Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы




Скачать 55.17 Kb.
НазваниеУпражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Дата публикации14.12.2013
Размер55.17 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Литература > Урок
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
1. “Линия времени”.
Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
2. Метафоры.
Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.
Использую метафоры в основном в 6 классе, так как тема “Притчи”, изучаемая на литературе, позволяет начать разговор об аллегории, о раздумьях над, казалось бы, обычными текстами. Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.
Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.
^ 3. Резервы памяти и внимания.
Шестиклассники и семиклассники в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагаю им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума.
4. Рефлексия.
Один из вариантов рефлексии по предмету:



^ 5. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.
В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:
А.

  • На что был похож прошлый учебный год?

  • На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

  • Что тебе нужно сделать для этого?

  • Какая нужна помощь?


Б.


  • Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I четверть (полугодие)?

  • Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

  • Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

  • Как ты поймёшь, что результат достигнут?


В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:


  • Чего не случится, если я буду писать грамотно?

  • Чего не случится, если я не буду писать грамотно?

  • Что случится, если я буду писать грамотно?

  • Что случится, если я не буду писать грамотно?


Некоторых ребят это стимулирует.
^ 6. Создание ситуации успеха.
Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
^ 7. Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
^ 8. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
^ 9. Образовательная стратегия.
– Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?
– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.
^ 10. Закрепление правил в игре с мячом.
Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
^ 11. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.
Упражнения типа:
– Что ты видел, слышал, чувствовал, когда шёл (ехал) в школу;
во время прогулки по осеннему лесу;
когда выполнял домашнее задание по русскому языку;
на берегу реки.

^ 12. В начале урока:
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
(Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
13. “Да-нет”
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нет” учит:
– связывать разрозненные факты в единую картину;
– систематизировать уже имеющуюся информацию;
– слушать и слышать соучеников.
Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
14. “Оратор”.
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
15. “Автор”.
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
16. “Фантазёр”.
На доске записана тема урока.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………
– Вот видите, как важно…..
^ 17. Эмоциональный отклик.
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему…….
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
(Не правда ли, звучит, как открытие!)
18. “Кумир”
На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?
19. “Профи”
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
20. “Суд”.
Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся

Похожие:

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconПриемы развития творческих способностей на уроках немецкого языка
Нужно суметь их раскрыть и развить. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творчества....
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconЗаседание мо учителей русского языка и литературы по теме «Словарная...
Методическое объединение учителей начальных классов по теме «Обеспечение современного качества образования в условиях перехода на...
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconАннотационный отчет по применению автоматизированной технологии «Символ»...
Автоматизированная технология «Символ» на уроках русского языка применяется в 10-11 классах с 2002 года при подготовке классов к...
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconВыпускная работа «Критериальный анализ педагогической творческой...
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого...
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconДипломная работа
Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся на уроках русского языка
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы icon«Приемы активизации на уроках литературы»
Методическая рекомендации по использованию средств икт для развития интереса к чтению
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconМоу «Невонская сош№2» 2013 год
Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconУроках. Состав мо
Руководитель Староверова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационной категории
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы мбоу сош №5...
В состав мо учителей русского языка и литературы входят 5 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Технология учебных вопросов методически разработана для естественно-научных дисциплин. Рассмотреть, как её можно применять гуманитариям...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница