Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г




Скачать 477.83 Kb.
НазваниеПособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г
страница1/4
Дата публикации24.02.2013
Размер477.83 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4




Пособие по информатике

для обучающихся II курса

2009 г.


Проскуряков И.С.

Пособие по информатике / ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум», 2009.


Данное учебное пособие предназначено для изучения основ программирования студентами средних профессиональных учебных заведений. Оно содержит теоретический материал, контрольные вопросы к каждому параграфу и задания для решения задач.
Содержание

§1 Этапы решения задач с помощью ПК………………………………………4

§2 Алгоритм и его свойства.……………………………………………………6

§3 Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции…..11

§4 Языки программирования……………………………………………………14

§5 Основные понятия языка Паскаль.…………………………………………..16

§6 Программирование линейных алгоритмов………………………………….14

§7 Описание среды программирования Turbo Pascal………………………...19

§8 Программирование ветвящихся алгоритмов…………………………….20

§9 Программирование циклических алгоритмов…………………………...23

§10 Массивы……………………………………………………………………26

§11 Строковые переменные…………………………………………………...28

§12 Составление графических программ…………………………………….30

§13 Подпрограммы……………………………..……………………………...34

Список использованной литературы…………………………………………47

§1 Этапы решения задач с помощью ПК

Пусть вам надо решить какую-нибудь задачу, и вы хотите воспользоваться услугами компьютера. С чего начать? Прежде всего нужно разобраться, что в изучаемом объекте или явлении существенно для данной задачи, а чем можно и пренебречь. При этом существенные свойства объекта должны быть сформулированы так, чтобы их можно было записать на языке математических понятий (формул, уравнений, неравенств и т.д.). Выполнив такой «перевод» на язык математики, вы получите то, что называют математической моделью задачи. Составляя математическую модель, из всей информации об объекте необходимо выделить те величины, которые будут исходными (данные), а также определить то, что требуется получить — результаты.

Итак, создавая математическую модель для решения задачи, нужно:

1) выделить предположения, на которых будет основана математическая модель;

2) определить, что считать исходными данными и результатами;

^ 3)записать математические соотношения (формулы, уравнения, неравенства и т.д.), связывающие результаты с исходными данными.

Созданием математической модели завершается первый этап решения задачи с помощью ПК. Но для того чтобы компьютер произвел необходимые вычисления и получил ответ, нужно составить для него четкую инструкцию – алгоритм, который должен быть записан на понятном компьютеру языке – языке программирования. Т.е. второй этап решения задач с помощь ПК – составление программы.

Проведя вычисления на ПК, необходимо проанализировать результаты. При этом может возникнуть необходимость уточнить математическую модель, поскольку может выясниться, что при ее разработке не были учтены какие-либо существенные свойства объекта. Уточнив модель, вносятся изменения в программу, проводятся расчеты на компьютере и анализируются результаты. И опять может потребоваться уточнение модели... Так будет продолжаться до тех пор, пока анализ результатов не покажет их полное соответствие изучаемому объекту.

Итак, третий этап решения задачи — получение и анализ результатов работы ПК. Таким образом, процесс решения задачи с использованием компьютера можно представить следующей схемой:



Контрольные вопросы

  1. Что такое математическая модель задачи?

  2. Назовите этапы составления математичсекой модели задачи.

  3. Что такое программа?


§2 Алгоритм, его свойства

Происхождение термина «алгоритм» связывают с именем великого

узбекского математика и астронома Мухаммеда Аль-Хорезми, жившего в IX веке. В своих трудах по арифметике и алгебре Аль-Хорезми разработал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными десятичными числами. Эти правила определяют последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить сумму чисел, произведение и т.д. Почти в таком же виде эти правила изучаются всеми школьниками в начальных классах. Первоначально только эти правила и назывались алгоритмами. В дальнейшем термин «алгоритм» стали использовать вообще для обозначения последовательности действий, приводящей к решению любой проблемы. Умение решать задачи определенного типа (не обязательно математические) всегда означает владение соответствующим алгоритмом.

^ Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, приводящую к решению поставленной задачи.

Исполнитель алгоритма – объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

В качестве исполнителя алгоритма может выступать человек, робот, животное, компьютер и т.д. Использование в качестве исполнителя различных автоматов предъявляет очень строгие требования к точности записи алгоритмов. Это связано с тем, что каждое автоматическое устройство имеет ограниченный, строго определенный набор законченных действий, которые он может исполнять.

^ Указание выполнить конкретное действие называется командой.

Совокупность команд, которые могут быть выполнены некоторым исполнителем, называется системой команд данного исполнителя.

Пример: Алгоритм нахождения середины отрезка АВ с помощью циркуля и линейки

  1. Поставить ножку циркуля в точку А.

  2. Установить раствор циркуля, равный длине отрезка АВ.

  3. Провести окружность.

  4. Поставить ножку циркуля в точку В.

  5. Провести окружность.

  6. Через точки пересечения окружностей с помощью линейки провести прямую.

  7. Отметить точку пересечения этой прямой с отрезком АВ. Эта точка – искомая.


Этот алгоритм состоит из семи команд. Команды алгоритма следует выполнять последовательно одну за другой, в соответствии с указанным порядком их записи. Правильное выполнение всех команд гарантирует решение задачи. Исполнителем этого алгоритма может быть, например, ученик 8 – 9 классов, а первоклассник некоторые команды алгоритма не выполнит, потому что они не входят в систему его команд.

Для того чтобы исполнитель мог однозначно и точно следовать предписаниям алгоритма и эффективно получать определенный результат, алгоритм должен удовлетворять ряду требований, т.е. обладать свойствами:

  1. Дискретность. Алгоритм состоит из последовательности законченных действий – шагов. Переход к следующему действию возможен лишь после завершения предыдущего.

  2. Определенность (точность). Каждая команда алгоритма должна однозначно пониматься и точно исполняться.

  3. Понятность. Алгоритм должен содержать только те предписания, которые входят в систему команд данного исполнителя, т.е. алгоритм должен быть понятен исполнителю.



  1. Массовость. С помощью алгоритма можно решать не одну конкретную задачу, а множество однотипных задач и делать это неоднократно.

  2. Результативность. Выполнение алгоритма должно приводить к конкретному результату – решению задачи – за конечное число шагов.

Определенная последовательность действий исполнителя всегда применяется к некоторым исходным данным. Например: для приготовления блюда по кулинарному рецепту нужны соответствующие продукты (данные). Для решения квадратного уравнения нужны коэффициенты уравнения.

^ Полный набор данных – необходимый и достаточный набор данных для решения поставленной задачи.
Контрольные вопросы

1. Объясните происхождение термина «алгоритм».

2. Какими свойствами должен удовлетворять алгоритм?

3. Привести примеры алгоритмов из жизни. Удовлетворяют ли они всем требованиям, прдъявляемым к алгоритмам?

4. Что такое исполнитель алгоритма, команда и система команд?



1. Назовите исполнителей следующих видов работы: уборка мусора во дворе, перевозка пассажиров, выдача заработной платы, прием экзаменов, сдача экзаменов, обучение детей в школе. Сформулируйте систему команд для каждого из этих исполнителей.

2. Определите полный набор данных для решения следующих задач:

а) вычисление стоимости покупок в магазине;

б) вычисление суммы сдачи от данных продавцу денег;

в) определение месячной платы за электроэнергию.

^ 3. Сформулируйте алгоритмы для заданий из п.2.

4. Упорядочьте следующий набор команд так, чтобы получился алгоритм заварки чая:

а) дать настояться;

б) довести воду до кипения;

в) добавить по вкусу сахар;

г) залить кипятком;

д) налить в стаканы;

е) насыпать заварку в чайник.

^ 5. Напишите алгоритм перехода улицы без светофора.

6. Продолжите алгоритм работы «черного ящика»:


вход

1

2

7

4

8

12

20

21

32

46

выход

Не могу

0

Не могу

1

3

5

9










а)



вход

3

9

21

33

123

345

1234










выход

3

9

3

6

6
















б)


вход

Квас

Змея

Мама

Коля

Три

Пять

Байт










выход

Лгбт

Инеа

Нбнб

Лпма

Усй
















в)


7. Выполните алгоритм, определяющий день недели, приходящийся на 1-е января для любого года XX века. Для этого обозначьте две последние цифры в записи года – N, а соответствующий день недели – D.

  1. Найти целую часть числа, полученного умножением N на 1,25. Результат обозначить Х.

  2. Найти остаток от деления Х на 7 и обозначить через Y.

  3. К единице прибавить Y. Результат считать значением D.


8. Найдите НОД двух натуральных чисел, если Х=26, Y=65, используя при этом алгоритм Евклида:

п.1 Если X >Y, то перейти на п.4, иначе перейти на п.2.

п.2 Если Y >X, то перейти на п.5, иначе перейти на п.3.

п.3 Считать НОД=Х. Конец.

п.4 Вычислить X – Y, далее считать эту разность новым значением Х, перейти на п.1.

п.5 Вычислить Y - X, далее считать эту разность новым значением Y, перейти на п.1

9. Напишите алгоритм решения следующей задачи: Имеются три сосуда - А, В и С. Объем первого – 8 литров, второго – 5, третьего – 3. Первый заполнен до краев. Остальные пусты. За наименьшее количество переливаний добиться того, чтобы в первом сосуде остался 1 литр. Переливать в сосуд можно ровно столько, сколько в него помещается.
§3 Способы записи алгоритмов.

Основные алгоритмические конструкции.

Форма записи произвольная. Чаще используется для записи «бытовых» алгоритмов.

Пример: поиск слова в словаре.




Задается формула и значения входящих в неё величин, требуется произвести вычисления и получить числовой результат.

Пример: Найти площадь треугольника со сторонами a, b, c по формуле Герона

Используется для организации вычислений по формуле с поочередной регистрацией промежуточных результатов.

a

b

c

p

S

5

6

8

9,5

224,4375

2,4

3,1

3,7

4,6

4,554




При записи алгоритма используется ограниченное число служебных слов, смысл которых строго определен (алг, нач, кон, арг, рез).

Пример: алг минимальное из двух

арг a, b

рез y

нач и т. д.

Алгоритм, записанный на языке программирования, называется программой.

Служит для окончательной записи алгоритма для исполнения его ПК.

Пример:^ 10 INPUT A, B

20 IF A
30 PRINT Y

Каждому действию соответствует определенная геометрическая фигура (блок), последовательность действий указывается стрелками, соединяющими эти блоки. Является вспомогательным способом записи алгоритмов, облегчающим процесс написания программ.

Пример:


Пример:


Основные алгоритмические конструкции



Контрольные вопросы

  1. Перечислите способы записи алгоритмов?

  2. Какой способ записи алгоритма направлен на решение квадратного уравнения ученика у доски?

  3. Какой способ записи алгоритма направлен на исполнитель компьютер?

  4. Какой способ записи алгоритмов чаще всего встречается в быту? В кулинарной книге? В математике? Объясните ответ.

  5. Какие виды алгоритмов вы знаете?

  6. Какие блоки присутствуют при записи любого алгоритма?

  7. В чем отличие цикла «пока» и цикла «для».



1. Запишите алгоритм вычисления площади треугольника по формуле Герона различными способами.

2. Запишите алгоритм вычисления дискриминанта с помощью таблицы.

3. Запишите алгоритм проверки условия: могут ли три данных числа быть сторонами треугольника.

4. Составьте для данных алгоритмов блок-схему. Какие значения примут переменные a и b после выполнения этих алгоритмов?


б)

Присвоить а значение —3.

Присвоить b значение —1.

Пока а<b, повторять:

Если b<3, то:

Присвоить а значение а— b.

Присвоить b значение b+2.

Иначе:

Присвоить а значение а+2.

Присвоить b значение b — а.

Конец ветвления.

Конец цикла.

а)

Присвоить а значение 13.

Присвоить b значение 12.

Если a < b + 1, то:

Присвоить b значение b — а.

Присвоить а значение а — b.

Иначе:

Присвоить а значение а — b.

Присвоить b значение b — а.

Конец ветвления.

Присвоить а значение аb.

Если а>b2, то:

Присвоить b значение а—b.

Конец ветвления.



5. Составить блок-схему для решения следующих задач:

  1. Вычислить площадь квадрата.

  2. Вычислить периметр пятиугольника.

  3. Найти максимальное среди четырех целых чисел.

  4. Найти сумму первых N четных чисел.

  5. Имеются три урны: белая, черная и полосатая. В полосатой урне находятся белые и черные шары. Надо все белые шары положить в белую урну, а черные – в черную.

  6. Найти среднее арифметическое пяти натуральных чисел, введенных произвольным образом.




  1   2   3   4

Похожие:

Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconПособие по информатике / фгоу спо «Тамбовский политехнический техникум», 2009. 40 с
Учебное пособие предназначено для изучения основ программирования студентами средних профессиональных учебных заведений. Оно содержит...
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconУчебное пособие по английскому языку для студентов II курса
Учеб пособие по англ яз для студентов II курса фак-та мэо / Е. В. Воевода, М. В. Тимченко. Моск гос ин-т междунар отношений (ун-т)...
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconПособие по предмету «Высшая математика» для обучающихся IV курса...
В учебном пособии приведена краткая теория по основным вопросам программы (множества, матрицы и определители. Системы линейных уравнений,...
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconУчебное пособие. 9-е изд. Допущено Научно-методическим советом Министерства...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по техническим специальностям
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconУчебное пособие для учащихся начальной ступени общеобразовательных учреждений
Учебное пособие предназначено для дополнения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconУчебное пособие / А. А. Елепов [и др.]; Арх гос техн ун-т. Архангельск : агту, 2009. 120 с
Анисимов, Г. М. Лесотранспортные машины : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Г. М. Анисимов, А. М. Кочнев;...
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconРабочая программа по информатике и икт для 6 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного образования по информатике и икт и авторской про­граммы по информатике и икт для 6 классов по учебно-методическому...
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconУчебное пособие по экономическому переводу для студентов IV курса, изучающих
Данное пособие может быть рекомендовано и при самостоятельной работе над французским языком для лиц, желающих приобрести навыки понимания...
Пособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница