Скачать 45.15 Kb.
|
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса ориентирует современного учителя на смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Педагогической технологией, реализующей данные задачи, может служить проектное обучение. Проект в обучении – это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Включение проекта в учебный процесс преследует несколько целей и задач: познакомить школьника с одним из наиболее мощных и традиционных способов познания окружающего мира; дать школьнику почувствовать радость от успешно решенной трудной (для него) задачи; дать опыт письменного изложения результатов своей работы, а также устного представления этих результатов сверстникам и взрослым; вовлечь каждого учащегося в активный, познавательный, творческий процесс; сформировать у учащихся умения и навыки грамотного письма; развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы. Начиная с 5 класса, я организую проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. Ученики чаще всего работают в группах, индивидуально или по парам. Работа по проекту начинается после занятий основного курса. Например, после изучения блока правил по темам: «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова», «Гласные О – Е после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных, наречий», «Буквы О – Е после шипящих и Ц в окончании существительных, прилагательных, глаголов», « Гласные в суффиксах причастий» ставлю перед учащимися задачу : используя все правила, составьте проект : таблицу «Гласные О, Е, Ё после шипящих в разных частях речи». Проект требует тщательной подготовки. Прежде чем приступить к проекту, учащиеся должны выучить все правила. На сдвоенном уроке проходит защита проектов. Каждая группа должна представить результаты своей проектной деятельности. В итоге по данным проектам групп на уроке составляется общая таблица по теме «Гласные о, е, ё после шипящих в различных частях речи».
Когда учащиеся самостоятельно составят таблицу по данным правилам, тогда они четко представляют, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Такой же проект можно организовать по темам: «- Ь- в различных частях речи», « Орфограмма в корне слова», «Орфограмма в приставке», «Орфограмма в суффиксе», «Орфограмма в окончании», «-НЕ- с различными частями речи», «Дефис во всех частях речи», « Н и НН во всех частях речи» и др. Также целесообразно организовывать мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Их можно применять достаточно часто. Приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках 1-2 уроков). Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала): «Орфограмма после Ц», «Степени сравнения имен прилагательных» и др. Когда учащиеся после изучения блока тем самостоятельно работают над проектом, у них развиваются познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию. ^ также можно организовать работу над проектом (мини-проекты и макропроекты). Мини – проекты предусматривают работу с литературными текстами. На занятиях проводится наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Учащиеся составляют проекты. Например: 1. Описание степи (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»). Учащиеся сначала составляют проект по данному тексту, затем (на следующем уроке или дома) – творческий проект - лирическую миниатюру о родном крае. 2. Описание июльского дня (И.С.Тургенев «Бежин луг»). Также сначала составляют проект по данному тексту, затем – творческий проект - лирическую миниатюру о лете (весне, зиме, осени). Такая работа позволяет формировать навыки лингвистического анализа и совершенствовать речевые умения. Макропроекты предусматривают, например, работу по теме «Стихотворная речь». Учащиеся 6 класса изучают двусложные, трехсложные размеры стиха. После изучения темы они сочиняют стихотворение. Такие проекты занимают 1-2 урока, затем занятия кружка и достаточно серьёзную самостоятельную деятельность во внеурочное время. На уроке учащиеся пытаются сочинять, затем, заинтересовавшись, продолжают эту работу дома. И в итоге начинают писать стихи и издавать сборники стихотворений. Обучение в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и при совместной дальнейшей работе (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. |
![]() | От имени поколения. Письма в прошлое, настоящее и будущее Вологда,2008 Формирование текстовой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы (Из опыта работы учителей-словесников) | ![]() | Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы Жная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических... |
![]() | Аннотационный отчет по применению автоматизированной технологии «Символ»... Автоматизированная технология «Символ» на уроках русского языка применяется в 10-11 классах с 2002 года при подготовке классов к... | ![]() | Анализ работы мо учителей русского языка и литературы мбоу сош №5... В состав мо учителей русского языка и литературы входят 5 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют |
![]() | Выпускная работа «Критериальный анализ педагогической творческой... Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого... | ![]() | Заседание мо учителей русского языка и литературы по теме «Словарная... Методическое объединение учителей начальных классов по теме «Обеспечение современного качества образования в условиях перехода на... |
![]() | Уроках. Состав мо Руководитель Староверова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационной категории | ![]() | Темы самообразования учителей школы ... |
![]() | Темы самообразования учителей школы ... | ![]() | Темы самообразования учителей школы ... |