г. Оленегорск, Мурманской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 21»
| Утверждено
решением методического совета
протокол № ______________________
от «___»__________________20____ г. Приказ №______ от «___»_____20__ г.
Директор _______________________
М. П.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…» Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), учебнику «Русский язык» (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина - М.: Баласс, 2009).
Составитель: ________________________________________ ЭКСПЕРТЫ:
____________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.) ____________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.) ____________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
Рабочая программа включает три раздела:
пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля.
^
1. Роль и место дисциплины
| Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
| 2. Адресат
| Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».
| 3. Соответствие ФГОС
| Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
| 4. Программное обеспечение
| Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 06.08.2007 г).
Для реализации программы используются:
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
«Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2009.
| 5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса
| Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокруг, воробей, ворона, город, граждане, гражданин, девочка, дорога, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, мальчик, машина, медведь, мороз, Москва, народ, овощи, огород, однажды, Отечество, погода, потом, работа, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, скоро, сначала, сорока, театр, тетрадь, трамвай, улица, ученик, учитель, человек, ягода, язык;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
| 6. Универсальные учебные действия.
| Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
^ Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология. Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
^
| 7. Целевая установка
| Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
| 8. Принципы, лежащие в основе построения программы
| Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
^ (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).
| 9. Специфика программы
| Отличие программы «Русский язык» образовательной системы «Школа 21000» от других действующих программ заключается в том, что:
определены основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка;
предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей;
введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм;
сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес;
состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса;
усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;
изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения;
выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текста.
В авторскую программу внесены дополнения:
увеличено количество часов на развитие речи, за счет уменьшения количества часов, отводимых на изучение элементов содержания программы;
планируются ^ оставление связного текста из деформированных предложений, сочинения (описание, по материалам экскурсий), составление устного рассказа по личным наблюдениям, составление текста по картинке и опорным словам (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1);
темы уроков дополнены фрагментами, содержащими краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.
| 10. Основные содержательные линии курса
| Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
слово;
предложение;
текст;
развитие речи;
каллиграфия.
| 11. Виды и формы организации учебного процесса
| Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: проверочная работа, урок:
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
^ формирование системы математических понятий. Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
^ закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др. Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
^ контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов. Урок развития речи.
| 12. Виды контроля
| В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют «Проверочным и контрольным работам по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2009.
| 13. Объем и сроки изучения
| Рабочая программа учебного курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов в год, по 5 ч. в неделю. Изучается в течение 34-х учебных недель.
| 14.Библиографический список
| Список литературы для обучающихся, учебники:
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
«Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2009.
Методические пособия для учителя:
«Русский язык. 1 и 2 классы». Методические рекомендации для учителя. /Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева и др., - М.: «Баласс», 2010;
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса (1-4)./ Л.Ю.Комиссарова , Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. - - М.: «Баласс», 2009;
«Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 2-го класса. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс», 2009.
Электронные пособия:
«Русский язык. Универсальное мультимедийное пособие. 2 класс» (к учебнику Р.Н. Бунеева "Русский язык. 2 класс") – Волгоград, «Экзамен», 2011.
|
|