Технологическая карта урока
Математика, 5 класс
Тема урока: Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. (38 попугаев или как измерить длину отрезка) Цель: Познакомить учащихся с процедурой измерения отрезков, с различными единицами измерения длины и инструментами для измерения отрезков, узнать, как можно измерять без инструментов. Тип урока: повторительно-обобщающий Задачи по содержанию:
Метапредметные (развивающие):
-Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений
-Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; для проявления
инициативности и самостоятельности
-Познавательные: создать условия для закрепления навыка работы с понятиями.
Предметные (образовательные): способствовать формированию навыков решения задач;
Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую
Основные методы: постановка проблемы, беседа
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная, групповая
ФУУД:
Л (личностные),П (познавательные),К (коммуникативные);Р (регулятивные)
Ход урока:
^
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Виды деятельности
| ФУУД
| I этап: Мотивационный
| Здравствуйте друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс и для меня уже награда
внимание ваших умных глаз,
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок
Возьмем же ручки и мелок и вместе проживём урок
Согласны?
^
Давайте посмотрим фрагмент мультфильма. Слайд 1.
| Приветствует учащихся,
создает эмоциональный настрой ,
проверяет готовность
учащихся к
уроку
| Приветствуют
учителя
Проверяют
собственную
готовность к
уроку Смотрят мультфильм.
| Коллективная
|
| II этап: Актуализация опорных знаний
| Ребята, а вы знаете, как измерить рост удава? Слайд 2.
Каждому человеку как и героям нашего мультфильма неоднократно приходилось что-то измерять: высоту дерева, длину прыжка, свой рост, и многое другое.
| -Побуждает к
высказыванию своего
мнения учащимися
-Формулирует
групповое
задание.
| Высказывают свои предположения
| Коллективная
| Осознанно и
произвольно
строят
речевые
высказывания
в устной
форме
| III этап: Целеполагание
| Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня на уроке?
Тема урока записана на доске.
Что значит измерить какую-то величину? На этот вопрос ответим в ходе урока.
Один средневековый философ Марсилио Сичино сказал: “Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром”.
Эта история из мультфильма не такая уж нелепая. На первых порах развития человечества измеряли «на глаз». Позже появились натуральные меры: длина ступни, ширина ладони и др. Названия некоторых сохранились до сих пор. Например, ярд, фут, пядь, дюйм, ладонь, аршин, сажень. Слайд 3,4,5. Отсюда и появились поговорка «Косая сажень в плечах», которая подчеркивает богатырские силу и стать.
| Побуждает к
высказыванию своего
мнения, к
рассуждению
| Высказывают
своё мнение
| Коллективная
| Выделяют и
формулируют
проблему;
Строят
логические
цепи
рассуждений
Умеют
самостоятельно ставить
цели,
выбирать и
создавать
алгоритмы
для решения
учебных
математических проблем
| IV этап: Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных заданий
| А сейчас, я предлагаю вам, поработать в парах и пусть девизом нашей работы станут такие слова «Одна голова хорошо, а четыре лучше». У нас на уроке в гостях сам удав. И мы сможем измерить его.
Физкультминутка
«Добрый удав»
Дети стоят, держась за руки. «Мы один большой, хороший удав. Послушаем, как оно дышит!»Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. « А теперь подышим вместе». Вдох- все делают два шага вперед. Выход- два шага назад. «Так не только дышит удав, так четко и ровно бьется его большое, доброе сердце. Стук- шаг вперед, стук-шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого удава себе. Мы- единое целое».
На «спинках» ваших стульев прикреплено задание, снимите его.
Класс работает в группах(4 группы)
4 вида работ. Ребята должны измерить удава различными мерами длины:
Локоть
Пядь
Ладонь
Аршин
Результаты измерений, запишите в тетрадь. После измерений, каждая группа делает вывод.(Отвечает на вопросы по карточке:1)Что значит измерить длину в ладонях? Измерить рост удава в ладонях?
2)Что значит измерить длину в локтях? Измерить длину удава в ладонях?
3)Что значит измерить длину в пядях? Измерить длину удава в пядях?
4)Что значит измерить длину в аршинах? Измерить длину удава в аршинах?)
Ребята, а вы знаете, какие-нибудь поговорки про старинные меры длины?
Ребята, оцените, пожалуйста свою работу.
Так что же значит измерить?
Коротко можно ответить так: “значит сравнить с эталоном”.Образец меры – метр, принятий за эталон, сейчас хранится в одном из французских музеев.
Слайд 6. А чем мы обычно измеряем?
К древнейшим геометрическим инструментам относятся циркуль и линейка. Сначала изобрели линейку, а циркуль был изобретен позже - в I веке
в Древней Греции.. Для более точных измерений используют миллиметровую линейку и штангенциркуль.
Измерьте, пожалуйста рост удава с помощью метра? Какой рост у вас получился? Слайд 7.
^
(решение задачи выполняется на доске)
№1.Начертить в тетради отрезки АВ, CD.Как измерить длину отрезков? Как сравнить длины отрезков?
Какую оценку вы бы поставили…?
|
Организует
отдых
учащихся Предлагает учащимся работу в группах
Побуждает к
высказыванию своего
мнения, к
рассуждению
|
Отдыхают,
играют
Работают в группах,
Выполняют задание
ЛАДОНЬ – ширина кисти руки, ЛОКОТЬ – расстояние от локтя до конца среднего пальца (~71 см). На Руси в старину мерой длины был ШАГ и ПЯДЬ: Малая пядь равнялась расстоянию между концами растянутых пальцев, большего и указательного (~19 см), большая пядь – расстояние между раздвинутым большим пальцем и мизинцем (~ 23 см). АРШИН в переводе с персидского – локоть. Существовал персидский аршин, турецкий аршин и др. Оценивают свою работу.
Высказывают
своё мнение
Ученик решает у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях.
|
Коллективная
Групповая
Коллективная Индивидуальная,коллективная
|
Коммуникативные
Развивают
умение
интегрироваться в группу
сверстников и строить
продуктивное взаимодей-ствие со
сверстниками
и взрослыми
Умеют
применять
изученные
понятия,
результаты,
методы для
решения
задач практического характера.
Используют
математичес-кие знания для
решения
различных
математичес-ких задач и
оценки
полученных
результатов.
| V этап: Рефлексивный анализ собственной и учебной деятельности
| Вооружившись всеми этими сведениями, вы сможете довольно легко выполнять разнообразные измерения буквально голыми руками, даже в темноте.
Что нового вы сегодня узнали?
Домашним заданием будет творческая работа: сообщение или презентация на одну из тем: «Старинные русские меры длины» и «Мера длины в различных странах». Слайд 8.
| Побуждает к высказыванию своего мнения, к рассуждению
| Осуществляют
рефлексивную
деятельность, оценивая свои
успехи и достижения на данном уроке, а
также анализируя
причины возникших затруднений. Высказывают мнения с необходимыми
пояснениями.
| Коллективная
| Используют
адекватные
языковые
средства для
отображения своих чувств,
мыслей и
побуждений.
| Итог урока
|
А теперь я попрошу вас показать какое настроение у вас в конце урока?
Ананас- я узнал много нового.
Желтый банан- мне было интересно.
Зеленый банан- я все это знал.
Наш урок закончен, спасибо за работу.
|
|
|
|
| |