Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)




Скачать 45.15 Kb.
НазваниеПроектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Дата публикации20.06.2013
Размер45.15 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Литература > Урок
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса ориентирует современного учителя на смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания.

Педагогической технологией, реализующей данные задачи, может служить проектное обучение.

Проект в обучении – это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Включение проекта в учебный процесс преследует несколько целей и задач: познакомить школьника с одним из наиболее мощных и традиционных способов познания окружающего мира; дать школьнику почувствовать радость от успешно решенной трудной (для него) задачи; дать опыт письменного изложения результатов своей работы, а также устного представления этих результатов сверстникам и взрослым; вовлечь каждого учащегося в активный, познавательный, творческий процесс; сформировать у учащихся умения и навыки грамотного письма; развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы.

Начиная с 5 класса, я организую проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. Ученики чаще всего работают в группах, индивидуально или по парам.

Работа по проекту начинается после занятий основного курса. Например, после изучения блока правил по темам: «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова», «Гласные ОЕ после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных, наречий», «Буквы ОЕ после шипящих и Ц в окончании существительных, прилагательных, глаголов», « Гласные в суффиксах причастий» ставлю перед учащимися задачу : используя все правила, составьте проект : таблицу «Гласные О, Е, Ё после шипящих в разных частях речи».

Проект требует тщательной подготовки. Прежде чем приступить к проекту, учащиеся должны выучить все правила.

На сдвоенном уроке проходит защита проектов. Каждая группа должна представить результаты своей проектной деятельности.

В итоге по данным проектам групп на уроке составляется общая таблица по теме «Гласные о, е, ё после шипящих в различных частях речи».

В корне слова

в сильной позиции

В суффиксе (сущ., прилаг., нареч.)

в сильной позиции

В суффиксе (сущ., прилаг., нареч.)

в слабой позиции

В суффиксе причастий

В окончании (сущ., прилаг.)

в сильной позиции

В окончании (сущ., прилаг.)

в слабой позиции

В окончании глаголов



- Ё-

Исключение: шов, шорох, крыжовник, капюшон


- О -


- Е -


- Ё -


- О -


- Е -


- Ё -

Когда учащиеся самостоятельно составят таблицу по данным правилам, тогда они четко представляют, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

Такой же проект можно организовать по темам: «- Ь- в различных частях речи», « Орфограмма в корне слова», «Орфограмма в приставке», «Орфограмма в суффиксе», «Орфограмма в окончании», «-НЕ- с различными частями речи», «Дефис во всех частях речи», « Н и НН во всех частях речи» и др.

Также целесообразно организовывать мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Их можно применять достаточно часто. Приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках 1-2 уроков).

Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала): «Орфограмма после Ц», «Степени сравнения имен прилагательных» и др.

Когда учащиеся после изучения блока тем самостоятельно работают над проектом, у них развиваются познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.

^ На уроках литературы также можно организовать работу над проектом (мини-проекты и макропроекты).

Мини – проекты предусматривают работу с литературными текстами. На занятиях проводится наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Учащиеся составляют проекты.

Например: 1. Описание степи (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Учащиеся сначала составляют проект по данному тексту, затем (на следующем уроке или дома) – творческий проект - лирическую миниатюру о родном крае.

2. Описание июльского дня (И.С.Тургенев «Бежин луг»).

Также сначала составляют проект по данному тексту, затем – творческий проект - лирическую миниатюру о лете (весне, зиме, осени).

Такая работа позволяет формировать навыки лингвистического анализа и совершенствовать речевые умения.

Макропроекты предусматривают, например, работу по теме «Стихотворная речь». Учащиеся 6 класса изучают двусложные, трехсложные размеры стиха.

После изучения темы они сочиняют стихотворение. Такие проекты занимают 1-2 урока, затем занятия кружка и достаточно серьёзную самостоятельную деятельность во внеурочное время.

На уроке учащиеся пытаются сочинять, затем, заинтересовавшись, продолжают эту работу дома. И в итоге начинают писать стихи и издавать сборники стихотворений.
Обучение в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и при совместной дальнейшей работе (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации.

Похожие:

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) icon   От имени поколения. Письма в прошлое, настоящее и будущее  Вологда,2008 
Формирование текстовой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы (Из опыта работы учителей-словесников) 
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconУпражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Жная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconАннотационный отчет по применению автоматизированной технологии «Символ»...
Автоматизированная технология «Символ» на уроках русского языка применяется в 10-11 классах с 2002 года при подготовке классов к...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы мбоу сош №5...
В состав мо учителей русского языка и литературы входят 5 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconВыпускная работа «Критериальный анализ педагогической творческой...
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconЗаседание мо учителей русского языка и литературы по теме «Словарная...
Методическое объединение учителей начальных классов по теме «Обеспечение современного качества образования в условиях перехода на...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconУроках. Состав мо
Руководитель Староверова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационной категории
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconТемы самообразования учителей школы
...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconТемы самообразования учителей школы
...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) iconТемы самообразования учителей школы
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница