Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности




Скачать 131.42 Kb.
НазваниеОриентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности
Дата публикации18.04.2013
Размер131.42 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания


"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2006г.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Программа полевой практики

Специальность:

031200 - педагогика и методика начального образования

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Стационар
КУРСЫ: 1 СЕМЕСТРЫ: 1,2

Рабочая программа составлена:

доц. Бова Э.Ю.

Брянск – 2006
^

Объем и сроки полевой практики



Полевая практика по естествознанию на дневном отделении выполняется на 1 курсе.
Сезонная полевая практика – 6 ч.

летняя полевая практика – 18 ч.

Итого: Общий объем полевой практики - 24 ч.
Сезонная полевая практика выполняется в 1 семестре (2 часа), зимняя и весенняя – во 2 семестре (4 часа).
^ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Землеведение»)
Осенний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.3; Гл.13 п. 1.

Контрольные вопросы:

1. Устройство школьной географической площадки.

2. Методика ведения метеонаблюдений.

3. Дневник и календарь природы.

Задание на дом:

Ежедневное ведение дневника наблюдений, обобщение данных за каждый месяц.
Зимний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.13 п. 2.

Контрольные вопросы:

  1. Схема описания снежного шурфа.

2. Описание снежного покрова в роще Соловьи.

Задание на дом:

Описать снежный покров по месту жительства описать в январе и феврале.
Весенний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.13 п. 3; Гл. 2, п. 2; Гл. 4, п. 1.

Контрольные вопросы:

  1. Причины эрозии почвы.

  2. Эрозия почвы в роще Соловьи.

  3. Антропогенное влияние на эрозию

Задание на дом:

Описать овраг по месту жительства.
Летний период практики.

1)  Первый день. (6 часов)

Тема: Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности.

Литература:

(5) Гл.1.

Контрольные вопросы:

  1. Способы ориентирования.

  2. Методика глазомерной съемки местности.

  3. План парка им. А.К.Толстого, составленный глазомерной съемкой

Задание на дом:

В полевом дневнике оформить записи и зарисовки.
2) Второй день. (6 часов)

Тема: Исследование рельефа горных пород, вод в роще Соловьи

Литература:

(5) Гл.2, п. 4; Гл. 4, п. 2, 3.

Контрольные вопросы:

1. Описание балки в р. Соловьи.

2. Описание обнажений горных пород на равных участках маршрута.

3. Описание долины реки Десны.

4. Поперечный профиль долины р. Десны.

5. Комплексная характеристика природы р. Соловьи.

Задание на дом:

В полевом дневнике оформить записи и зарисовки.
3) Третий день. (6 часов)

Тема: Изучение балко-оврагов Нижний и Верхний Судок. Отчет по полевой практике

Литература:

(5) Гл.2; Гл. 12.

Контрольные вопросы:

1. Барометрическое нивелирование в балко-овраге Верхний Судок.

2 . Описание почвенного разреза.

3. Описание родников "У Лесных сараев", "Белый колодец".

^ ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРАКТИКЕ
1 . Дневник метеонаблюдений.

2. Полевой дневник.

3. План проведения экскурсии в роще Соловьи или в балко-оврагах Нижний Судок и Верхний Судок с учащимися 3 класса.
^ ПРОГРАММА МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЙ
1. Организовать постоянные наблюдения по месту жительства каждого студента. Место и время наблюдений остается постоянным. Запись ведется по форме:

^ Наблюдения \ Дни месяца

1

2

и т.д. по календарю

Температура воздуха
Направленность ветра
Облачность (степень и вид)
Осадки
Другие явления











^ Условные обозначения

Снег



Ясно




Дождь




Пасмурно




Морось




Переменная облачность




Изморозь




^ Ветер северный



Гололед




Ветер западный



Роса




Ветер восточный



Туман




Ветер южный



Град




Ветер северо-западный




Гроза




Ветер северо-восточный




Метель




Ветер юго-западный




Поземка




Ветер юго-восточный




В конце месяца подвести краткий итог наблюдений по пунктам:

а) минимальная t воздуха;

б) максимальная t воздуха;

в) средняя t воздуха;

г) роза ветров.

^ Допoлнительно отметить по сезонам:
ОСЕНЬ:

а) начало и конец сезона, выделить подсезоны {первоосенье, золотая осень, предзимье);

б) первый заморозок (определяют в утренние часы по наличию инея или появлению ледяной корки на мелких лужах);

в) появление первого снежного покрова (дата снегопада, то есть образования сплошного снежного покрова хотя бы на несколько часов);

г) первый лед на стоячих водоемах;

д} ледостав на реке (если она есть);

е) образование устойчивого снежного покрова.


ЗИМА:


а) подпериоды (первозимье, глубокая зима, предвесенье);

б) установление снежного покрова;

в) максимальная и минимальная температура;

г) оттепели в течение зимы;

д) случаи метелей, гроз;

е) появление первых проталин;

ж) анализ снежного покрова (по месяцам).
ВЕСНА:

а) разрушение сплошного снежного покрова (когда на ровном месте половина площади освободилась от снега);

б) полное исчезновение снежного покрова (остатки снега в оврагах, канавах, в затененных местах в расчет не принимаются);

в) ледоход на реке (начало, конец);

г) установление мягкопластичного состояния почвы;

д) первая гроза;

е) последний заморозок (фиксируется в утренние часы по наличию изморози на поверхности почвы и различных предметах).

2. Собрать и записать народные приметы, пословицы и поговорки о явлениях в неживой природе.
^ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Зоология»)
Осень. (2 часа)

Осенние явления в природе; продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки, состояние животных осенью.

Беспозвоночные животные, активные осенью. Концентрация наземных и беспозвоночных в местах зимовки.

Особенности жизни позвоночных животных осенью и распределение по местам обитания. Миграции земноводных и рептилий к местам зимовки.

Видовой состав птиц осенью. Птицы оседлые, кочующие и перелетные. Наблюдение стай, мест кормежки, перелета птиц. Изучение следов деятельности млекопитающих (гнезда грызунов, роющая деятельность кротов, норы и т.д.)

Миграция синантропных грызунов в жилища человека и хозяйственных постройки. Концентрация их в стогах, скирдах, ометах.
Зима. (2 часа)

Зимние явления в природе; продолжительность дня и ночи, макси­мальные и минимальные температуры. снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы.

Условия зимовки различных беспозвоночных. Насекомые, активные в зимний период.

Особенности распределения позвоночных животных по местам оби­тания. Приспособления к условиям зимовки. Концентрация около жилья человека.

Птицы. Видовой состав оседлых, кочующих и зимующих. Изучение по внешнему виду и голосам. Суточная активность, места кормежки и ночевок. Питание, способы добывания корма.

Млекопитающие, следы их деятельности: погрыз деревьев и кус­тиков, следы на снегу. Питание, способы добывания корма.

Подкормка птиц.
Весна. (2 часа)

Весенние явления в природе; увеличение продолжительности дня,

повышение ночной и дневной температуры, таяние снега, половодье, пробуждение животных.

Животные весной. Начало активной деятельности беспозвоночных насекомых. Насекомые - опылители.

Особенности жизни позвоночных, распределение их по местам оби­тания.

Нерест рыб.

Выход земноводных и рептилий с мест зимовки. Миграция земноводных к местам размножения. Места икрометания. Развитие головас­тиков.

Птицы весной. Видовой состав. Прилет и пролет птиц. Места массовых скоплений птиц для отдыха и кормежки. Поведение птиц весной; брачные игры, токование, интенсивность пения, образование пар, гнездование.

Млекопитающие. Следы их деятельности, размножение.
Лето. (18 часов)

I. Животный мир антропогенных ландшафтов (поселений человека, полей и садов, огородов).

Видовой состав животных антропогенных ландшафтов. Особенности условий обитания по соседству с человеком и приспособления к ним.

Насекомые - опылители с/х культур. Насекомые - вредители с/х

культур. Насекомые - паразиты человека и с/х животных. Меры борьбы с вредными насекомыми.

Земноводные и пресмыкающиеся антропогенных ландшафтов.

Их биология и значение.

Птицы антропогенных ландшафтов. Видовой состав, биология и значение. Привлечение птиц и их охрана.

Млекопитающие. Видовой состав, биология, значение. Меры борьбы вредными грызунами.

^ II. Животный мир водоемов и побережий, лугов, болот.

Беспозвоночные животные водоемов и побережий. Видовой состав условия обитания и приспособление организмов к водной среде. 3на­ние в биоценозе.

Земноводные водоемов. Водоем - среда размножения земноводных. Птицы водоемов, болот, лугов, их адаптивные особенности, практическое значение.

Млекопитающие водоемов. Видовой состав. Особенности организации и биологии, полуводных млекопитающим, их практическое значение.

Промысловые птицы и млекопитающие водоемов и побережий, лугов, болот, их охрана и рациональное использование.

^ III. Животный мир леса.

Беспозвоночные животные лесных ландшафтов. Видовой состав, биология, значение.

Земноводные и пресмыкающиеся леса. Видовой состав, биология, значение. Меры охраны рептилий.

Птицы леса. Приспособление птиц к обитанию в лесу. Размещение в различных участках леса (опушки, поляны, просеки, сплошной лес). Значение птиц.

Млекопитающие леса. Видовой состав, особенности биологии, значение. Промысловые птицы и млекопитающие леса. Методы увеличения численности и рационального использования. 0храна животных леса.

литература


  1. Лавров Н.П. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных с заданиями на межсессионный период. – М.: Просвещение, 1974

  2. Банников А.Г и др. Определитель земноводных пресмыкающихся фауны СССР. – М., 1977

  3. Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых околоводных пространств СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей – М., 1983

  4. Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей. – М., 1981 Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975

  5. Благосланов К. Л. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983

  6. Нехлюдова А.С и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986

  7. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975

  8. Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу. – М., 1958

  9. Покровский С.В. Календарь природы. – М , 1958

  10. Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – Л, 1956



^ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Ботаника»)
 Осень. (2 часа)

Осенние явления в природе: продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки.

Состояние растений осенью. Осеннее цветение растений. Плодоношение и способы распространения плодов и семян. Листопад. Осенняя окраска листьев. Состояние растений различных местообитаний.
 Зима. (2 часа)

Зимние явления в природе: продолжительность дня и ночи, максимальные и минимальные температуры. Снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы.

Состояние растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии (формы кроны, расположение и типы побегов, кора, почки). Вечнозеленые деревья, кустарники и кустарнички.

Зимнезеленые травянистые растения леса, сада, поля, луга. Условия их перезимовки.

Распространение плодов и семян растений зимой. Растения как пища для животных зимой.
 Весна. (2 часа)

Весенние явления в природе: увеличение продолжительности дня, повышение дневных и ночных температур, таяние снега, появление проталин, половодье.

Состояние растений весной. Весеннее пробуждение растений в различных условиях (лес, луг, болото). Сокодвижение у деревьев (клен, береза). Набухание и развертывание почек у деревьев и кустарников. Цветение и опыление первоцветов, приспособление к различным способам перекрестного опыления. Прорастание семян, развитие проростков.
 Лето. (3 дня – 18 часов)

1)  Растения леса

Видовой и возрастной состав леса. Ярусное строение лесного сообщества, сомкнутость крон, высота деревьев.

Подлесок. Подрост древесных деревьев и кустарников.

Травянистые растения леса. Высшие споровые растения. Охраняемые, ядовитые, лекарственные, медоносные и другие растения.

Съедобные и ядовитые грибы.

Отмершие листья и другие элементы опада.
^ 2) Растения луга

Луга пойменные и материковые. Растения луга по группам: злаки, бобовые, осоки, разнотравье.

Луг как покосное и пастбищное угодье.

Особенности экологических условий произрастания растений в открытых луговых ландшафтах.

Приспособление растений к различным условиям пойменных и суходольных лугов.

Меры по охране лугов и уходу за ними.
^ 3) Растения болот

Верховые и низинные болота.

Условия жизни растений на болотах: избыточная влажность, недостаток кислорода, плохая теплопроводность, недостаток основных элементов минерального питания. Приспособленность растений к экологическим условиям болота.

Сфагновые мхи. Образование болот.
Л И Т Е Р А Т У Р А
ОСНОВНАЯ
1. Банников А.Г. и др. Определитель земноводных и пресмыкающих­ся фауны СССР. – М., 1977.

2. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы лесов и гор СССР. Полевой оп­ределитель. Пособие для учителей. – М., 1981.

3. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы открытых и околоводных прост­ранств СССР. Полевой определитель. – М., 1983.

4. Бова Э.Ю. Полевая практика по естествознанию. Методические рекомендации. – Брянск, 2003.

5. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М., 1976.

6. Нехлюдова Н.С. и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986.

7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. – Минск, 1987.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Афанасьев Т.В. и др. Почвы СССР. – М.: Мысль, 1979.

2. Благослонов К.Н. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983.

3. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое, будущее. – М.: Просвещение, 1976.

4. Воронцев-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М., Наука, 1980.

5. Галант Т.Г., Гурвич Е.И. Практические занятия по землеведению и краеведению. – М., Просвещение, 1988.

6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М., Просвещение, 1985.

7. Жизнь животных. – М., 1968 - 1971, Т.1-6.

8. Жизнь растений. // Под ред. И.Ф. Федорова. – М., 1978-81. Том 1-6.

9. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. – М., 1969.

10. Мельчаков Ф.Н. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1990.

11. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975.

12. Нехлюдова Н.Н. Общее землеведение. – М., Просвещение, 1976, Т.1 и 2.

13. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель выс­ших растений. – М., 1985.

14. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.



Похожие:

Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности iconФедеральное казенное учреждение исправительная колония №1 уфсин россии по республике калмыкия
В соответствии с приказом мю россии №226 от 24. 07. 2009г в настоящее время лимит наполнения учреждения составляет 825 мест, из них...
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности iconЛекция Удаление невидимых линий и поверхностей (продолжение)
Для решения задачи удаления невидимых линий и поверхностей существует много различных алгоритмов. Все они делятся на две категории....
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности icon«Перпендикулярность в пространстве» Перпендикулярные прямые в пространстве
Теорема 19.(о связи параллельности и перпендикулярности двух прямых и плоскости )
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности icon«согласовано» Заместитель генерального директора
«Аттестация рабочих мест по условиям труда и сопровождение процедуры согласования при проведении экспертизы материалов аттестации...
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности iconИзвещение о проведении запроса цен на право заключить договор на
«Аттестация рабочих мест по условиям труда и сопровождение процедуры согласования при проведении экспертизы материалов аттестации...
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности icon§ 27. Декартовы прямоугольные координаты в пространстве
Декартова прямоугольная система координат в пространстве определяется заданием линейной единицы для измерения длин и трёх пересекающихся...
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности icon454108, г. Челябинск, Косарева 63б
Исполнительная съемка Планово-высотного положения песчаной (бетонной) подготовки
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности iconКак передаётся информация в пространстве?
Сейчас считается, что информацию передают в пространстве электромагнитные волны Максвелла, которые чаще всего представляют в виде...
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности iconЛиллиан Ту Основы Фэн-шуй Предисловие
Если говорить очень коротко, то Фэн-шуй указывает благоприятные места и направления в пространстве. Главным критерием является некая...
Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест­ности iconПрограмма «Спортивное ориентирование»
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница