Урок по музыке «Вся Россия просится в песню»




Скачать 97.28 Kb.
НазваниеУрок по музыке «Вся Россия просится в песню»
Дата публикации12.05.2013
Размер97.28 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Литература > Урок
МОУ - сош с.Логиновка

Краснокутского района Саратовской области
.

Открытый урок по музыке

«Вся Россия просится в песню»

Урок-обобщение тем четверти, закрепление знаний, умений, навыков.

4 класс

Бойко Т.И. – учитель музыки

МОУ – сошс. Логиновка

Краснокутского района

ноябрь 2012-2013 учебный год

Цель: обобщение знаний, умений, навыков

Задачи:

- образовательные: показать характерные особенности русского фольклора;

-развивающие: развивать интерес учащихся к народной музыке, формировать уважение к народному творчеству, расширять кругозор учащихся посредством общения с народной музыкой;

- воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории и традициям через прослушиваемую музыку по характерным признакам, особенностям, различать жанры музыки.

- знать: понятия слов: фольклор, жанры русских народных песен, что русская народная песня тесно связана с жизнью русского народа.

-уметь: слушать и анализировать прослушанную музыку по характерным признакам, особенностям, различать жанры русских народных песен;

-проявлять: свои исполнительские и творческие навыки, знания, умения.

УДД:

-личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа;

-регулятивные: корректировать собственное исполнение;

-познавательные: наблюдать за музыкой в жизни человека, страны, приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение;

-коммуникативные: осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.
Дети входят в класс под музыку И.Струве «Моя Россия»

(Слайд № 1 - картина природы)

Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Ход урока:
У : Сегодня вам самим придется определить тему нашего урока, поэтому будьте внимательны, слушайте и вслушивайтесь.

- Под какую музыку вы вошли в класс? О чем она? Это композиторская или народная музыка?

Д: Композиторская, но очень похожа на народную.

У: Чем?

Д: Плавная, протяжная, певучая.

У: Вы назвали основные признаки русской народной песни.

- Что главное в русской народной песне мелодия или слова?

Д: Мелодия- это душа музыки, в ней отражены самые сокровенные чувства человека.

У: (читает стихотворение Г.Серебрякова) (слайд № 2 - природа)

- Ты откуда русская зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась, как ты зазвучала?

Пролетели утки - уронили дудки,

Пролетели гуси - уронили гусли.

Уж порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня?

С песней на Руси родились!
У: Так как же появились русские народные песни? Кто их сочинил?

О чем в них поется?

Д: Песни сочиняли слово по слову в процессе труда, другой деятельности людей. Поэтому у них нет одного автора, их сочиняли коллективно, поэтому они называются народными.
У: (читает стихотворение В.С.Матевича «Русские песни» (1842г.)
-Как затянет, как зальется православный наш народ. (слайд № 3 – природа)

Ведь откуда все берется!

Прямо к сердцу так и льнет!

Запоет про темну ночку, иль про белые снега,

Про купеческую дочку, про шелковые луга;

Запоет про сине море, иль про матушку реку,

Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;

Русь и в песне-то могуча, широка и глубока,

И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка.

Ай, да песни, что за песни распевает наша Русь?
У: О чем поется в русских песнях?

Д: О жизни народа, страны.

У: Народная песня- зеркало жизни народа. Все, что происходит в жизни народа все отражено, воспето в песнях народных.

У: Какие жанры русских народных песен вы знаете?
Проводится викторина:

1 . У: С этой песней человек встречается сразу после рождения. Как она исполняется?

Д: Колыбельная Исполняются плавно, протяжно, нежно, певуче.

2. У: Ребенок подрастает и встречается с другими песнями. Какими? Как они исполнялись?

Д: Дразнилки, прибаутки, скороговорки. Исполнялись весело, быстро, шутливо.

3. У: Труд крестьянина всегда был нелегким, а с песней всегда работалось легче. Какие песни пели крестьяне во время работы?

Д: Трудовые. Они исполнялись тяжело, в ритме работы.
4. У: На Русь всегда нападали враги, и русский народ всегда был готов встать на защиту Родины. Какие это были песни, как они исполнялись?

Д: Солдатские, они исполнялись четко, в ритме марша.

5 .У: Русский народ придумывал защитников Родины, богатырей, и в песнях воспевал их силу, мужество. Какие это были песни? Кто их исполнял? Как они исполнялись?

Д: Былины. (слайд № 4 – гусли)

Д: Повествовательно. Их рассказывали Баяны- сказители под звуки гуслей.

6.У: В долгие зимние вечера, при лучине собирались девушки на посиделки. Они пряли, вышивали, вязали и пели песни. Какие они пели песни? О чем?

Д: Лирические о любви, частушки (озорные,шутливые), хороводные (плавные , медленные и танцевальными движениями).

7. У: На Руси издревле умели не только работать, но и отдыхать, проводились различные праздники, на которых люди пели и плясали.

Какие на Руси проводились праздники?

Д: Обрядовые - свадьба, рождество, пасха, Масленица. На них исполнялись обрядовые песни и пляски.

У: А теперь проведем тестирование на закрепление знаний.

(Дети 1 варианта получают отпечатанные тесты, в которых отмечают правильные ответы)
Тест №1

^ 1. Песня – это…

а) произведение для голоса в сопровождении инструмента б) маршевая пьеса для трубы в) произведение для симфонического оркестра
2. В Русской народной песне одной из главных характерных черт является..

а) отрывистое звучание б) скачкообразная мелодия в) распевы, певучесть
^ 3. В исторических русских народных песнях пелось о...

а) русской природе б) истории Российского государства, полководцах

в) высмеивались недостатки человека – внешность, черты характера
^ 4. Песню «Солдатушки, бравы ребятушки» можно отнести к жанру

а) рекрутские, солдатские песни б) лирическая песня в) хороводная
5. К семейно-бытовым обрядовым песням относились

а) рождественские песни б) троицкие в) свадебные

6. Частушки – это….

а) трагические песни б) веселые, задорные куплеты в) маршевые пьесы для балалайки

7.Фольклор-это……

а) народная музыка б) композиторская музыка
Одновременно с остальными детьми проводится «Угадай-ка»

У: Угадайте жанр русской народной песни и охарактеризуйте его.

(слушание)

1. «Эй, ухнем» (трудовая)

2. «Солдатушки, бравы ребятушки» - ( солдатская)

3. «Березка» - хоровод

4. «Приходила коляда» - рождественская, обрядовая

5. «Поляна» - плясовая

6. Частушки.
Учитель собирает тесты с ответами на проверку.

Проводит работу над ошибками с учащимися 2 варианта, зачитывая тесты вслух.

У: На Руси издревле были свои герои-Защитники Земли Русской, подвиги которых воспевали и прославляли в песнях и былинах.

Каких русских богатырей, защитников Земли Русской вы знаете?

Д: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Александр Невский.

У: О богатырях складывали былины. (слайд №5-6 – богатыри)

Послушайте былину о Добрыне Никитиче дошедшую до нас из глубины веков.

«Что не белая береза» - слушание

У: Что такое былина? (слайд №7 – сказитель)

-Как звучит былина?

-О чем рассказывали былины?

-Кто на Руси исполнял былины?

Д: Былина – это самый древний жанр русского фольклора повествовательного характера, исполнялся неторопливо, нараспев под аккомпанемент гуслей певцами сказителями. В былинах рассказывалось о важных событиях, происходящих на Руси, о народных героях, защитниках Земли Русской.

У: Что характерного от русской народной песни в былинах?

Д: Напевность, певучесть, протяжность.

У: На Руси издревле почитали и воспевали святых Земли Русской.

- Кто такие святые? Каких русских святых вы знаете?

Д: Святые - это люди, которые совершили в своей жизни какой-то подвиг, за что церковью были причислены к лику святых. Святыми на Руси были и князья, и крестьяне, и купцы. Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец, Александр Невский. ( Слайды № 8-11 Ольга, Владимир, Илья Муромец, Кирилл и Мефодий)

У: Какие подвиги совершили эти святые?

Д: Княгиня Ольга приняла крещение в Византии. (слайд №12 Ольга)

Она воспитывала своих детей и внуков в христианстве.

Ее внук, князь Владимир последовал примеру своей бабушки и принял христианство. (слайд №13-14 Ольга, Владимир)

Благодаря ему, в 988 году произошло крещение всей Руси, великое событие в жизни страны.

Братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки - кирилицы. (слайды №14-16 –Кирилл и Мефодий, кириллица)

Свою жизнь они посвятили просвещению славян. Церковь признала их святыми и празднует их память 24 мая, в День славянской письменности и культуры.

У: В честь всех русских святых в церкви исполняют стихиру. Что такое стихира?

Д: Торжественная песня-гимн в честь святых. (слайд№17 – все святые)
Слушание стихиры «Земле Русская»

У: Как звучит стихира, в каком характере? Что общего в стихире с русской народной песней?

Д: Торжественно, протяжно, певуче.

У: Что вы знаете о святом Александре Невском?

Д: Это великий русский полководец, защитник Земли Русской. Был причислен клику святых за победу над врагом на Неве – реке, за что и был прозван Невским. (слайд№18 – портрет в доспехах)

У: Русский композитор С.Прокофьев написал кантату «Александр Невский»

и посвятил ее подвигу этого героя. Что такое кантата?

(слайд№19 – портрет С.Прокофьева)

Д: Крупное концертное произведение для хора, оркестра и солистов, состоящее из нескольких частей объединенных одним сюжетом.

У: Послушайте одну из частей кантаты «А и было дело на Неве-реке».

(слайд№20-21-сражение,А.Н.святой)

У: Кто исполнял произведение?

Д: Оркестр, хор, солист.

У: Что характерного в музыке композиторской от музыки народной?

Д: Певучесть, протяжность, повествовательность.

У: Многие русские композиторы подражали в своей композиторской музыке традициям русской народной песни и писали музыку похожую на народную. Что переняли композиторы от русской народной песни?

Д: Певучесть, напевность, плавность, широту.

У: Что воспевали композиторы в своей музыке?

Д: Красоту русской природы ширь полей и рек, широту человеческой души, благородство.

У: Каких русских композиторов, воспевающих красоту Родины, родной природы, подвиги людей вы знаете?

Д: Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Рахманинов.

(слайд №22 - Рахманинов)

У: С.Рахманинов очень любил свою Родину и тосковал по ней, ведь в 1917 году, он покинул ее навсегда и остаток своей жизни провел на чужбине. Ту любовь и нежность, которую он испытывал к своей Родине, к природе родного края он передал в своей музыке.

(слайд №23 – картина природы)

«Вокализ» - слушание
У: Какое настроение передает музыка? Что вы чувствовали слушая музыку?

Д: Любовь к Родине, тоску, печаль и боль от расставания с ней.

У: Какие характерные черты русской народной музыки вы услышали в вокализе?

Д: Песенность.

Проводится тестирование с учащимися 2 варианта. Подчеркнуть правильный ответ. ( Слайд №24- природа)

Тест № 2
1.Песня для голоса без слов?

(романс, вокализ)

2.Как родилась русская песня?

(в труде, на отдыхе, на прогулке)

3.Духовная музыка-это музыка:

(для души, для развлечений, для праздников)

4. Как называется народная музыка?

(песня, пляска, фольклор)

5.Музыкальные инструменты России:

(гусли, дудочка, жалейка, свирель, скрипка, баян)

6.Русскую народную музыку исполняет

(Оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр)

7.Управляет оркестром:

(дирижер, певец, хор)

8.Русский композитор- классик русской музыки:

(Глинка, Бах, Бетховен, Моцарт, Григ)

9.Душа музыки?

(мелодия, ритм, темп, регистр)

10.Главная песня России?

(«Калинка», «Во поле береза стояла», Гимн России)
Учитель собирает тесты, зачитывает их. На вопросы отвечаю дети 1 варианта.

Итог урока:

У: О чем говорили на уроке? Что слушали?

Д: Говорили о русских народных песнях, слушали русские народные песни.

У: О чем были эти песни?

Д: О Родине, о России, о героях России, святых об истории России.

У: Сегодня мы говорили и слушали музыку, которая тесно переплетается с историей России, с событиями связанными с ее судьбой, с жизнью и бытом русских людей.

-Слушали музыку, которая воспевает Русскую Землю и людей живущих на ней.

- По песням о России, Родине можно говорить об истории государства. О событиях, происходящих в стране, о людях.

-Какой можно сделать вывод? Как можно назвать тему нашего урока?

Д: Вся Россия просится в песню. (слайд №25 – Тема урока)

У: В русской музыке заложены чувства и настроение людей, их отношение к своей Родине.

- Какие чувства русский человек вложил в свои песни?

Д: Любовь, уважение, гордость, радость.

У: Как вы относитесь к своей Родине, какие чувства испытываете?

Давайте мы их покажем в нашей песне о Родине.

(слайд №26-27 Заголовок, природа)

«Что может быть лучше России?»- исполнение.

Оценки за урок:

У: Кто был самым активным?

Выход из класса по музыку. (слайд № 28, Спасибо)

Похожие:

Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconУрок Знаний, посвященный году Истории «Недаром помнит вся Россия»
Урок Знаний, посвященный году Истории «Недаром помнит вся Россия» и введению новых образовательных стандартов фгос (2 класс)
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconА, темы урока
...
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconУрок по музыке в 6 классе на тему: «Фрески Софии Киевской»
Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconФеномен фольклорного балета в русской музыке XX века
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова, теоретико-исполнительский факультет, Тамбов,...
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconУрок литературы в 6 классе Карвацкая Г. А. Тема: Времена года
Эпиграф: …как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconУрок Тема: «Музыку трудно объяснить словами»
О музыкальном содержании говорить намного труднее. В музыке часто отсутствует сюжет, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней...
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconУрок. Тема: Музыка рассказывает обо всем
Может это чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются...
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconВикторина «Никто не забыт, ничто не забыто!» по теме «Не даром помнит вся Россия…»
Какие слова повелел отчеканить Александр I на памятной медали в честь 1812 года? (1 балл)
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconКак подбирать себе группу и начать работу
Карьера в музыке требует от человека гораздо большего, нежели техническое мастерство и владение инструментом. В учебном заведении...
Урок по музыке «Вся Россия просится в песню» iconВикторина «Никто не забыт, ничто не забыто!» по теме «Не даром помнит вся Россия…»
А. Находясь на острове Св. Елены, Наполеон писал: «…французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница