Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр)




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр)
страница1/9
Дата публикации11.07.2013
Размер1.19 Mb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.9 Русская литература: Русская литература XIX в. для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

(3 курс, 6 семестр)
1.1 Автор программы: Пожидаева О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания МГГУ.
1.3 Пояснительная записка:

Цели курса:

- сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о русской литературе ХIХ столетия,

- показать ее связь с мировым литературным процессом, предшествующей и последующей отечественной литературой.

^ Задачи курса:

- дать представление о своеобразии историко-литературного процесса ХIХ столетия, творчестве ведущих писателей этого периода;

- уделить внимание характеристике разных аспектов содержания и поэтики ключевых произведений названного периода в развитии русской литературы;

- обратить внимание на возможность анализа творчества отдельных писателей в аспекте проблем традиций и новаторства, преемственности в развитии литературы;

-уделить внимание формированию у студентов опыта самостоятельного осмысления литературных явлений, аналитического прочтения текстов.

^ Место курса в общей системе подготовки бакалавра.

Курс «Русская литература: Русская литература XIX в.» - один из базовых в филологической подготовке студентов. Согласно действующему учебному плану состоит из трех частей: “Русская литература первой трети ХIХ века”, “Русская литература второй трети ХIХ века”, “Русская литература третьей трети ХIХ века”. Программа курса построена в строгой логической и хронологической последовательности, в ней отражен современный подход к историко-литературному процессу.

^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать:

- основные понятия курса,

- биографии крупнейших писателей ХIХ столетия, содержание наиболее значительных произведений в их творчестве.


  • владеть следующими умениями и навыками:

-уметь рассматривать литературный процесс в контексте эпохи;

- уметь анализировать произведения, относящиеся к разным жанрам;

-обрести навык концептуального, а не эмпирически-описательного подхода к литературным явлениям эпохи;

-уметь пользоваться критической литературой по выбранной или предложенной теме, проблеме курса;

-грамотно выстраивать самостоятельные сообщения на практических занятиях на заданную тему.
^ 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050300.62 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»

3

6


91

50

40

10




41

зачет




^ 1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Cам. раб.



Литература второй половины XIX века. Общая характеристика.

2

2




5



Творчество И.С. Тургенева, И.А. Гончарова

6

6









Творчество поэтов середины, второй половины XIX: Н.А. Некрасова, Фета, Тютчева Ф.И., А.К. Толстого

6

4

2






Творчество писателей-демократов середины XIX века: Герцена А.И., Чернышевского Н.Г. и др.

6

4

2

8



Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2

2









Творчество Ф.М. Достоевского

8

6

2

6



Творчество Л.Н. Толстого

8

6

2

6



Творчество Лескова Н.С., Короленко В.Г.

2

2









Литература конца XIX века, общая характеристика. Творчество Г.И. Успенского, П.И. Мельникова-Печерского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина

2

2




16



Драматургия середины, второй половины XIX века. Творчество А.Н. Островского, А.П. Чехова

8

6

2







Всего

50

40

10

41

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

^ 1. Литература середины и второй половины XIX века. Общая характеристика

Социально-политическая обстановка эпохи. Идеалы культуры и просвещения с точки зрения официальной идеологии, смысл уваровской формулы “самодержавие - православие - народность”. Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов и их роль в духовном становлении русской интеллигенции.

Кружок Н.В. Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества, философский характер кружка, русские гегельянцы. Эстетика западников, ориентация на европейские культурные образцы.

Натуральная школа, круг идей и эстетика, европейские и русские истоки ее поэтики. Смысл формулы Белинского: “Гоголь - отец натуральной школы”. Сборник “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник” - манифесты нового литературного направления. Роль журнала “Современник” в отстаивании и пропаганде новой эстетики.

Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом. Взгляды А.С. Хомякова, М.П. Погодина, С.П. Шевырева. Славянофильская концепция русской и европейской истории, эстетические воззрения и пристрастия. Журнал “Москвитянин”, его антизападническая направленность и роль в распространении славянофильской системы ценностей.

^ Своеобразие литературы 1850-1860-х годов. Общая характеристика

Изменение общественной и литературной атмосферы в России после европейской революционной волны 1848 года и начала “мрачного семилетия” николаевского царствования. Смерть Белинского и кризис в рядах русских западников, отказ от идеологии социального критицизма и обличительного пафоса в художественном творчестве, интерес к вечным ценностям бытия в противовес исторической и политической злободневности. Формирование “Эстетической критики” А.В. Дружинина, В.П. Боткина и П.В. Анненкова. Спор Дружинина с литературной программой Белинского и его последователей. Идеал нравственной правды, психологической глубины и художественного изящества литературного произведения в критических статьях Анненкова. Творчество И.С. Тургенева и Л.Н. толстого как писателей пушкинской (не гоголевской) линии.

Доктрина “чистого искусства”, ее европейские и русские культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, Н.Ф. Щербины. Вопрос о принадлежности к поэтам “чистого искусства” Ф.И. Тютчева, А.. Толстого.

Литературно-критическая деятельность А.А. Григорьева как главы “молодой редакции” журнала “Москвитянин” в первой половине 1850-х г.г. Идея русской почвы в “Органической критике” Григорьева, его борьба против западничества и эстетических идей натуральной школы. “Почвенный” реализм в раннем творчестве А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, С.Т. Аксакова.

Александровская “оттепель”, реформационная политика царя. Оживление литературной жизни, активизация старых (“Современник”, “Отечественные записки”, “Библиотека для чтения”) и открытие новых журналов (“Русский вестник”, “Русская беседа”, “Русское слово”, “Время”, “Эпоха), ослабление цензурного гнета. Деятельность журнала современник, “Колокол” Герцена.

Расцвет романного жанра. Тематическое многообразие романов. Русский антинигилистический роман (“Марево” В. Клюшникова, “Современная идиллия” В. Авенариуса, “Панургово стадо” В. Крестовского), его идейная направленность и жанровые особенности.

Творчество разночинцев 1860-х годов и писателей демократического направления, близких “Современнику”. Дилогия Н.Г. Помяловского “Мещанское счастье” и “Молотов”, традиция тургеневской повести в “Мещанском счастье” и ее полемическое переосмысление. Егор Молотов, его разночинная гордость и трудовой идеал “честной чичиковщины”. Традиции физиологического очерка в цикле Помяловского “Очерки бурсы”, документальное и автобиографическое в произведении. Творчество Ф.М. Решетникова. Очерки рассказы из народной жизни В.А. Слепцова. Роман Слепцова “Трудное время”.

^ Литература 1870-х годов. Общая характеристика

70-е годы в общественно-политической и культурной жизни России. Изменение уклада русской жизни. Состояние общественной мысли. Успехи естественных наук, состояние филологии, истории, просвещения.

Развитие критического реализма, его основные течения и их взаимосвязи. Судьба жанра романа в 1870-е годы, его разновидности. Развитие малых жанров. Взаимодействие жанров в литературе 1870-х годов.

Проблема изображения жизни народа в литературе 1870-х годов. Народническое движение, причины его возникновения, противоречия. Идеологи народнического движения (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев). Народническая литература, ее связь с народническим движением. “Социологические” тенденции в народнической литературе, принципы изучения и изображения жизни народа (документальность, кропотливость, публицистичность, роль автора-повествователя, внимание к народной речи, жанровые формы, роль художественно-публицистического очерка, принципы циклизации очерков).

Писатели охранительного направления. “Вторая волна” антинигилистического романа. Роль “Русского вестника” в судьбах антинигилистической литературы. Вс. Крестовский (“Кровавый пуф”), Н.С. Лесков (“На ножах”), Б. Маркевич (“Марина из Алого Рога”). Антинигилистические тенденции в романе Достоевского “Бесы”. Поэтика антинигилистического романа, ценности, противопоставляемые нигилизму (семья, полезный труд, любовь, вера, человеческое достоинство). Концепция человека в антинигилистическом романе.

Идейные и эстетические течения в критике: народническая, революционно-демократическая, славянофильская и охранительная (Н. Михайловский, П. Ткачев, Н.Шелгунов, Н. Щедрин, И. Аксаков, М. Катков, А. Суворин).
^ Литература 1880-1890-х годов.

Новое в общественном и культурном климате России после убийства народовольцами царя Александра II и завершения “эпохи великих реформ”. “Контрреформы” Александра III. Консервативные и русофильские тенденции в политике правительства. Фигура К.Л. Победоносцева и его идея “подмораживания” России. Раскол в среде революционного народничества и замирание деятельности оппозиции. Настроения общественной подавленности, апатии и разочарования. Угасание интереса к “большим идеям” и политическим потрясениям и ориентация на повседневные цели и задачи “среднего человека”.

Закрытие журналов радикально-демократического направления “Отечественные записки” и “Дело”. Культурная программа либеральных народников, этика “малых дел”. Либеральные (“Вестник Европы”, “Русская мысль”, “Русские ведомости”), народнические (“Неделя”, “Русское богатство”), развлекательно-юмористические (“Осколки”, “Стрекоза”, “Будильник”) журналы и газеты 1880-1890-х годов. Позиция газеты А.С. Суворина “Новое время”. Журнал “Северный вестник”, пропаганда идей новой европейской философии и эстетики.

Господство малых форм в литературе - повести и рассказы В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.

Тип русского буржуа-предпринимателя в романах П.Д. Боборыкина “Дельцы”, “Китай-город”, “Василий Теркин”, широта охвата изображаемой действительности, объективная манера повествования, приемы натуралистического фактографизма.

Тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”, проблема формирования нравственной личности. Романы Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Оживление общественной атмосферы во второй половине 1890-х годов. Студенческое движение, социал-демократические кружки и распространение марксистской идеологии. Обновление художественного языка в различных видах искусства. Триумф чеховской драмы. Русские символисты, их первые выступления и поэтические сборники.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) iconПриложение №11 к Образовательной программе
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) iconЛитература обж математика Русский язык Литература Русский язык География...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) iconЛитература cd русская поэзия XVII-XX веков. Директмедиа Паблишинг,...
«Русский язык» 1-4 класс. Cd готовимся к егэ. Русский язык. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. Просвещение медиа,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) iconРабочая программа по факультативу современная русская литература
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе программы элективного курса Б. А. Ланина «Современная русская литература»,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) icon1. Русский национальный язык и его формы
Им по дисциплине «Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина бд. 02 «Литература» Семестр
Базовая дисциплина «Литература» входит в цикл общеобразовательных дисциплин учебного плана подготовки специалистов по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) icon«Современный русский литературный язык. Синтаксис» апим по дисциплине
Синтаксис (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан для использования в процедурах самообследования и аттестации...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) iconСистема частей речи русского языка, представленная в работах академика...
Русский язык и литература разработан для использования в процедурах самообследования и аккредитации вуза с целью оценки уровня филологической...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) iconФедеральное агентство по образованию брянский государственный университет
Апим по дисциплине «Русский язык и культура речи» (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан для использования...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 6 семестр) iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина бд. 02 «Литература» Семестр
Базовая дисциплина «Литература» входит в цикл общеобразовательных дисциплин учебного плана подготовки специалистов среднего специального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница