Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова




Скачать 41.66 Kb.
НазваниеСпособы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова
Дата публикации26.08.2013
Размер41.66 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова

(на примере некоторых женских образов)

Комогорцева Наталия Николаевна

Магистрантка Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, Чита, Россия
Отличительной чертой большинства персонажей, описанных в произведениях Владимира Набокова, является их чрезмерная материальность, привязанность к реальному миру. Они не допускают возможности перехода какой-либо черты – реальной или надуманной – дабы не оказаться оторванными от привычной для них действительности.

Целью доклада является рассмотрение и анализ приемов и способов, использованных автором для оценивания героев избранных произведений – их мыслей, чувств, переживаний и отношений с реальностью.

Для анализа выбраны женские образы как из русскоязычных произведений, так и из романов, написанных на английском языке за рубежом: «Машенька» - Людмила и Клара, «Лолита» - Валерия Гумберт и Шарлотта Гейз, «Подвиг» - Соня.

Критериями для анализа явились символика имен, цветопись, отношение к персонажам главного героя.

Говоря о символике имен, следует начать с их перевода. Так, имя Валерия в переводе с латинского означает «богатая, крепкая, здоровая». Женщину с таким именем считают взбалмошной, непредсказуемой и изменчивой. [Зима Д, Зима Н.: 29]

Изменчивость первой жены Гумберта Гумберта заключаются в изменениях во внешности, произошедшие с Валерией за недолгое время семейной жизни. Внешнюю крепость женщины автор представил как негативную характеристику.

Поэтому освещение негативных черт Валерии не могло не повлиять на формирование отношения к ней читателя.

Шарлотта Гейз – мать Лолиты и вторая жена Гумберта. В переводе с французского ее имя звучит как «мужественная, королевская». [Зима Д, Зима Н.: 96]

Гумберт отмечает ее искусственность. Кроме того, он сравнивает ее со змеей.

Отличительными признаками характера женщины с таким именем являются сдержанность, достоинство и серьезность.

Сдержанность и серьезность являются важными чертами ее характера, но говорить о достоинстве здесь не приходится. Разумеется, она была сломлена, узнав о чувствах мужа к дочери, но продолжала возлагать надежды на благополучный исход.

Имя Соня считается краткой формой от имени Софья. Но если Софья в переводе с греческого обозначает «мудрость», то краткое производное трактуется как «сонная». [Зима Д., Зима Н.:87] Вначале автор отмечает тот факт, что она постоянно высмеивает Мартына, его одежду и манеры. Позже она становится абсолютно равнодушной по отношению к любящему ее юноше.

Людмила – любовница Льва Ганина, главного героя повести «Машенька». Ее имя трактуется как «милая люду». [Зима Д., Зима Н.: 54] Этим определяется отношение Ганина к ней. Он лишь пользуется ею, как другие мужчины пользуются другими такими «милыми люду» женщинами.

Клара – подруга Людмилы. Ее имя переводится с латинского как «светлая, ясная». [Зима Д., Зима Н.:48] Очевидно, используя это имя, автор показывает читателю, что Клара одна из всех ясно видит сущность Ганина, при этом не осуждая его и его поступки.

Что касается использования цветов при описании женских образов, то при упоминании о Валерии до замужества автор использует светлые, «невинные» тона: «белизна подъема ступни», «белокурые волосы». Однако через насколько лет супружеской жизни цвета становятся грязными, размытыми.

При первом появлении Шарлотты Гейз автор описывает ее, одетую в темно-красный, желтый, пепельный и бронзоватый цвета, которые символизируют власть, язвительность, унижение и жертвенность соответственно.

Набоков изображает Соню в одежде определенной цветовой гаммы в зависимости от того, кто становится ее собеседником.

Цвета Людмилы – такие же неестественные, как она сама. В ее описании нет ни одного натурального оттенка, и это свидетельствует об отсутствии естественности в ее характере.

Что касается Клары, то для ее описания автор использует теплые тона.

Отношение главных героев к женским образам неравнозначно. Валерию Гумберт откровенно высмеивает, называя ее «балаганной фигурой, именуемой мадам Гумберт». [Набоков:16] Однако «…в отношении Шарлотты все это было немыслимо. Хладнокровная американская Шарлотта на меня наводила страх» [Там же: 89].

Соню Мартын, герой произведения «Подвиг», вначале любит и пытается заслужить ее любовь, но позже она начинает его раздражать.

Людмилу Ганин, герой произведения «Машенька», презирает. Она раздражает его своей жеманностью, наигранностью.

Отношение Ганина к Кларе автор оставил без четкого описания, предоставив читателю возможность самому сделать выводы.

Для описания женских образов автор использует богатую палитру художественных средств. Так, в описании Валерии преобладает употребление эпитетов, перифраза и метафор. С их помощью автор вызывает отрицательное отношение читателя к ее внешности и семейной жизни четы Гумберт.

Описывая Шарлотту Гейз, автор использовал художественные средства чтобы подчеркнуть ненатуральность как ее внешности, так и внутреннего мира, а также обратить внимание читателя на ее холодность и равнодушие.

Говоря о Соне Зилановой, Набоков использует, главным образом, метафоры и эпитеты, подчеркивая ее холодность по отношению к Мартыну.

Художественные средства, благодаря которым создается образ Людмилы, демонстрируют ее наигранность и желание выделиться. Автор прибегает к использованию многочисленных повторов, метафор и перечислений.

Таким образом, при помощи различных средств и способов оценивания персонажей автору удалось сформировать у читателя отношение не только к внешности героев, но и к их внутреннему миру, чувствам и переживаниям. Набоков обладает свойствами психолога, тонко чувствующего женскую душу. Читатель может наблюдать яркие примеры авторской оценки благодаря мастерскому использованию Набоковым художественных средств.

Литература

Зима Д., Зима Н. Тайна имени. М., 1997.

Набоков В.В. Лолита. Король, дама, валет. Подвиг: Романы. М., 2004.

Похожие:

Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconРецензия на рассказ Владимира Набокова «Наташа»
Я хочу рассмотреть черновой автограф рассказа В. Набокова «Наташа», который был обнаружен А. Бабиковым среди рукописей в вашингтонском...
Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconСубъектная структура рассказа В. Набокова «Бахман» и позиция читателя
Цель предлагаемой работы – прояснение особенностей субъектной структуры рассказа В. Набокова «Бахман». Актуальность данной проблемы...
Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconФеномен авторской маски в рассказах Х. Л. Борхеса
Особую роль данное понятие приобретает в эпоху постмодернизма, получая новую смысловую нагрузку и непривычные способы выражения
Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconГосударственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской...

Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconГосударственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской...

Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconФинансовое состояние предприятия и способы его оценки
Основные источники информации, используемые для анализа финансового состояния организации 10
Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconСпособы защиты от сглаза и порчи
Делают порчи по-разному, и отделывать нужно по-разному. Во-первых, снятие нельзя делить на более сильные способы и более слабые....
Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconПоэтика жанра сонаты в творчестве А. Н. Скрябина
В творчестве А. Н. Скрябина индивидуально преломляется романтическое мировоззрение. В произведениях композитора раскрываются самые...
Способы авторской оценки персонажей в творчестве Владимира Набокова iconСолярные знаки и символы в аспекте интертекстуальных включений в романе «Лолита» В. В. Набокова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница