Скачать 131.42 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания ![]() "У Т В Е Р Ж Д А Ю" зав. кафедрой ЕМД и МП _________________________ "____"_______________2006г. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Программа полевой практики Специальность: 031200 - педагогика и методика начального образования ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Стационар КУРСЫ: 1 СЕМЕСТРЫ: 1,2 Рабочая программа составлена: доц. Бова Э.Ю. Брянск – 2006 ^ Полевая практика по естествознанию на дневном отделении выполняется на 1 курсе. Сезонная полевая практика – 6 ч. летняя полевая практика – 18 ч. Итого: Общий объем полевой практики - 24 ч. Сезонная полевая практика выполняется в 1 семестре (2 часа), зимняя и весенняя – во 2 семестре (4 часа). ^ (раздел «Землеведение») Осенний период практики. (2 часа) Литература: (5) Гл.3; Гл.13 п. 1. Контрольные вопросы: 1. Устройство школьной географической площадки. 2. Методика ведения метеонаблюдений. 3. Дневник и календарь природы. Задание на дом: Ежедневное ведение дневника наблюдений, обобщение данных за каждый месяц. Зимний период практики. (2 часа) Литература: (5) Гл.13 п. 2. Контрольные вопросы:
2. Описание снежного покрова в роще Соловьи. Задание на дом: Описать снежный покров по месту жительства описать в январе и феврале. Весенний период практики. (2 часа) Литература: (5) Гл.13 п. 3; Гл. 2, п. 2; Гл. 4, п. 1. Контрольные вопросы:
Задание на дом: Описать овраг по месту жительства. Летний период практики. 1) Первый день. (6 часов) Тема: Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка местности. Литература: (5) Гл.1. Контрольные вопросы:
Задание на дом: В полевом дневнике оформить записи и зарисовки. 2) Второй день. (6 часов) Тема: Исследование рельефа горных пород, вод в роще Соловьи Литература: (5) Гл.2, п. 4; Гл. 4, п. 2, 3. Контрольные вопросы: 1. Описание балки в р. Соловьи. 2. Описание обнажений горных пород на равных участках маршрута. 3. Описание долины реки Десны. 4. Поперечный профиль долины р. Десны. 5. Комплексная характеристика природы р. Соловьи. Задание на дом: В полевом дневнике оформить записи и зарисовки. 3) Третий день. (6 часов) Тема: Изучение балко-оврагов Нижний и Верхний Судок. Отчет по полевой практике Литература: (5) Гл.2; Гл. 12. Контрольные вопросы: 1. Барометрическое нивелирование в балко-овраге Верхний Судок. 2 . Описание почвенного разреза. 3. Описание родников "У Лесных сараев", "Белый колодец". ^ 1 . Дневник метеонаблюдений. 2. Полевой дневник. 3. План проведения экскурсии в роще Соловьи или в балко-оврагах Нижний Судок и Верхний Судок с учащимися 3 класса. ^ 1. Организовать постоянные наблюдения по месту жительства каждого студента. Место и время наблюдений остается постоянным. Запись ведется по форме:
^
В конце месяца подвести краткий итог наблюдений по пунктам: а) минимальная t воздуха; б) максимальная t воздуха; в) средняя t воздуха; г) роза ветров. ^ ОСЕНЬ: а) начало и конец сезона, выделить подсезоны {первоосенье, золотая осень, предзимье); б) первый заморозок (определяют в утренние часы по наличию инея или появлению ледяной корки на мелких лужах); в) появление первого снежного покрова (дата снегопада, то есть образования сплошного снежного покрова хотя бы на несколько часов); г) первый лед на стоячих водоемах; д} ледостав на реке (если она есть); е) образование устойчивого снежного покрова. ЗИМА: а) подпериоды (первозимье, глубокая зима, предвесенье); б) установление снежного покрова; в) максимальная и минимальная температура; г) оттепели в течение зимы; д) случаи метелей, гроз; е) появление первых проталин; ж) анализ снежного покрова (по месяцам). ВЕСНА: а) разрушение сплошного снежного покрова (когда на ровном месте половина площади освободилась от снега); б) полное исчезновение снежного покрова (остатки снега в оврагах, канавах, в затененных местах в расчет не принимаются); в) ледоход на реке (начало, конец); г) установление мягкопластичного состояния почвы; д) первая гроза; е) последний заморозок (фиксируется в утренние часы по наличию изморози на поверхности почвы и различных предметах). 2. Собрать и записать народные приметы, пословицы и поговорки о явлениях в неживой природе. ^ (раздел «Зоология») Осень. (2 часа) Осенние явления в природе; продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки, состояние животных осенью. Беспозвоночные животные, активные осенью. Концентрация наземных и беспозвоночных в местах зимовки. Особенности жизни позвоночных животных осенью и распределение по местам обитания. Миграции земноводных и рептилий к местам зимовки. Видовой состав птиц осенью. Птицы оседлые, кочующие и перелетные. Наблюдение стай, мест кормежки, перелета птиц. Изучение следов деятельности млекопитающих (гнезда грызунов, роющая деятельность кротов, норы и т.д.) Миграция синантропных грызунов в жилища человека и хозяйственных постройки. Концентрация их в стогах, скирдах, ометах. Зима. (2 часа) Зимние явления в природе; продолжительность дня и ночи, максимальные и минимальные температуры. снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы. Условия зимовки различных беспозвоночных. Насекомые, активные в зимний период. Особенности распределения позвоночных животных по местам обитания. Приспособления к условиям зимовки. Концентрация около жилья человека. Птицы. Видовой состав оседлых, кочующих и зимующих. Изучение по внешнему виду и голосам. Суточная активность, места кормежки и ночевок. Питание, способы добывания корма. Млекопитающие, следы их деятельности: погрыз деревьев и кустиков, следы на снегу. Питание, способы добывания корма. Подкормка птиц. Весна. (2 часа) Весенние явления в природе; увеличение продолжительности дня, повышение ночной и дневной температуры, таяние снега, половодье, пробуждение животных. Животные весной. Начало активной деятельности беспозвоночных насекомых. Насекомые - опылители. Особенности жизни позвоночных, распределение их по местам обитания. Нерест рыб. Выход земноводных и рептилий с мест зимовки. Миграция земноводных к местам размножения. Места икрометания. Развитие головастиков. Птицы весной. Видовой состав. Прилет и пролет птиц. Места массовых скоплений птиц для отдыха и кормежки. Поведение птиц весной; брачные игры, токование, интенсивность пения, образование пар, гнездование. Млекопитающие. Следы их деятельности, размножение. Лето. (18 часов) I. Животный мир антропогенных ландшафтов (поселений человека, полей и садов, огородов). Видовой состав животных антропогенных ландшафтов. Особенности условий обитания по соседству с человеком и приспособления к ним. Насекомые - опылители с/х культур. Насекомые - вредители с/х культур. Насекомые - паразиты человека и с/х животных. Меры борьбы с вредными насекомыми. Земноводные и пресмыкающиеся антропогенных ландшафтов. Их биология и значение. Птицы антропогенных ландшафтов. Видовой состав, биология и значение. Привлечение птиц и их охрана. Млекопитающие. Видовой состав, биология, значение. Меры борьбы вредными грызунами. ^ Беспозвоночные животные водоемов и побережий. Видовой состав условия обитания и приспособление организмов к водной среде. 3нание в биоценозе. Земноводные водоемов. Водоем - среда размножения земноводных. Птицы водоемов, болот, лугов, их адаптивные особенности, практическое значение. Млекопитающие водоемов. Видовой состав. Особенности организации и биологии, полуводных млекопитающим, их практическое значение. Промысловые птицы и млекопитающие водоемов и побережий, лугов, болот, их охрана и рациональное использование. ^ Беспозвоночные животные лесных ландшафтов. Видовой состав, биология, значение. Земноводные и пресмыкающиеся леса. Видовой состав, биология, значение. Меры охраны рептилий. Птицы леса. Приспособление птиц к обитанию в лесу. Размещение в различных участках леса (опушки, поляны, просеки, сплошной лес). Значение птиц. Млекопитающие леса. Видовой состав, особенности биологии, значение. Промысловые птицы и млекопитающие леса. Методы увеличения численности и рационального использования. 0храна животных леса. литература
^ (раздел «Ботаника») Осень. (2 часа) Осенние явления в природе: продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки. Состояние растений осенью. Осеннее цветение растений. Плодоношение и способы распространения плодов и семян. Листопад. Осенняя окраска листьев. Состояние растений различных местообитаний. Зима. (2 часа) Зимние явления в природе: продолжительность дня и ночи, максимальные и минимальные температуры. Снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы. Состояние растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии (формы кроны, расположение и типы побегов, кора, почки). Вечнозеленые деревья, кустарники и кустарнички. Зимнезеленые травянистые растения леса, сада, поля, луга. Условия их перезимовки. Распространение плодов и семян растений зимой. Растения как пища для животных зимой. Весна. (2 часа) Весенние явления в природе: увеличение продолжительности дня, повышение дневных и ночных температур, таяние снега, появление проталин, половодье. Состояние растений весной. Весеннее пробуждение растений в различных условиях (лес, луг, болото). Сокодвижение у деревьев (клен, береза). Набухание и развертывание почек у деревьев и кустарников. Цветение и опыление первоцветов, приспособление к различным способам перекрестного опыления. Прорастание семян, развитие проростков. Лето. (3 дня – 18 часов) 1) Растения леса Видовой и возрастной состав леса. Ярусное строение лесного сообщества, сомкнутость крон, высота деревьев. Подлесок. Подрост древесных деревьев и кустарников. Травянистые растения леса. Высшие споровые растения. Охраняемые, ядовитые, лекарственные, медоносные и другие растения. Съедобные и ядовитые грибы. Отмершие листья и другие элементы опада. ^ Луга пойменные и материковые. Растения луга по группам: злаки, бобовые, осоки, разнотравье. Луг как покосное и пастбищное угодье. Особенности экологических условий произрастания растений в открытых луговых ландшафтах. Приспособление растений к различным условиям пойменных и суходольных лугов. Меры по охране лугов и уходу за ними. ^ Верховые и низинные болота. Условия жизни растений на болотах: избыточная влажность, недостаток кислорода, плохая теплопроводность, недостаток основных элементов минерального питания. Приспособленность растений к экологическим условиям болота. Сфагновые мхи. Образование болот. Л И Т Е Р А Т У Р А ОСНОВНАЯ 1. Банников А.Г. и др. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. – М., 1977. 2. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей. – М., 1981. 3. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. Полевой определитель. – М., 1983. 4. Бова Э.Ю. Полевая практика по естествознанию. Методические рекомендации. – Брянск, 2003. 5. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М., 1976. 6. Нехлюдова Н.С. и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986. 7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. – Минск, 1987. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Афанасьев Т.В. и др. Почвы СССР. – М.: Мысль, 1979. 2. Благослонов К.Н. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983. 3. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое, будущее. – М.: Просвещение, 1976. 4. Воронцев-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М., Наука, 1980. 5. Галант Т.Г., Гурвич Е.И. Практические занятия по землеведению и краеведению. – М., Просвещение, 1988. 6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М., Просвещение, 1985. 7. Жизнь животных. – М., 1968 - 1971, Т.1-6. 8. Жизнь растений. // Под ред. И.Ф. Федорова. – М., 1978-81. Том 1-6. 9. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. – М., 1969. 10. Мельчаков Ф.Н. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1990. 11. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975. 12. Нехлюдова Н.Н. Общее землеведение. – М., Просвещение, 1976, Т.1 и 2. 13. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. – М., 1985. 14. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991. |
![]() | Федеральное казенное учреждение исправительная колония №1 уфсин россии по республике калмыкия В соответствии с приказом мю россии №226 от 24. 07. 2009г в настоящее время лимит наполнения учреждения составляет 825 мест, из них... | ![]() | Лекция Удаление невидимых линий и поверхностей (продолжение) Для решения задачи удаления невидимых линий и поверхностей существует много различных алгоритмов. Все они делятся на две категории.... |
![]() | «Перпендикулярность в пространстве» Перпендикулярные прямые в пространстве Теорема 19.(о связи параллельности и перпендикулярности двух прямых и плоскости ) | ![]() | «согласовано» Заместитель генерального директора «Аттестация рабочих мест по условиям труда и сопровождение процедуры согласования при проведении экспертизы материалов аттестации... |
![]() | Извещение о проведении запроса цен на право заключить договор на «Аттестация рабочих мест по условиям труда и сопровождение процедуры согласования при проведении экспертизы материалов аттестации... | ![]() | § 27. Декартовы прямоугольные координаты в пространстве Декартова прямоугольная система координат в пространстве определяется заданием линейной единицы для измерения длин и трёх пересекающихся... |
![]() | 454108, г. Челябинск, Косарева 63б Исполнительная съемка Планово-высотного положения песчаной (бетонной) подготовки | ![]() | Как передаётся информация в пространстве? Сейчас считается, что информацию передают в пространстве электромагнитные волны Максвелла, которые чаще всего представляют в виде... |
![]() | Лиллиан Ту Основы Фэн-шуй Предисловие Если говорить очень коротко, то Фэн-шуй указывает благоприятные места и направления в пространстве. Главным критерием является некая... | ![]() | Программа «Спортивное ориентирование» Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей |