Скачать 68.1 Kb.
|
Русский язык. 7 класс Тема урока: Наречие как часть речи (1-ый урок) Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Задачи: Образовательная: 1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий. 2. Познакомить с разрядами наречий по значению. 3. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказать, что наречие – неизменяемая часть речи. 4. Выяснить синтаксическую роль наречий. Развивающая: 1. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. 2. Развитие такой мыслительной деятельности, как сопоставление, классификация, анализ. 3.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок-открытие новых знаний. Технология: технология проблемно-диалогического обучения. Оборудование: • ноутбук, проектор, экран, доска; • раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку. ^ І. Организационный момент. ІІ. Формулирование темы и цели урока. Чтение стихотворения О. Беленького подготовленным учеником (у каждого ученика на парте лист со стихотворением) и беседа по его содержанию. (на экране изображение снежинок ) ![]() ![]() ![]() Замедленно, почти что на весу, Плывут снежинки тихо, беззаботно. Ловлю – они повсюду – на носу, На лбу, ресницы трогают щекотно! Мороз кусает! Что его укус – Знакомые проделки и повадки! Смеюсь! Снежинки пробую на вкус – Пломбирны, восхитительны и сладки! Восторженность! Волшебная пора – Метель очаровала белизною! Счастливый, я стою среди двора, И кружатся снежинки надо мною! - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение? - Чувством радости, счастья, восторженности! - Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово? - Пломбирны. - Есть ли такое слово в русском языке? - Нет. - Значит, его придумал сам автор, это авторский неологизм. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»? - По вкусу напоминают мороженое, пломбир. Благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному положительными чувствами и эмоциями, у вас будет хорошее настроение и положительный эмоциональный настрой на урок. Обратите внимание на первую строфу этого стихотворения и определите, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. - Наречие. - Назовите наречия из этой строфы - Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно. - Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока? - «Наречие как часть речи». - Открываем тетради и записываем число и тему урока. (Учитель записывает на доске тему) ^ (Наводящие вопросы: Когда мы с вами делаем разбор слова как части речи, что мы указываем?) - Вспомнить, что такое наречие, узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий. - Мы дадим определение наречию, поговорим о морфологических признаках и синтаксической роли наречий. ІІІ. Изучение нового материала. - Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие? - Наречие – это самостоятельная часть речи, так как отвечает на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие. - Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно о чём говорим? - …что обозначает. - То есть о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий? ^ Плывут (как?) замедленно Плывут (как?) тихо, беззаботно (Учитель работает со словосочетаниями на доске, а учащиеся в тетради) - Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи? - Глагол. - Что обозначают глаголы? - Действие. - Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает? -Признак действия. - Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия. А сейчас вы послушаете сообщение (имя ученика, заранее приготовившего это сообщение) , из которого вы узнаете некоторые интересные факты. (В.А.Иванов, З.А. Потиха, Д.З. Розенталь «Занимательно о русском языке», Л., «Просвещение», 1990, стр. 179-180) - Наречие чаще всего живёт и работает с глаголом. А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? (Ответы учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя) На экране появляется предложение: ![]() - Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы. Внимательному (насколько?) очень ^ - Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий. ![]() ^ Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака. - Проанализируйте следующие словосочетания (на экране) и сделайте вывод. чтение вслух взгляд исподлобья яйца всмятку (Учащиеся записывают сл-ния и вопросы в тетрадь) Чтение (какое?) вслух Взгляд (какой?) исподлобья Яйца (какие?) всмятку Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.) (Учащиеся записывают сл-ния и вопросы в тетрадь) - такие словосочетания встречаются достаточно редко. ^ - Наречие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? насколько? и другие и обозначает признак действия, признак признака, реже – признак предмета. Теперь выясним, какими морфологическими признаками обладает наречие. ^ (Если учащиеся затрудняются или не могут аргументировать свою точку зрения, учитель предлагает работу с предложением из ст-ния И.З. Сурикова. Оно появляется на экране). ![]() - Выпишите из этого предложения наречие вместе с тем словом, от которого оно зависит. Тихо падает - Попробуем изменить формы слов. ^ Тихо падаем Тихо падали -Какой вывод можем сделать? - Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным. ^ - А как этот факт отражается на строении слова? - У наречий нет окончания. - Выполним морфемный разбор наречий: тихо, сгоряча, шёпотом, направо. (Наречия заранее записаны на обратной стороне доски) (У доски работает ученик) - А теперь выясним синтаксическую роль наречий. Найдите в раздаточном материале предложения, с которыми нам предстоит работать. (Предложения заранее записаны на обратной стороне доски.) ^ 2. Посреди поляны вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и тор̣жес̣твен̣но оглядывал залитую солнцем поляну. - Сейчас я предлагаю вам и в первом, и во втором предложении найти и подчеркнуть наречия как члены предложения. (У доски работает ученик. Далее происходит проверка.) Выясняется, что в первом предложении слова «таинственно», «спокойно», «величественно» являются сказуемыми, выраженными краткими прилагательными. Учащиеся с помощью учителя определяют, чем отличаются краткие прилагательные от наречий. - С какой целью мы выполняли это задание? - Для того, чтобы не путать краткие прилагательные и наречия. Алгоритм рассуждения выводится на экране.
- Самостоятельно поработайте с предложением из стихотворения И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне». Найдите и подчеркните наречия как члены предложения . (Обстоятельства) ![]() (По законам поэтической речи происходит перенос ударения) (У экрана работает ученик) - Наш разговор о синтаксической роли наречий будет неполным, если мы не вспомним словосочетания, построенные по схеме наречие + существительное. Чтение вслух Взгляд исподлобья Яйца всмятку - Какова синтаксическая роль наречий в данных словосочетаниях? - Определение. VІІ. Обобщение изученного материала. - Назовите ключевые слова сегодняшнего урока. ІХ. Выставление мотивированных оценок. Х. Домашнее задание. - Я надеюсь, вы заметили, что все тексты и предложения, с которыми вы работали, были связаны одной темой. Какой? -Зима, зимний пейзаж. - Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему: «Зимний лес», «Зимний пейзаж», использовать в тексте наречия, подчеркнуть все наречия как члены предложения. |
![]() | Урок русского языка в 7 классе Тема: «Наречие» Теоретическая группа: какие в русском языке есть части речи? Какое место среди них занимает наречие. Сходство и различие наречия... | ![]() | Тема урока: «Типы речи» Сегодня у нас урок развития речи. А что значит – развивать речь? Как вы понимаете? |
![]() | Урок 68 новые слова, наречие суффиксы для образования профессий Также, порой, сложно представить себе то или иное слово в форме наречия, однако это именно наречие. Тема обширна, не все входит в... | ![]() | 7 класс Зачет №2 по темам «Наречие», «Категория состояния», «Служебные части речи» Укажите наречие в предложении и определите его разряд Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой |
![]() | Урок №4 Тема: Простое предложение. Грамматическая основа предложения Цель урока: формирование умений: 1 осознавать предложение как единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения... | ![]() | Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» Цели: познакомить с существенными признаками имени прилагательного, как части речи, показать, каким второстепенным членом предложения... |
![]() | Тема урока: Сложение вида 26 Цель урока Сегодня каждый из вас пришёл на урок с разным настроеньем. Возможно, оно такое же, как и у жителей Математической страны. Давайте... | ![]() | Урок по истории России. 10 класс Тема урока: Гатчинское отречение... Задача: Повышение мотивации и наглядности в усвоении нового материала с использованием цор |
![]() | Урок географии в 10 11 классах Тема урока: «География международного... Цель урока: определение значимости международного туризма, как одной из форм международных экономических связей | ![]() | Тема урока: Текст и его строение. Абзац. Типы речи Текст (лат textum- связь, соединение) произведение речи (высказывание), воспроизведённое на письме |