Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом




Скачать 337.44 Kb.
НазваниеЧитать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом
страница1/3
Дата публикации09.08.2013
Размер337.44 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Читать иль не читать – вот в чем вопрос

Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом
Как сделать чтение привлекательным для современного человека, показать его важность для развития отдельной личности и общества в целом? Несмотря на различные подходы к решению этой проблемы, все они преследуют одни и те же цели, причем лучшие практики мигрируют из страны в страну, «КИ» считает важным обсудить с российскими коллегами - издателями, библиотекарями и экспертами книжной торговли - все нюансы отношения к этой проблеме в книжном сообществе России, показав палитру мнений и лучшие отечественные практики на страницах журнала.

Мы рассчитываем, что сегодняшняя дискуссия не только выявит существующие проблемные зоны, но и позволит определить «правильный угол зрения на эту проблему», а также оценить перспективы развития различных программ в поддержку чтения.

И мы с удовольствием представляем участников дискуссии: ^ Александра Вахрушева, зам. генерального директора Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева

Надежда Выропаева, заведующая Центром молодежных инноваций ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»

Ольга Громова, главный редактор журнала «Библиотека в школе», ИД «Первое сентября»

^ Константин Деревянко, директор по развитию ИД «АСТ-ПРЕСС»

Юлия Дорогова, PR-директор издательства «ЭНАС-КНИГА»

Борис Есенькин, президент ТД «Библио-Глобус»

Борис Кузнецов, генеральный директор издательства «РОСМЭН» Сергей Макаренков, генеральный директор «РИПОЛ классик»

^ Надежда Михайлова, генеральный директор ОЦ «Московский Дом книги»

Леонид Шкурович, генеральный директор ИГ «Азбука-Аттикус».
Национальный пафос?
-Начнем дискуссию, как говорится, с «официального приветствия». Коллеги, знаком ли вам текст Национальной программы поддержки и развития чтения? Какие основные положения этой программы вы могли бы сразу (не подсматривая в источники) назвать? Что вас «смущает» или не устраивает в этой Программе? И что вы лично считаете необходимым сделать в рамках поддержки чтения в России в первую очередь?
- Борис Есенькин: Еще в 2006 году на Санкт-Петербургском книжном салоне руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский и председатель РКС С. В. Степашин подписали текст Национальной программы поддержки и развития чтения. Совершенно очевидными были предпосылки к принятию этого документа: «Дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе», обусловленный снижением интереса к чтению у населения. Без чтения невозможно получение знаний и образования, осознание роли личности в социокультурном пространстве. Несомненно, документ нужный и своевременный.

Прошло шесть лет, и, конечно, многое делается, но складывается впечатление, что пока только на научно-методическом уровне. За это время ситуация со снижением интереса к чтению «обросла» новыми проблемами: падение книжного рынка, пиратство в Интернете, глобальное сокращение книготорговых сетей и оптовых структур, т.е. читательский кризис уже можно назвать системным.

Основная роль в реализации идей программы отводилась библиотекам как единственным coциальным институтам в РФ, роль книжных магазинов почти не рассматривалась, хотя проблем здесь не меньше, чем в библиотечной сфере. И с каждым годом привлекать читателей в книжный магазин становится всё труднее и труднее. «Библио-Глобус» разработал собственную программу развития интереса к чтению - что называется, от истоков. В нашем детском клубе «Библиоша», которому исполнилось семь лет, уже подросло поколение детей, для которых книга - неотъемлемая часть жизни.

Без поддержки на самом высшем уровне сделать в этой области что-либо существенное сложно.
- Надежда Михайлова: Текст Национальной программы знаком, поскольку специалисты ГУП

ОЦ «Московский Дом книги» участвовали в свое время в разработке ее положений. Не устраивает то, что спустя семь лет с момента принятия Программы она так и не стала общегосударственной. И это самая главная проблема. Без поддержки на высшем уровне сделать в этой области существенное сложно. Хотя, конечно, нельзя принижать значения местных инициатив и новаторств отдельных субъектов рынка.

- Леонид Шкурович: Текст Национальной программы я, конечно, читал. Не могу похвастаться, что помню его настолько, чтобы цитировать без подглядывания в шпаргалку. Но общую суть документа представляю себе достаточно хорошо.

Предпочитаю цитировать «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова или «Москва - Петушки» Ерофеева. Проверено многократно: удачная цитата безотказно пробуждает интерес к чтению у моих собеседников.

Я считал бы правильным выделение денег каждому издательству
- Сергей Макаренков: Да, я знаком с текстом. Основное положение - это повышение общественного интереса к чтению и усиление мотивации к этому процессу. Программа хорошая. Акценты правильные. Но... это трудно соотнести с собственной программой издательских портфелей, направленных на выживание (я беру большинство издательского сообщества).

В рамках этой программы лично я считал бы выделение денег каждому издательству, принявшему эту программу, с задачей создания программ продвижения в рамках своего издательства в интересах общей цели. Подвести итоги этих программ. Сделать их гласными. Наградить победителей, осудив нерадивых.
На мой взгляд, самое важное - это поддержка и развитие чтения среди детей и подростков.
- Александра Вахрушева: К сожалению, без «подглядки "ответить на вопросы о Национальной программе поддержки и развития чтения не могу. На мой взгляд, самое важное - это поддержка и развитие чтения среди детей и подростков. Если сегодня не увлечь чтением эту аудиторию, то завтра мы потеряем посетителей библиотек и книжных магазинов. Уровень преподавания литературы в школе оставляет желать лучшего. Результаты ЕГЭ по русскому языку также не радуют. А ведь это наше будущее! Поэтому я считаю, что необходимо уделить максимальное внимание детской литературе, детским книжным фестивалям, продвижению семейного чтения. Семью нужно втягивать в интеллектуальный досуг, привлекать к участию в различных литературных событиях (книжные ярмарки, перформансы, фестивали, посвященные книге и чтению). Национальная программа должна поддерживать в первую очередь подобные форматы и детские библиотеки.
На мой взгляд, самое важное – это поддержка и развитие чтения среди детей и подростков.

- Борис Кузнецов: Национальная программа поддержки и развития чтения существует, кажется, уже с 2007 года. И если очень постараться и очистить ее от вербального казенного мусора, то в ней вроде бы всё по делу. Но, как водится, какая-то ерунда получается с конкретными результатами. Лично я их не очень-то и ощущаю. Я даже не знаю, какое там финансирование. Но, кажется, его точно не хватает на тотальное возрождение любви к чтению.

Может быть, я скажу неприятную вещь, но я бы вычеркнул из этой программы финансовую поддержку отдельных издательств и изданий. Это то же самое, что и лечение наркомана героином. А освободившиеся средства можно было бы направить на какую-нибудь конкретную, но масштабную акцию - например, на развитие рекомендательных книжных сервисов в онлайне и офлайне с вовлечением медиаперсон, политиков, лидеров мнений.
Национальная программа поддержки чтения -документ, который по своей форме потерял актуальность.


  • Константин Деревянко: Национальная программа поддержки чтения - документ, который по своей форме потерял актуальность. Время национальных инициатив, идущих «сверху», прошло. Сегодня такая программа может быть актуальна только при условии реализации комплекса социальных проектов, где в рамках партнерств будут объединены ресурсы разных сфер и отраслей. И ключевую роль в разработке и управлении такими проектами должны сыграть издательства.

- Ольга Громова: С текстом Национальной программы поддержки и развития чтения я знакома хорошо. Журнал «Библиотека в школе» плотно сотрудничает с разработчиками программы - Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества: мы публиковали программу и некоторые сопутствующие материалы.

Очень важным, если не самым важным, мне кажется положение о том, что необходимо специально обучать кадры, способные заниматься на местах (в школах, библиотеках, прессе и т.д.) поддержкой чтения. Действительно, такая работа требует профессионализма, владения современными технологиями продвижения чтения. И в последнем я не имею в виду IT, я имею в виду технологии привлечения к чтению, пропаганды чтения как важной составляющей жизни человека и т.д. Кстати, это не означает, что надо создавать специальные структуры, готовить отдельных специалистов, вроде методистов по чтению в школах. Совсем не обязательно. Достаточно просто грамотно учить этим технологиям тех, кого и так сейчас готовят: педагогов, библиотекарей, журналистов, пиарщиков... Призывами типа «Читайте книги - это полезно» тут ничего не сделаешь. Нужно хотеть и уметь видеть и осваивать технологии этой работы. И даже изобретать ничего не надо. Кстати, полезно посмотреть на технологии других отраслей, даже не обязательно смежных. Есть чему поучиться у пиарщиков, музейщиков, даже у НЕкнижной торговли.

По частностям, наверное, можно бы поспорить с некоторыми формулировками в тексте Программы или какими-то ее идеями, но мне кажется, что это не так важно. Сейчас важно то, что она в принципе есть. Лучше бы, конечно, если бы она была государственной, а не общественной, каковой она, по сути, является, но что делать... на государственном уровне у нас это не работает. Не те цели у государства.

- Итак, подытожим главное. То, что в России есть Национальная программа поддержки и развития чтения, знают все. И этим мы можем гордиться. Помним мы ее далеко не дословно, но у большинства книжников есть к ней совершенно четко формулируемые претензии Это и отсутствие государственного статуса и, соответственно, неясные схемы финансирования, но главное, что даже для профессионального книжного дела Программа сама по себе не является руководством к действию: она есть, но выключена из ежедневной практики.
^ НЕТ, ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА ТОЖЕ ПОМОГАЕТ
- Если официально всем вместе не получается, то давайте разбираться, что именно каждый субъект книжного дела России - издательство, книжный магазин или библиотека - может сделать в направлении поддержки и развития чтения и в каком объеме? В чем заключается вклад каждого в общую идею?
Я считаю, что издательство должно в первую очередь тщательно и ответственно заниматься своими проектами.




- Борис Кузнецов: Я считаю, что издательство должно в первую очередь тщательно и ответственно заниматься своими проектами - отбирать их и пестовать, выводить и «вкусно» продвигать. Это лучший вклад издателя в поддержку и развитие чтения. Ведь люди читают не абстрактные буквы и слова, а вполне конкретные книги. А почетная миссия «развивать общую культуру чтения силами одного отдельно взятого издательства» - это культуртрегерская утопия.

- ^ Леонид Шкурович: Отдельно взятый издатель должен всегда думать о читателе. Издавать то, что читателю интересно. И так, чтобы читателю действительно хотелось эти книги купить и прочесть. Все ресурсы издательства без ограничения должны быть направлены на достижение этих целей. В этом - вся суть моей работы.

- ^ Сергей Макаренков: Реально отдельно взятое издательство это может осуществлять в рамках собственных бюджетов, выделенных на продвижение своих книг (что уже является поддержкой Программы), и, во-вторых, в рамках бюджетов, выделяемых именно на поддержку Программы (как своих, так и государственных). Это может быть в виде благотворительности для детских домов, библиотек, исправительных учреждений, по линии РКС, или проведение акций в лояльных для издательства мероприятиях - автограф-сессии, лекции писателей. Причем делать это не случайно, а под одной сформированной издательской программой, которой у большинства издательств сейчас нет.

- Константин Деревянко: Каждое издательство может сделать многое, и некоторые делают это постоянно. Всё зависит от идеологии компании. Кто-то выстраивает ее вокруг социально полезного и качественного продукта, а кто-то стремится только за маржинальностью. С расширением информационного пространства появляется больше идей, продвигающих чтение и знание как таковое.

- Юлия Дорогова: Что должны делать издатели для поддержания интереса к книгам и чтению. Конечно, издавать хорошие книги и прислушиваться к мнению читателя, к его мечтам и чаяниям к его требованиям. Во всяком случае, у нас не получается иначе популяризировать чтение. Я хочу сказать, что продвижение литературы предполагает работу, рассчитанную не на эфемерного, не существующего в природе массового читателя. Haши мероприятия адресованы конкретному человеку - каждому, кто пришел к нам, чтобы познакомиться с книгами. Разумеется, это непросто, это отнимает много времени и сил, требует материальных затрат, но вместе с тем это потрясающе интересно, будит фантазию, творческую энергию, позволяет нам самим, хотя бы на время, вновь почувствовать себя детьми. Все-таки в основе продвижения должны лежать прежде всего интересы аудитории. Есть много инструментов изучения ее потребностей, но мы исходим не столько из традиционных маркетинговых схем, сколько из результатов собственных исследований. Например, мы не только проводим опросы аудитории - мы изучаем ее интересы, организуя различные мероприятия.
- Давайте все-таки уточним позиции. Сегодня в дискуссии принимают участие генеральные директора и руководители подразделений издательств, т.е. те, кто, собственно, и определяет политику компании. Опираясь на ваш личный опыт, прокомментируйте вопрос: программы поддержки чтения от имени конкретного издательства - это благотворительность экономически обоснованная необходимость поддержки товарной категории производителей или работа на имидж издательства?
^ Сергея Макаренков: Я думаю, экономическая необходимость и работа на имидж. Опосредованно, конечно, любое продвижение книги работает на поддержку чтения. Но специальные мероприятия, связанные с поддержкой чтения как социального явления, - всё же пока скорее стихийное явление. Без четко выраженной государственной доли это нереально. Еще раз скажу – большинство выживает.

- Леонид Шкурович: Это инерция, боязнь выбиться из общего ряда.
Для меня продвижение книги, автора, активные двусторонние коммуникации с читателем – это и есть поддержка интереса к чтению.
Я не считаю нужным разделять программы, реализуемые нашим издательством, по статусу «поддержка чтения» или «текущая работа» по продвижению каталога. Для меня продвижение книги, автора, активные двусторонние коммуникации с читателем - это и есть поддержка интереса к чтению.

- ^ Борис Кузнецов: Работа коммерческого издательства – это как игра по очень жестким и вполне определенным правилам, где все действия должны быть обоснованы экономической необходимостью. Вопрос только в угле зрения и горизонте планирования. Безусловно, программы поддержки чтения - это работа на имидж издательства и формирование лояльности к собственной торговой марке. Это способ позиционирования и отстройка от коллег-конкурентов. Но это и работа на долгосрочную коммерческую перспективу, на формирование ниш, новых проектов и своего собственного потребителя. А если относиться к этому как к побочной благотворительности, то это чистый факультатив, и он находится вне рамок нормального целеполагания компании.
  1   2   3

Похожие:

Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом iconОткуда берутся дети?
«Откуда берутся дети» и «Чему не учат в школе». Я стеснялась читать их днем, я стеснялась читать их в присутствии людей. По ночам...
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом icon-
Так что, если вы не компьютерщик можете листануть вниз, там все проштудировать, а потом уже читать чисто для удовольствия. А что...
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом iconДомашние задания на 08. 04. 2013 для 2, 3, 4 классов
Учебник стр. 97 – нарисовать фамильный герб, чтение №4, Стр 98-100 читать, переводить. Стр. 101 читать, переводить
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом iconДомашнее задание для обучающихся 8 а класса
Литература часть Стр. 15-25 читать, стр. 26 вопросы (1,2-письм.) и (3-5-устно); стр. 27-40 читать, стр. 40-41 вопросы
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом icon«Любите ли вы читать?» среди учащихся 4,5, 9,10,11 классов. В основном...
На первый вопрос «Любите ли вы читать?» все учащиеся ответили положительно. Основными аргументами в их ответе было то, что – книги...
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом iconКарнавала не будет
От автора: прежде чем читать, смотрим на предупреждение, чтобы потом без вопросов
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом iconШтурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь
Такими словами началась очередная встреча родителей 1 класса. За круглым столом мамы и папы обсудили проблему адаптации первоклассников...
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом iconКофе и сигареты coffee & cigarettes
И есть везде знак, который, ну как ключевой, дотронувшись до него ты сразу прикасаешься к сокровенному, к тому, что автор вкладывал...
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом iconКазакова Ирина Владимировна, учитель начальных классов мбоу гимназия...
Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, и просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого,...
Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом iconЧто читать об истории России?
Памятники истории и культуры как основа духовности и национального единства", "Что читать об истории России", "Великий князь Олег...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница