Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики




Скачать 84.92 Kb.
НазваниеИсследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики
Дата публикации15.04.2013
Размер84.92 Kb.
ТипИсследование
litcey.ru > Математика > Исследование
2.Методы и приемы обучения математике младших школьников.


  1. Определите понятия «метод обучения», «прием обучения».


Проблема методов обучения формулируется кратко с по­мощью вопроса как учить?

Для решения вопроса о том, как учить чему-то учащихся, надо,

во-первых, выяснить, для чего это изучается, какие знания, умения и навыки должны приобрести учащиеся в результате этого изуче­ния;

во-вторых, надо провести логико-дидактический анализ того, что изучается, т. е. выяснить структуру и другие особенности содер­жания обучения, его изложения в школьном учебнике;

в-третьих, надо знать объект обучения, т. е. уровень мыслительной деятельности учащихся, какие у них имеются знания, умения и навыки, на которые можно опираться в обучении их данному содержанию.

Говоря о методах обучения математике, естественно, прежде всего уточнить это понятие.

Мы будем исходить из достаточно широко распространенного и интуитивно ясного представления о методах обучения как об упо­рядоченных способах взаимосвязанной деятельности учителя и уча­щихся, направленных на достижение целей обучения как средства, образования и воспитания.

Исходя из такого понимания методов обучения, описание каждого метода обучения должно включать: 1) описание обучающей деятель­ности учителя; 2) описание учебной (познавательной) деятельности ученика и 3) связь между ними, или способ, каким обучающая дея­тельность учителя управляет познавательной деятельностью учащих­ся.

Предметом дидактики являются, однако, лишь общие методы обучения, т. е. методы, обобщающие определенную совокупность си­стем последовательных действий учителя и учащегося во взаимодей­ствии преподавания и учения, не учитывающие специфики отдельных учебных предметов.

Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики и мыслительной деятель­ности учащихся различных возрастных периодов является предметом методики преподавания математики.

Кроме конкретизации и модификации общих методов обучения с учетом специфики математики, предметом методики является также, дополнение этих методов частными (специальными) методами обуче­ния, отражающими основные методы познания, используемые в самой: математике.

Специальные методы обучения, отражающие методы самой мате­матики, имеют наибольшее влияние на формирование и развитие ма­тематического мышления учащихся (т. е. мышление, стиль и структу­ра которого специфичны для математики). Такое мышление, с одной стороны, необходимо для успешного усвоения математики, с другой — само развивается в результате целенаправленной постановки обуче­ния, в котором используются наряду с общими и специальные методы обучения.

Таким образом, система методов обучения математике состоит из общих методов обучения, разработанных дидактикой, адаптирован­ных к обучению математике, и из частных (специальных) методов обучения математике, отражающих основные методы познания, ис­пользуемые в математике.

Цели и содержание обучения не определяют однозначно методы обучения. Одно и то же содержание может быть изучено различными методами, причем так, чтобы во всех случаях достигались цели обу­чения. С другой стороны, одни и те же методы обучения, применяемые разными учителями, могут дать различные результаты, так как пре­подавание не только наука, но и искусство.

  1. ^ ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: НАБЛЮДЕНИЕ, ОПЫТ, ИЗМЕРЕНИЯ.

Наблюдение, опыт, измерения — эмпирические методы, ис­пользуемые в экспериментальных естественных науках.

Исходя из рассмотренных выше задач, стоящих перед шко­лой, речь идет об обучении не только готовым знаниям, но и методам познания, приводящим к этим знаниям. Поэтому естественно приме­нять в обучении и те эмпирические методы познания, с помощью ко­торых формулируются гипотезы, подлежащие обоснованию (или опровержению) уже иными методами.

Наблюдение, опыт и измерения должны быть направлены на со­здание в процессе обучения специальных ситуаций и предоставление учащимся возможности извлечь из них очевидные закономерности, геометрические факты, идеи доказательства и т. д. Чаще всего резуль­таты наблюдения, опыта и измерений служат посылками индуктивных выводов, с помощью которых осуществляются открытия новых истин. Поэтому наблюдение, опыт и измерения относят и к эвристическим методам обучения, т. е. к методам, способствующим открытиям.

Наблюдение.

Опыт.

2.СРАВНЕНИЕ И АНАЛОГИЯ — логические приемы мышления, ис­пользуемые как в научных исследованиях, так и в обучении.

С помощью сравнения выявляется сходство и различие сравнивае­мых предметов, т. е. наличие у них общих и необщих (различных) свойств.

Сравнение приводит к правильному выводу, если выполняются следующие условия: 1) сравниваемые понятия однородны и 2) срав­нение осуществляется по таким признакам, которые имеют сущест­венное значение.

С помощью аналогии сходство предметов, выявленное в резуль­тате их сравнения, распространяется на новое свойство (или новые свойства).

Рассуждение по аналогии имеет следующую общую схему:

А обладает свойствами а, Ь, с, d;

В обладает свойствами а, Ь, с;

Вероятно (возможно) В обладает и свойством d.

Заключение по аналогии является лишь вероятным (правдоподобным), а не достоверным. Поэтому аналогия, как пра­вило, не является доказательным рассуждением, т. е. рассуждением, которое может служить доказательством.

Мы не должны опасаться возникновения ложных заключений по аналогии. Необходимо лишь считать их гипотезами (предположения­ми). Ошибки, допускаемые в процессе поиска, исследования, вполне правомерны, так как чаще всего поиск ведется способом «проб и оши­бок». В установившейся практике обучения, как правило, мы не даем учащимся, отвечающим на вопросы учителя, ошибаться. В этом от­ражается тот факт, что учебная деятельность учащихся является в основном лишь репродуктивной, а в такой деятельности ошибки не­допустимы. Воспроизводить необходимо безошибочно. В продуктив­ной же, творческой деятельности ошибки неизбежны. Такого рода ошибками являются и те, которые появляются в результате приме­нения аналогии в процессе поиска. Они являются составной частью метода проб и ошибок. Важно, чтобы учащиеся в поиске правильных ответов сами могли находить ошибочность возникающих в этом про­цессе предположений. Этому, разумеется, надо их учить.
3.ОБОБЩЕНИЕ И АБСТРАГИРОВАНИЕ — два логических приема, при­меняемые почти всегда совместно в процессе познания.

Обобщение — это мысленное выделение, фиксирование каких-ни­будь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. Абстрагирование — это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств рассматриваемых предметов или отношений и отбрасывание (в рамках нашего изучения) последних.

Обобщение и абстрагирование неизменно применяются в процес­се формирования понятий, при переходе от представлений к понятиям и, вместе с индукцией, как эвристический метод.


Под обобщением понимают также переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Под конкретизацией понимают обратный переход — от более об­щего к менее общему, от общего к единичному.

Если обобщение используется при формировании понятий, то конкретизация используется при описании конкретных ситуаций с помощью сформированных ранее понятий.

  1. КОНКРЕТИЗАЦИЯ основана на известном правиле вывода

ух Р (х)

Р(а) '

называемом правилом конкретизации.



  1. ИНДУКЦИЯ.

Переход от частного к общему, от единичных фактов, уста­новленных с помощью наблюдения и опыта, к обобщениям является закономерностью познания. Неотъемлемой логической формой такого перехода является индукция, представляющая собой метод рассуж­дений от частного к общему, вывод заключения из частных посылок (от лат. inductio — наведение).

Обычно, когда говорят «индуктивные методы обучения», имеют в виду применение неполной индукции в обучении. Дальше, говоря «индукция», будем иметь в виду неполную индукцию.

Ввиду недостоверности заключения индукция не может служить методом доказательства. Но она является мощным эвристическим методом, т. е. методом открытия новых истин. В таком качестве ин­дукция должна широко применяться в школьном обучении в рамках методов, ориентированных на обучение учащихся деятельности по приобретению новых знаний

На отдельных этапах обучения, в частности в начальной школе, обучение математике ведется преимущественно индуктивными мето­дами. Здесь индуктивные заключения достаточно убедительны пси­хологически и в большинстве остаются пока (на этом этапе обучения) недоказанными. Можно обнаружить лишь изолированные «дедуктив­ные островки», состоящие в применении несложных дедуктивных рас­суждений в качестве доказательств отдельных предложений.


.6. ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) в широком смысле представляет собой форму мышления, состоящую в том, что новое предложение (а точнее, выраженная в нем мысль) выводится чисто логическим путем, т. е. по определенным правилам логического вывода (следования) из некоторых известных предложений (мыслей).

Впервые теория дедукции (логического вывода) была разработа­на Аристотелем. Эта теория развивалась, совершенствовалась с раз­витием науки логики. Особое развитие с учетом потребностей ма­тематики она получила в виде теории доказательства в математичес­кой логике.

Под обучением доказательству мы понимаем обучение мысли­тельным процессам поиска и построения доказательства, а не воспро­изведению и заучиванию готовых доказательств. В таком понимании это педагогическая задача первостепенного общеобразовательного и воспитательного значения, выходящего за рамки математического образования. Учить доказывать означает прежде всего учить рас­суждать, а это одна из основных задач обучения вообще. Что же ка­сается значимости этой задачи для усвоения математических знаний, то она соразмерна значимости доказательства в самой математике.


  1. АНАЛИЗ — логический прием, метод исследования, состоя­щий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически ) рас­членяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчленен­ного целого.

СИНТЕЗ— логический прием, с помощью которого отдельные эле­менты соединяются в целое.

В математике, чаще всего, под анализом понимают рассуждение в «обратном направлении», т. е. от неизвестного, от того, что необхо­димо найти, к известному, к тому, что уже найдено или дано, от того, что необходимо доказать, к тому, что уже доказано или принято за истинное.

В таком понимании, наиболее важном для обучения, анализ яв­ляется средством поиска решения, доказательства, хотя в большин­стве случаев сам по себе решением, доказательством еще не является.

Синтез, опираясь на данные, полученные в ходе анализа, дает решение задачи или доказательство теоремы.




Похожие:

Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconРабочая программа по математике пояснительная записка
Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа»,...
Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconУроки в обучении математике
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями...
Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconТема «Здоровьесберегающий подход в обучении математике»
Разработка урока математики в 5 классе на тему «Проценты» с использованием пропаганды зож
Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconТема: «умк м. И. Башмакова как средство реализации современных подходов...

Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconУчебник предназначен для студентов дефектологических фа­культетов...
Перова М. Н., 1999 «Гуманитарный издательский центр владос», 1999, с изменениями Серийное оформление обложки
Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconДоклад на тему «Использование возможностей практико-ориентированного...
Доклад на тему «Использование возможностей практико-ориентированного подхода в процессе обучения математике – необходимое условие...
Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconОсновные проблемы реализации демографической политики на муниципальном уровне
Наибольший эффект демографической политики может проявиться тогда, когда для ее реализации будут задействованы все организационные...
Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconОтзыв на программу психологической готовности к школьному обучению...
Представленные занятия выстроены с учетом специфики развития детей в дошкольном возрасте, они имеют игровое содержание, выстроены...
Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconИс образование в педагогике усвоение общих и специальных знаний
...
Исследование возможностей конкретной реализации разработан­ных дидактикой общих методов в обучении математике путем их мо­дификации с учетом специфики математики  iconДипломного образования кафедра математических дисциплин проект реализация...
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации фгос ооо)»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница