Статья Петраченко Л. Г., учителя математики




Скачать 87.29 Kb.
НазваниеСтатья Петраченко Л. Г., учителя математики
Дата публикации17.05.2013
Размер87.29 Kb.
ТипСтатья
litcey.ru > Математика > Статья
Статья Петраченко Л.Г., учителя математики

МОУ Тумашовской ООШ, Заводоуковского городского округа
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности (Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании», www.eidos.ru).

Суть этого подхода состоит в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить». Одна из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности. Формирование исследовательских компетенций происходит в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.

Важным условием для развития исследовательских компетенций является создание развивающей среды, способствующей формированию у учащегося внутренней мотивации деятельности по решению проблем как с научной, так и житейской точки зрения.

Определяя понятие исследовательской деятельности, следует рассматривать его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн СЛ., Врушлинский А.В.).

Как показывает практика, в условиях образовательного учреждения все решает не направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для детей, личная увлечённость данной наукой и многие другие включительно личностные характеристики. Так как преподаю несколько дисциплин (математику, информатику, географию, химию), стараюсь рассмотреть предмет исследования с точки зрения нескольких наук. Например, изучая приметы предсказания погоды по Народному земледельческому календарю, говорю с учащимися о географических закономерностях изменения погоды. По наблюдениям, они вносят данные в календарь погоды, обрабатывают полученные данные методами математической статистики, оформляют результаты с использованием офисных программ.

На уроках географии учащиеся 8 класса при изучении темы «Циркуляция воздушных масс» по материалам сайтов «Прогноз погоды» определяют установление циклонов и антициклонов, описывают характерные для них типы погоды.

Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Стараюсь выбрать такие темы, которые будут подразумевать поиск ответов в сфере межпредметных знаний.

Такие исследования целесообразно проводить во внеурочное время, индивидуально или в группе. Работая в малокомплектной школе, организую исследование по индивидуальным траекториям с одаренными детьми.

Работа над исследованием включает в себя насколько этапов:

• подготовительный;

• непосредственная работа над исследованием;

• подведение итогов, оформление результатов;

• презентация результатов исследования.

  1. ^ Подготовительный этап

Начиная работу над исследованием, следует ответить не только на вопрос «Как мы это делаем», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?».

Развитие исследовательских компетенций происходит посредством выполнения учащимися серии заданий. Например:

Задание №1. Из учебника географии выпишите определение циклона, урагана, заморозка. Укажите название учебника и номер страницы, где можно найти каждое определение.

Задание №2. Опишите изменения светового режима на планете Земля в течение суток.

Задание №3. Объясните смену дня и ночи на планете Земля.

Задание №4. Обобщите: смерч, ураган, тайфун – это…

Задание №5. В Internet найдите информацию о биосферных заповедниках, целях и задачах их создания. Укажите сайт, на котором найдена данная информация.

Также на подготовительном этапе предполагается формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования.

Компетенция

Учебное задание

Примеры

Исследователь-ская: умение проанализиро-вать, классифици-ровать и систематизи-ровать полученные материалы

Обоснованное привлечение аргументов, фактов, цитат (их комментирование, объяснение, оценивание, характеристика).

В Internet найдите информацию о климатической норме в вашей местности.

Осознание рассматриваемых точек зрения, версий, художественных средств, способов доказательства (выделение среди них наиболее характерных, понимание авторской позиции, замысла).

В приметах Русского народного земледельческого календаря выделите приметы, используе-мые и в вашей местности (по данным опроса населения).

Лингвистическая

и языковая

компетенции

Последовательное и логичное построе-ние хода рассуждений (мысль разви-вается от части к части, от этапа к этапу, нет нарушений последовательности).

Составьте план выполнения исследования.

Разнообразное использование приемов, способов, методик, художественных средств для раскрытия проблемы.

Опишите методы и приемы, которые вы будете использовать при выполнении работы

Соблюдение соответствующего речевого стиля, терминологической и речевой грамотности, орфографического режима.

Прочитайте написанный текст, исправьте найденные речевые и орфографические ошибки.

Формулирую 15-20 индивидуальных и групповых примерных тем, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирование творческого и жизненного опыта. Например:

  1. Русский народный земледельческий календарь: приметы для предсказания погоды на конкретную дату и краткосрочного прогноза.

  2. Русский народный земледельческий календарь: приметы для составления долгосрочных прогнозов погоды.

  3. Русский народный земледельческий календарь: сроки выполнения основных сельскохозяйственных работ.

  4. Русский народный земледельческий календарь: сравнение примет, обрядов, обычаев и поверий, характерных для различных регионов.

  5. Создание барометра из ветки хвойных растений.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно определились в выборе тех или иных тем исследования. Основная задача преподавателя — повлиять на выбор учащихся таким образом, чтобы тематика исследования соответствовала возможностям и наклонностям учеников.

  1. ^ Непосредственная работа над исследованием

Работа над исследованием также делится на этапы.

Этап

Компетенция

Содержание этапа

Примеры

Выбор области исследова-ния, темы. Начало сбора информации по теме

Исследователь-ская: умение опре-делить (выбрать) объект исследо-вания; умение сформировать (собрать) базу данных для иссле-дования.

Информационная: умение владеть навыками работы с различными источниками информации.

Определить область исследо-вания, явление, эпоху, процесс; в этой области выбрать узко определенную проблему; наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы; приступить к сбору информа-ции по проблеме исследования;

одновременно со сбором ин-формации необходимо создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, цитаты, библиографию, иллюстративный материал.

Выбрана тема: «Русский народный земледельческий календарь: приметы для предсказания погоды на конкретную дату и краткосрочного прогноза». Область: географические знания.

Необходимые материалы: различные издания Русского народного земледельческого календаря, календарь погоды.

Определе-ние структуры исследовательской работы

Исследователь-ская: умение сформулировать гипотезу, цели и задачи исследования.

Актуальность проблемы; формулировка цели, задач; определение объекта и предмета исследования; выбор методов, необходимых для осуществления исследования. Все это отражается в тексте плана исследования.

Сформулировать актуальность темы, цели, задачи. Объект исследования: Русский народный земледельческий календарь. Предмет исследования: приметы для предсказания погоды на конкретную дату и краткосрочного прогноза. Методы: опрос, наблюдение, измерение.

Этап

Компетенция

Содержание этапа

Примеры

Рефератив-ная часть работы

Исследователь-ская: умение разработать план по реализации намеченных целей

Языковая компетенция.


Провести литературный обзор по проблеме исследования; приступить к описанию его этапов.

Обзор различных изданий Русского народного земледельческого календаря. Этапы исследования: опросить население по используемым приметам.

Обработка собранной информации

Исследователь-ская: умение проанализиро-вать, клас-сифицировать и систематизировать полученные материалы.

Провести обработку информации, собранной в ходе проведения опросов, экспериментов, наблюдений.

Найти эти приметы в народном календаре, проверить их исполняе-мость по проведенным наблюдениям (календарь погоды). Обработать соб-ранный материал стати-стическими методами.

Заключи-тельный этап

Исследователь-ская: умение представить свое исследование в виде статьи, реферата, презентации.

Сформулировать результаты исследования; сделать выводы, проанализировать итоги работы.

Уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

Записать выводы по работе.

Тема: «Предсказание погоды по Народному земледельческому календарю».

В результате мы получаем материал для оформления работы.

  1. ^ Подведение итогов, оформление результатов

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное. При этом необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуется:

• дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

• ранжировать основные идеи исследования;

• выработать суждения и умозаключения;

• сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

• подготовить текст выступления;

• приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

• подготовиться к ответам на вопросы.

На этом этапе происходит закрепление и проверка уровня развития исследовательских компетенций учащихся.

В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная задача научного руководителя на этом этапе — организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказать помощь в организации его презентации.

  1. ^ Презентация результатов исследования

Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании и т.п. Преподаватель должен определить доступные технические средства сопровождения выступления, вследствие чего презентация готовится или в электронном виде, либо в виде стендового доклада со слайдами, видеоматериалами и фотографиями. Если в результате выполнения работы изготовлено какое-либо устройство, то необходима демонстрация его в действии или показ подтверждающих видеоматериалов (Ярославцева М Ю. Курс научно-исследовательской деятельности учащихся, Ижевск, 2006 г). Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.

Чтобы добиться результатов в процессе формирования исследовательских компетенций, надо научить обучающегося самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий.

Похожие:

Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconИнструкция учителя математики
Учитель математики школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее...
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconСправочные материалы по основным разделам курса математики. Реализации...
Рада вам представить сайт учителя математики и классного руководителя 10Б класса, о чем и заявлено на главной странице сайта
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconКурсов
Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя математики в контексте деятельностной парадигмы образования
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconСтатья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя...
«Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» учителя истории и обществознания...
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconПрограмма профессионального самообразования учителя математики, физики и информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татаромаклаковская средняя общеобразовательная школа»
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconМатематические игры содружества школ
Участники проекта «От игры к серьезным знаниям» учителя математики юао г. Москвы
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconСочинение на тему: «Я благодарна учителю»
Профессия учителя сложна, она требует много терпения. Сделать выбор лучшего учителя очень сложно, потому что все учителя нашей школы...
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики icon«От «портфолио» ученика к «портфолио» учителя. Web-портфолио учителя...
График обучения работе по теме: «От «портфолио» ученика к «портфолио» учителя. Web-портфолио учителя предметника»
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconСтатья Экспедирование грузов Статья Сюрвейерское обслуживание судов...
Настоящий сборник «Обычаи морского порта Новороссийск», именуемый в дальнейшем «Обычаи», является информационно-правовым документом,...
Статья Петраченко Л. Г., учителя математики iconНа решение Арбитражного суда города Москвы от 28. 05. 2012г
Статья 24. 16 Фз №135-фз от 29. 07. 1998г. Генетически связанные с указанной статьей нормативные акты и договора: статья 10; статья...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница