Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни»




Скачать 207.43 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни»
Дата публикации12.05.2013
Размер207.43 Kb.
ТипИсследовательская работа
litcey.ru > Литература > Исследовательская работа


Таллиннский Линнамяэский русский лицей

Исследовательская работа

Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни»

Категория: Социальные исследования

Арина Болотских, 17 лет

Наталья Мехреньгина, 17 лет

Руководители: Елена Савчук

Учитель музыки

Ирина Жикина

Учитель- методист

Таллинн,Харьюмаа,Эстония

2012-2013

Оглавление
Введение…………………………………………………………….…………..………………….….….3

  1. Теоретическая часть

  1. Жанры русской музыки……………………………………………………………………5

    1. Характерные черты русского песенного

творчества ……………………………..……………………………………….…..………….8

    1. Инструменты…………………………………………………………….………..10

    2. Символика………………………………………………………….….…..………11

  1. Роль и значение песенного фольклора в развитии

творческих способностей детей………………………………………….……………11

  1. Практическая часть

        1. Анкетирование………………………………………………………………………………..14

        2. Музыкально- творческий проект «Сказка идет в гости»……………20

Заключение……………………………………………………………………………………………….…21

Источники информации………………………………………………………………………….….22

Введение

Начиная с самого рождения, каждого без исключения человека окружают самые разнообразные мелодии и звуки, это и голос матери, напевающий колыбельную, и шелест листьев, и мелодичные переливы множества птиц, и стрекот кузнечиков, и раскаты грома. Ежедневно нас окружает огромное количество самых разнообразных звуков и их влияние на нашу жизнь сложно переоценить. Достаточно сказать, что слух является одним их способов познания окружающего мира. Человеку трудно представить свою жизнь в полной тишине, особенно без звуков музыки, которая делает нашу жизнь более насыщенной и яркой. Без музыки жизнь человека была бы скучной и унылой. Существует множество жанров музыки. Однако у каждого народа есть свои традиции и фольклор, который передается из поколения в поколения многие века. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости. Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.

В своей работе мы хотим узнать отношение современных людей к русской фольклорной музыке. Поскольку мы сами занимаемся фольклорным пением, нам очень интересна эта тема. Нам кажется, что фольклорная музыка теряет свою актуальность и популярность. Большинство людей, особенно молодых, предпочитает слушать современную музыку.

Проблема

Современные люди теряют интерес к фольклорной музыке.

Гипотеза

Современный ритм жизни и большая занятость работой и учебой, не дает возможности окунуться в народное творчество. Музыка стала неотъемлемой частью жизни, но потеряла свою уникальность. Кроме того, современное общество стало забывать традиции своего народа, а вместе с ними и фольклорную музыку. Народное творчество перестало быть актуальным в современном мире.

^ Цель работы

В своей работе мы хотим выяснить, интересует ли людей фольклорная музыка и как они к ней относятся.


  1. Теоретическая часть

    1. Жанры русской народной музыки

Музыкальный традиционный фольклор формировался на протяжении многих веков, начиная с первого по шестой век нашей эры, когда еще разные племена и народности объединялись в единое целое, и до наших дней. В течение этого времени происходили процессы формирования науки и государства, а фольклор связан с этими процессами очень тесно. Самые ранние формы фольклора связаны с языческими верованиями, с обожествлением природы. Музыкальный фольклор на ранних этапах был частью магических языческих обрядов, в которых человек стремился умилостивить природу. Появлялись хороводы, песни, формирующие семейные бытовые отношения (колыбельные, похоронные плачи). К десятому веку существовали народные музыкальные традиции в устойчивых формах, что привело к образованию нового жанра – эпоса. Эпос – это, прежде всего, былины. В центре этого жанра стояли герои, защитники народа, обладающие храбростью и мужеством. Кроме героев-воинов появились герои и другого типа – певцы. С течением времени в былинах перестали появляться новые персонажи, исторические процессы пошли динамичнее. К шестнадцатому веку Русь обрела независимость, вследствие чего и формы народного искусства, наконец, устоялись. Высшее достижение музыкального фольклора на тот момент – лирическая песня. Все перечисленные жанры и формы народной музыкальной культуры оставались в неизменном качестве и не отходили от первоначального канона. Мы хотели бы остановиться на некоторых жанрах русского народного фольклора, так как они существуют и исполняются по сегодняшний день.

Как было сказано выше, раньше всего сформировались обрядовые песни. ^ Обрядовые песни можно разделить на две группы: календарные и семейно – бытовые.  Песня составляла существенную часть праздничных обрядов наших предков, совершаемых при солнечных поворотах, при встрече различных времен года, завивании венков, сборе урожая, поклонении богам.

«Ай, клика весна, клика весна,

Клик весна, клика весна.

^ Ай, что же ты нам принесла?

Принесла, принесла.

Красным девкам по веночку,

По веночку, по веночку.

Ай, клика весна, клика весна,

Клик весна, клика весна»

Этот небольшой отрывок из песни является примером календарной обрядовой песни. Эту песню наши предки исполняли, когда встречали весну.

Следующим одним из самых распространенных жанров русской народной песни является былины. Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

«-Шел да пошел.

-Ай, да куда?

- В город, на базар.

-Ай, да зачем?

-Сапоги купить.

-Ай, да кому?

Поцелуй дядю Фому, да не сказывай никому.

Там на улице шумят - сарафан бабы делят.

^ Кому хлеб, кому сало, кому новый сарафан,

Кому пуговки литы, кому серьги золоты,

Кому пуговки литы, кому серьги золоты»

Ярмарки играли важную роль в жизни русского человека и являлись примечательным эпизодом русской истории, поэтому многие былины посвящены не только героическим событиям, но и праздникам.

Последним из наиболее важных и известных жанров русской народной музыки являются лирические песни. ^ Лирические песни — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих людей. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном.

«Ой, цветет калина в поле у ручья.

Парня молодого полюбила я,

^ Парня полюбила на свою беду,

Не могу открыться, слов я не найду»

Еще один из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества сочетающий в себе поэзию и музыку с театрально-драматическими элементами - хороводные песни. Большое место занимали хороводы в жизни народа. Наиболее старинные из них связаны с древнерусскими земледельческими обрядами магического значения. В дальнейшем большинство хороводных песен утратило обрядовый характер, и превратились в праздничные игры. Они представляли собой массовое игровое действие с преимущественной ролью молодежи. Отсюда - ярко выраженный оптимистический характер хороводных песен, воплощение в них жизнеутверждающего мировоззрения. Место действия хороводов - наиболее живописные уголки родной природы.

В начале хороводной игры обязательна пригласительная песенка - сборная (когда набирали хоровод), а в конце - разборная или разводная. Основаны хороводы на общем массовом движении круговой формы или весьма затейливых фигурных форм: улицей, переулочком, движением крест-накрест, змейкой, гуськом, цепью, завиванием плетня, «восьмеркой», зигзагообразным движением и многими другими.

Поэтический язык хороводных песен характеризуется особой живостью, красочностью, яркими образами природы, эмоциональным воплощением светлых чувств.

Музыкальный язык хороводов отличается полно выявленным песенным началом, широким использованием колоратурных распевов, особой четкостью метроритма, часто связанного с плясовыми элементами, общим жизнерадостным тонусом.

«Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощаются,

^ Второй раз запрещаются,

А на третий раз не пропустим Вас

    1. Характерные черты русского песенного творчества

Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Народные песни любой страны глубоко национальны. Композиция песни, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм — все эти элементы ярко отражают национальные особенности русского характера. Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочная и жизнерадостная, грустная и печальная, тесно связанная с народным творчеством в целом, свободная от жестких норм, и канонов, она являет собой замечательное достижение культуры. Русская народная песня имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где она формировалась и развивалась.

Среди своеобразных свойств народной песни следует назвать:

  • преимущественно устную природу песни;

  • многовариантность воплощения;

  • коллективность творческого процесса, отсутствие определенного индивидуального авторства.

Устная традиция воспроизведения и распространения, свойственная произведениям народного творчества, исторически связана с теми далекими временами, когда письменность даже не существовала. Издавна музыкально-поэтические произведения распространялись исключительно изустным путем, переходя от одного певца к другому, из поколения в поколение, из одной местности в другую. Устные рассказы, бывальщины, пословицы, загадки, поговорки, заговоры, трудовые припевки, заклички стихийных сил природы, сопровождавшие труд и быт первобытных охотников и земледельцев, были тем источником, из которого развились дошедшие до нас древнейшие мифологические сказания, сказки, разнообразные виды песен, а позднее, с развитием письменности,— различные науки, художественная литература и композиторское творчество. Вместе с тем, история культуры позднейшего времени (XVIII—XIX веков) свидетельствует о том, что при некоторых относительно благоприятных условиях запись и публикация песен, былин, сказок играли немалую и чрезвычайно положительную роль в распространении произведений народного искусства. Известно, что в XVIII веке в России, с ростом грамотности городского населения, получили распространение рукописные тетради и альбомы с записями народных песен. К этому же времени относятся и первые нотные сборники народных русских песен с напевами.

Другую характерную особенность русской народной песни (в значительной степени вытекающую из устной его природы) составляет явление многовариантности: распространение отдельных произведений народного искусства в разнообразных словесно-поэтических и мелодических вариантах. Одни и те же былины и сказки существуют и в лаконичных и одновременно весьма распространенных редакциях. Варианты одних и тех же народных песен («Горы», «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Калинушка с малинушкой»), записанные в разных местностях, имеют не только «разночтения» в поэтическом тексте, но и различные мелодии: то сравнительно простые, то весьма развитые и сложные, связанные с высокой культурой мелодической народной речи.

Созданные первоначально отдельными талантливыми творцами и впоследствии ставшие достоянием широких народных масс, народные песни постоянно подвергаются коллективной творческой переработке. Переходя из уст в уста во все новых, разнообразных вариантах, они своеобразно «корректируются» народными певцами: постоянно видоизменяются, улучшаются, совершенствуются до тех пор, пока в каждом отдельном случае их песенная форма не «отшлифовывается» в соответствии с достигнутым уровнем художественного развития народа, его песенной культуры или же с местными певческими традициями. Мелодии лучших народных песен, бытующих в народе в течение десятков и сотен лет, представляют собой, таким образом, результат творческого труда целых поколений безвестных народных певцов, результат длительного отбора наиболее выразительных и жизненно ценных интонаций, попевок и мелодических оборотов.

    1. Инструменты

Русская народная музыка всегда оставалась больше песенной, но русское фольклорное пение имело и музыкальное сопровождение. Традиционно русскими музыкальными инструментами принято считать балалайку и гусли, а так же домбру, баян, гармошку. Однако самыми распространенными остаются балалайка и гусли. Мы бы хотели остановиться подробнее именно на этих инструментах.

Гусли – деревянный струнный музыкальный инструмент, представляющий собой корпус какой-либо формы с натянутыми на нем жильными или металлическими струнами. Гусли использовались еще в глубокой древности жителями сел и деревень. В современных ансамблях русской народной песни также используются гусли.

Балалайка - трехструнный русский народный инструмент. Её необычный, треугольной формы, корпус и привлекательный звонкий звук делают этот инструмент легко узнаваемым. Используется как сольный инструмент для аккомпанемента песне или танцу, а также в составе большого балалаечного ансамбля или оркестра. Балалайка на протяжении многих веков остается главным символом русской народной музыки.

Еще один народный музыкальный инструмент свистулька. К сожалению, в наше время этот музыкальный инструмент практически не встречается, но в древности ему уделялось большое значение. Этот музыкальный инструмент получил распространение во многих станах мира, с языческих времен его использовали как магические инструмент для вызывания в летнюю жару дождя и ветра или отпугивания нечистой силы. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву в виде игрушек. Свистульки лепят из глины в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников, и фантастических животных, как правило, форма свистулек оригинальна для каждой местности. Готовые свистульки сушат, обжигают, а затем раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы.


    1. Символика

Русская народная музыка неповторима и безгранична. Русский фольклор привлекает людей своей легкостью и душевностью. Русская музыка проникает в самую глубь человеческой души, тем самым помогая человеку справляться со своими проблемами.

Каждый человек находит в ней что-то близкое ему и определяет для себя символ. Как было сказано выше балалайка долгое время остается символом народной музыки. Так же важным символом являются костюмы. Именно они привлекают людей своим ярким видом.

Еще одним символом русского фольклора является манера исполнения. Ведь отношение людей к артисту зависит от подачи песни. Люди поймут, насколько интересен и познавателен фольклор, если артист будет исполнять песню душевно, при этом будет пропускать слова через себя и искренне их переживать.

    1. ^ Роль и значение песенного фольклора в развитии творческих способностей детей

На сегодняшний день именно песенный фольклор наиболее ярко проявляется на фоне других видов фольклора и считается наиболее традиционно сохранившимся, массовым, доступным и популярным в народе художественным явлением, как в быто­вой среде, так и на сценических площадках. Песенный фольклор чрезвы­чайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции и характеру исполнения.

О важной роли народной песенной культуры в художественно- эсте­тическом и духовно-нравственном развитии человека говорится во многих работах ученых, в самых различных областях науки. Песенный фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эсте­тического самосознания, поскольку несет в себе представления о прекрас­ном и красивом в устройстве быта, языке, этнографической и художест­венной культуре народа, природе, человеческих отношениях. Занятия пением помогают развивать социально-личностные и ком­муникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты лично­сти, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравствен­ное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого челове­ка, отраженное в песнях. Последовательное ознакомление детей с произве­дениями народного музыкального творчества лучше помогает понять муд­рость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу. Главная задача музыкального воспитания детей средствами народного музыкального творчества - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно песенный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравст­венной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В народной песне все правдиво, искренне и просто - и мелодия и слова. Народная музыка несет в себе многолетнюю историю русского народа. За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству.

Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем:

  1. Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

  2. Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.

  3. Влияние на оздоровление организма ребенка в целом: пение, музыкальные подвижные игры, пальчиковая гимнастика, ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики.

Произведения народного творчества влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, проявлять себя творчески.

Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

  1. ^ Практическая часть

    1. Анкетирование

В практической части своей работы мы решили выяснить, что знают о русской народной (фольклорной) музыке русскоговорящие люди разного возраста. С этой целью мы провели небольшое социологическое исследование среди разновозрастных групп: подростков в возрасте 11-14 лет (учащиеся основной школы ТЛРЛ – 32 учащихся); гимназистов ТЛРЛ и студентов Таллиннского университета в возрасте 16-23 года (39); людей старшего возраста (37- 49) разных профессий (31). В среднем, в каждой возрастной группе было опрошено 34 человека (всего 102 респондента). Для исследования была составлена анкета с разными вариантами ответов (закрытыми и открытыми).

Анкета

  1. Слушаете ли Вы русскую народную музыку (фольклорную)?

    1. Да б. Нет в. Иногда

  2. Как Вы относитесь к русской народной (фольклорной) музыке?

    1. Положительно б. Отрицательно в. Затрудняюсь ответить

  3. Присутствовали ли Вы когда-нибудь на исполнении русской народной песни?

    1. Да б. Нет

  4. Назовите известную Вам русскую народную песню.

  5. Назовите один русский народный инструмент, который вам известен.

  6. Какие жанры русского народного фольклора (песенные или литературные) вы знаете?

  7. Что на ваш взгляд является главной символикой русской народной музыки?

Результаты опроса для удобства представлены в виде диаграмм.



Рисунок 1. Количество слушателей русской народной музыки

Из диаграммы ответов на первый вопрос вырисовывается следующая картина: молодые люди независимо от возраста практически не слушают русскую народную музыку или слушают ее крайне редко, это же касается и более старшего поколения. В этой возрастной группе количество слушателей народной музыки с учетом периодичности самое большое из общего число всех опрошенных.

На вопрос: Как вы относитесь к русской народной (фольклорной) музыке? были получены следующие ответы.



Рисунок 2. Отношение к русской народной музыке

В целом все респонденты положительно относятся к русской народной музыке, радует, что среди подростков число утвердительных ответов достигает 75%, старшая возрастная группа была единодушна, а вот в средней возрастной группе почти треть опрошенных не смогла определиться со своим отношением к национальной певческой культуре, что, по меньшей мере, вызывает недоумение. Тем более, что 70% респондентов этого возраста посещали концерты, на которых исполнялись народные песни и звучала народная музыка. Может быть, им не повезло с исполнителями? Или количество посещений не дало возможности составить более благоприятное мнение? Подростки, в отличие от взрослых (100%), мало посещают подобные мероприятия (30%), что тоже не очень понятно – почему родители не берут с собой своих детей? Или речь идет о стоимости билетов? Хотя концерты народных коллективов вряд ли отличаются высокой ценой билетов. Скорее речь идет об утрате традиций культурного проведения досуга всей семьей. Хочется надеяться, что в большинстве семей, сохраняются национальные традиции и культура.



Рисунок 3. Посещение концертов русской народной музыки

Следующая группа вопросов предполагала открытые ответы, из которых мы выбрали наиболее часто встречающиеся, хотя некоторые респонденты давали сразу несколько ответов на один вопрос.

Назовите известную вам русскую народную песню.



Рисунок 4. Названия известных русских народных песен

Разнообразием знаний русских народных песен не может похвастаться ни одна возрастная группа, в основном назывались такие песни как «Ой, мороз, мороз», «Калинка-малинка», «Катюша». Старшее поколение знает гораздо больше песен, больше всего так называемых застольных: «Валенки», «То не ветер ветку клонит», «Ой цветет калина» , «Камаринская».

Назовите один русский народный инструмент, который вам известен.



Рисунок 5. Названия известных русских народных инструментов

Из русских народных инструментов большинство респондентов отметило балалайку и гусли, некоторые называли домбру, ложки, баян, гармошку.

Какие жанры русского народного фольклора (песенные или литературные) вы знаете?



Рисунок 6. Известные жанры русского фольклора

Ответы на этот вопрос вызвали самое большое недоумение, если старшее поколение вполне разбирается в жанрах народного фольклора, то младшее поколение практически ничего об этом не знает, несмотря на школьные уроки музыки. Еще больше огорчило среднее поколение – почему басни стали жанром именно русского фольклора, остается непонятным. Или в России басни появились раньше, чем в Древней Греции?

Что на ваш взгляд является главной символикой русской народной музыки?



Рисунок 7. Символика русской народной музыки

Что касается символики русской народной музыки, то ответы респондентов разных возрастных групп были практически одинаковы: инструменты и костюмы, старшее поколение добавило так же манеру исполнения народной музыки. Кроме того некоторые респонденты отметили, что символикой русской народной музыки являются игры, хороводы.

Подводя итоги социологического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Вопросы, касающиеся песен и народных инструментов, у всех респондентов не вызвало затруднений, тогда как на вопросы, связанные с жанрами и символикой русской народной музыки, смогли ответить далеко не все.

  2. В ходе социологического исследования выяснилось, что старшее поколение больше знает о русской народной музыке, чем младшее поколение.

  3. Респонденты в возрасте 16-23 лет мало интересуются русской народной музыкой, а, следовательно, и историей культуры своего народа.

  4. Самые младшие респонденты знают гораздо больше о русской культуре, чем респонденты в возрасте 16-23 лет. Это можно объяснить тем, что в младших классах уделяют большее внимание изучению русской культуры, нежели, чем в старших классах.

  5. Сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения – молодежь мало интересуется национальной культурой, не знает традиций и истоков. Следовательно, мало что может передать по наследству своим детям. Что в условиях другой национальной культуры и языка, в условиях, когда культуре и истории России отводится в учебниках минимальное количество времени, может привести к появлению поколения «Иванов, родства непомнящих».

  6. В таких обстоятельствах возрастает роль русскоязычной школы по передаче и сохранению традиций и обрядов русской культуры и соответствующему воспитанию молодого поколения.

    1. ^ Музыкально-творческий проект «Сказка идет в гости»

В 2011 году был организован музыкально-творческий проект, способствующий сохранению русской культуры. Он существует и по сей день. Именно он подтолкнул нас на создание данной исследовательской работы. Принимая участие в проекте, мы осознали роль русского народного творчества в жизни людей разных возрастов и озаботились проблемой потери популярности народного фольклора в современном обществе.

Проект был направлен на дошкольные учреждения, детские сады. Репертуар сказок основан на русском фольклоре и сочетает в себе как устное творчество, так и песенный и танцевальный фольклор. Наши постановки- русские народные сказки: «Колобок», «Теремок» и «Репка». Все спектакли имеют музыкальное и танцевальное сопровождение. Мы считаем, что подобные проекты развивают у детей творческое мышление и умение слушать. Кроме того, это помогает сохранить традиции русского народа.

Заключение

Русская песенная культура складывалась веками. Народная школа пения развивалась в недрах народной жизни, оставаясь на уровне устной традиции как часть художественного быта русского народа, тесно связанного с песенным творчеством. Однако богатство и жанровое разнообразие русских песен, исполняемых народом, говорило о высокой песенной культуре. Известно, что исполнение народными певцами русских протяжных песен вызывало удивление и восхищение иностранцев, посещавших Россию. Как сообщает один из составителей первого нотного сборника русских песен Н. А. Львов, итальянский композитор Г. Паизиелло был поражен искусством народного хора, его песнями и не хотел верить, что были они, творением простых людей, «полагая оные произведением искусных музыкальных сочинителей». Это сообщение было сделано Львовым в 1790 году, когда заметно вырос интерес к народному музыкальному творчеству, начались работы по записи русских народных песен.

Русская песня – величайшее музыкально-поэтическое создание народного гения. Многообразно и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилась во всей полноте извечное стремление русского народа к добру, к правде, к свету, к счастью. Этические и моральные идеалы, заложенные в народной песне, воспитывают многие поколения. Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, землю. Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности.


^ Источники информации

  1. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество.- М.: Академия, 2005

  2. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1994

  3. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 2001

  4. http://ru.wikipedia.org Электронная энциклопедия

  5. http://www.kholopov.ru/arc/starostina-rnp.pdf

Т.А Старостина «Ладовая систематика народной песни»

  1. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=38719

Музыкальное народное творчество: Учебное пособие

  1. http://manytexts.com/lazarevskie_chteniya/435-rol-i-znachenie-pesennogo-folklora-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey.html

  1. http://www.riku.ru/lib/narcult/nar-cult-raw.htm

  2. http://www.ref.by/refs/62/31134/1.html
  1. http://www.ruplace.ru/kuljtura/molodezhnoe-foljklornoe-dvizhenie.-zhulanova-n.i.html


  2. http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-32526.html

  3. http://pi.sfedu.ru/rspu/science/dissertation_councils/dissertations/avtoref/MuzenitovaAvto.pdf

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/721 Словари и энциклопедии на Академике

  5. http://rusfolklor.ru/archives/12


Похожие:

Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» iconРеализация этностереотипов в русских и польских паремиях
Данная научно-исследовательская работа посвящена исследованию этнокультурных стереотипов, которые считаются важной частью знаний...
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» iconТема: Фольклор как средство приобщения младших школьников к традиционной народной культре
Обобщение опыта учителя музыки Сеничкиной Анны Евгеньевны. Тема: Фольклор как средство приобщения младших школьников к традиционной...
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» iconКонкурсная работа на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности, приобщить ребёнка к родному и близкому....
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» iconПрограмма III международного фестиваля русской музыки в городе Старая...
«Русич», ООО «Продюсерский центр «Домус» с 22 сентября по 1 октября 2013 года представят III международный фестиваль русской музыки...
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» iconТема: Русский народный костюм часть национальной культуры
Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» iconУрок словесности и музыки. 5-й класс Тема: "Критерий красоты через...
...
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» icon«Первые шаги в науку – 2014 – «Юниор»
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» icon«Первые шаги в науку – 2013 – «Юниор»
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» iconИсследовательская работа
Исследовательская работа «Влияние информационных потоков на гимназистов» Торжок, моу «Гимназия №7», 2009г
Исследовательская работа Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни» iconФ. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница