Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе




Скачать 70.79 Kb.
НазваниеКонспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе
Дата публикации30.04.2013
Размер70.79 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Литература > Урок
Конспект открытого внеклассного мероприятия

с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры

по русскому языку в 7 классе

составлен учителем русского языка и литературы

1 категории Ажаевой А.И.


Тема урока: Язык есть исповедь народа.
Цель урока:

показать живую связь современного русского языка с его историческими корнями.
Задачи:

- образовательная

объяснить учащимся на сравнительно – сопоставительном анализе чередование корней оро//ра, оло//ле, ере//ре.
- развивающая

продолжить работу над развитием навыков самоконтроля
- воспитательная

вызвать интерес к изучению русского языка, дать импульс к самостоятельным поискам учеников.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Методы обучения: грамматический разбор, упражнения, работа со словарем, работа с таблицей, сообщения учеников, выразительное чтение.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,

таблица «Правописание корней с чередованием гласных», словари (толковый, словарь пословиц и поговорок).

Содержание урока

1. Организационный момент.

(учитель проверяет готовность класса к уроку, устанавливает дисциплину, создает рабочее настроение)
2. Объявление темы и цели урока

Слайд 1.

Тема урока: Язык есть исповедь народа.

Цель урока: показать живую связь современного русского языка с его историческими корнями. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.
3. Вступительное слово учителя.

Праздник славянской письменности и культуры – особый день в нашей истории. Может быть, мы еще не совсем привыкли к нему, хотя имена Кирилла и Мефодия нам хорошо знакомы. И вы не раз читали о том, что в далеком 9 веке братья эти взялись за трудное, но великое дело – создание славянского алфавита. Это событие положило начало всей славянской культуре. Поэтому во многих славянских странах праздник, посвященный их памяти, отмечается давно. И в России День славянской письменности и культуры стал общегосударственным праздником.
Слайд 2.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

П.А.Вяземский.
так о языке писал поэт П.А.Вяземский.

- Почему исповедь?

- Каково его значение? (толковый словарь Ожегова)

(В древнерусском языке было слово «ведати» - знать, иметь. От него возникло слово «поведать» - сообщить, рассказать.
Слайд 3.

И вот исповедь – откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом сокровенном. В таком значении и употребил это слово в сочетании «исповедь народа» Петр Андреевич Вяземский.
- Какова основная мысль эпиграфа?

( Поэт хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все тайники, отражает все, что было в жизни народа… Да, каждый из нас отражает себя в языке своем: вспомним пословицу: «Встречают по одежке, а провожают…». Да, по уму! Каково его значение? (работа со словарем).

(Ведь стоит только человеку заговорить, и сразу можно увидеть, какой он. Более того, по речи можно узнать, в какое время он живет).
Слайд 4.

Давайте перенесемся в далекое прошлое – Древнюю Русь.
Слайд 5.

- Чтение учителем древнерусского текста.

НЫНЕ, РЕКУ ВАМ, ЧАДЬЦА МОИ, КАКО КНИЖЬНАЯ СЛОВЕСА ОТ НЕКНИЖЬНЫХ РАЗЛИЧАЮТСЯ.

КНИЖЬНАЯ СЛОВЕСА СУТЬ – ГЛАВА, СТРАНА, ВЛАСТЬ, ГРАД,

А ПО – РУСЬКУ НАРЕКУТЬСЯ – ГОЛОВА, СТОРОНА, ВОЛОСТЬ, ГОРОД.
Слайд 6.

- объяснение правила «Чередование корней»
ОРО // РА

ЕРЕ // РЕ

ОЛО // ЛЕ
- Глаголе, сыне мой, како руська словеса: ворон, воробей, корова, молоко – напишеши в книзе.

Слайд 7.

- Сравнительно – сопоставительный анализ

Древнерусский

Чередование

Современный

ВРАН

ОРО // РА

ВОРОН

ВРАБИИ

ОРО //РА

ВОРОБЕЙ

КРАВА

ОРО // РА

КОРОВА

МЛЕКО



ОЛО // ЛА


МОЛОКО



- Добро! А ты, сыну, рьци ми, како словеса книжьная по – руську применена будуть: враг, брань, злато?
Слайд 8.

- Сравнительно – сопоставительный анализ

^ Древнерусский язык

Чередование

Современный русский язык

ВОРОГ

ОРО // РА

ВРАГ

БОРОНЬ

ОРО //РА

БРАНЬ

ЗЛАТО



ОЛО // ЛА


ЗОЛОТО


- А ты рьци ми, чадо, како будет книжьными словесы:

Слайд 9.

«Отьци и деди наши взяши в плен плъкы половецькыя?»

ОЛО // ЛЕ

ПОЛОН – ПЛЕН

(«Отьци и деди наши взяши в полон плъкы половецькыя?»)
- А ты рьци ми, чадо, како будет книжьными словесы:
Слайд 10.

«ХОДИЛИ КНЯЗИ НАШИ ВОЕВАТЬ город ЦАРЬГРАД?»

ОРО //РА

ГОРОД – ГРАД

(«ХОДИЛИ КНЯЗИ НАШИ ВОЕВАТЬ град ЦАРЬГРАД?»)

- Добро, чадьца мои! Зело (очень) полезно розумети божественных писаний учение; разумеете, что глаголють книгы.

- Добро есть, чадьца, почитанье книжьное.
Слайд 11.

^ КРАСОТА ВОИНУ -ОРУЖЬЕ И КОРАБЛЮ - ВЕРТИЛА, ТАКО И ПРАВДЬНИКУ ПОЧИТАНИЕ КНИЖЬНОЕ

- Объясните данное выражение

- Диалог (чтение реплик учащимися)
Слайд 12.

- КТО ПИСЬМЕНА СТВОРИЛ ЕСТЬ? –

- РЕКУ ВАМ: СВЯТЫЙ КОНСТАНТИН ФИЛОСОФ, НАРИЦАЕМЫЙ КИРИЛЛ, ТА ПИСЬМЕНА СЪТВОРИ И МЕФОДИИ, БРАТ ЕГО.

- В КОЕ ВРЕМЯ?

- РЕКУ ВАМ: ЯКО ВРЕМЕНА МИХАИЛА, ЦАРЯ ГРЕЧЬСКА, И БОРИСА, КНЯЗЯ БОЛГАРСКА, И РАСТИЦА, КНЯЗЯ МОРАВЬСКА…
- Добре, чадьца мои.

Наш путь к знаниям с чего начинается?

(с азбуки)
Слайд 13.

Недаром говорят: Азбука – к мудрости ступенька. Сегодня, 24 мая нашей азбуке исполняется 1148 лет. (создана в 863 году)

- сообщения учеников о славянской азбуке и ее создателях.

(Славянскую азбуку создали 11 веков назад братья Кирилл и Мефодий. Эту азбуку назвали кириллицей. Потом в нее вносили изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.)

- Мы с вами говорили о том, каким был наш язык в древности.

Интересно, остались ли от того языка слова, которые употребляются и сейчас?

(Конечно, таких слов очень много, ведь древнерусский язык – это основа современного русского языка. Но некоторые слова из древнерусского языка сохранились только как составная часть в современном слове. Вот, например, слово «ВАГА» - оно означает вес, тяжесть, а сейчас оно входит в слово «важный» (г//ж)

-Определите, в какие современные слова входят древнерусские «велий» - большой (великий, великан, великодержавный, великовозрастный).

«тук» - жир (тучный)

- Знать свой язык – это не только грамотно писать. Нужно еще уметь ярко, образно и правильно говорить. Для этого в нашем языке есть и синонимы, и эпитеты, и сравнения, и пословицы, и поговорки – всего не перечесть.

- Подберите эпитеты к слову «дом» (кирпичный, пятиэтажный, маленький), «пес» (лохматый, веселый, хозяйский, верный), приведите примеры пословиц, которые обогащают нашу речь.

- Язык – это еще и душа народа, его дух. А где, как не в сказках, этот русский дух живет? Помните у Пушкина:

Там русский дух,

Там Русью пахнет!
- Сказки свои народ сочинял сам. Правда, в русской литературе есть не только народные сказки. Есть сказки, написанные писателями (сказки Пушкина)

- Какие вы знаете?

По своему языку они очень близки народным. Но у пушкинских сказок есть уникальное свойство: язык их отражает обычаи, традиции народа.

(В сказке о «Мертвой царевне» в соответствии с народными представлениями о женской красоте описана мачеха:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.
В описании царевны тоже есть упоминание об одном ценном качестве женского характера: «Нраву кроткого такого», кроме того царевна знает приличия и обычаи. Точно соответствует народному быту и представлениям эпизод появления царевны у 7 богатырей:

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась..

(«порядком» - значит по порядку, без суеты, зная, что нужно делать сначала, а что потом, т.е. по обычаю.
А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо…
(«подбираясь» - не подкрадываясь, а подбирая подол платья – точная деталь поведения)
- Вывод.

Оказывается, что в нашем языке живут обычаи и традиции; культура и дух народа.
Слайд 14.

Язык – это и наш повседневный быт, наша жизнь. Родное слово помогает нам жить, узнавать себя и других. Без языка не будет народа.
Поэтому свой родной язык нужно беречь – изучать его и не засорять дурными словами.
Слайд 15.

- чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Слово».

- Я думаю, мы будем следовать его призыву – беречь родной язык.

Похожие:

Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconОтчет о проведении открытого урока, посвященного Дню славянской письменности...
Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры
Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconОтчёт о проведении открытого урока, посвященного дню славянской письменности...
Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. №323 "О праздновании Дня славянской письменности и культуры", письмом...
Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconМероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры,...

Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconФорма проведения
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. №323 «О праздновании Дня славянской письменности и культуры»,...
Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconКонспект внеклассного мероприятия : эколого-краеведческий букварь
...
Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мбоу «сош №6» г. Перми открытых уроков посвященных Дню славянской письменности и культуры
Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Парные...

Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconКонспект открытого урока внеклассного чтения, 11 класс, по теме «Любовь- прекрасное чувство»
Конспект открытого урока внеклассного чтения, 11 класс, по теме «Любовь- прекрасное чувство», учитель русского языка и литературы...
Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconEnjoy english 2” учитель английского языка
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 классе по учебнику м. З. Биболетовой и др. “ Enjoy english 2”
Конспект открытого внеклассного мероприятия с использованием икт ко дню славянской письменности и культуры по русскому языку в 7 классе iconПлан-конспект урока по русскому языку в 4 классе Родительный и Винительный...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Щученская средняя общеобразовательная школа»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница