Тема по самообразованию




НазваниеТема по самообразованию
Дата публикации24.05.2013
Размер68.6 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гоноховская средняя общеобразовательная школа имени Парфенова Е.Е.» Каменского района Алтайского края


Тема по самообразованию

«Творческие работы учащихся как показатель уровня cформированности коммуникативной компетенции»
учителя русского языка и литературы МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е.Е.»

Матушкиной Людмилы Павловны

8 – 960 – 939 – 75 – 54

gonohovoschool@yandex.ru

Гонохово - 2013

Творческие работы учащихся как показатель уровня cформированности коммуникативной компетенции

^ Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и многое другое. Среди четырёх уровней компетенций главный -творческая компетентность: самореализация личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнерство» (В. Я. Ляудис). «Только то знание может привиться, – считал Л. С. Выготский, – которое прошло через чувство ученика».

^ Актуальность проблемы:

- общество немыслимо без общения; - учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. (Всё это подчёркивают результаты анкетирования учащихся). «Чтобы быть успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно уметь говорить и писать!» - писал Ш.Амонашвили. Ведущие идеи в работе: - личностный подход; - гуманизация отношений; - практическая направленность и адаптация к современным условиям жизни с опорой на жизненный опыт; - формирование самостоятельной, творчески мыслящей личности.

Главное в развитии творческой компетенции - дети овладевают анализом, синтезом, умением обобщать, понимать конструкции грамматики.

Стимулом к развитию творческой активности стали для меня технологии активного обучения, КСО, проблемного обучения, поисково – исследовательская деятельность с учащимися.

В 2010-2012 гг. провела следующие открытые уроки с использованием этих технологий: для проведения педсовета по системно – деятельностному подходу в обучении «Повторение. Синтаксис простого предложения», 5 класс; для ММО - «Буквы е – и в суффиксах имён существительных», 6 класс; для учителей района - в ходе творческого отчёта школы «Условное наклонение глагола», 6 класс; для ШМО - «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных», 5 класс).

Деятельность учащихся организую через учебное сотрудничество:

  • умение работать в парах, в группах сменного состава.

  • вариативность домашних заданий;

  • варианты жанров и тем сочинений.

Большую роль в обучении отвожу нетрадиционным формам уроков:
урок развития речи; урок- путешествие; урок-встреча; урок-мастерская; урок-спор; урок-пресс-конференция; урок-репортаж; урок- турнир и др.

С целью создания условий для развития творческой личности, её самопознания, самоопределения, самореализации (поисковая деятельность, создание проектных ситуаций) организую научно –исследовательскую деятельность.

Особенно значимыми в обучении являются специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. Он включает разноуровневые задания с возможностью выбора заданий. Научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.

Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Решать подобное с позиции зрелой коммуникативной компетентности психологи и языковеды – практики предлагают в старших классах. В 2010 г.я выпустила 11 класс, сейчас у меня 5 – 7 классы. Основные приёмы работы:

^ 1.Работа с деформированным текстом.

2.Задания четвертого (творческого) уровня. (Например: опишите солнце в авторском тексте любого жанра, выразив чувства (одно на выбор):

а) человека, впервые вышедшего на улицу после долгой болезни;

б) крестьянина, измученного засухой;

в) человека, который только что пережил тяжелую болезнь;

г) любого другого героя, которого здесь и теперь вообразите вы сами; 

д) напишите небольшой этюд о весне так, чтобы поставить эпиграфом строчку И. А. Бунина «Весна, весна! И всё ей радо…».

3.Фотодиктант. (Назови только животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполни таблицу, обозначь суффиксы.

4^ .Работа с текстом, рисунком и использованием ИКТ. (1)Прочтите текст, озаглавьте. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тему и основную мысль. 2)Найди художественно - изобразительные средства, помогающие представить … . Какой цели они служат? 3)«Пословицы рассыпались».)

5.Упражнения

1)Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте с ними предложения.

2) По описанию отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского?

3)Если провести количественный анализ частей речи в отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему?

4)Сформулируйте задание к упражнению.

5)Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую? Сделайте вывод.

6)Упражнения – сценки.

6. ^ Рр. Исправьте ошибки. (Например: « Что бы вы увидели бы на Марсе, если бы побывали бы там?»)

7. Домашнее задание.

(Например: «Настоящий мечтатель – герой стихотворения Д.Родари. И вы тоже помечтаете …дома. Составить связный текст на тему: «Если бы я был волшебником», «Если бы я был директором школы», «Если бы я был президентом России».)

8. ^ Групповая работа.

(Например: Задание для 2 группы.

1)Не все формы условного наклонения могут иметь суффикс - л -. Проанализируйте таблицу № 2. На что в этом случае заканчиваются глаголы в н.ф.г.? Сделайте вывод.

Таблица № 2


Н.Ф.Г.

?

?

?

?

Мочь 

Мог бы

Могло бы

Могла бы

Могли бы

Вез-ти

Вёз бы

Везло бы

Везла бы

Везли бы

2) Проанализируйте слова во 2-5 столбиках. Какой вывод можно сделать о глаголах условного наклонения? Впишите заголовки в таблицу № 2.)

^ 9.Сочинение – миниатюра.

(Например. 1).Сегодня за окном листопад, снег, дождь, метель, прилетели снегири и т.п., предлагаю составить мини-текст по увиденному, услышанному. 2). Кто сегодня хочет творить, сочинять? Сочинять и рисовать? Рисовать?)

^ 10. Классное и домашнее сочинение.

М.Р.Львов писал: «Сочинение - творческая работа. Она требует, кроме

самостоятельности школьника, внесения чего –то своего, личного в текст.» Учу детей рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения. Сочинение помогает глубже осознать свои чувства, приучает к последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству, учит живому общению в детском коллективе. Сочинения – описания, сочинения – миниатюры, сочинения по картине, отзывы о прочитанных книгах – это всё служит эффективным средством развития творческих способностей учащихся.

11.^ Задания «на засыпку».
(Предметные терминологические и лингвистические диктанты, редактирование предложений и текстов, задания с выборочным ответом, «третий лишний».)

16. Игра.

(1) «Оживи картину». 2) Игра – поиск «Найди героя по описанию». 3)Дидактические игры, занимательный материал, бумажные игрушки – герои (Петя Ошибкин, Галя Смекалкина), которые приобрели игровой характер, благодаря условной договорённости с детьми.

^ 17.Занимательный материал. (Использование идеограмм, изображение по словесной инструкции, рисование фигур, «блуждание по лабиринту», творческие рисунки детей, использование загадок, шарад, кроссвордов, головоломок, развивающих игр, благоприятно влияющих на развитие памяти, речи.)

18.Урок – лабораторная работа .

19. Искусствоведческий текст. (Урок строится на основе текста, созданного специалистом – искусствоведом.)

20. Лингвистические «почемучки».

(Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?)

21. Микроисследования.

(Например, исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

^ 22. Система по речевому развитию школьников на основе восприятия картин.

Считаю, что мне удаётся решить проблемы мотивации. Здесь важны и система контроля, и использование ИКТ, участие детей во внеклассной работе.

Эффективность работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка выразилась также в увеличении количества и росте качества творческих работ. (Например, в 2012- 2013 уч. г. 10 учеников приняли участие в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах).

Безусловно, говорить о сформированности коммуникативной компетенции у

учащихся 5-7 классов ещё рано, но, тем не менее, изменения такие в уровне коммуникативной компетенции есть. ЛИТЕРАТУРА

1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку . 6 – 7 классы.М.: АРКТИ, 2000.

2.Дидактический материал к учебнику русского языка. 5, 6, 7 класс. М.: Просвещение, 1985.

3. Подгарецкая И.М.Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.: Просвещение, 1985.

4. Равенский Ю.Н., Ивченков. Развивайте дар слова. Пособие для учителя.

5. Симакова Е.С.. Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». АСТ-Астрель. М.: 2009. и др.

Похожие:

Тема по самообразованию iconПо самообразованию
Он един в своём стремлении к совершенству, к эффективности педагогического труда, в выборе методической проблемы. Методическая тема,...
Тема по самообразованию iconПриемы развития творческих способностей на уроках немецкого языка
Нужно суметь их раскрыть и развить. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творчества....
Тема по самообразованию iconОтчёт по самообразованию учителя начальных классов Бревновой Н. М....
Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно...
Тема по самообразованию iconПо самообразованию
Администрация Таштагольского муниципального района муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тема по самообразованию iconТемы по самообразованию учителей фио учителя
«Формирование потребности в здоровом образе жизни на уроках и во внеурочной деятельности»
Тема по самообразованию iconПо самообразованию
Использование метода «комплексного анализа текста» в старших классах как средство подготовки к итоговой аттестации в форме егэ
Тема по самообразованию iconТемы по самообразованию учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год
Применение приёмов триз педагогики в начальной школе для развития одарённости учащихся
Тема по самообразованию iconПлан финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год  
Организация досуга и приобщения жителей муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому...
Тема по самообразованию iconПлан работы по самообразованию
Закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение...
Тема по самообразованию iconПлан работы методического объединения воспитателей на 2013-2014 учебный...
Утверждение графика открытых занятий, общешкольных мероприятий (ктд), чдт, тем по самообразованию воспитателей, тематического планирования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница