Скачать 87.29 Kb.
|
Статья Петраченко Л.Г., учителя математики МОУ Тумашовской ООШ, Заводоуковского городского округа ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности (Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании», www.eidos.ru). Суть этого подхода состоит в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить». Одна из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности. Формирование исследовательских компетенций происходит в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время. Важным условием для развития исследовательских компетенций является создание развивающей среды, способствующей формированию у учащегося внутренней мотивации деятельности по решению проблем как с научной, так и житейской точки зрения. Определяя понятие исследовательской деятельности, следует рассматривать его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн СЛ., Врушлинский А.В.). Как показывает практика, в условиях образовательного учреждения все решает не направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для детей, личная увлечённость данной наукой и многие другие включительно личностные характеристики. Так как преподаю несколько дисциплин (математику, информатику, географию, химию), стараюсь рассмотреть предмет исследования с точки зрения нескольких наук. Например, изучая приметы предсказания погоды по Народному земледельческому календарю, говорю с учащимися о географических закономерностях изменения погоды. По наблюдениям, они вносят данные в календарь погоды, обрабатывают полученные данные методами математической статистики, оформляют результаты с использованием офисных программ. На уроках географии учащиеся 8 класса при изучении темы «Циркуляция воздушных масс» по материалам сайтов «Прогноз погоды» определяют установление циклонов и антициклонов, описывают характерные для них типы погоды. Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Стараюсь выбрать такие темы, которые будут подразумевать поиск ответов в сфере межпредметных знаний. Такие исследования целесообразно проводить во внеурочное время, индивидуально или в группе. Работая в малокомплектной школе, организую исследование по индивидуальным траекториям с одаренными детьми. Работа над исследованием включает в себя насколько этапов: • подготовительный; • непосредственная работа над исследованием; • подведение итогов, оформление результатов; • презентация результатов исследования.
Начиная работу над исследованием, следует ответить не только на вопрос «Как мы это делаем», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?». Развитие исследовательских компетенций происходит посредством выполнения учащимися серии заданий. Например: Задание №1. Из учебника географии выпишите определение циклона, урагана, заморозка. Укажите название учебника и номер страницы, где можно найти каждое определение. Задание №2. Опишите изменения светового режима на планете Земля в течение суток. Задание №3. Объясните смену дня и ночи на планете Земля. Задание №4. Обобщите: смерч, ураган, тайфун – это… Задание №5. В Internet найдите информацию о биосферных заповедниках, целях и задачах их создания. Укажите сайт, на котором найдена данная информация. Также на подготовительном этапе предполагается формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования.
Формулирую 15-20 индивидуальных и групповых примерных тем, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирование творческого и жизненного опыта. Например:
Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно определились в выборе тех или иных тем исследования. Основная задача преподавателя — повлиять на выбор учащихся таким образом, чтобы тематика исследования соответствовала возможностям и наклонностям учеников.
Работа над исследованием также делится на этапы.
В результате мы получаем материал для оформления работы.
Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное. При этом необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуется: • дать определения основным понятиям, используемым в исследовании; • ранжировать основные идеи исследования; • выработать суждения и умозаключения; • сделать выводы по результатам исследования; • указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта; • подготовить текст выступления; • приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия; • подготовиться к ответам на вопросы. На этом этапе происходит закрепление и проверка уровня развития исследовательских компетенций учащихся. В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная задача научного руководителя на этом этапе — организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказать помощь в организации его презентации.
Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании и т.п. Преподаватель должен определить доступные технические средства сопровождения выступления, вследствие чего презентация готовится или в электронном виде, либо в виде стендового доклада со слайдами, видеоматериалами и фотографиями. Если в результате выполнения работы изготовлено какое-либо устройство, то необходима демонстрация его в действии или показ подтверждающих видеоматериалов (Ярославцева М Ю. Курс научно-исследовательской деятельности учащихся, Ижевск, 2006 г). Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций. Чтобы добиться результатов в процессе формирования исследовательских компетенций, надо научить обучающегося самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. |
![]() | Инструкция учителя математики Учитель математики школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее... | ![]() | Справочные материалы по основным разделам курса математики. Реализации... Рада вам представить сайт учителя математики и классного руководителя 10Б класса, о чем и заявлено на главной странице сайта |
![]() | Курсов Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя математики в контексте деятельностной парадигмы образования | ![]() | Статья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя... «Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» учителя истории и обществознания... |
![]() | Программа профессионального самообразования учителя математики, физики и информатики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татаромаклаковская средняя общеобразовательная школа» | ![]() | Математические игры содружества школ Участники проекта «От игры к серьезным знаниям» учителя математики юао г. Москвы |
![]() | Сочинение на тему: «Я благодарна учителю» Профессия учителя сложна, она требует много терпения. Сделать выбор лучшего учителя очень сложно, потому что все учителя нашей школы... | ![]() | «От «портфолио» ученика к «портфолио» учителя. Web-портфолио учителя... График обучения работе по теме: «От «портфолио» ученика к «портфолио» учителя. Web-портфолио учителя предметника» |
![]() | Статья Экспедирование грузов Статья Сюрвейерское обслуживание судов... Настоящий сборник «Обычаи морского порта Новороссийск», именуемый в дальнейшем «Обычаи», является информационно-правовым документом,... | ![]() | На решение Арбитражного суда города Москвы от 28. 05. 2012г Статья 24. 16 Фз №135-фз от 29. 07. 1998г. Генетически связанные с указанной статьей нормативные акты и договора: статья 10; статья... |