Скачать 207.43 Kb.
|
Таллиннский Линнамяэский русский лицей Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» Категория: Социальные исследования Арина Болотских, 17 лет Наталья Мехреньгина, 17 лет Руководители: Елена Савчук Учитель музыки Ирина Жикина Учитель- методист Таллинн,Харьюмаа,Эстония 2012-2013 Оглавление Введение…………………………………………………………….…………..………………….….….3
творчества ……………………………..……………………………………….…..………….8
творческих способностей детей………………………………………….……………11
Заключение……………………………………………………………………………………………….…21 Источники информации………………………………………………………………………….….22 Введение Начиная с самого рождения, каждого без исключения человека окружают самые разнообразные мелодии и звуки, это и голос матери, напевающий колыбельную, и шелест листьев, и мелодичные переливы множества птиц, и стрекот кузнечиков, и раскаты грома. Ежедневно нас окружает огромное количество самых разнообразных звуков и их влияние на нашу жизнь сложно переоценить. Достаточно сказать, что слух является одним их способов познания окружающего мира. Человеку трудно представить свою жизнь в полной тишине, особенно без звуков музыки, которая делает нашу жизнь более насыщенной и яркой. Без музыки жизнь человека была бы скучной и унылой. Существует множество жанров музыки. Однако у каждого народа есть свои традиции и фольклор, который передается из поколения в поколения многие века. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости. Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства. В своей работе мы хотим узнать отношение современных людей к русской фольклорной музыке. Поскольку мы сами занимаемся фольклорным пением, нам очень интересна эта тема. Нам кажется, что фольклорная музыка теряет свою актуальность и популярность. Большинство людей, особенно молодых, предпочитает слушать современную музыку. Проблема Современные люди теряют интерес к фольклорной музыке. Гипотеза Современный ритм жизни и большая занятость работой и учебой, не дает возможности окунуться в народное творчество. Музыка стала неотъемлемой частью жизни, но потеряла свою уникальность. Кроме того, современное общество стало забывать традиции своего народа, а вместе с ними и фольклорную музыку. Народное творчество перестало быть актуальным в современном мире. ^ В своей работе мы хотим выяснить, интересует ли людей фольклорная музыка и как они к ней относятся.
Музыкальный традиционный фольклор формировался на протяжении многих веков, начиная с первого по шестой век нашей эры, когда еще разные племена и народности объединялись в единое целое, и до наших дней. В течение этого времени происходили процессы формирования науки и государства, а фольклор связан с этими процессами очень тесно. Самые ранние формы фольклора связаны с языческими верованиями, с обожествлением природы. Музыкальный фольклор на ранних этапах был частью магических языческих обрядов, в которых человек стремился умилостивить природу. Появлялись хороводы, песни, формирующие семейные бытовые отношения (колыбельные, похоронные плачи). К десятому веку существовали народные музыкальные традиции в устойчивых формах, что привело к образованию нового жанра – эпоса. Эпос – это, прежде всего, былины. В центре этого жанра стояли герои, защитники народа, обладающие храбростью и мужеством. Кроме героев-воинов появились герои и другого типа – певцы. С течением времени в былинах перестали появляться новые персонажи, исторические процессы пошли динамичнее. К шестнадцатому веку Русь обрела независимость, вследствие чего и формы народного искусства, наконец, устоялись. Высшее достижение музыкального фольклора на тот момент – лирическая песня. Все перечисленные жанры и формы народной музыкальной культуры оставались в неизменном качестве и не отходили от первоначального канона. Мы хотели бы остановиться на некоторых жанрах русского народного фольклора, так как они существуют и исполняются по сегодняшний день. Как было сказано выше, раньше всего сформировались обрядовые песни. ^ можно разделить на две группы: календарные и семейно – бытовые. Песня составляла существенную часть праздничных обрядов наших предков, совершаемых при солнечных поворотах, при встрече различных времен года, завивании венков, сборе урожая, поклонении богам. «Ай, клика весна, клика весна, Клик весна, клика весна. ^ Принесла, принесла. Красным девкам по веночку, По веночку, по веночку. Ай, клика весна, клика весна, Клик весна, клика весна» Этот небольшой отрывок из песни является примером календарной обрядовой песни. Эту песню наши предки исполняли, когда встречали весну. Следующим одним из самых распространенных жанров русской народной песни является былины. Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. «-Шел да пошел. -Ай, да куда? - В город, на базар. -Ай, да зачем? -Сапоги купить. -Ай, да кому? Поцелуй дядю Фому, да не сказывай никому. Там на улице шумят - сарафан бабы делят. ^ Кому пуговки литы, кому серьги золоты, Кому пуговки литы, кому серьги золоты» Ярмарки играли важную роль в жизни русского человека и являлись примечательным эпизодом русской истории, поэтому многие былины посвящены не только героическим событиям, но и праздникам. Последним из наиболее важных и известных жанров русской народной музыки являются лирические песни. ^ — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих людей. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном. «Ой, цветет калина в поле у ручья. Парня молодого полюбила я, ^ Не могу открыться, слов я не найду» Еще один из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества сочетающий в себе поэзию и музыку с театрально-драматическими элементами - хороводные песни. Большое место занимали хороводы в жизни народа. Наиболее старинные из них связаны с древнерусскими земледельческими обрядами магического значения. В дальнейшем большинство хороводных песен утратило обрядовый характер, и превратились в праздничные игры. Они представляли собой массовое игровое действие с преимущественной ролью молодежи. Отсюда - ярко выраженный оптимистический характер хороводных песен, воплощение в них жизнеутверждающего мировоззрения. Место действия хороводов - наиболее живописные уголки родной природы. В начале хороводной игры обязательна пригласительная песенка - сборная (когда набирали хоровод), а в конце - разборная или разводная. Основаны хороводы на общем массовом движении круговой формы или весьма затейливых фигурных форм: улицей, переулочком, движением крест-накрест, змейкой, гуськом, цепью, завиванием плетня, «восьмеркой», зигзагообразным движением и многими другими. Поэтический язык хороводных песен характеризуется особой живостью, красочностью, яркими образами природы, эмоциональным воплощением светлых чувств. Музыкальный язык хороводов отличается полно выявленным песенным началом, широким использованием колоратурных распевов, особой четкостью метроритма, часто связанного с плясовыми элементами, общим жизнерадостным тонусом. «Золотые ворота пропускают не всегда: Первый раз прощаются, ^ А на третий раз не пропустим Вас
Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Народные песни любой страны глубоко национальны. Композиция песни, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм — все эти элементы ярко отражают национальные особенности русского характера. Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочная и жизнерадостная, грустная и печальная, тесно связанная с народным творчеством в целом, свободная от жестких норм, и канонов, она являет собой замечательное достижение культуры. Русская народная песня имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где она формировалась и развивалась. Среди своеобразных свойств народной песни следует назвать:
Устная традиция воспроизведения и распространения, свойственная произведениям народного творчества, исторически связана с теми далекими временами, когда письменность даже не существовала. Издавна музыкально-поэтические произведения распространялись исключительно изустным путем, переходя от одного певца к другому, из поколения в поколение, из одной местности в другую. Устные рассказы, бывальщины, пословицы, загадки, поговорки, заговоры, трудовые припевки, заклички стихийных сил природы, сопровождавшие труд и быт первобытных охотников и земледельцев, были тем источником, из которого развились дошедшие до нас древнейшие мифологические сказания, сказки, разнообразные виды песен, а позднее, с развитием письменности,— различные науки, художественная литература и композиторское творчество. Вместе с тем, история культуры позднейшего времени (XVIII—XIX веков) свидетельствует о том, что при некоторых относительно благоприятных условиях запись и публикация песен, былин, сказок играли немалую и чрезвычайно положительную роль в распространении произведений народного искусства. Известно, что в XVIII веке в России, с ростом грамотности городского населения, получили распространение рукописные тетради и альбомы с записями народных песен. К этому же времени относятся и первые нотные сборники народных русских песен с напевами. Другую характерную особенность русской народной песни (в значительной степени вытекающую из устной его природы) составляет явление многовариантности: распространение отдельных произведений народного искусства в разнообразных словесно-поэтических и мелодических вариантах. Одни и те же былины и сказки существуют и в лаконичных и одновременно весьма распространенных редакциях. Варианты одних и тех же народных песен («Горы», «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Калинушка с малинушкой»), записанные в разных местностях, имеют не только «разночтения» в поэтическом тексте, но и различные мелодии: то сравнительно простые, то весьма развитые и сложные, связанные с высокой культурой мелодической народной речи. Созданные первоначально отдельными талантливыми творцами и впоследствии ставшие достоянием широких народных масс, народные песни постоянно подвергаются коллективной творческой переработке. Переходя из уст в уста во все новых, разнообразных вариантах, они своеобразно «корректируются» народными певцами: постоянно видоизменяются, улучшаются, совершенствуются до тех пор, пока в каждом отдельном случае их песенная форма не «отшлифовывается» в соответствии с достигнутым уровнем художественного развития народа, его песенной культуры или же с местными певческими традициями. Мелодии лучших народных песен, бытующих в народе в течение десятков и сотен лет, представляют собой, таким образом, результат творческого труда целых поколений безвестных народных певцов, результат длительного отбора наиболее выразительных и жизненно ценных интонаций, попевок и мелодических оборотов.
Русская народная музыка всегда оставалась больше песенной, но русское фольклорное пение имело и музыкальное сопровождение. Традиционно русскими музыкальными инструментами принято считать балалайку и гусли, а так же домбру, баян, гармошку. Однако самыми распространенными остаются балалайка и гусли. Мы бы хотели остановиться подробнее именно на этих инструментах. Гусли – деревянный струнный музыкальный инструмент, представляющий собой корпус какой-либо формы с натянутыми на нем жильными или металлическими струнами. Гусли использовались еще в глубокой древности жителями сел и деревень. В современных ансамблях русской народной песни также используются гусли. Балалайка - трехструнный русский народный инструмент. Её необычный, треугольной формы, корпус и привлекательный звонкий звук делают этот инструмент легко узнаваемым. Используется как сольный инструмент для аккомпанемента песне или танцу, а также в составе большого балалаечного ансамбля или оркестра. Балалайка на протяжении многих веков остается главным символом русской народной музыки. Еще один народный музыкальный инструмент свистулька. К сожалению, в наше время этот музыкальный инструмент практически не встречается, но в древности ему уделялось большое значение. Этот музыкальный инструмент получил распространение во многих станах мира, с языческих времен его использовали как магические инструмент для вызывания в летнюю жару дождя и ветра или отпугивания нечистой силы. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву в виде игрушек. Свистульки лепят из глины в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников, и фантастических животных, как правило, форма свистулек оригинальна для каждой местности. Готовые свистульки сушат, обжигают, а затем раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы.
Русская народная музыка неповторима и безгранична. Русский фольклор привлекает людей своей легкостью и душевностью. Русская музыка проникает в самую глубь человеческой души, тем самым помогая человеку справляться со своими проблемами. Каждый человек находит в ней что-то близкое ему и определяет для себя символ. Как было сказано выше балалайка долгое время остается символом народной музыки. Так же важным символом являются костюмы. Именно они привлекают людей своим ярким видом. Еще одним символом русского фольклора является манера исполнения. Ведь отношение людей к артисту зависит от подачи песни. Люди поймут, насколько интересен и познавателен фольклор, если артист будет исполнять песню душевно, при этом будет пропускать слова через себя и искренне их переживать.
На сегодняшний день именно песенный фольклор наиболее ярко проявляется на фоне других видов фольклора и считается наиболее традиционно сохранившимся, массовым, доступным и популярным в народе художественным явлением, как в бытовой среде, так и на сценических площадках. Песенный фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции и характеру исполнения. О важной роли народной песенной культуры в художественно- эстетическом и духовно-нравственном развитии человека говорится во многих работах ученых, в самых различных областях науки. Песенный фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, поскольку несет в себе представления о прекрасном и красивом в устройстве быта, языке, этнографической и художественной культуре народа, природе, человеческих отношениях. Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженное в песнях. Последовательное ознакомление детей с произведениями народного музыкального творчества лучше помогает понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу. Главная задача музыкального воспитания детей средствами народного музыкального творчества - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно песенный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В народной песне все правдиво, искренне и просто - и мелодия и слова. Народная музыка несет в себе многолетнюю историю русского народа. За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем:
Произведения народного творчества влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух. Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, проявлять себя творчески. Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.
В практической части своей работы мы решили выяснить, что знают о русской народной (фольклорной) музыке русскоговорящие люди разного возраста. С этой целью мы провели небольшое социологическое исследование среди разновозрастных групп: подростков в возрасте 11-14 лет (учащиеся основной школы ТЛРЛ – 32 учащихся); гимназистов ТЛРЛ и студентов Таллиннского университета в возрасте 16-23 года (39); людей старшего возраста (37- 49) разных профессий (31). В среднем, в каждой возрастной группе было опрошено 34 человека (всего 102 респондента). Для исследования была составлена анкета с разными вариантами ответов (закрытыми и открытыми). Анкета
Результаты опроса для удобства представлены в виде диаграмм. ![]() Рисунок 1. Количество слушателей русской народной музыки Из диаграммы ответов на первый вопрос вырисовывается следующая картина: молодые люди независимо от возраста практически не слушают русскую народную музыку или слушают ее крайне редко, это же касается и более старшего поколения. В этой возрастной группе количество слушателей народной музыки с учетом периодичности самое большое из общего число всех опрошенных. На вопрос: Как вы относитесь к русской народной (фольклорной) музыке? были получены следующие ответы. ![]() Рисунок 2. Отношение к русской народной музыке В целом все респонденты положительно относятся к русской народной музыке, радует, что среди подростков число утвердительных ответов достигает 75%, старшая возрастная группа была единодушна, а вот в средней возрастной группе почти треть опрошенных не смогла определиться со своим отношением к национальной певческой культуре, что, по меньшей мере, вызывает недоумение. Тем более, что 70% респондентов этого возраста посещали концерты, на которых исполнялись народные песни и звучала народная музыка. Может быть, им не повезло с исполнителями? Или количество посещений не дало возможности составить более благоприятное мнение? Подростки, в отличие от взрослых (100%), мало посещают подобные мероприятия (30%), что тоже не очень понятно – почему родители не берут с собой своих детей? Или речь идет о стоимости билетов? Хотя концерты народных коллективов вряд ли отличаются высокой ценой билетов. Скорее речь идет об утрате традиций культурного проведения досуга всей семьей. Хочется надеяться, что в большинстве семей, сохраняются национальные традиции и культура. ![]() Рисунок 3. Посещение концертов русской народной музыки Следующая группа вопросов предполагала открытые ответы, из которых мы выбрали наиболее часто встречающиеся, хотя некоторые респонденты давали сразу несколько ответов на один вопрос. Назовите известную вам русскую народную песню. ![]() Рисунок 4. Названия известных русских народных песен Разнообразием знаний русских народных песен не может похвастаться ни одна возрастная группа, в основном назывались такие песни как «Ой, мороз, мороз», «Калинка-малинка», «Катюша». Старшее поколение знает гораздо больше песен, больше всего так называемых застольных: «Валенки», «То не ветер ветку клонит», «Ой цветет калина» , «Камаринская». Назовите один русский народный инструмент, который вам известен. ![]() Рисунок 5. Названия известных русских народных инструментов Из русских народных инструментов большинство респондентов отметило балалайку и гусли, некоторые называли домбру, ложки, баян, гармошку. Какие жанры русского народного фольклора (песенные или литературные) вы знаете? ![]() Рисунок 6. Известные жанры русского фольклора Ответы на этот вопрос вызвали самое большое недоумение, если старшее поколение вполне разбирается в жанрах народного фольклора, то младшее поколение практически ничего об этом не знает, несмотря на школьные уроки музыки. Еще больше огорчило среднее поколение – почему басни стали жанром именно русского фольклора, остается непонятным. Или в России басни появились раньше, чем в Древней Греции? Что на ваш взгляд является главной символикой русской народной музыки? ![]() Рисунок 7. Символика русской народной музыки Что касается символики русской народной музыки, то ответы респондентов разных возрастных групп были практически одинаковы: инструменты и костюмы, старшее поколение добавило так же манеру исполнения народной музыки. Кроме того некоторые респонденты отметили, что символикой русской народной музыки являются игры, хороводы. Подводя итоги социологического исследования можно сделать следующие выводы:
В 2011 году был организован музыкально-творческий проект, способствующий сохранению русской культуры. Он существует и по сей день. Именно он подтолкнул нас на создание данной исследовательской работы. Принимая участие в проекте, мы осознали роль русского народного творчества в жизни людей разных возрастов и озаботились проблемой потери популярности народного фольклора в современном обществе. Проект был направлен на дошкольные учреждения, детские сады. Репертуар сказок основан на русском фольклоре и сочетает в себе как устное творчество, так и песенный и танцевальный фольклор. Наши постановки- русские народные сказки: «Колобок», «Теремок» и «Репка». Все спектакли имеют музыкальное и танцевальное сопровождение. Мы считаем, что подобные проекты развивают у детей творческое мышление и умение слушать. Кроме того, это помогает сохранить традиции русского народа. Заключение Русская песенная культура складывалась веками. Народная школа пения развивалась в недрах народной жизни, оставаясь на уровне устной традиции как часть художественного быта русского народа, тесно связанного с песенным творчеством. Однако богатство и жанровое разнообразие русских песен, исполняемых народом, говорило о высокой песенной культуре. Известно, что исполнение народными певцами русских протяжных песен вызывало удивление и восхищение иностранцев, посещавших Россию. Как сообщает один из составителей первого нотного сборника русских песен Н. А. Львов, итальянский композитор Г. Паизиелло был поражен искусством народного хора, его песнями и не хотел верить, что были они, творением простых людей, «полагая оные произведением искусных музыкальных сочинителей». Это сообщение было сделано Львовым в 1790 году, когда заметно вырос интерес к народному музыкальному творчеству, начались работы по записи русских народных песен. Русская песня – величайшее музыкально-поэтическое создание народного гения. Многообразно и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилась во всей полноте извечное стремление русского народа к добру, к правде, к свету, к счастью. Этические и моральные идеалы, заложенные в народной песне, воспитывают многие поколения. Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, землю. Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности. ^
Т.А Старостина «Ладовая систематика народной песни» Музыкальное народное творчество: Учебное пособие
|
![]() | Реализация этностереотипов в русских и польских паремиях Данная научно-исследовательская работа посвящена исследованию этнокультурных стереотипов, которые считаются важной частью знаний... | ![]() | Тема: Фольклор как средство приобщения младших школьников к традиционной народной культре Обобщение опыта учителя музыки Сеничкиной Анны Евгеньевны. Тема: Фольклор как средство приобщения младших школьников к традиционной... |
![]() | Конкурсная работа на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности, приобщить ребёнка к родному и близкому.... | ![]() | Программа III международного фестиваля русской музыки в городе Старая... «Русич», ООО «Продюсерский центр «Домус» с 22 сентября по 1 октября 2013 года представят III международный фестиваль русской музыки... |
![]() | Тема: Русский народный костюм часть национальной культуры Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси | ![]() | Урок словесности и музыки. 5-й класс Тема: "Критерий красоты через... ... |
![]() | «Первые шаги в науку – 2014 – «Юниор» Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | ![]() | «Первые шаги в науку – 2013 – «Юниор» Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) |
![]() | Исследовательская работа Исследовательская работа «Влияние информационных потоков на гимназистов» Торжок, моу «Гимназия №7», 2009г | ![]() | Ф. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) |