Скачать 80.95 Kb.
|
Прикладной функциональный анализ к.ф.-м.н., доцент Рудой Евгений Михайлович 2013-2014 уч. год Лекция 1. (2 часа) Введение. Нормированные пространства. Компактные множества. Теорема Хана-Банаха. Нормированные пространства. Сильная сходимость. Банаховы пространства. Компактные множества. Сопряженное пространство. Слабая сходимость. *-слабая сходимость. Теорема Алаоглу. Рефлексивные банаховы пространства. Теорема Хана-Банаха и следствия из нее. Выпуклые множества. Отделимость выпуклых множеств. Лекция 2. (2 часа). Теоремы о неподвижных точках. Принцип сжимающих отображений. Пример применения принципа сжимающих отображений для решения нелинейных краевых задач: уравнение реакции-диффузии. Неподвижная точка. Сжимающие отображения. Принцип сжимающих отображений (теорема Банаха) – существование и единственность неподвижной точки у сжимающего отображения. Различные вариации принципа сжимающих отображений. Пример применения принципа сжимающих отображений к нелинейным уравнениям механики сплошных сред: существование и единственность решения начально-краевой задачи для системы диффузии при наличии химической реакции. ^ Теорема Брауэра о неподвижной точке непрерывного отображения замкнутого ограниченного выпуклого множества в пространстве Rn в себя. Доказательство теоремы трудоемкое и для удобства восприятия разбивается на ряд вспомогательных лемм, из которых затем следует утверждение теоремы Брауэра. На первой лекции, посвященной доказательству данной теоремы, вводятся основные обозначения и доказываются две вспомогательные леммы – Лемма 1 и Лемма 2, связанные со свойствами гладких отображений из пространства Rn в пространство Rm. Лекция 4. (2 часа). Доказательство вспомогательных лемм: Лемма 3 (существование неподвижной точки у гладкого отображения замкнутого шара в себя), Лемма 4 (об аппроксимации), Лемма 5 (существование неподвижной точки у непрерывного отображения замкнутого шара в себя). На второй лекции, посвященной доказательству теоремы Брауэра о неподвижной точке, доказываются еще три вспомогательные леммы. В лемме 3 доказывается, что всякое гладкое отображение замкнутого единичного шара в себя имеет по крайней мере одну неподвижную точку. В лемме 4 показывается, что любое непрерывное отображение замкнутого единичного шара в себя можно аппроксимировать по норме пространства непрерывных функций с любой точность гладкой функцией, отображающей замкнутый единичный шар в себя. Основываясь на лемме 4 и лемме 5, доказывается, что любое непрерывное отображение замкнутого единичного шара в себя имеет неподвижную точку (Лемма 5). Лекция 5. (2 часа). Доказательство вспомогательных лемм: Лемма 6 (свойства функционала Минковского), Лемма 7 (существование гомеоморфизма замкнутого шара на замкнутое ограниченное выпуклое множество, имеющее внутренние точки). Функционал Минковского. Изучаются основные свойства функционала Минковского для выпуклых множеств, имеющих внутренние точки (Лемма 6): положительная определенность, положительная однородность, полуаддитивность, непрерывность и др. Затем, используя доказанные свойства, показывается, что для любого замкнутого, ограниченного, выпуклого множества Ω, имеющего внутренние точки, существует гомеоморфизм пространства Rn на себя такой, что Ω отображается взаимно однозначно на замкнутый единичный шар (Лемма 7). ^ На этой лекции завершается доказательство теоремы Брауэра. Сначала теорема Брауэра доказывается для выпуклых, замкнутых, ограниченных множеств, имеющих внутренние точки. Затем, используя вспомогательную Лемму 8 (о существовании подпространства, в котором любое выпуклое замкнутое ограниченное множество будет иметь внутренние точки), доказывается теорема Брауэра в общем виде. Кроме того, на этой лекции доказываются два утверждения (принцип несуществования ретракции и лемма об остром угле), которые эквивалентны теореме Брауэра. Наконец, в качестве иллюстрации применения теоремы Брауэра доказывается, что любая матрица с положительными элементами имеет единственный собственный вектор с положительными элементами, который отвечает максимальному положительному собственному числу данной матрицы. ^ . Теорема Шаудера – обобщение теоремы Брауэра на бесконечномерный случай нормированных пространств. Пример того, что в бесконечномерном нормированном пространстве теорема Брауэра в общем случае не верна. Вводится понятие операторов Шаудера (нелинейных проекторов), которые аппроксимируют нелинейные вполне непрерывные операторы. Изучаются свойства операторов Шаудера. Используя оператор Шаудера и теорему Брауэра, доказывается теорема Шаудера – теорема о существовании неподвижной точки у вполне непрерывного отображения замкнутого ограниченного выпуклого множества банахова пространства в себя. ^ . Доказываются теоремы о неподвижных точках, вытекающие из теоремы Шаудера – теорема Тихонова-Шаудера, теорема Шефера. В качестве иллюстрации применения теорем о неподвижных точках в бесконечномерных пространствах доказывается, что краевая задача для квазилинейного эллиптического уравнения имеет решение. Лекция 9-10. (4 часа). Метод монотонности для операторных уравнений. Пример применения метода монотонности: существование решения квазилинейного уравнения с частными производными в дивергентной форме. Монотонные операторы. Хеминепрерывные операторы. Теорема о разрешимости нелинейного операторного уравнения (метод монотонности). Структура множества решений операторного уравнения. Достаточные условия единственности решения операторного уравнения. Теорема о существовании решения краевой задачи для квазилинейного уравнения с частными производными в дивергентной форме. Лекция 11. (2 часа). Дифференциальное исчисление в нормированных пространствах. Производные Гато и Фреше. Связь между ними. Теорема о дифференцируемости сложной функции. Производные Гато и Фреше. Их основные свойства. Связь между ними. Теорема о дифференцируемости сложной функции. Примеры. ^ . Теорема Лагранжа для функций одной переменной. Пример того, что для функций многих переменных формула Лагранжа неверна в общем случае. Обобщение формулы Лагранжа на произвольные нормированные пространства. Понятие частной производной для функций, определенных на нормированных пространствах. Теорема о полном дифференциале. ^ . На лекции доказываются теорема о существовании непрерывной неявной функции и теорема о существовании частной производной у неявной функции. ^ Выпуклые функции (функционалы), действующие из нормированного пространства в расширенную числовую прямую. Свойства выпуклых функций. Эффективное множество функции. Собственные функционалы. Надграфик. Теорема об эквивалентности выпуклости функции и выпуклости ее надграфика. Непрерывность выпуклых функций. Полунепрерывные снизу функции и их свойства. Слабо полунепрерывные снизу функции. Слабая замкнутость выпуклого замкнутого множества. ^ . Точка минимума функционала. Теорема о существовании минимума у выпуклого полунепрерывного снизу функционала на ограниченном замкнутом выпуклом множестве. Коэрцитивные функционалы. Теорема о существовании минимума у выпуклого полунепрерывного снизу коэрцитивного функционала на замкнутом выпуклом множестве. Необходимое условие существования локального минимума у дифференцируемого по Гато функционала. Необходимое условие существование минимума на выпуклом множестве у дифференцируемого по Гато функционала. Лекция 16. (2 часа). Достаточные условия экстремума. Пример задачи на нахождение минимума выпуклого функционала: задача о равновесии мембраны, содержащей жесткое включение. Критерий слабой полунепрерывности снизу дифференцируемого по Гато функционала. Критерий выпуклости дифференцируемого по Гато функционала. Достаточное условие существования минимума у дифференцируемого по Гато функционала на выпуклом множестве. Задача о равновесии мембраны, содержащей жесткое включение: вариационная постановка задачи, доказательство существования и единственности решения, вывод дифференциальных уравнений и краевых условий. Лекция 17-18. (4 часа). Вариационные неравенства. Некоторые сведения из теории пространств Соболева. Задача о равновесии упругого тела с трещиной, на берегах которой заданы условия одностороннего ограничения. Задачи, приводящие к вариационным неравенствам. Связь между задачами минимизации функционалов и вариационными неравенствами. Некоторые сведении из теории пространств Соболева: определение, следы функций на границе, пространства Соболева с дробным показателем, обобщенная формула Грина. Примеры задач, поставленных в виде вариационных неравенств: равновесие упругой мембраны, контактирующей с жестким штампом; равновесие упругой мембраны, имеющей трещину, на которой задано условие одностороннего ограничений (модельное условие непроникания берегов трещины). ^
Основной список литературы
|
![]() | Курс: 2 группа: 201 05. 01. 2013 суббота 09: 00 экзамен Электромагнетизм... Теория функций комплексной переменной мл науч сотрудник Попова Е. П. 5-47 физфак | ![]() | План работы на 2013-2014 учебный год Анализ работы Детского сада «Ивушка» за 2012-2013 год Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Детский сад «Ивушка» |
![]() | План работы совета старшеклассников на 2013/2014 учебный год Собрание «Итоги 2012/2013 уч года. Составление и утверждение плана работы на 2013/2014 учебный год»1 | ![]() | План работы шмо учителей математики, физики и информатики на 2013-2014 учебный год Об итогах работы методического объединения за 2012-2013 учебный год и совершенствовании информационно-методического обеспечения образовательного... |
![]() | «город Бугуруслан» за 2013-2014 учебный год Бугуруслан Закончился очередной учебный год. Анализ его результатов показывает, что получилось из задуманного, какие из проблем остались нерешенными,... | ![]() | Приказ № от. 2013 г. Расписание непосредственно образовательной деятельности... Расписание непосредственной образовательной деятельности мбдоу д/с «Рябинушка» на 2013-2014 ученый год |
![]() | Приказ от 08 октября 2013 года №360 лс «О комплектовании в структурном... Зачислить на 2013 -2014 учебный год в сп «Детский сад «Журавушка»» детей в соответствии со списками по группам | ![]() | Рабочая программа по русскому языку для 8 А,8 б классов на 2013-2014 учебный год «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных... |
![]() | План работы школьной библиотеки мбоу сош п. Петровский на 2013/2014 учебный год Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий | ![]() | План работы школьной библиотеки на 2013 2014 учебный год. Основные... Содействие всеми формами и методами воспитанию всесторонне-развитой личности, создание максимально благоприятных условий для ее умственного,... |