Начальное общее образование пояснительная записка




Скачать 103.81 Kb.
НазваниеНачальное общее образование пояснительная записка
Дата публикации06.10.2013
Размер103.81 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Литература > Пояснительная записка
Инструктивные материалы

I ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ*

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальное общее образование - первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступ­ным.

Федеральный компонент государственно­го стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основ­ных целей:

  • развитие, личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетичес­ких чувств, эмоционально-ценностного пози­тивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и на­выков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; : • ■;. ■

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуаль­ности ребенка.

Приоритетом начального общего образо­вания является формирование общеучеб­ных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщеннос­ти и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способ­ностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной де­ятельности: учебно-познавательной, прак­тической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятелъностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приме­нению приобретенных знаний и умений в ре­альных жизненных условиях.

Особенностью начальной школы являет­ся то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинако­вым социальным опытом, отличиями в пси­хофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реали­зовать способности каждого и создать ус­ловия для индивидуального развития ре­бенка.

Федеральный компонент государственно­го стандарта начального общего образования устанавливает следующий перечень пред­метов, обязательных для изучения: Рус­ский язык, Литературное чтение, Иност­ранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музы­кальное искусство, Технология, Физическая культура.

В рамках предмета Технология с 3 класса при наличии необходимых условий изучает­ся модель (раздел) «Практика использова­ния информационных технологий» (Практи­ка работы на компьютере).

^ Русский язык и литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ

'Примечание: представленный документ утвержден приказом Минобразования России »Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от
5 марта 2004 г. № 1089. •

2 (сентябрь-октябрь), 2004

43

о

Инструктивные материалы

с обучением на русском (родном) языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

^ Иностранный язык изучается со вто­рого класса при наличии в образователь­ном учреждении необходимых условий.

Особенностью начальной школы яв­ляется отсутствие обязательной итого­вой аттестации выпускников. Требова­ния настоящего стандарта к уровню

подготовки оканчивающих начальную школу служат основой для организации контроля учебных достижений обучаю­щихся.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполня­ющие в полном объеме требования к уров­ню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступе­ни основного общего образования.

^ ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоения предметного со­держания начального общего образования учащиеся получают возможность приобре­сти общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности (в том числе с исполь­зованием компьютера). Предлагаемая руб­рикация имеет условный (примерный) ха­рактер.

^ Познавательная деятельность.

Наблюдения объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходя­щих с объектом (по результатам наблюде­ний, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (от­вет на вопрос «Удалось ли достичь постав­ленной цели?).

Выявление с помощью сравнения отдель­ных признаков, характерных для сопостав­ляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопрос «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Способы объединения предметов по общему признаку (что лишнее; кто лишний; такие же, как...; такой же, как...). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений раз­ными способами; использование соответ­ствующих приборов и инструментов для ре­шения практических задач. Работа с про­стейшими готовыми предметными, знаковы­ми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций. Само­стоятельно составлять план действий (замы­сел), проявлять оригинальность при реше­нии творческой задачи. Создавать творчес-

кие работы (сообщения, небольшие сочине­
ния, графические работы), разыгрывать во­
ображаемые ситуации. ~~ r" s'n

^ Речевая деятельность и работа с инфор­мацией.

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с со­блюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; опреде­ление темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Пост­роение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, по­строение ответа). Использование простей­ших логических выражений типа: «для всех...», «или...», «если...», «не только, но и...». Элементарное обоснование высказанного суждения. -;>hv..-. аугу: ; .-■ -■■*'.■.-■,_**■.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хране­ния информации; использование компьюте­ра; поиск (проверка) необходимой информа­ции в словарях, каталоге библиотеки. Пред­ставление материала в табличном виде. Упо­рядочение информации по алфавиту и чис­ловым параметрам (возрастанию и убыва­нию).

^ Организация деятельности.

Выполнение инструкций, точное следова­ние образцу и простейшим алгоритмам. Са­мостоятельное установление последова­тельности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это


44

^ Начальное образование

Инструктивные материалы

делать?», »Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это де­лается?»; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предви-

дение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в чужой и своей работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение догова­риваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

^ РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Изучение русского языка в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих це­лей:

  • развитие речи, мышления, воображе­ния школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно пи­сать, читать и говорить, участвовать в диа­логе, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоциональ­но-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение по­знавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Обязательный минимум

содержания основных

образовательных программ

^ Виды речевой деятельности Слушание (аудирование). Восприятие и понимание содержания звучащей речи.

Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с речевой си­туацией. Практическое овладение диалоги­ческой формой речи. Практическое овладе­ние монологическими высказываниями (рас­сказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы). Устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр. Овла-

дение нормами речевого этикета в ситуаци­ях учебного и бытового общения (привет­ствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэ­пических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного тек­ста, формулировок заданий, правил, опре­делений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. Отличие письменной речи от ус­тной. Различение предложения и текста. ^ Признаки текста,1 Безошибочное списыва­ние текста. Написание под диктовку текста (75—80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с элемента­ми описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям темати­ке. Составление поздравлений, писем (в том числе с использованием компьютера).

Система языка (практичекое усвоение)

^ Фонетика. Графика. Звуки и буквы: глас­ные, согласные. Различение согласных звон­ких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произно­шение слов.

Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между словами, знака переноса.

Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однознач­ные и многозначные, синонимы, антонимы. Прямое и переносное значение слова. Ис­пользование словарей русского языка.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу. ., - , •.. .,

2 (сентябрь-октябрь), 2004

45

Инструктивные материалы

^ Состав слова. Выделение значимых час­тей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Морфология. Имя существительное. Зна­чение и употребление. Различение одушев­ленных и неодушевленных имен существи­тельных, имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение по чис­лам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.

^ Имя прилагательное. Значение и упот­ребление. Изменение по родам, числам и па­дежам. Согласование с именем существи­тельным.

Местоимение. Значение и употребление. Склонение личных местоимений. \

Глагол. Значение и употребление. Изме­нение по временам, лицам и числам в насто­ящем и будущем времени, по родам и чис­лам в прошедшем времени. Неопределенная - форма глагола. Спряжение. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов (1,2 спряжение).

^ Предлоги, союзы. Их роль в речи.

Синтаксис. Различение слова, словосоче­тания и предложения. Разновидности пред­ложений по цели высказывания и эмоцио­нальной окраске. Члены предложения: глав­ные и второстепенные. Связь слов в предло­жении. Простое - распространенное, нерас­пространенное предложение. Однородные члены предложения. Различение и употреб­ление в речи простых и сложных предложе­ний.

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих соглас­ных, непроизносимых согласных, удвоен­ных согласных в корне слова; правописа­ние безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безу­дарных личных окончаний глаголов. Пра­вописание «не» с глаголами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Упот­ребление ь и ъ разделительных знаков, ъ после шипящих на конце имен существи­тельных и глаголов. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопроситель-

46

ный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами. Разные способы проверки правописания слов: изменение слова, подбор однокорен-ных слов, использование орфографическо­го словаря.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, вос­клицательный знаки). Запятая в предложе­ниях с однородными членами.

^ Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения русского языка
ученик должен г,. ,-,


знать/понимать:

  • значимые части слова;

  • признаки изученных частей речи;

  • типы предложений по цели высказы­вания и по интонации; ., ..... „..,,:,

уметь:

  • анализировать и кратко характеризо­вать звуки речи, состав слова; части речи, предложения;

  • различать произношение и написание

СЛОВ; ,.. .. ji?,--.-, vi'-^.Vrjr .-♦-,■;,;•.••,-■•.•"• •-/•- . ■-.-.

  • находить способ проверки написания слова;

  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

  • соблюдать изученные нормы орфогра­фии и пунктуации (диктант - текст 75-80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстни­ков; детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарем;

  • соблюдения орфоэпических норм;

  • передачи в устной и письменной форме основного содержания текста;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуации повседневного и учебно­го общения (приветствие, прощание, благо­дарность).

Начальное образование

Похожие:

Начальное общее образование пояснительная записка iconУчебный план, пояснительная записка. Учебныйпла нмуниципального казённого...
Начальное общее образование в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта
Начальное общее образование пояснительная записка iconШестидневная рабочая неделя Начальное общее образование в рамках...
...
Начальное общее образование пояснительная записка iconПорядок приема граждан
Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование. Указанные граждане имеют право получить...
Начальное общее образование пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану Начальное общее образование...
Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 10. 07. 2012г. №667 Об утверждении областного базисного...
Начальное общее образование пояснительная записка iconОбщие положения
В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным
Начальное общее образование пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану Начальное общее образование...
Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 10. 07. 2012г. №667 Об утверждении областного базисного...
Начальное общее образование пояснительная записка iconНачальное общее образование
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Т. Г. Рамзаева. Русский язык – М.: Просвещение, 2002 г
Начальное общее образование пояснительная записка iconНачальное общее образование
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень...
Начальное общее образование пояснительная записка iconОсновная образовательная программа (начальное общее образование)...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Начальное общее образование пояснительная записка iconУчебный план (недельный) на 2013-2014 уч год в моу сош №10 п. Светлогорск...
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница