Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения




Скачать 215.86 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Дата публикации25.02.2013
Размер215.86 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
litcey.ru > Литература > Основная образовательная программа
Муниципальное образование Туапсинский район

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО

Начальник управления образования Решением педагогического совета

администрации муниципального МБОУ гимназии №1 города Туапсе

образования Туапсинский район протокол №1 от 30 августа 2011 года

__________ Г.А.Никольская Директор МБОУ гимназия №1

___________ О.В.Тюльпанова

« »________________ 2011 г. « »_____________ 2011 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

гимназия № 1 города Туапсе

муниципального образования Туапсинский район

352800, г.Туапсе, улица Тельмана, д.6

Принята управляющим Советом

МБОУ гимназии №1

города Туапсе

Протокол № 1 от 2.09.2011г.

_____________ О.Е.Лукьянова

Туапсе

2011


  1. Краткая характеристика программы


Образовательная программа гимназии конкретизирует основные общеобразовательные программы применительно к особенностям учреждения, состава учащихся учреждения, места расположения образовательного учреждения, а также педагогических возможностей.

Образовательная программа гимназии имеет следующую структуру:

  1. Краткая характеристика образовательной программы.

  2. Пояснительная записка:

  • Особенности образовательной программы гимназии;

  • Цели реализации основной образовательной программы;

  • Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы и состава участников образовательного процесса;

  • Прогнозируемый педагогический результат;

  • Информационная справка о гимназии;

  1. Учебный план.

  2. Программы, реализуемые в учреждении.

  3. Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.

  4. Документы, регламентирующие систему оценивания текущей учебной деятельности учащихся.

  5. Перечень используемых учебников, учебных пособий, учебного и лабораторного оборудования.

Образовательная программа включает в себя следующие программы:

  • рабочие программы по учебным предметам федерального учебного плана и компонента образовательного учреждения, элективным курсам, курсам по выбору в рамках предпрофильной подготовки, факультативным курсам;

  • программы по курсам дополнительного образования детей ;

  • годовой календарный учебный график;

  • расписание учебных занятий, внеурочных занятий;

  • рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля усвоения образовательной программы;

  • свод инструкций по обеспечению комплексной безопасности образовательного процесса.


Особенностями образовательной программы гимназии являются:

построение языковой картины гимназии как ресурса универсализации образования;

обеспечение интегральных подходов к учебному содержанию, поиск смыслообразующих концепций (на основе овладения информационно-поисковым и метаязыком);

создание условий для междисциплинарного диалога;

организация деятельности на основе универсальных умений;

развитие универсальных способностей;

формирование понятийно-образной культуры, языка, на котором возможна коммуникация учителя и науки, ученика и науки, учителя и ученика;

создание блока экспериментальных программ с учетом личностно-ориентированного обучения;

модернизация образования с учетом социального заказа;

разработка пропедевтического курса по раннему обучению языку для школьников начального и среднего звена гимназии;

информатизация образования (разработка и участие в телекоммуникационных проектах: Всероссийские телекоммуникационные олимпиады, конкурсы, викторины, международные проекты со школами-партнерами за рубежом; внедрение методики дистанционного обучения: Всероссийские эвристические олимпиады и курсы);

создание единого информационного образовательного пространства;

открытая защита творческих работ учащихся 11 классов при проведении итоговой аттестации и др.

Ключевым понятием гимназического образования является «универсальное образование», которое предполагает получение целостных знаний о едином мире, реализацию полученных знаний, умений и навыков и развитие творческих способностей личности.

Универсальное образование нельзя отделить от его классической основы, ибо классика – это обучение всеобщим знаковым системам – языкам, которое можно применить одновременно к нескольким областям знаний, что ведет к усвоению целостного знания. Именно универсальный способ постижения наук был ведущим в классической гимназии. Универсальность образования нельзя также отделить и от его интегральной основы, суть которой в проявлении и становлении человека, осознающего себя и окружающий мир в единой взаимосвязи, в формировании целостного мировоззрения, в актуализации креативных начал личности. Сегодня термин «универсальное образование» во многом определяет стратегию развития гимназии. Универсальность образования имеет в виду универсальный доступ к нему всех тех, кто имеет для этого необходимые способности, мотивацию, а также адекватную подготовку ко всем этапам жизненного пути.

^ Цели реализации основной общеобразовательной программы

Основная цель гимназии - обеспечение интенсивного интеллектуального и личностного развития ребёнка; формирование у учащихся потребностей к саморазвитию, пробуждение в детях активных исследовательских интересов, способствующих их творческой самореализации; развитие деятельных коммуникативных способностей младших школьников как условие развития интеллекта; формирование готовности к самоопределению.

Стратегической целью развития образовательной системы гимназии является создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика, семьянина и гражданина».

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования педагогических работников.

  2. Создать механизм самопроектирования гимназией своей дальнейшей жизнедеятельности.

  3. Оптимизировать систему психологического-педагогического сопровождения учебного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни в контексте отечественной духовной традиции.

  4. Разработать эффективный механизм согласования целей и преемственности между блоками: начальная школа – средняя школа, неполное общее - полное среднее образование.

  5. Создать комплекс условий для духовно-творческого развития индивидуальности каждого ученика на основе знакомства с духовными-ценностями русской культуры.

  6. Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  7. Продолжить работу по дифференциации образования.

  8. Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования, стремиться к разработке новых образовательных и учебных программ на интегративной основе.

  9. Разработать систему активного включение семьи в процесс самоопределения и самореализации учащихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.

  10. Сформировать у учащихся целостную систему знаний по истории и культуре России и опыта духовно-эмоциональной деятельности через приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

  11. Сформировать ориентацию учащихся на развитие стремления к духовному совершенствованию и самосовершенствованию.

  12. Создать максимально благоприятные условия для опытно-экспериментальной работы в гимназии, принять активное участие в реализации Концепции развития системы образования.

Социально-педагогическая миссия гимназии состоит в создании культуротворческой образовательной системы, ядром которой является система гражданско-патриотического воспитания, способной удовлетворить потребность социума в воспитании человека-патриота и гражданина, способного на действенную любовь к своему Отечеству, одухотворенного идеалами добра и активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять.

^ Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы и состава участников образовательного процесса

Согласно временному положению о государственной, муниципальной гимназии в Краснодарском крае, утверждённому Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 18.11.1993 № 432 «государственная, муниципальная гимназия есть вид общеобразовательного инновационного учреждения повышенного уровня образования, ориентированный на обучение , развитие и воспитание способных учащихся, подготовку их к получению универсального образования, к научной и творческой интеллектуальной деятельности.»

МБОУ гимназия №1 города Туапсе является образовательным учреждением, ориентированным на работу с учащимися, обладающими повышенной мотивацией к учебной деятельности, предрасположенными к практической и исследовательской работе педагога в различных типах учебных заведений.

Основным предметом деятельности гимназии является: осуществление образовательной деятельности по реализации среднего (полного) общего образования, среднего (полного) общего образования повышенного уровня по предметам гуманитарного цикла.

Принципами реализации гимназического образования являются:

  1. Гуманизация образования.

  2. Развивающее обучение.

  3. Индивидуализация обучения.

  4. Дифференциация.

  5. Целостность образования.

  6. Гуманитаризация образования.


Принцип гуманизации образования предполагает:

  • личностный подход в обучении и воспитании учащихся: признание личности ребенка высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

  • единство воспитания, обучения и развития, важнейшее место должны занять гуманитарный аспект в образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, активные методы, стимулирующие мотивацию учащихся;

  • подготовку к взрослой реальной жизни;

  • формирование у каждого обучающегося здорового образа жизни: сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

  • гуманизацию межличностных отношений (педагогика сотрудничества);

  • формирование независимого самостоятельного мышления.

Принцип развивающего обучения:

  • современная психологическая наука различает два уровня развития ребенка: актуальный этап и зону ближайшего развития. Развивающее обучение в гимназии опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития;

  • развивающее обучение в гимназии предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методик и применение методов творческой деятельности и самообразования учащихся;

  • развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которыми формируются навыки умственного рационального труда.

^ Принцип индивидуализации обучения.

  • под индивидуализацией обучения понимают всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ стимулирования и коррекции развития способностей;

  • индивидуализация обучения в гимназии предполагает формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого учащегося;

  • индивидуализация обучения в гимназии имеет своей обязательной задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

^ Принцип дифференциации обучения:

  • под дифференциацией обучения понимается такая структура гимназии, при которой всецело учитываются индивидуальные способности учащихся и формируются группы для их совместного обучения и развития;

  • дифференциация обучения в гимназии предполагает формирование классов с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей учащихся: групп внутри классов, индивидуальных учебных планов и программ;

  • с целью осуществления дифференцированного обучения в гимназии создается система элективных и факультативных курсов по всем отраслям знаний.

Принцип целостности образования:

  • под целостностью образования в гимназии понимается единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся;

  • сбалансированность отраслей знаний в содержании образования;

  • адекватность педагогических технологий содержанию и задачам обучения.

Принцип гуманитаризации образования:

  • гуманитаризация образования в гимназии способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человечества на протяжении веков;

  • посредством гуманитаризации образования в гимназии осуществляется становление духовного мира человека, создаются условия для развития внутренней потребности самосовершенствования и реализации творческих возможностей личности.

Прогнозируемый педагогический результат.

Цели и задачи гимназии позволяют прогнозировать получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает быструю адаптацию выпускников данного учреждения в разных жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и для работы в различных общественных сферах. Ожидаемые конечные результаты реализации данной программы следующие: допустимый уровень здоровья и здорового образа жизни; допустимый уровень воспитанности;

базовое образование на уровне Госстандарта; допустимый уровень готовности продолжать образование; готовность к труду в рыночных условиях.

Критериями достижения прогнозируемых результатов являются важные показатели готовности молодежи к самостоятельной жизни, а именно:

устойчивость нравственных качеств ученика (выпускника);

наличие базы знаний, умений и способности их переноса в новые виды деятельности; умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать его, стремление к непрерывному образованию; быстрота адаптации к новым видам деятельности, новым условиям труда, общественному мнению коллектива, трудовому режиму.
^ Информационная справка о гимназии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 города Туапсе муниципального образования Туапсинский район является правопреемником муниципального общеобразовательного учреждения школы-гимназии №1 г. Туапсе, зарегистрированного постановлением главы администрации г. Туапсе от 13.02.96 г. № 215 «О регистрации Муниципального учреждения образования школы-гимназии №1 г. Туапсе». Гимназия создана распоряжением главы г. Туапсе № 78-р от 02.02.2000 г. «О переименовании школы-гимназии №1» в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего полного общего образования.

Учредителем Гимназии является администрация муниципального образования Туапсинский район.

Характерной чертой жизни, работы учреждения была вот уже на протяжении многих лет стабильность. Доля педагогов с высшим образованием – 95 %. У 82% педагогических работников – высшая категория.

В гимназии работает: 2 «Заслуженных учителя Кубани», 8 человек награждены нагрудным знаком «Отличник народного образования» и

« Почётный работник народного образования».

Общая численность обучающихся в гимназии в 2011/2012 учебном году - 737 человека (26 классов-комплектов).

В гимназии имеются прекрасно оборудованные кабинеты начальных классов, русского языка и литературы, английского языка, математики, ОИВТ, химии, биологии, истории, географии.

За последний год техническое обеспечение образовательного процесса значительно улучшилось: в девяти классах установлены интерактивные доски с мультимедиа оборудованием.

Компанией «НК – Роснефть» гимназистам подарен новый современный кабинет информатики.

Распределение классов по сменам

Число смен

Итого:

1 смена

19 классов

2 смена

8 классов


Сведения о педагогических кадрах.

Укомплектованность штатов

100%

Уровень образования (высшее)

95%

Квалификация

Высшая

1 категория

2 категория

Без категории


82%

15%

15%

9 %

Количество преподавателей и возрастной состав.




2003-04

2004-05

2008-09

2009-10

1. Общее

Женщин

Мужчин

2. Средний возраст

20-30 лет

30-40 лет

40-50 лет

50-60 лет

60 лет и более

55

52

3
3

11

15

26

0

55

52

3
3

11

15

26

0

45

42

3
3

7

13

16

6

46

43

3
4

9

11

18

4




  1. ^ Учебный план


Учебный план школы является нормативным документом школы и составлен на основе документов, определяющих содержание общего образования:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32, 31);

  2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4) Постановление главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;


  1. Содержание и организация образовательного процесса.


Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;

  3. Годовой календарный учебный график, утверждённый педагогическим советом МБОУ гимназия №1, от 30.08.2011 г. протокол №1;

  4. Расписания учебных занятий, занятий факультативов дополнительного образования;

  5. Рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля усвоения образовательной программы;

  6. Свод инструкций по обеспечению комплексной безопасности образовательного процесса;

  7. Перечень интерактивных образовательных технологий , которые предполагается использовать на уроках;

  8. Локальные акты для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся.


В Гимназии реализуются общеобразовательные программы:
начального общего образования (1–4 класс),

основного общего образования (5–9 классы), обеспечивающие дополнительную подготовку по литературе, русскому языку и предметам гуманитарного профиля (гимназическая образовательная программа – 5-9 классы);

среднего (полного) общего образования (10–11 классы), обеспечивающие дополнительную подготовку по русскому языку, английскому языку, литературе и предметам гуманитарного профиля (гимназическая образовательная программа – 10-11 классы).

В гимназии в рамках структурного подразделения – Отделения дополнительного образования - реализуются программы дополнительного образования детей различной направленности.

Образовательная программа начальной школы призвана дать обучающимся качественное начальное образование, способное подготовить учащихся к последующему обучению по гимназической образовательной программе в 5-11 классах.

Английский язык изучается во 2-4-х классах в объёме 2 часа в неделю. В учебном плане начальных классов уделяется равное внимание всем основным учебным дисциплинам: русскому языку, литературному чтению, математике. Русский язык преподается в объеме 5 часов в неделю; литературное чтение – 3 - 4 часа в неделю и математика – 4 – 5 часов в неделю. Большое внимание уделяется эстетическому блоку предметов. Во всех классах преподаются ИЗО и художественный труд, музыка. Предмет «Окружающий мир» преподается в объеме 2 часов в неделю и включает в себя разделы, посвященные как природе, так и человеку и обществу.

Во всех классах преподается физкультура. Введён предмет «Общая физическая подготовка со 2 по 4 классы.
Гимназическая образовательная программа – 5-9 классы.

Согласно п. 1 (д) Типового положения об общеобразовательном учреждении «гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования».

Учащиеся получают в равной степени серьезную подготовку как по предметам гуманитарного, так и по предметам физико-математического и естественнонаучного циклов.

Важной гимназической составляющей учебного плана является изучение иностранных языков – английского и французского или немецкого (по выбору учащихся). Английский язык изучается по программе базового уровня. Повышенный уровень по предмету обеспечивается за счёт ведения элективных курсов в 10-11 классах: «Практическая грамматика английского языка», «Страноведение Англии».

Второй язык – французский и немецкий языки – изучается в гимназии с 7-го класса.

Первостепенное значение придается изучению русского языка.

Повышенный уровень по предмету реализуется за счёт ведения обязательных курсов «Риторика», «Основы русской словесности».

Математика в 5-9-х классах преподается в объеме 5 часов в неделю. Информатика и информационные технологии изучаются с 7 класса; на уроках класс делится на 2 группы.

Естественнонаучный блок предметов представлен следующими дисциплинами: природоведение (5 класс), биология (с 6 по 11 класс), география (с 6 по 10 класс), физика (с 7 по 11 класс), химия (с 8 по 11 класс).

Гимназическая образовательная программа – 10-11 классы.

В 10-11 классах гимназии предусмотрено профильное обучение.

В Гимназии в настоящий момент реализуются программы профильного обучения следующих направлений:

- социально-гуманитарный профиль;

- социально-педагогический профиль;

- физико-химический профиль

Выдерживается обязательный государственный стандарт, предусмотренный для учебных заведений повышенного типа – гимназий. В обязательном порядке во всех 10-11 классах преподаются все необходимые дисциплины: русский язык, литература, английский язык, французский язык, история, обществознание, экономика, математика, информатика и информационные технологии, география, биология, физика, химия, физкультура.

Русский язык изучается на профильном уровне в классах социально-гуманитарного и социально-педагогического профилей.

Литература в этих классах преподается в объеме 4 часов в неделю.

Второй язык – французский или немецкий - во всех 10-11 классах – 2 часа в неделю.

Обществознание преподается в объеме 3 часов в неделю .

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений, в гимназии введены элективные курсы. Элективные учебные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору учащихся, направленные на углубление профильного учебного предмета или развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволит поддержать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне. Элективные курсы предлагаются в соответствии со специализациями. В классе социально-гуманитарного профиля учащиеся изучают «Практическую грамматику английского языка», «Основы предпринимательских знаний», «Правоведение». В классе физико-химического профиля элективные учебные предметы – «Глобальная география», «Основы редактирования текста2, «Графический язык твоей профессии».

В гимназии в рамках структурного подразделения – Отделения дополнительного образования детей - реализуются программы дополнительного образования различной направленности:

- художественно-эстетические

- спортивно-оздоровительные

- историко-краеведческие

- естественнонаучные

и другие программы.

Реализация программ дополнительного образования происходит в рамках работы кружков, секций, клубов и студий гимназии.

Реализация гуманитарной направленности в МОУ гимназии №1

города Туапсе

Класс

Предметы повышенного уровня обучения

За счёт чего реализуется повышенный уровень обучения

5 класс

Русский язык

Специальный курс «Риторика»

Литература

Дополнительный 1 час

6 класс

Русский язык

Специальный курс «Риторика»

Литература

Дополнительный 1 час

7 класс

Русский язык

Специальный курс «Риторика»

Литература

Дополнительный 1 час

8 класс

Русский язык

Специальный курс «Основы русской словесности»

Литература

Дополнительный 1 час

9 класс

Русский язык

Специальный курс «Основы русской словесности»

Литература

Дополнительный 1 час

10 класс

Русский язык

Дополнительные 2 часа

Литература

Дополнительный 1 час

11 класс

Русский язык

Дополнительные 2 часа

Литература

Дополнительный 1 час

Похожие:

Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего...
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...

Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №6»
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа основного общего образования для...
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа пояснительная записка основная...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение...
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница