Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012




Скачать 30.51 Kb.
НазваниеИскусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012
Дата публикации12.05.2013
Размер30.51 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Математика > Документы


Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции № 23 и № 24 27.11.2012.


ОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С СИСТЕМОЙ ИИ

(Искусственный интеллект и естественный язык)
Естественный язык в работах по искусственному интеллекту. Первые шаги.

В 60-е – 70-е гг. ХХ века специалистов в области искусственного интеллекта интересовала прежде всего проблема моделирования понимания сообщений/текстов. Были реализованы системы, способные «поддерживать диалог» с человеком на естественном языке, интерпретировать словесные команды роботу (действующему в «Мире кубиков»), решать задачи в словесной формулировке.

^ Система ELIZA (DOCTOR) – Дж. Вейзенбаум (1966)

Система относится к классу Conversation Machines, разработчики которых надеялись на то, что их творения смогут пройти Тест Тьюринга.

Версия DOCTOR моделирует диалог врача-психоаналитика (система) с пациентом (человек).

Фрагмент диалога с системой ^ ELIZA:

USER: MY MOTHER TAKES CARE OF ME

ELIZA: WHO ELSE IN YOUR FAMILY TAKES CARE OF YOU

USER: MY FATHER

ELIZA: YOUR FATHER

USER: YOU ARE LIKE MY FATHER IN SOME WAYS

ELIZA: WHAT RESEMBLANCE DO YOU SEE

^ USER: YOU ARE NOT VERY AGGRESSIVE

ELIZA: WHAT MAKES YOU THINK I AM NOT VERY AGGRESSIVE

Для формирования ответов система использует простейшие шаблоны и связанные с ними правила, например:

( you me) → (what makes you think I you)

^ USER: IT SEEMS THAT YOU HATE ME

ELIZA: WHAT MAKES YOU THINK I HATE YOU

( you are ) -> (what makes you think I am )

USER: YOU ARE NOT VERY AGGRESSIVE

ELIZA: WHAT MAKES YOU THINK I AM NOT VERY AGGRESSIVE

Система APRIL – М.Г.Мальковский (1969)

Система APRIL решает арифметические задачи в словес­ной формулировке. Результатом ее работы является ответ (формула или число), иногда сопровождаемый некоторыми комментариями, или сообщение (также сопровождаемое комментариями) о том, что задачу решить не удалось.

Система решает довольно узкий круг задач из школь­ного курса математики (1-2-й классы) – так называемые задачи «на владение». Каждая задача решается независимо от других.

На входной язык системы наложены достаточно жесткие ог­раничения, которые, впрочем, абсолютно естественны для рассмат­риваемого класса задач. Так, условие задачи должно быть сформулировано в виде трех простых предложений, а все слова, встречающиеся в тексте условия, должны быть знакомы системе (записаны в ее словарь).

Наиболее серьезное внимание было уделено разработке мето­дов, позволяющих учитывать возможность варьирования словесных формулировок условий задач и употребления в тексте неполных (эллиптичных) конструкций. Так, внешне непохожие задачи № 1, № 2 и № 3 система сводит к од­ному типу задач, а решая задачи, которые человек воспринимает как имеющие решение и притом единственное, несмотря на отсутст­вие подразумеваемых уточняющих слов, она делает примерно те же предположения, что и человек.

Задача N 1: У Саши 5 яблок. У Пети 10 груш. Сколько фруктов у ребят?

ОТВЕТ: 15

Задача N 2: У человека 10 книг. У второго человека в 2 раза меньше. Сколько книг у них вместе?

ОТВЕТ: 15

Задача N 3: На стол положили 6 книг. Затем еще 4 книги. Сколько книг на столе?

ЕСЛИ ВО ВСЕХ ФРАЗАХ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ "СТОЛ", ТО

ЕСЛИ В НАЧАЛЬНЫЙ МОМЕНТ КОЛИЧЕСТВО ОБЪЕКТОВ "КНИГА" В МЕСТЕ "СТОЛ" = 0, ТО

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 10

Первые эксперименты показали и принципиальную возможность моделирования процессов владения языком, и чрезвычайную сложность естественного языка как объекта исследования.



Общение человека с системой ИИ (искусственный интеллект и естественный язык)

Похожие:

Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconИскусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012
Отладка составление рецептов исправления неправильного функционирования системы
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconИскусственный интеллект – IV курс – День 14, лекции №25, №26 04. 12. 2012
При этом функции регуляции совместной и дифферен­цированной деятельности выполняет коммуникативная деятельность (общение), заключающаяся...
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconИскусственный интеллект – IV курс – День 08, лекции №15, №16 23. 10. 2012
Обучение (в работах по ии): «любое изменение в системе, приводящее к улучшению решения задачи при ее повторном предъявлении или к...
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconИскусственный интеллект – Севастополь, День 07, лекции №21, №22, №23 и №24
Метод представления знаний– совокупность взаимосвязанных средств формального описания знаний и оперирования (манипулирования) этими...
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconИскусственный интеллект – IV курс – День 12, лекция №21 20. 11. 2012
Такой оператор и называется ключевым оператором в пространстве состояний. К примеру, в задаче о пирамидке ключевым оператором был...
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconИскусственный интеллект – Севастополь, День 06, лекции №17, №18, №19 и №20
...
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconОсновной курс для специалистов и бакалавров
В курсе рассмотрены основные понятия, проблемы и перспективы научного направления «Искусственный интеллект (ИИ)»
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconIv курс – День 03, лекции №5, №6 18. 09. 2012
Будем использовать общенаучные термины: взаимодействие, отражение, информация, деятельность, сущность
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconIv курс – День 02, лекции №3, №4 11. 09. 2012
Общее в психологических теориях того времени: психическое = осознанное, психология = психология индивида, интроспекция, т е самонаблюдение...
Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции №23 и №24 27. 11. 2012 iconРезультаты Коллоквиумов и экзаменационная оценка по курсу "Искусственный интеллект"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница