Ломоносов Михаил Васильевич




НазваниеЛомоносов Михаил Васильевич
Дата публикации17.12.2013
Размер31 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы

Ломоносов Михаил Васильевич


 

Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.

Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург в академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в университете города Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов был назначен адъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) .

Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география, а с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных философских трудов. В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почётный член Шведской(1760) и Болонской (1764) академий наук.

Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии Наук и улучшение её работы учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал план реорганизации управления Академией и проект её устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 году был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал “Штаты и регламенты” для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. “Регламентами” определялись отношения гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников “к правильному образу мышления” , то главная обязанность гимназистов - “к наукам простирать крайнее прилежание” .

Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал “Краткое руководство к риторике” на русском языке. Изданная в 1748 году “Риторика” Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе “Риторики” , отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка - “Российская грамматике” (1755, опубликована 1757) . Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество Ломоносова.

Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных пособий. Переведённая им с латинского языка “Волфианская экспериментальная физика” (1746) была первым учебником физики для высших школ на русском языке. Целям обучения служили и собственные труды Ломоносова по химии “Элементы математической химии” (1741) , “Введение в истинную физическую химию” (1752) , “Опыт физической химии, часть первая, экспериментальная” (1752-53) и другие.

Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками Академии Наук. Он предложил проект создания а Петербурге отдельного университета, не входящего в Академию Наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии Художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако главная роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Ломоносов отводил Академии Наук. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных учёных. “За то терплю, - писал Ломоносов перед смертью, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство.”

Похожие:

Ломоносов Михаил Васильевич iconДоговор № на транспортно-экспедиционное обслуживание
Устава общества, с одной стороны, и ип семикашев Михаил Васильевич именуемый в дальнейшем "Исполнитель", в лице Семикашева Михаил...
Ломоносов Михаил Васильевич iconМихаил васильевич ломоносов
Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые...
Ломоносов Михаил Васильевич iconЖуков Михаил Васильевич рт г. Лениногорск ул. Куйбышева 44-14 Свидетельство...

Ломоносов Михаил Васильевич iconНаучно-методическая конференция
Лычагин Михаил Васильевич, д э н., профессор, зав кафедрой бухгалтерского учета
Ломоносов Михаил Васильевич iconФормирование и оценка имиджа торговых организаций
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Лычагин Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич icon«Ломоносов М. В. Биография. Открытия. Творчество»
Как называлось первое учебное заведение, в которое поступил Ломоносов? Где оно располагалось?
Ломоносов Михаил Васильевич iconПротокол №1 Общего собрания учредителей Некоммерческого партнерства
От ОАО «Противокарстовая и береговая защита» исполнительный директор Леоненко Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич iconФормирование системы управления затратами организаций потребительской...
Научный доктор экономических наук, профессор Лычагин Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич iconСпособ получения топливных брикетов
Кнатько Василий Михайлович; Кнатько Михаил Васильевич; Казаров Григорий Семенович
Ломоносов Михаил Васильевич iconЗадания олимпиады «Ломоносов» по физике
Ниже приведены образцы заданий, предлагавшихся ученикам 11-го класса на олимпиадах «Ломоносов» по физике с 2005г по 2009г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница