Скачать 68.6 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гоноховская средняя общеобразовательная школа имени Парфенова Е.Е.» Каменского района Алтайского края Тема по самообразованию «Творческие работы учащихся как показатель уровня cформированности коммуникативной компетенции» учителя русского языка и литературы МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е.Е.» Матушкиной Людмилы Павловны 8 – 960 – 939 – 75 – 54 gonohovoschool@yandex.ru Гонохово - 2013 Творческие работы учащихся как показатель уровня cформированности коммуникативной компетенции ^ – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и многое другое. Среди четырёх уровней компетенций главный -творческая компетентность: самореализация личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнерство» (В. Я. Ляудис). «Только то знание может привиться, – считал Л. С. Выготский, – которое прошло через чувство ученика». ^ - общество немыслимо без общения; - учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. (Всё это подчёркивают результаты анкетирования учащихся). «Чтобы быть успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно уметь говорить и писать!» - писал Ш.Амонашвили. Ведущие идеи в работе: - личностный подход; - гуманизация отношений; - практическая направленность и адаптация к современным условиям жизни с опорой на жизненный опыт; - формирование самостоятельной, творчески мыслящей личности. Главное в развитии творческой компетенции - дети овладевают анализом, синтезом, умением обобщать, понимать конструкции грамматики. Стимулом к развитию творческой активности стали для меня технологии активного обучения, КСО, проблемного обучения, поисково – исследовательская деятельность с учащимися. В 2010-2012 гг. провела следующие открытые уроки с использованием этих технологий: для проведения педсовета по системно – деятельностному подходу в обучении «Повторение. Синтаксис простого предложения», 5 класс; для ММО - «Буквы е – и в суффиксах имён существительных», 6 класс; для учителей района - в ходе творческого отчёта школы «Условное наклонение глагола», 6 класс; для ШМО - «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных», 5 класс). Деятельность учащихся организую через учебное сотрудничество:
Большую роль в обучении отвожу нетрадиционным формам уроков: урок развития речи; урок- путешествие; урок-встреча; урок-мастерская; урок-спор; урок-пресс-конференция; урок-репортаж; урок- турнир и др. С целью создания условий для развития творческой личности, её самопознания, самоопределения, самореализации (поисковая деятельность, создание проектных ситуаций) организую научно –исследовательскую деятельность. Особенно значимыми в обучении являются специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. Он включает разноуровневые задания с возможностью выбора заданий. Научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов. Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Решать подобное с позиции зрелой коммуникативной компетентности психологи и языковеды – практики предлагают в старших классах. В 2010 г.я выпустила 11 класс, сейчас у меня 5 – 7 классы. Основные приёмы работы: ^ 2.Задания четвертого (творческого) уровня. (Например: опишите солнце в авторском тексте любого жанра, выразив чувства (одно на выбор): а) человека, впервые вышедшего на улицу после долгой болезни; б) крестьянина, измученного засухой; в) человека, который только что пережил тяжелую болезнь; г) любого другого героя, которого здесь и теперь вообразите вы сами; д) напишите небольшой этюд о весне так, чтобы поставить эпиграфом строчку И. А. Бунина «Весна, весна! И всё ей радо…». 3.Фотодиктант. (Назови только животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполни таблицу, обозначь суффиксы. 4^ )Прочтите текст, озаглавьте. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тему и основную мысль. 2)Найди художественно - изобразительные средства, помогающие представить … . Какой цели они служат? 3)«Пословицы рассыпались».) 5.Упражнения 1)Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте с ними предложения. 2) По описанию отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского? 3)Если провести количественный анализ частей речи в отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? 4)Сформулируйте задание к упражнению. 5)Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую? Сделайте вывод. 6)Упражнения – сценки. 6. ^ Что бы вы увидели бы на Марсе, если бы побывали бы там?») 7. Домашнее задание. (Например: «Настоящий мечтатель – герой стихотворения Д.Родари. И вы тоже помечтаете …дома. Составить связный текст на тему: «Если бы я был волшебником», «Если бы я был директором школы», «Если бы я был президентом России».) 8. ^ (Например: Задание для 2 группы. 1)Не все формы условного наклонения могут иметь суффикс - л -. Проанализируйте таблицу № 2. На что в этом случае заканчиваются глаголы в н.ф.г.? Сделайте вывод. Таблица № 2
2) Проанализируйте слова во 2-5 столбиках. Какой вывод можно сделать о глаголах условного наклонения? Впишите заголовки в таблицу № 2.) ^ (Например. 1).Сегодня за окном листопад, снег, дождь, метель, прилетели снегири и т.п., предлагаю составить мини-текст по увиденному, услышанному. 2). Кто сегодня хочет творить, сочинять? Сочинять и рисовать? Рисовать?) ^ М.Р.Львов писал: «Сочинение - творческая работа. Она требует, кроме самостоятельности школьника, внесения чего –то своего, личного в текст.» Учу детей рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения. Сочинение помогает глубже осознать свои чувства, приучает к последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству, учит живому общению в детском коллективе. Сочинения – описания, сочинения – миниатюры, сочинения по картине, отзывы о прочитанных книгах – это всё служит эффективным средством развития творческих способностей учащихся. 11.^ (Предметные терминологические и лингвистические диктанты, редактирование предложений и текстов, задания с выборочным ответом, «третий лишний».) 16. Игра. (1) «Оживи картину». 2) Игра – поиск «Найди героя по описанию». 3)Дидактические игры, занимательный материал, бумажные игрушки – герои (Петя Ошибкин, Галя Смекалкина), которые приобрели игровой характер, благодаря условной договорённости с детьми. ^ (Использование идеограмм, изображение по словесной инструкции, рисование фигур, «блуждание по лабиринту», творческие рисунки детей, использование загадок, шарад, кроссвордов, головоломок, развивающих игр, благоприятно влияющих на развитие памяти, речи.) 18.Урок – лабораторная работа . 19. Искусствоведческий текст. (Урок строится на основе текста, созданного специалистом – искусствоведом.) 20. Лингвистические «почемучки». (Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?) 21. Микроисследования. (Например, исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история). ^ Считаю, что мне удаётся решить проблемы мотивации. Здесь важны и система контроля, и использование ИКТ, участие детей во внеклассной работе. Эффективность работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка выразилась также в увеличении количества и росте качества творческих работ. (Например, в 2012- 2013 уч. г. 10 учеников приняли участие в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах). Безусловно, говорить о сформированности коммуникативной компетенции у учащихся 5-7 классов ещё рано, но, тем не менее, изменения такие в уровне коммуникативной компетенции есть. ЛИТЕРАТУРА 1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку . 6 – 7 классы.М.: АРКТИ, 2000. 2.Дидактический материал к учебнику русского языка. 5, 6, 7 класс. М.: Просвещение, 1985. 3. Подгарецкая И.М.Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.: Просвещение, 1985. 4. Равенский Ю.Н., Ивченков. Развивайте дар слова. Пособие для учителя. 5. Симакова Е.С.. Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». АСТ-Астрель. М.: 2009. и др. |
![]() | По самообразованию Он един в своём стремлении к совершенству, к эффективности педагогического труда, в выборе методической проблемы. Методическая тема,... | ![]() | Приемы развития творческих способностей на уроках немецкого языка Нужно суметь их раскрыть и развить. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творчества.... |
![]() | Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Бревновой Н. М.... Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно... | ![]() | По самообразованию Администрация Таштагольского муниципального района муниципальное казенное общеобразовательное учреждение |
![]() | Темы по самообразованию учителей фио учителя «Формирование потребности в здоровом образе жизни на уроках и во внеурочной деятельности» | ![]() | По самообразованию Использование метода «комплексного анализа текста» в старших классах как средство подготовки к итоговой аттестации в форме егэ |
![]() | Темы по самообразованию учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год Применение приёмов триз педагогики в начальной школе для развития одарённости учащихся | ![]() | План финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год Организация досуга и приобщения жителей муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому... |
![]() | План работы по самообразованию Закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение... | ![]() | План работы методического объединения воспитателей на 2013-2014 учебный... Утверждение графика открытых занятий, общешкольных мероприятий (ктд), чдт, тем по самообразованию воспитателей, тематического планирования... |