Контрольная работа по методике преподавания естествознания




Скачать 100.68 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по методике преподавания естествознания
Дата публикации10.10.2013
Размер100.68 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Литература > Урок


Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева

Методические рекомендации

к выполнению контрольной работы

по курсу «Методика преподавания естествознания»

для студентов 3 курса ОЗО педагогического факультета
Составитель к.п.н., доцент Исмагилова Л.И.


Тобольск, 2004
Введение.
В соответствии с учебным планом студенты – заочники выполняют одну контрольную работу по методике преподавания естествознания.

При выполнении контрольной работы необходимо использовать не только литературные источники, но и личный опыт преподавания. Если студент – заочник не работает в школе, ему следует посетить уроки опытных учителей и ознакомиться с методами преподавания естествознания, проведением различных видов внеклассной работы в начальной школе.

Первый вопрос должен выявить знания по теории обучения естествознанию. Для ответа на него студенту – заочнику необходимо изучить систему методов и приемов обучения естествознанию, раскрытую в дореволюционной и современной методической литературе.

Второй вопрос связан с методикой работы с печатными источниками, картой, различными средствами наглядности с целью формирования у учащихся природоведческих представлений, понятий, изучения причинно-следственных связей.

Третий вопрос предусматривает разработку конкретного урока или его части (фрагмент урока). Конспект составляется примерно по следующему плану: тема; класс; цель урока; задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); основные понятия; оборудование; методы проведения; тип урока; структура урока; подробное описание хода урока; использованная литература.

Приступая к выполнению заданий студент обязан внимательно изучить соответствующие разделы курса. Ответ, если это необходимо, иллюстрировать фотографиями, рисунками, схемами и т.д. Выдержки из тех или иных руководств нужно поставить в кавычки, а в скобках указать источник (автор, название, издательство, год издания, страницы). Использованная литература приводится в конце или в начале, после плана контрольной работы.

В процессе работы необходимо руководствоваться дополнительной литературой, школьной программой, учебниками для начальной школы.

^ Титульный лист контрольной работы.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева


Кафедра теории и методики начального образования
Контрольная работа по методике преподавания естествознания

Вариант 1.

Выполнила: студентка 3 курса

ОЗО ПФ

Ф. И. О.

Проверил: доцент, к. п. н.

Исмагилова Л.И.

Тобольск, 2004
План контрольной работы.


  1. Проблемный подход в обучении естествознанию.

  2. Аудиовизуальные средства обучения и методика работы с ними.

  3. Разработка фрагмента урока, содержащего проблемную ситуацию.



Список используемой литературы


  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

  2. Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний. – М.: Просвещение, 1907. – 144 с.

  3. Кудрявцев В.П. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание // Педагогика и психология. – 1991. - № 4. – с. 41 – 57.

  4. Лернер И.Я. Проблемное обучение // Педагогика и психология, 1974. - № 7.- с. 27 – 38.

  5. Петросова Р.А. методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

  6. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.



Практическое задание

Фрагмент урока на тему: «Свойства воды».
Цель: исследовать свойства воды, познакомить учащихся с физическими свойствами воды, с ее агрегатным состоянием и аномальными свойствами.

Развить умение сравнивать, подмечать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, решать проблемные задачи.
Изучив физические свойства воды, такие как текучесть, цвет, запах, прозрачность, выяснив, что вода на нашей планете существует в трех видах жидком, твердом и газообразном (парообразном), следует перейти к изучению аномальных свойств воды.

После этого учитель создает на уроке проблемную ситуацию и предлагает решить ее:

- Почему бутылка с водой на морозе лопнула? Почему вода не поместилась в бутылке?

I. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Они знают, что жидкая (капельно-жидкая) вода заняла объем бутылки, не выливаясь из нее.

В сложившейся ситуации (по условиям задачи) на морозе вода из бутылки выливалась, о чем свидетельствует «нарост» льда над отверстием и на бутылке.

Но отверстие было недостаточно, и вода давила на стенки бутылки, в результате бутылка лопнула.

II. На втором этапе формулируется гипотеза: если в бутылке поместилась жидкая вода, следовательно, должна поместиться и твердая вода, то есть лед. Тела при охлаждении сжимаются (по закону физики). Видимо вода при переходе из жидкого в твердое агрегатное состояние не сжимается, а расширяется.

III. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требует от учащихся изменения формулировки вопроса или задания. В нашем случае нужно ответить на вопрос: почему при охлаждении (понижении температуры) вода не сжимается, а расширяется?

Для ответа на поставленный вопрос учащимся нужны знания о строении молекул воды и об их расположении в воде различного агрегатного состояния. В нашем примере у школьников недостаточно знаний для доказательства гипотезы. Учитель дополняет доказательства учащихся.

Учащиеся знают, что вода на планете Земля существует в трех аномальных состояниях – это аномальное явление. Причем вода из одного агрегатного состояния способна переходить в другое при изменении температуры.

Парообразная


Жидкая

Твердая





Далее учитель говорит, что вода как и все вещества на Земле при охлаждении сжимается, а затем начинает расширяться (аномальные свойства воды).

^ Парообразная вода состоит из простых молекул воды, которые находятся далеко друг от друга.

Жидкая вода состоит из простых и сложных молекул воды. В «ячейках» между сложными молекулами располагаются простые молекулы и формируется плотная «упаковка».

^ Твердая вода состоит только из сложных молекул, внутри которых образуются пустоты.

В результате, при переходе из жидкой воды в твердую высвобождается место внутри сложных молекул воды и образуются новые сложные молекулы, что ведет к расширению и увеличению объема твердой воды. Эти молекулы не помещаются в бутылке, давят на стенки, лопаются (молекулы), часть воды образует «нарост» над отверстием и сверху на бутылке.

IV. Четвертый этап решения проблемы – это формулировка общих выводов путем установления причинно-следственных связей.

Таким образом, вода в бутылке лопнула, так как при понижении температуры (на морозе) жидкая вода начинает переходить в твердое агрегатное состояние. В результате, простые молекулы воды, имеющиеся в жидкой воде, объединяются в группы сложных молекул, что ведет к увеличению объема, занимаемого жидкой водой, то есть к расширению. Расширяясь, твердая вода давит на стенки бутылки и она лопается.

Причина в том, что вода обладает аномальными свойствами: вода в разных агрегатных состояниях имеет разное строение (расположение молекул воды), и переходя из одного агрегатного состояния в другое происходит их перераспределение, «перестройка». Это приводит к изменению объема занимаемого водой (жидкой, твердой, парообразной). Причем количество молекул воды остается прежним.

^ Методика преподавания естествознания.

Контрольная работа (3 курс ОЗО).

2004 – 2005 учебный год.
Вариант 1.

  1. Охарактеризуйте предмет и методы исследования методики естествознания как педагогической науки.

  2. Натуральные средства обучения и методика работы с ними.

  3. Составить конспект предметного урока на тему «Растительность леса».


Вариант 2.

  1. Обосновать введение естествознания в русскую школу. Вклад В.Ф. Зуева в развитие методики обучения естествознания.

  2. Карта как объект изучения, методика работы с картой в начальной школе.

  3. Разработать конспект урока на тему «Роль птиц в природе и их практическое значение для человека».


Вариант 3.

  1. Раскрыть сущность и значение методических работ А.Я. Герда в развитии отечественной методики естествознания.

  2. Работа с печатными источниками знаний (учебниками, дополнительной литературой).

  3. Разработать фрагменты уроков, включающих проверку и контроль знаний учащихся.



Вариант 4.

  1. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.

  2. Методика подготовки и проведения ролевой игры.

  3. Разработать фрагменты уроков, включающих демонстрацию опытов на всех этапах урока с различными дидактическими целями.


Вариант 5.

  1. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе.

  2. Методика организации и проведения наблюдений при обучении естествознанию.

  3. Составить план организации и проведения праздника Дня птиц в школе.


Вариант 6.

  1. Учебное оборудование и его роль при обучении естествознанию.

  2. Значение и методика проведения экскурсии по естествознанию.

  3. Описать методику подготовки и проведения трех - четырех опытов на школьном учебно-опытном участке.


Вариант 7.

  1. Развитие методики преподавания естествознания на современном этапе.

  2. Уголок живой природы и методика работы с его объектами при обучении естествознанию.

  3. Разработать конспект урока на тему «Знакомство с компасом».


Вариант 8.

  1. Формы организации учебной деятельности.

  2. Содержание и формы организации внеклассной работы (массовая, групповая, индивидуальная).

  3. Разработать фрагмент урока, содержащий проблемную ситуацию, предусмотрев специальное обучение учащихся для решения проблемы.


Вариант 9.

  1. Роль пришкольного участка и географической площадки в процессе обучения естествознанию.

  2. Практическая работа по естествознанию и методика ее проведения.

  3. Составить методическую разработку внеклассного мероприятия «Праздник урожая».

Вариант 10.

  1. Типы уроков, их структура (комбинированный, урок изучения нового материала, предметный, обобщающий).

  2. Приведите примеры использования различных средств наглядности с целью формирования у учащихся природоведческих представлений, понятий.

  3. Составить конспект урока на тему «Плоды и семена».


Рекомендуемая литература для всех тем.


  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Барышева Ю.А. Я и мир вокруг. 1 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: Баллас, 1999.

  3. Вахрушев А.А. Мир и человек. Земля. 2 класс. Книга для учителя. – М.: ДРОФА, 1998.

  4. Вахрушев А.А. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 1999.

  5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – М.: Вентана-граф, 1999.

  6. Горшков С.П. Экология и географические основы охраны природы. – М.: 1992.

  7. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1984.

  8. Горощенко В.П., Мельчаков Л.Ф., Степанов И.А. Основы природоведения. – М.: Просвещение, 1976.

  9. Горощенко В.П., Никитина В.С., Радзиевская М.И. Уроки природоведения в 4 классе. – М.: Просвещение, 1970.

  10. Клепинина З.А. Природа и люди. 1 – 4 классы. Книга для учителя начальных классов.

  11. Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. – М.: 1980.

  12. Логовеева Г.П. Методика обучения сельскохозяйственному труду. – М.: Просвещение, 1989.

  13. Нисканен Л.Г., Игнаткина Л.С.Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М.: Просвещение, 1990.

  14. Очерки истории школы и педагогической мысли / Под ред. Э.Э. Днепровой. – М.: Педагогика, 1991.

  15. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1990.

  16. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 2000.

  17. Плешаков А.А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1997.

  18. Практикум по методике преподавания природоведения / Сост. А.Л. Филоненко-Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.

  19. Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа. / Сост. Е.О. Яременко. – М.: ДРОФА, 1998.

  20. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. – М.: «Первое сентября», 2003.




Похожие:

Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconКурсовая работа по методике преподавания естествознания и географии в сокш
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconПо методике преподавания интегрированного курса «окружающий мир»
Развитие у младших школьников ответственного отношения к природе в процессе изучения естествознания
Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconКонтрольная работа по тимои
Выполнение контрольной работы требует от студентов глубокого изучения учебной, научной литературы по методике преподавания информатики,...
Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconРабочая программа составлена: доц. Чижевским А. Е, ст преп. Чижевской...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Методика преподавания...
Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы по...
Предназначены для студентов – заочников начального обучения педагогического факультета тгпи им. Д. И. Менделеева. Цель данных рекомендаций...
Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconКурсовая работа по методике преподавания и психологии на тему: “Банки...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconРабочая программа составлена: доц. Чижевским А. Е, ст преп. Чижевской...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Методика преподавания...
Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconТематика курсовых работ по методике преподавания интегрированного курса «окружающий мир»
Развитие наблюдательности у младших школьников в процессе обучения естествознанию
Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconТесты по методике преподавания географии Теоретические методы исследования...

Контрольная работа по методике преподавания естествознания iconКонтрольная работа по дисциплине: Концепции современного естествознания...
В отличие от позитивистской унификации наук, подлинное единство научного знания формируется в диалектическом процессе взаимодействия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница