Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа»




Скачать 44.31 Kb.
НазваниеРецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа»
Дата публикации25.04.2013
Размер44.31 Kb.
ТипРассказ
litcey.ru > Литература > Рассказ
Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа»

Я хочу рассмотреть черновой автограф рассказа В. Набокова «Наташа», который был обнаружен А. Бабиковым среди рукописей в вашингтонском архиве писателя и подготовлен к публикации А. Бабиковым при участии Г. Барабтарло 20 июня 2008 года.

Для начала я постараюсь передать сюжет рассказа. Наташа снимает комнату вместе со своим отцом Харитоновым, который очень болен. Она молодая девушка, которую часто охватывают видения. Её сосед по квартире – барон Вольф – неравнодушен к ней; он любит рассказывать о своих поездках в Африку, но это лишь вымысел, как мы понимаем впоследствии. Солнечным днём барон Вольф предлагает Наташе прогуляться, её отцу лучше, и она соглашается. После прогулки барон мимолётом признаётся ей в любви, она возвращается домой, ей видится отец, вышедший за газетой, она поднимается в квартиру и узнаёт, что отец мёртв.

Для понимания рассказа очень важно разобраться в его структуре. Рассказ поделён на 5 частей. Первая – своего рода вступление, в ней мы сразу сталкиваемся со всеми главными героями. В середине первой части мы слышим рассказ Вольфа о его путешествии в Африку и пока ещё верим ему. Этому отчасти способствует титул «барон»: нам сразу представляется обедневший дворянин с насыщенным прошлым, который попал в эмиграцию волей судьбы. Он говорит Наташе во время прогулки: «А вот теперь я – нищий, застрял в самом неудачном из всех европейских городов, день-деньской, как тюря, сижу в конторе, вечером жую хлеб с колбасой в шоферском кабаке. А было время…». В каждой части рассказа мы видим некое видение одного из героев, будь это воспоминания Харитонова, видения Наташи или фантазии Вольфа. Но каждая новая часть открывает нам что-то новое о происходящем, меняет отношение к героям, и до самого конца Набоков водит нас за нос, не показывая, где правда, а где вымысел. Сначала мы принимаем Вольфа за человека с богатым прошлым, потом видим, как Наташу охватывает видение, потом слышим ещё об одном видении Наташи и тут же узнаём о том, что и рассказы Вольфа и видение Наташи – вымысел, по признаниям самих героев. И наконец, ключевая часть: Наташа видит отца, вышедшего за газетой, верим, что это он, так как Наташа уже призналась, что видений у неё не бывает, и через несколько строк мы узнаём о том, что отец её мёртв. Такой неожиданный финал переворачивает наше представление о рассказе, хочется перечитать ещё раз и понять: а может Наташа соврала Вольфу, чтобы он не чувствовал себя лжецом, может она действительно видела уборщицу в образе Мадонны? Помимо Наташи, и сам Харитонов постоянно находится на грани яви и сна, ему мерещатся образы прошлого и сташные реалии настоящего. И мы так и не узнаём, а было ли ему действительно лучше. Да, Наташе это показалось перед уходом, но мы не можем ей верить. К тому же, Вольф, который трезво видит этот мир, думает во время прогулки: «А вдруг он как раз сегодня и умрет?». Каждая мелочь этого рассказа, каждая мысль, возможно, имеет ключ к пониманию того, как оценить нам происходящее. С моей точки зрения, такая структура и такая игра с читателем делают этот рассказ очень интересным для прочтения и очень ценным для литературы. Подобный приём, когда конец повествования заставляет переоценить всё выше написанное и перечитать заново, уже неоднократно использовался в русской литературе (например, «Обломов» Гончарова или «Бедная Лиза» Карамзина), но в «Наташе» мы так и не можем оценить всё однозначно после многократного прочтения.

Набоков нарушает читательские ожидания не только неоднозначностью границы между реальностью и видениями, но и финалом отношений Наташи и барона Вольфа. С самого начала читатель ожидает, что повествование будет идти об их любви, так как ещё в первой части мы узнаём, как Вольф относится к Наташе, и понимаем, что чувства Наташи взаимны. Ожидания ещё усиливаются тем, что большая часть рассказа посвящена их прогулке. И вот, признание в любви мы слышим лишь мимолётом в конце, слова Вольфа даже не написаны: «Он посмотрел вбок и сказал, что любит ее. Тотчас же повернулся, быстро пошел от нее и с <деловитым?> видом завернул в табачную лавку.» Только в последних строках рассказа мы понимаем, что вовсе не их отношения – главное в этом рассказе. Весь парадокс финала в том, что ожидания читателя исполняются: происходит признание в любви – но это не имеет никакого значения. Конец при этом всё равно несчастный и никак не связан с любовной линией. Все эти приёмы с нарушением читательских ожиданий кажутся мне очень удачными в рассказе.

Отдельно стоит поговорить про язык «Наташи». Лично для меня язык Набокова всегда был самым интересным и красивым, полным неожиданных метафор. И в этом рассказе мои ожидания оправдались. Сложно анализировать прекрасные Набоковские сравнения, и я лишь хочу привести мои любимые:

«…зачем-то отворил окно и поглядел в темный журчащий двор внизу.»

«Кругом был вечерний мокрый город, черные потоки улиц, подвижные, блестящие купола зонтиков, огонь витрин, стекающий в асфальт. Вместе с дождем лилась ночь, наполняла глубокие дворы, дрожала в глазах тонконогих проституток, медленно гулявших взад и вперед на людных перекрестках. И где-то нави<сали?>, зажигались быстрой чередой круговые лампионы рекламы, словно вращалось световое колесо.»

«В этот будний день никого людей не видно было – только изредка доносились облачки восклицаний и смеха, а по озеру реяло белое крыло, парус яхты.»

«…градусник был теплый, живой, столбик ртути высоко влез по красной лесенке.»

У Набокова живут не только отдельные предметы, у него поднимается по лесенке столбик ртути и журчит двор, вздымаются металлические кочки пружин, стекает в асфальт витрин.

Для меня все эти сравнения, все метафоры – самое ценное в рассказе и самое, с моей точки зрения, удачное.

Теперь стоит поговорить о недостатках «Наташи». Первое, что кажется мне неудачным, это название. Существует множество произведений с подобными названиями, и у самого Набокова есть «Машенька». Такое название никак не передаёт мысль текста, но я не могу винить Набокова, так как рассказ черновой, и, возможно, перед печатью Набоков сменил бы название этого рассказа.

Видимо, по этой же причине, в тексте довольно много не очень удачных метафор и тавтологий. Во-первых, очень много всего «шелестит»: «в шелестящем макинтоше», «по коридору зашелестели шаги» и т.п.

Во-вторых, есть ещё несколько метафор, которые мне показались неудачными: «нежно шурша босыми ногами», «длинные блестящие глаза ее были счастливы», «медленно вползла под одея<ло>»,.. Ноя уже указала возможную причину их появления.

В целом, рассказ показался мне очень удачным. Идея очень интересна и логично отражается в структуре. Текст наполнен прекрасными метафорами, которые хочется перечитывать, как и весь рассказ в целом. Все недостатки текста, которые я заметила, мне кажется, существуют исключительно потому, что это лишь черновой текст, не подготовленный к печати.

Очень сложно говорить о месте рассказа Набокова в современном мире и искусстве, так как его творчество уже заняло свою нишу во всемирной литературе. Но выход в печать этого рассказа, во-первых, пополнил фонд творчества Набокова, а во-вторых, дал нам очередную возможность насладиться его великолепным языком, втянуться в игру с автором и посмотреть на примере недоработанного рассказа, из какого материала каким путём идёт мысль автора к совершенному произведению.

Задорожная Алиса

2009

Похожие:

Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconСубъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя
Цель предлагаемой работы – прояснение особенностей субъектной структуры рассказа В. Набокова «Бахман». Актуальность данной проблемы...
Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconСпособы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова
Целью доклада является рассмотрение и анализ приемов и способов, использованных автором для оценивания героев избранных произведений...
Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconСочинение-рецензия на рассказ В. Астафьева ''Людочка''
Астафьева “от первого лица”, со всей прямотой и бесстрашием. “По натуре своей он моралист и певец человечности”, в судьбах своих...
Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconРассказ продолжение, рассказ загадка, в которой по характерным деталям...
...
Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconГосударственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской...

Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconГосударственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской...

Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconЛетнее утро. Ветер легко развивал её волосы. Казалось, природа понимала...
Наташа была обычной школьницей. Училась в десятом классе. Нельзя сказать, что бы отлично, но ей всегда в конце года удавалось вытянуть...
Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconЭтот рассказ-история одной умершей девушки! Ее рассказ будет познавателен...
Прошу вас, передавайте этот рассказ всем знакомым, может быть они поймут и изменят свое решение. Смерть- не избавление от тягот мирских,...
Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconИ. Грекова Mой муж был убит на фронте в самом начале войны. Мы оставались...
Наташа, та вообще ничего не понимала, пела по утрам, завязывая банты перед зеркалом; меня ужасало, как легко она пережила смерть...
Рецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа» iconКопировал через Либрусек
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница