Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы




Скачать 346.61 Kb.
НазваниеПеречень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы
страница1/4
Дата публикации29.05.2013
Размер346.61 Kb.
ТипПеречень тем сочинений
litcey.ru > Литература > Перечень тем сочинений
  1   2   3   4
«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Федеральной

службы по надзору

в сфере образования и науки

В.А. БОЛОТОВ

7 марта 2007 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

И ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ

В 2006/07 УЧЕБНОМ ГОДУ
1. Некоторые темы, включенные в «Перечень…», выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант; такие темы даны в «Перечне…» под одним номером.

2. Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1–2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).

3. Темы сочинений, сформулированные в форме высказывания одного из представителей

отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как

аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения..

4 Обязательные минимумы содержания основного и среднего (полного) общего образования по литературе предоставляют учителю право выбора произведений при изучении творчества некоторых писателей (А.Н. Островский: «Гроза» или «Бесприданница»; И.С. Тургенев:

«Отцы и дети» или «Дворянское гнездо»; Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание» или «Идиот»; А.П. Чехов: «Вишневый сад» или «Три сестры»; М.А. Шолохов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина»; М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»). Темы по указанным произведениям формулируются альтернативно (выбор осуществляет выпускник)и могут иметь дополнительные буквенные обозначения: а) или б).
1. Образ Родины в «Слове о полку Игореве». Тема Родины в «Слове о полку Игореве»1.

2. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

3. Восприятие и истолкование стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».

4. Своеобразие сюжета и проблематики одной из баллад В.А. Жуковского. Сюжет и проблематика одной из баллад В.А. Жуковского

5. Какие вечные ценности утверждаются в лирике В.А. Жуковского?

6. «Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа дышащая таинственною жизнию души и сердца…» (В.Г. Белинский). (По лирике В.А. Жуковского.)

7. «Жуковский – это поэт стремления, душевного порыва к неопределенному идеалу» (В.Г. Белинский). (По лирике В.А. Жуковского.) «Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль…» (А.С. Пушкин). (По лирике В.А. Жуковского.)

8. Восприятие и истолкование стихотворения В.А. Жуковского «Море».

9. Особенности конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

10. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

11. Поколение «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

12. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

13. Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

14. Чацкий и Репетилов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

15. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

16. «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров). (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

17. «Молчалин – замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» (Н.В. Гоголь).

18. В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

19. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2го явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

20. Объяснение Чацкого с Софьей. (Анализ 1го явления третьего действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

21. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

22. Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.

23. В чем своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?

24. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?

25. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило...».

26. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «К...» («Я помню чудное мгновенье…»).

27. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

28. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Бесы».

29. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…».

30. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

31. Автор и Онегин в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

32. Образ разочарованного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

33. Сестры Ларины в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

34. Онегин и Татьяна: два взгляда на жизнь. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) Тема любви в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

35. Почему «Евгений Онегин» назван А.С. Пушкиным «свободным романом»?

Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским?(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

36. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

37. «Онегин есть существо совершенно обыкновенное… Он также равнодушен ко всему окружающему; но не ожесточение, а неспособность любить сделали его холодным» (И.В. Киреевский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

38. «Она <Татьяна> глубже Онегина и, конечно, умнее его…»

(Ф.М. Достоевский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

39. «Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною…» (В.Г. Белинский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

40. Именины Татьяны. (Анализ эпизода из 5й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

41. Дуэль Онегина с Ленским. (Анализ эпизода из 6й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

42. Правда Евгения и правда Петра в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

43. Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

44. Тема чести и бесчестия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

45. Почему роман А.С. Пушкина назван «Капитанская дочка»?

46. Как раскрывается тема «русского бунта» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

47. «Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь…» (Ф.М. Достоевский). (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

48. Образ поэта-избранника в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.

49. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

50. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема Родины?

51. В чем своеобразие раскрытия темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

52. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно».

53. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума».

54. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».

55. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…».

56. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

57. Каковы внутренние мотивы бегства Мцыри из монастыря? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)

58. Какие ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

59. Образ Бэлы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

60. Печорин и Мери. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

61. Идейнокомпозиционная роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Роль главы «Максим Максимыч» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

62. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

63. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Что значат для Печорина любовь и дружба? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

64. «Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…» (В.Г. Белинский). (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

65. «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но все это выкупается его богатою натурою» (В.Г. Белинский). (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

66. Встреча Печорина с Максимом Максимычем. (Анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

67. Последний разговор Печорина с княжной Мери. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

68. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

69. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

70. Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»? Какие пороки обличает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

71. «Одна из загадок «Ревизора» – почему глупый и простодушный Хлестаков водит за нос умного посвоему и опытного в делах городничего» (Ю.М. Лотман). (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

72. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

73. Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

74. Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

75. Какова роль интерьера в раскрытии характеров героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

76. В чем смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

77. Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

78. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» (В.Н. Майков).

79. «"Мертвые души" Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).

80. Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода из шестой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

81. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из четвертой главы первоготома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

82. Образ жестокого мира в драматургии А.Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)

83. а) Борис и Тихон в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Тема «маленького человека» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

84. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

б) Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

85. а) Образы Варвары и Кудряша в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Образы Паратова и Карандышева в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

86. а) В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

б) В чем причина драмы Ларисы в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»?

87. а) Что позволяет Кабанихе и Дикому самодурствовать? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

б) Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»?

88. а) Разговор Катерины с Варварой. (Анализ 2го явления второго действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Разговор Кнурова с Вожеватовым. (Анализ 2го явления первого действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)

89. а) Свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3го явления сцены второй третьего действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Разговор Карандышева с Ларисой. (Анализ 4го явления первого действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)

90. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3го явления пятого действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ 9го явления второго действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)

91. Трагическое и жизнеутверждающее в любовной лирике Ф.И. Тютчева.

92. «Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…» (С.Л. Франк).

93. «Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы» (В.Я. Брюсов).

94. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…».

95. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...».

96. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

97. Природа и любовь в лирике А.А. Фета.

98. В чем состоит новаторство поэзии А.А. Фета?

99. «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…» (К.Д. Бальмонт).

100. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Вечер».

Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…».

101. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта…».

102. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…».

103. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.

104. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

105. «Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин). (По лирике Н.А. Некрасова.) «Мой суровый, неуклюжий стих…» (Н.А. Некрасов). (По лирике Н.А. Некрасова.)

106. Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин».

107. Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «В дороге».

108. Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…».

Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

109. Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»).

110. Образ Савелия, богатыря святорусского, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

111. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

112. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

113. Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «Ключи от счастья женского…/Заброшены, потеряны/ «У Бога самого!»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

114. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

115. Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов».

116. Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

117. Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа И.А. Гончарова.

118. Встреча Обломова со Штольцем. (Анализ эпизода из 3й главы второй части романа И.А. Гончарова «Обломов».)

119. Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. (Анализ эпизода из 1й главы четвертой части романа И.А. Гончарова «Обломов».) Сон Обломова. (Анализ 9'й главы первой части романа И.А. Гончарова «Обломов».)

120. Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

121. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

122. а) Мнимые последователи Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

б) Роль пейзажа в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

123. Финал романа и его связь с проблематикой произведения. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

124. а) Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Лаврецкий и Паншин. (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

125. Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

126. а) В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) В чем сложность взаимоотношений Лизы Калитиной и Лаврецкого? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

127. а) Каково отношение автора к Базарову? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Каково отношение автора к Лаврецкому? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

128. а) Почему неизбежно противостояние Базарова и Павла Петровича Кирсанова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Как понимают счастье герои романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»?

129. а) «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н. Страхов). (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) «Драматизм его [Лаврецкого] положения заключается…в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека» (Н.А. Добролюбов). (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

130. а) Объяснение Базарова с Одинцовой. (Анализ эпизода из 18й главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
  1   2   3   4

Похожие:

Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconРассказ Луки про «праведную землю»
Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2006/07 учебном году
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconИгра «Последний герой» Цель : формирование общеучебных компетенций...
Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит...
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 030900. 62 «юриспруденция»
Экзамен по русскому языку проводится в форме изложения. Абитуриенты, окончившие национальные школы, могут сдать вступительные экзамены...
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
Экзамен по русскому языку проводится в форме изложения. Абитуриенты, окончившие национальные школы, могут сдать вступительные экзамены...
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 111100 «Зоотехния»
Экзамен по русскому языку проводится в форме изложения. Абитуриенты, окончившие национальные школы, могут сдать вступительные экзамены...
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 111100. 62 «зоотехния»
Экзамен по русскому языку проводится в форме изложения. Абитуриенты, окончившие национальные школы, могут сдать вступительные экзамены...
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconСправка по результатам проведения контрольно оценочной процедуры...
Согласно плану внутришкольного мониторинга, с целью подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, ознакомлению...
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Программы основного общего образования по русскому языку и на основе авторской Программы по русскому языку для общеобразовательных...
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconДанная программа предназначена для подготовки детей к выпускным школьным...
Программа предназначена для подготовки детей к выпускным школьным экзаменам и вступительным экзаменам в вузы по русскому языку
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса Составитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №62
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница