Рассказе Л. Н. Толстого "После бала" Савинова Алена Анатольевна




Скачать 71.62 Kb.
НазваниеРассказе Л. Н. Толстого "После бала" Савинова Алена Анатольевна
Дата публикации13.11.2013
Размер71.62 Kb.
ТипРассказ
litcey.ru > Литература > Рассказ
Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Савинова Алена Анатольевна учитель русского языка и литературы
Цель урока:

обучающая:

1) расширить знания обучающихся о прошедшей эпохе;
2) выявить основные проблемы рассказа;
3) выяснить теоретико-литературные вопросы:

а) прием антитезы;
б) обрамление;
в) наличие двух рассказчиков;

развивающая: показать связь литературы с другими предметами: историей, живописью, музыкой.

воспитательная:

1) привить интерес и любовь к литературе; жизни и творчеству Л.Н.Толстого;
2) способствовать нравственному воспитанию учащихся: сформировать понятие о том, что каждый человек должен отвечать за жизнь других людей.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого ;

  • карточки – задания по анализу текста;

  • листы самооценки;

  • С.И.Ожегов “Словарь русского языка”;

Лист « ожидания от урока» ( кол-во обуч-ся)

Ход урока

Я верю, что есть истина и что
будет она открыта людям…

Л.Н.Толстой.

^ Слово учителя: ребята, у каждого из вас на столах лежит “Лист ожидания от урока”, в котором вы должны самостоятельно оценить свою деятельность в начале урока и в конце. В начале урока – насколько вы готовы к нему. В конце урока – насколько вы обогатили свои знания на уроке, насколько он вам был интересен.

Опрос: прослушивание мини – докладов обучающихся, которые касались интересных фактов жизни биографии писателя Л.Н.Толстого. ( 1. “Муравейные братья”, 2. “Удивительные способности Л.Н.Толстого к языкам”, 3. “Физическая закалка писателя”).

Вопрос классу: – Что вас поразило в мини – докладах?

Вывод учителя: Лев Николаевич большое внимание уделяет физической закалке. Каждый человек, в каком бы он возрасте не находился, должен следить за своим здоровьем, быть крепким, только тогда он может идти в ногу со временем, нравственно обновляться и совершенствоваться.

Лев Толстой был велик не только как писатель, но и как человек, как личность.

Предварительно вы самостоятельно прочитали рассказ Л.Н.Толстого “После бала”. Просмотрите утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны. (Раздать каждому обучающемуся).

  • “Очень интересный и увлекательный рассказ, особенно понравились романтические отношения Ивана Васильевича и Вареньки”.

  • “Понравился сюжет, неожиданная развязка”.

  • Понравился тем, что можно рассуждать вместе с героями над волнующими и нас проблемами. Например, служба в армии.

  • “Сюжет рассказа во время чтения держал меня в напряжении”.

  • “У меня было двоякое чувство: радости, когда читала про любовь, и грусти, когда читала про избиение татарина”.

  • “Мне очень понравился рассказ, но я не могу понять одного: почему Иван Васильевич бросил дочку полковника, ведь это ее отец издевался над татарином, а не она. Может быть, он думал, что дочь полковника будет такой же жестокой, как и ее отец. В рассказе показана любовь, но она не похожа на современные отношения. Раньше человека оценивали по его поступкам, а сейчас больше внимания обращают на внешность. Это, конечно, важно, но душевные качества важнее.

  • “Мне очень понравился рассказ Л.Н.Толстого “После бала”. Я узнала, что от любви до ненависти один шаг”.

^ Вопрос классу: “Мог ли полковник поступить иначе?”

Чтобы вы пришли к единому мнению, мы должны с вами разобраться в содержании рассказа, т.е. проанализировать его. Запишем тему урока в тетради по литературе.

“Гуманизм в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”.

Это также будет темой нашего диалога.

^ Работа с толковым словарем С.И. Ожегова: Объяснение лексического значения слова «гуманизм».

Диалог учителя с обучающимися:

– Ребята, когда вы прочитали рассказ “После бала”, то обратили внимание на необычность его построения: рассказ в рассказе.

– Этот литературный прием называется обрамление.

– При изучении каких литературных произведений вы встречались с данным приемом? (М.Горький “Детство”, Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, А.С.Пушкин “Повести Белкина”…).

– Сколько рассказчиков в рассказе? Кто они? (1– повествователь. 2– Иван Васильевич).

– Зачем автор использует этот прием? (чтобы было правдиво).

– Рассказ называется “После бала”. Уже название говорит, что в нем две части. Найдите границы этих частей.

– Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал?

^ Вывод учителя: Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей.

Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи.

– Какую эпоху изображает Толстой? (40-е годы XIX века).

– Кто царствовал в России?

^ Сообщение ученика: “Николай Палкин”.(Прослушивание мини- доклада ).

Вопрос классу:

– Почему, по-вашему, в 900 – е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа “После бала”?

^ Вывод учителя: Рассказ Толстого “После бала” – позднее произведение писателя. Оно написано в 1903 году, эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия проиграла, и первой революцией. А действие рассказа происходит в 40 – е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением в обществе и армии. В такое время жили герои рассказа Иван Васильевич, полковник, Варенька. Весь рассказ строится на противопоставлении.

– Что здесь противопоставлено? (место действия, образы, детали, музыка)

– Каково было социальное положение Вареньки? Ивана Васильевича?

– Какой образ жизни вел Ивана Васильевича?

– Каково главное удовольствие его жизни?

– Найдите описание бала в тексте рассказа (зачитывание отрывка из текста).

– Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета.

– Какая деталь портрета вас удивила?

Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.

– Найдите описание портрета отца Вареньки.

– О чем говорит его портрет?

– Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?

Во время бала

5. От счастья не может заснуть.

4. Обнимал весь мир своей любовью.

3. Я был не я, а какое – то неземное существо.

2. Варенька затмила всех. Иван Васильевич любуется ею.

1. Бал: музыка, танцы. Пьян от любви.

После бала

1. Звуки флейты и барабана. Это была нехорошая музыка.

2. Картина экзекуции. Рядом фигура полковника.

3. Полковник бьет по лицу солдата. “Мне было стыдно”.

4. Не может заснуть от увиденной картины.

Задание классу: Составьте логические цепочки поведения Ивана Васильевича во время бала и после бала.

^ Самостоятельная работа обучающихся по составлению логических цепочек.

Задание классу: Сравните логические цепочки. О чем они говорят?

Вывод: Чувство радости сменяется чувством грусти, подавленности. Л.Н.Толстой использует прием контраста, который еще больше выражает главную тему рассказа.

– Почему Иван Васильевич не мог поступить на военную службу и никогда не служил?

– Оправдываете ли вы его?

– Почему он расстался с Варенькой?

^ Вывод: Варенька - ее улыбка напоминали Ивану Васильевичу ее отца. Он не мог забыть того, что увидел…

Самооценка работы на уроке (заполнение листа самооценки)

^ Задание на дом:

1.Составить план характеристики одного из героев:

а) Иван Васильевич;

б) полковник.

2.Художественный рассказ по плану.

Лист самооценки

Предварительно вы самостоятельно прочитали рассказ Л.Н.Толстого “После бала”.
^ Просмотрите утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны.

  • “Очень интересный и увлекательный рассказ, особенно понравились романтические отношения Ивана Васильевича и Вареньки”.




  • “Понравился сюжет, неожиданная развязка”.




  • Понравился тем, что можно рассуждать вместе с героями над волнующими и нас проблемами. Например, служба в армии.




  • “Сюжет рассказа во время чтения держал меня в напряжении”.




  • “У меня было двоякое чувство: радости, когда читала про любовь, и грусти, когда читала про избиение татарина”.




  • “Мне очень понравился рассказ, но я не могу понять одного: почему Иван Васильевич бросил дочку полковника, ведь это ее отец издевался над татарином, а не она. Может быть, он думал, что дочь полковника будет такой же жестокой, как и ее отец. В рассказе показана любовь, но она не похожа на современные отношения. Раньше человека оценивали по его поступкам, а сейчас больше внимания обращают на внешность. Это, конечно, важно, но душевные качества важнее.



  • “Мне очень понравился рассказ Л.Н.Толстого “После бала”. Я узнала, что от любви до ненависти один шаг”.

Похожие:

Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconАлёна Фролова «вокзал для двоих»
Алёна родилась в июне 1980 года в г. Фрунзе в семье фотографа. Там же пошла в школу
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconТема: «Л. Н. Толстой «После бала»
З формирование у школьников понятия о личной ответственности человека за всё, что он совершает в жизни
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconРуководитель Комитета по Восточным танцам в Свердловской области...
Шуплецова Алена Анатольевна. 1976 года рождения. Проживает в г. Североуральске Свердловской области. Руководитель студии восточного...
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconНарода в творчестве Н. А. Некрасова
Духовный перелом Л. Н. Толстого 80-х годов. Творчество позднего Толстого. Изменение художественной манеры
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconИп краева Алена Сергеевна
Индивидуальный предприниматель Краева Алена Сергеевна, действует на основании Свидетельства о регистрации Серия 66 №006045451
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconРязань столица балов
Горького состоялась пресс-конференция по итогам бального сезона 2011-2012 года. Школа танцев Губернского бала провела 4 классических...
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconЛитература Тема урока: Личность царя-реформатора Цель: выявить идейно-художественную...
Толстого «Пётр Первый»; репродукции картин В. И. Сурикова, В. А. Серова, иллюстрации Д. А. Шмаринова
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconОлимпиада по русскому языку
В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки,...
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconКонкурс «Найдал-2008» (г. Улан-Удэ) Международный 1 Диплом II степени:...
...
Рассказе Л. Н. Толстого \"После бала\" Савинова Алена Анатольевна iconРазмышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г
Архимандрит Лев Жилле, проповедник, мыслитель, пастырь Церкви, живший в Лондоне (+ 1980), оставил после своей смерти бол ой круг...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница