можете подыграть на своих колокольчиках
- А можно сыграть набат?

- Дайте название фрагменту!?
-Почему хоровое произведение называется симфонией?

Слушание «Весело на душе»

Игра на больших и маленьких колокольчиках.

Определение благовеста, трезвона.


- Нельзя. Получится напряжение, испортится весёлое настроение
^ Возможные варианты:

- «Весёлое настроение», весёлые колокола, весело на душе.

- Человеческие голоса имитируют оркестр колоколов.

5мин.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учебник стр. 34

Раздаются схемы с пустой партитурой и подписанной строчкой стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт» по слогам.











Работа с раздаточным материалом по типовому заданию на новый способ действия «поиск колоколов в литературе»

Анализ эмоционально-образного смысла

Слайд 8

Алгоритм задания:

1. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт».

2. Определите размер стиха

3. Попытайтесь его пропеть про себя.

4. Сочините к стихотворению ритмическую музыку для каждого звона.

5. Составьте трёхголосную партитуру

6. Озвучьте её.

Сравните свои музыкальные решения с композиторским.

Слайд 9 - 10 (схемы)

Дополните музыку своим пением и колокольным звоном-аккомпанементом.

^ Аудио-слайд 11 (Г.Свиридов «Снег идёт»)


- Какую выразительную роль сыграли здесь колокола?

- Для чего композитор ввёл чередование: альты - сопрано?


- Какие выразительные средства литературного произведения - стихотворения помогли вам и Г.Свиридову как композиторам создать музыку?

Дети выполняют письменную самостоятельную работу , помечая в схемах трёхголосное звучание.
Затем выходят три ученика с разными колокольчиками и представляют свои результаты.

Выявляются возможные причины ошибок и их исправления.

Слушание «Снег идёт» из кантаты Г.Свиридова.

Вокально-инструментальное исполнение по голосам (альты, сопрано)
^ Ассоциативно-образное мышление:

- Набат (четверти) - ход времени,

- Благовест (половинка) - колыбельность

- Трезвон (восьмые) - тройка лошадей
- Чтобы ощутить расстояние близко – далеко, эхо позёмки, фантастичность
- Размер стиха, его смысловое содержание

8мин.

8

Включение в систему знаний и повторения

Выявление границы применения новых знаний, умений

Тренировка сформированных умений до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении

- Многие композиторы использовали колокольные звоны в своих произведениях .

А в литературе вы встречали колокольные звоны? В каких жанрах?
Вспомните песни, в тексте которых есть звучание колоколов

Часто поэты-песенники тесно работают с теми композиторами, на чью музыку они пишут стихи.

Такой творческий союз получился у поэта Юрия Энтина и композитора Евгения Крылатова. Вместе они написали много песен для мультфильмов и кино.

^ Слайд 12 (Е.Крылатов –

Ю.Энтин)

В одной из них тоже звучат колокола.

Видео-слайд 13 (песня «Колокола»)

- Вы узнали этот фильм? В каком эпизоде звучит эта песня ?

Разучивание песни под фортепиано.
В какой колокол бьёт Электроник?

- Давайте найдём его в песне. Можете все поменяться колокольчиками .




В стихах, рассказах…
«Москва – звонят колокола» О.Газманова,

-«Вечерний звон» р.н.п.,

-«Однозвучно звенит колокольчик» романс


^ Просмотр видеофрагмента песни «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника»
- Когда Электроник созывает народ, чтобы разоблачить бандитов,

которые украли из музея бесценные картины
- В набат
Пение до припева с колокольчиками «набатами»


8мин.







- А теперь представьте, что вы – язык большого колокола. Найдите удары благовеста, но не ударяйте в колокольчики, а пойте «Бом – бом», выполняя раскачивающие движения корпусом.
- Соединяем партию благовеста «Бом-бом» с партией набата
- Каких колокольчиков нам ещё не хватает? Найдите свою партию

- А теперь поём всю песню вместе с музыкальным сопровождением. В запеве мы помогаем себе трезвоном и вокализом «Бом – бом». Припев поём без инструментов со словами в унисон.
- Какое настроение помогли создать песне колокола?

^ Метод художественного движения:

Пение на «Бом-бом» с раскачиванием корпуса
Пение со словами, колокольчиками, вокализом
-Трезвона.
Пение со словами + звон «набат» + «благовест» (бом)+трезвон маленьких колокольчиков. Припев унисон со словами.
Исполнение песни под фонограмму (минус)

- Радостное, приподнятое





9

Рефлексия учебной деятельности

Соответствие тематической цели и результатов деятельности (формулировка темы урока)

Самооценка

- Составьте синквейн

^ Слайд 14 (синквейн)

- Дайте название теме урока!?

Слайд 15(тема урока)


- Выскажите свои впечатления от урока

Слайд 16(самооценка)


Примерные ответы:

1строка - Звоны, колокола

2 строка - Колокольные,

выразительные

3 строка – музыка, литература

4 строка - «Колокольные звоны в музыке и литературе»

- Сегодня я узнал...

- Мне понравилось

- Для меня стало новым…

- Меня удивило…

- Я с удовольствием…


4 мин.




Самоподготов-ка


Оценки за урок
Слайд 17 (д/з)

Д/з: прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте письменно на вопросы в творческой тетради стр.26-29

- Сегодня на уроке мне захотелось…





Похожие:

План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconА, темы урока
...
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconПлан-конспект урока английского языка в 4 классе по теме "Одежда"
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconПлан-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з»
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconСоставление план-конспекта урока
План-конспект  это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ...
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconПлан-конспект урока Тема урока: Геометрическая прогрессия
Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме «Геометрическая прогрессия»
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconПлан-конспект урока трапеция
Геометрия,79: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2005 год
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconПлан-конспект урока математики в 5 классе
Мбоу сош №4 ст. Крыловской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconКонспект урока Этапы урока Время Цель этапа урока Содержание учебного...
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconПлан-конспект урока по технологии для учащихся 9 – 11 кл. (1 час). Тема
Способствовать формированию представления об экологически чистой среде в жилище человека
План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» iconКалендарно-тематический план № Тема урока Дата
Понятие о романтизме. Романтизм в русской литературе. Истоки романтизма, его характерные черты
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница