г. Оленегорск, Мурманской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 21»
| Утверждено
решением методического совета
протокол № ______________________
от «___»__________________20____ г. Приказ №______ от «___»_____20__ г.
Директор _______________________
М. П.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…» Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), учебнику «Русский язык» (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина - М.: Баласс, 2009).
Составитель: ________________________________________ ЭКСПЕРТЫ:
____________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.) ____________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.) ____________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
Рабочая программа включает четыре раздела:
пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
контрольно-измерительные материалы.
^
1. Роль и место дисциплины
| Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Систематический курс «Русский язык» начинается после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте» и продолжается до окончания 4-го класса.
| 2. Адресат
| Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».
| 3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту
| Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.). Элементы содержания, которые дополняют требования ФГОС, выделены курсивом.
| 4. Программное обеспечение
| Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 06.08.2007 г).
Для реализации программы используются:
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык (первые уроки)». Учебное пособие для 1-го класса. - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)». - М.: «Баласс», 2009.
| 5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 1 класса
| На конец 1 класса обучающиеся должны знать:
знать названия букв и их последовательность в алфавите;
знать начертания прописных букв.
На конец 1 класса обучающиеся должны уметь:
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные);
обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь и гласных е, ё, ю, я, и;
делить слова на слоги, ставить ударение;
делить слова на части для переноса (простые случаи);
проводить звуко-буквенный анализ слова;
вычленять слова из предложений;
составлять предложения из слов;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
аккуратно, разборчиво, правильно списывать слова, предложения, текст с письменного, печатного шрифта и проверять написанное, сравнивая с образцом;
грамотно (без пропусков и искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, правописание которых не расходится с произношением;
писать заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);
не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;
уметь безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: багаж, берёза, ветер, воробей, грамм, девочка, диван, ещё, заяц, картина, карандаш, картон, коньки, Кремль, машина, медведь, медведица, Москва, пальто, пенал, петух, посуда, рисунок, ромашка, тетрадь, топор.
ставить знак препинания в конце предложения;
находить корень в группе однокоренных слов;
различать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делал? что сделал?
отличать текст от набора предложений;
составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
| 6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку
| ^
понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
уметь осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
овладеть общеучебными умениями и универсальными действиями, отражающими учебную самостоятельность и познавательные интересы (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).
| 7. Универсальные учебные действия.
| Личностные универсальные действия:
использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.
Регулятивные универсальные действия:
целеполагание - постановка учебной задачи;
планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений и полноты текста;
коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.
Познавательные универсальные действия:
применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;
моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;
классифицирование звуков, слов по заданному основанию;
анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;
синтез — составление целого текста из частей;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов для поиска и сбора информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
| 8. Целевая установка
| Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
| 8. Принципы, лежащие в основе построения программы
| Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
^ (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).
| 9. Специфика программы
| Отличие программы «Русский язык» образовательной системы «Школа 21000» от других действующих программ заключается в том, что:
определены основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка;
предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей;
введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм;
сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес;
состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса;
усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;
изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения;
выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текста.
| 10. Основные содержательные линии курса
| Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
основы лингвистических знаний:
фонетика и орфоэпия,
графика,
морфемика,
грамматика:
морфология,
синтаксис;
орфография и пунктуация;
| 11. Виды и формы организации учебного процесса
| Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: проверочная работа, урок:
Урок «открытия» нового знания.
^ формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий. Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).
^ формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др. ^
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
^ контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов. Урок развития речи.
| 12. Виды контроля
| В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют методическим рекомендациям для учителя «Русский язык. 1 и 2 классы». /Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева и др., - М.: «Баласс», 2010.
| 13. Объем и сроки изучения
| Систематический курс русского языка по программе «Школа 2100…» рассчитан на 560 часов. Из них:
1 класс – 50 часов;
2 класс – 170 часов;
3 класс – 170 часов;
4 класс – 170 часов.
Программа учебного курса «Русский язык» объемом 50 часов в год, по 5 ч. в неделю. Изучается в течение 10-и учебных недель после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте».
| 14.Библиографический список
| Список литературы для обучающихся, учебники:
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык (первые уроки)». Учебное пособие для 1-го класса. - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)». - М.: «Баласс», 2009.
Методические пособия для учителя:
«Русский язык. 1 и 2 классы». Методические рекомендации для учителя. /Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева и др., - М.: «Баласс», 2010;
«Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-го класса. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс», 2009.
|
|