Скачать 115.81 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт. Пижанка Кировской области
^ по музыке 5 класс на 2010 – 2011 учебный год Автор – составитель Адонина В.А., учитель музыки Пижанка 2010 Пояснительная записка.
При работе по данной программе предполагается использование учебно- методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки на ступени основного общего образования отводится из расчета не менее 1 часа в неделю. Количество часов по учебному плану: общее: 35 часов; в неделю: 1 час. ^
^ 5 класс.
В результате изучения музыки ученик должен: Знать/понимать:
Уметь:
^
- Таблицы. - Медиаресурсы. Электронные пособия. - Технические средства обучения. - УМК Алеева, Науменко. ^ 5 класс В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз. ^ Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов) Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. ^ Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. ^ Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана. Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни. Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова. Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина. Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. . Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского. Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэрj возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка ^ Высоцкого. Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина. Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского. Перечень музыкального материала (II полугодие) Знаменный распев. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов. Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно. Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах. Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах. Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис. Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси. Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К Дебюсси. Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси. Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев. Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпритации). Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова. Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова. Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой |
![]() | Рабочая программа по музыке для 5-8 классов рабочая программа по... Программа «Музыка» для 5-8 классов предназначена для ооу различного типа. Она разработана на основе федерального компонента государственного... | ![]() | Рабочая программа по экономике 10 11 класс Рабочая программа по экономике (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... |
![]() | Рабочая программа по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010 | ![]() | Пояснительная записка рабочая программа по природоведению5 класс... Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,... |
![]() | Пояснительная записка рабочая программа по биологии 6 класс составлена... Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,... | ![]() | Рабочая программа по математике 3 класс Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования |
![]() | Рабочая программа по технологии 3 класс Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования | ![]() | Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования | ![]() | Рабочая программа по изобразительному искусству Для 3 Дементьева Наталья Владимировна Рабочая программа Изобразительное искусство 3 класс на 2012-2013 уч год |