Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование




Скачать 253.27 Kb.
НазваниеУчебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование
страница1/2
Дата публикации22.05.2013
Размер253.27 Kb.
ТипУчебный курс
litcey.ru > Математика > Учебный курс
  1   2

Учебный курс


«Теория организации»


Системология:

(Базовая научная дисциплина)

Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование.







Спецкурс –

«Анализ конкурентных систем»

Л1

Раздел 1. Основные понятия системологии
Определение (системологии):

Системология – научная дисциплина о рациональном упорядочивании знаний и целесообразном их использовании.


  1. Первым среди основных понятий системологии рассмотрим понятие цели.


Определение (цели):

Целью будем называть непустое множество желательных событий в будущем:

C{S1(t1), …, Si(ti), …, Sn(tn) },

где C – цель,

Si – i-ое желательное событие в будущем,

ti – момент времени в будущем.

Событие можно относить не только к моменту, но и к интервалу времени в будущем [tiн tiк].

^ Обязательные требования системологии к формулировке цели состоят в следующем:

  • События Si должны быть наблюдаемыми, т.е. предполагаемые средства наблюдения должны давать однозначный ответ на вопрос: «Произошло событие или нет»;

  • События Si (i=1, … , n) должны быть или физически непротиворечивы или для противоречивых событий должно быть указано условие компромисса;

  • Реализуемость (С – декларация, Р – программа действия от t0 → ti).

Проверку целей на соответствие указанным условиям будем называть оценкой конструктивности целей.

Например:

(х) Неправильная формулировка цели, неправильная декларация: «Создать самую мощную газовую турбину (S1) с минимальным весом (S2) за 3 года».

Здесь:

S1 – ненаблюдаемое событие (самую мощную среди каких?)

S1 и S2 – противоречивы (увеличение мощности связано с увеличением веса) и никаких условий компромисса между S1 и S2 не дано.

(!) Правильная формулировка цели:

«Создать самую мощную из отечественных газовых турбин (S1) с весом, не превышающим 500 кг (S2)».
В этой формулировке (декларации С) уже выполнены требования и по наблюдаемости и по условиям компромисса для противоречивых событий.
Ключевое слово в определении цели – желательность события относит это понятие к категории субъективных понятий.
Принятые цели могут быть индивидуальными, корпоративными или общественными, но это означает только то, что они связаны с одним или с некоторым множеством субъектов. Это замечание важно иметь в виду в процессе «целеполагания», т.е. в процессе формулировки целей и оценке их конструктивности, и не смешивать общепринятое с объективным.

В системологии целеполагание строится на анализе объективных ситуаций, тем не менее, одни и те же объективные ситуации могут приводить различных субъектов к разным целям.

Решение задач целеполагания является одним из самых сложных и ответственных видов интеллектуальной деятельности. Такие группы целей как созидательные, состязательные, разрушительные сопутствуют всей истории человечества.

Решение задач целеполагания является первичной необходимой функцией высшего руководства любой организации. Разберём один показательный пример, содержащий все задачи целеполагания.
^ Система целеполагания на примере университета М

1. Декларация цели (С)

Обеспечить участи университета М в международных проектах фундаментальных научных исследований в 2010 – 2015 г.г..

    1. Анализ проблемной ситуации, формулировка цели.

    2. Декомпозиция цели на желательные события.

  1. Оценка декларации цели С с точки зрения основных требований системологии.

    1. Наблюдаемость событий/состояний (S1, S2, …).

    2. Непротиворечивость событий (S1, S2, …).

    3. Реализуемость цели С.

Цели формулируются человеком, руководством организации, правительством, исходя из попытки решить какую-либо проблемную ситуацию.
^ 1.1 Анализ проблемной ситуации, формулировка цели.

Университет М возник и существует как университет, готовящий научные и инженерные кадры в ядерной науке и технике. Главное в его концепции обучения – научное образование, т.е. информационные источники для обучения не вторичные источники (учебники уже написанные), учебное оборудование (уже сделанное), учебные программы (уже разработанные). О таких университетах сейчас говорят: инновационный университет, т.е. сам разрабатывает новые программы обучения по новым специальностям и специализациям, учебную базу, учебно-методическую литературу.

^ Инновационный академический процесс (цикл) состоит в следующем:

– новые научные знания, полученные в фундаментальных исследованиях с некоторым сдвигом во времени идут в учебный процесс,

– студенты старших курсов и аспиранты университета непосредственно вовлекаются в процесс получения новых научных знаний

Именно благодаря такой организации учебного процесса и достигается подготовка высококвалифицированных специалистов для научных организаций, имеющих очень высокую ценность для общества.

Итог:

Университет М является инновационным университетом, результаты инновационных процессов, которые проявляются во внешнем мире, состоят в следующем.

Появляются высококвалифицированные специалисты, имеющие высокую ценность на мировом рынке труда. Это в свою очередь повышает авторитет университета в обществе и желание учиться в нём наиболее способных абитуриентов.

Что необходимо для достижения такого результата? Прежде всего, участие коллектива университета в проведении фундаментальных научных исследований, которые и порождают новые знания в обществе.

В чём же проблема университета М?

Проблема состоит в том, что в стране нахождения университета резко сократились государственные ассигнования на проведение научных (фундаментальных) исследований, нарушилась проектная организация таких исследований. В обществе начали распространяться некомпетентные суждения о практической бесполезности этого вида деятельности.

Проблема в том, что перед университетом М возникла опасность деградации.

В других развитых странах (ЕС, США, Канада, Япония, Китай) сейчас ситуация прямо противоположная. Очевидно, что в описанной проблемной ситуации, университету М предстоит или деградация или поиск способов участия в международных проектах фундаментальных исследований.

^ Подведём итоги анализа проблемной ситуации (декларация цели).

В сложившейся ситуации у университета М остаётся единственный путь избежать деградации: обеспечить участие университета М в международных проектах фундаментальных исследований.

^ 1.2. Декомпозиция цели на события.

Конкретизируем эту декларацию на конкретные события: S1, S2, S3, S4 – состояния к которым должен прийти университет М в некоторые моменты ti в будущем.

С ≡ {S1(ti), S2(ti), S3(ti), S4(ti)}, где

S1 – полный тематический спектр по академическим структурам М (кафедры, институты, факультеты);

S2 – решение центральных задач в проектах;

S3 – выдача заказчику законченных, готовых к использованию результатов (программ моделирования и управления, экспериментальные установки, приборы, теоретически обоснованное предложения);

S4 привлечение не менее студентов старших курсов и аспирантов к выполнению международных проектов.

Теперь проверим отвечает ли декларированная цель С требованиям системологии.

2. Оценка декларации цели С с точки зрения основных требований системологии.

    1. . Наблюдаемость событий/состояний (S1, S2, …).

    2. . Непротиворечивость событий (S1, S2, …).

    3. . Реализуемость цели С.


2.1. Наблюдаемость событий/состояний (S1, S2, …).

Последовательный анализ Si специалистом приводит к заключению о наблюдаемости и однозначным заключениям о наступлении Si. Более того, для каждого Si можно ввести меру и говорить о том, в какой мере мы достигли подцель Si .

^ 2.2. Непротиворечивость событий (S1, S2, …).

Для ответа на этот вопрос необходимо провести структуризацию процессов университета М, при этом выделим только основные процессы, которые связаны с достижением поставленных подцелей/событий, с результатами работы университета М во внешнем мире.

Представим М как систему: вход–процесс–выход. Рис. 1.

Проверка:

Метод: В соответствии с целями дадим положительное приращение потоку P, +∆P. Исследуем, к каким результатам на выходе приведёт данное приращение входного потока. В нашем случае можно показать, что +∆P на входе приводит к целесообразному изменению всех выходных характеристик М (результатов работы университета во внешнем мире).



    1. Реализуемость цели. (Рис. 2)


Национальные научные организации




CRDF




CERN




DOE




Транснацио-нальные компании




INTEL




Универ-

ситеты




Рим 2







ООН




ЮНИДО




… …









Государства

… … …

… … …


  1. Список доступных иностранных организаций.

  2. Прогноз развития организации.

  3. Прогноз развития международных отношений.

  4. Стратегия сотрудничества

М

Россия


Научные органи-зации и универси-теты


Парт-

нёры


Конку-ренты




Российское государство


Минобрнауки


Росатом


Росавиакосмос


Минобороны


МИД





Анализ отношений

Анализ объектов

Рис.2. Система международных отношений объекта М .


2.3.1. Анализ внешнего мира (источники проектов):

– список всех источников с близкой для М тематикой;

– оценка доступности источников: государственные ограничения, заявленные ограничения по сотрудничеству и т.д.;

– формирование списка доступных источников проектов.

2.3.2. Прогноз развития источника I на целевой период до 2015 год.

Выявление областей пересечения интересов на интервале t02015 год.



2.3.3. Выработка стратегий взаимодействия с каждым источником и оценка достижимости каждого целевого состояния.

Примеры:

– CERN: 2007 год – окончание уже начатых контрактов;

– CRDF – коалиционная стратегия с МФТИ;

– DOE – здесь своя стратегия

и т.д..

В результате мы получаем список стратегий и программу работ на ближайшее 10-летие, далее план сотрудничества и программа работ по реализации и развитию всех структур университета М, связанных с реализацией поставленной цели.

Л2

  1. Основным методологическим понятием системологии является «системный подход» к описанию внешнего мира. Внешнего по отношению к некоторому абстрактному наблюдателю (субъекту).


Определение (системного подхода):

Системный подход к описанию внешнего мира это целесообразное описание внешнего мира в категориях: объекты, отношения, системы, состояния и их изменение во времени, управление, организация.
Важно отметить, что системный подход применим как к реальному миру, так и к виртуальному (воображаемому). Именно поэтому системное описание позволяет практически решать как аналитические (исследовательские) задачи, так и созидательные (проектные). Первый класс задач называется «системным анализом», второй – «системным проектированием».

3) Рассмотрим некоторые общие свойства внешнего мира, обусловившие появление основных понятий системологии.

Научные знания, согласующиеся с непосредственным опытом каждого человека, представляют внешний мир (наблюдателю, субъекту) в виде вложенных пространств обитания, изображенных на Рис. 4.

Природа это всё, что доступно наблюдениям. Уточнять и интерпретировать это понятие можно сколько угодно. Этим, в частности, занимаются философия и теология.

Изучением конкретных объектов природы занимается естествознание: физика, химия, биология.

Из всех представлений о природе для системологии принципиально важно то, что существует область внешнего мира, которую неправомерно связывать с понятием цели (неживая природа) и существует другая часть внешнего мира (живая природа). Объекты этого мира связаны с понятием цели и это оказывается существенным при их описании.

Биосфера – область существования живой природы, включая всё множество живых объектов. Все живые объекты обладают следующими свойствами:

  • способностью к собственному воспроизводству;

  • существование имеет циклический характер (жизненный цикл);

  • на жизненном цикле осуществляется обмен веществ и энергией с внешней средой.

Живые организмы имеют механизмы движения в пространстве как под действием внешних, так и под действием внутренних сил.

Например:

Парашютные системы у семян некоторых растений, крылья птиц, плавники рыб, лапы животных, ноги и руки человека.

Движение под действием внутренних сил имеет избирательный (по направлению и скорости) характер. Механизм и процесс выбора направлений и скорости движения называется «управлением», а управляемое движение – «целесообразным поведением» U(C). Типичные цели: поиск пищи, поиск парной особи, поиск безопасного места обитания, устройство жилища и т.д..

Биология объясняет как и почему живые организмы образуют различные похожие подмножества (пара, семья, стадо (стая), …, вид), имеющие общие групповые (коллективные) цели и, соответственно, «коллективное целесообразное поведение».

Определение (организации):

Организация это коллектив, имеющий общие цели С0 и управление U(C0). Причём С0 не обязательно полностью совпадает с целями участников Сi (членов организации).

Социум это мир людей. Поэтому все характеристики живой природы, очевидно, относятся и к человеку и к человечеству.

Существенно новой характеристикой социума является наличие в нём специальных организаций для выполнения следующих функций (регулярных целей):

  • накопление и упорядочивание знаний о внешнем мире (наука);

  • передача существенных знаний новым поколениям (образование);

  • использование совокупных знаний (сознания) для создания искусственных целесообразных объектов (созидание).

Процессы в этих организациях стали доминирующими для обеспечения жизнедеятельности человека и человечества и получили общее название – «труд». («Труд создал человека».)

Говоря о человеке как элементе социума, будем иметь в виду прежде всего наличие у него «сознания», т.е. совокупного знания, сформированного в нём социумом.

Исходя из сказанного, характеристики человека будем разделять на биологические и социальные.

Цивилизацияискусственный мир, результат созидательной деятельности социума, его специальных организаций.

Фактически, человечество уже давно обитает в искусственном мире. Общая тенденция состоит в том, что цивилизация занимает всё большее пространство биосферы и заметно меняет её состояние. Это обстоятельство с середины 20 века стало одной из главных проблем дальнейшего развития цивилизации.

Для системологии и в, частности, для теории организации важнейшие свойства искусственных объектов состоят в следующем:

  • живые и неживые искусственные объекты в равной степени соотносятся с понятием цели;

  • существование искусственных объектов, в том числе и неживых, имеет циклический характер (жизненный цикл).

  • порождение искусственных объектов и реализация их жизненных циклов осуществляется специальными, сознательно созданными организациями, будем их называть производственными.

Искусственные физические (реальные) объекты рождаются из виртуальных.

Целесообразное преобразование виртуального объекта в реальный или одного реального объекта в другой реальный объект, или одного виртуального объекта в другой виртуальный объект называется технологией.

^ Технологии реализуются: отдельным образованным человеком (производителем), производственной организацией или специальным искусственным объектом (автоматом, роботом).

Примеры, поясняющие понятие технологии, приведены на Рис. 5.



Теперь обратимся к базовым понятиям системологии, которые относятся к всевозможным наблюдениям изменений во внешнем мире. Неважно, что это – движения некоторого объекта в пространстве, изменение самого или какой-то процесс взаимодействия объектов.

Для системологии важно следующее. Если наблюдение имеет целевой характер, то не все изменения в объекте нас интересуют.

Например, если на Рис. 5 мы наблюдаем за складом готовой продукции и нас интересует только количество продукции на складе N, то никаких других изменений мы описывать не будем.

При этом: если N(t) = const, то будем говорить, что объект сохраняет своё состояние (значение своих характеристик).

Если в момент времени t1 на склад поступило новое изделие, то будем говорить, что произошло событие. Целевое событие, изменившее состояние объекта N(t1)=N+1. Произошла смена состояния.

Событиям и состояниям мы так же можем давать имена в некотором языке. На примере со складом: приход, расход (события); наличие (состояние).

Таким образом, изменения во внешнем мире системология описывает понятиями «событие» и «состояние». При наблюдении изменения во времени события относят к моменту времени, а состояния к отрезку времени.

Среди всех видов движения в природе особый интерес представляют те, в которых наблюдаемые события или состояния или то и другое периодически повторяются, т.е. циклические процессы. Такие процессы с регулярным периодом используются, в частности, для введения меры времени.

В терминах события и состояния полное наблюдение за объектом имеет следующую струтуру:

S1(t1), событие – появление объекта;

S(t), состояние – существование объекта;

S2(t2), событие – исчезновение объекта,

причем t2 > t1; t1 < t < t2.

Существование объекта на t называется жизненным циклом, а ΔT= t2 – t1 называется периодом жизненного цикла или временем жизни.

Это понятие можно отнести к объектам любой природы.

Рассмотрим для примера модели жизненных циклов естественных и искусственных объектов на Рис. 6.

Существование естественных объектов в биосфере и искусственных объектов в цивилизации имеет циклический характер (жизненный цикл).

Несмотря на различную физическую природу и области (условия) существования модели жизненных циклов очень похожи – почти тождественные виртуальные объекты. (Сравните левую и правую части Рис. 6).

Что и зачем мы сделали при построении этих моделей?

  1. Множество реальных объектов мы преобразовали в виртуальный (информационный) объект «жизненный цикл».

  2. Содержатся ли в модели какие либо новые естественно-научные знания? – Нет, не содержатся. Известные положения биологии мы привели к общему компактному виду, построили модель объекта.

  3. Но мы не собираемся быть биологами. Зачем это нужно? Какова цель? – Дальше мы будем изучать организации и механизмы управления коллективным поведением людей. А пока мы привели пример модели, в которой отражаются некоторые свойства всех живых объектов, в том числе и человека.

  4. Тогда давайте сразу говорить о людях, зачем эти обобщения? – Мы именно этим и займёмся в дальнейшем и всякую пошаговую конкретизацию моделей будем называть процессом спецификации. Однако, при этом будем следить за тем, чтобы специфицированные модели и цели не противоречили общей модели при системном проектировании. Например, так же как это делает конструктор, следящий за тем, чтобы динамическая модель не противоречила закону сохранения энергии.

  5. Но если человек (люди) нас будет интересовать как производитель, почему мы не ввели в модель таких характеристик, как, например, специальность, уровень квалификации, обучаемость и т.д.? – Только потому, что пока не ставили перед собой такой цели. Мы хотели описать только отношение состояний человека ко времени и выделить в жизненном цикле фундаментальные события.

  6. А что следует из похожести левой и правой моделей на Рис. 6? – Следует новое знание о том, что жизненные циклы и человека и результатов его труда имеют одинаковую структуру и одинаковые фундаментальные события. Изучив этот рисунок, мы в дальнейшем будем часто иметь ввиду, что обеспечение надёжности и безопасности является фундаментальным свойством любой организации и важнейшей целью поведения.


При использовании системного подхода к описанию внешнего мира важно не только использовать понятия системологии, с которыми мы познакомились выше на качественном уровне, но и иметь в виду следующие положения.

Рассмотренный нами внешний мир как вложенные пространства обитания открывает его единство. Следовательно, появление, существование, исчезновение и движение (поведение) всех реальных объектов определяется общими законами природы. Это, в свою очередь, порождает iаналогии (обобщения) в их описаниях, разные реальные объекты преобразуются в один виртуальный объект или, как говорят, описываются одной моделью. При этом множество свойств реального объекта, отображённых в виртуальном объекте (модели реального объекта), определяется целями.

Полученная модель объекта может быть адекватной, т.е. соответствовать и законам природы и целям её создания. Адекватная модель пригодна для предсказания поведения объекта или создания искусственного объекта. Если в модели содержатся ошибки целеполагания или ошибки в законах природы, то модель неадекватна (iiхимерична), а, следовательно, бесполезна или даже вредна.

Системный подход – это, прежде всего целевой подход, а не комплексный, как это часто интерпретируется. Стремление отразить в модели как можно больше наблюдаемых свойств объекта, несущественных с точки зрения цели, приводит к усложнению модели и iiiнепригодности для дальнейшего решения задач анализа или синтеза.

На этом мы закончим общую характеристику системного подхода к описанию внешнего мира и перейдём к более чёткому определению понятий, которые при этом используются.
Л3

Определение «Объект» –

выделенная часть внешнего мира.
Выделение (идентификация объекта) осуществляется путём:

  • присвоения имени в каком либо языке;

  • определения множества характеристик (признаков) поименованного объекта;

  • определения множества значений каждой характеристики;

  • определения множества параметров, от которых зависят значения характеристик и описание этой зависимости;

  • указания диапазона изменения значений всех переменных величин.

^ Целевой характер данного определения обеспечивается выбором характеристик, а связь с внешним миром (за границами объекта) выбором параметров.
Определение «Параметр» –

– (от греч. parametron – отмеривающий) переменная величина, имеющая объективную меру. На множестве значений параметров задаются значения характеристик.

Чаще всего параметрами служат: время, пространство, группа.

Пространство надо понимать в широком, абстрактном смысле, не только как Евклидово пространство.

Например, алфавит можно понимать как пространство, в котором заданы письменные тексты, а буквы как значения этого параметра.

Характеристики могут быть заданы и на самом множестве выделенных объектов. Например, характеристика «порода дерева» может быть задана на группе деревьев определённого участка леса. Значением параметра в этом случае будет номер очередного дерева.
Определение «Состояние объекта»

– Состояниями объекта будем называть выделенные подмножества значений его характеристик.
Определение «поведение объекта»

– Поведением объекта будем называть изменение его состояний во времени.
Средства и правила описания объектов могут быть разными. Наше определение задаёт состав описания, а не выразительные средства (язык).

В современной практике используются следующие средства.

^ Естественный язык, например, энциклопедические словари.

Мнемонический язык – условное графическое изображение с текстовыми пояснениями, как, например, схемы на Рис. 5, 6.

^ Стандартизованный язык, например, чертежи, технические описания, сетевые протоколы выполненные по определённым соглашениям, стандартам: международным, национальным, корпоративным.

Все перечисленные языки используются тогда, когда описание объекта передаётся обученному человеку. Современная системология вырабатывает средства описания пригодные для передачи как человеку, так и автомату (компьютеру). Таким наиболее распространённым средством является «Табличный язык» – Рис. 7.

Содержимое всех клеток таблицы называется данными. Поэтому можно сказать, что объекты в системологии описываются множеством данных. Очевидно, что все данные на Рис. 7 можно свести в одну более сложную таблицу. В выборе изобразительных средств системология стремится к простоте и ясности понимания модели.

^ Принципиально важные требования к моделям объектов состоят в следующем.

Все данные должны быть измеримыми, должны быть указаны шкалы, единицы и диапазоны измерений. При описании значений характеристик объектов шаг изменения параметров должен быть не меньше шага независимых изменений параметра. Например, если хронометр отсчитывает время в секундах, а мы каким-то образом получили значения характеристик, измеренные через 10 миллисекунд, мы всё равно вынуждены будем взять только каждое десятое значение характеристики, относящееся к целому числу секунд.

И, наконец, все данные в модели должны быть однозначно интерпретируемы.

Данные в таблицах чаще всего являются символами (буквами, числами, иероглифами), т.е. кодами каких то заранее определённых понятий. Поэтому для восприятия смысла модели, она должна быть дополнена кодификатором – таблицей, как, например, на Рис. 8.



Из табл. на Рис. 8 видно, что характеристика А задана на параметре h – высота деревьев. Все значения характеристики ai измеримы путём наблюдения специалиста (эксперта) лесника.

Понятия «окна» и «маски» тоже поясним на простом примере.

Предположим, что вы являетесь владельцем лесного участка и продаёте древесину.

На рынке есть два потребителя. Первый изготавливает высококачественную мебель и в качестве сырья покупает древесину твёрдых лиственных пород. Второй потребитель изготавливает деревянные элементы строительных конструкций и обшивочный материал и покупает хвойную строительную древесину и мягкие лиственные породы.

Ясно, что при планировании договорных поставок и взаиморасчётах целевой характеристикой будут объёмы древесины разных пород. Объём дерева на корню по лесотехническим стандартам определяется не только высотой h, но и диаметром ствола (на уровне груди) d.

Значит d нужно ввести как ещё один параметр для целевого описания объекта «лес» и по правилам построения таблиц на Рис. 7 и Рис. 8 получим Табл. Рис. 9.



Важное замечание относится к классификации данных, которыми описывается объект.

Если все данные являются детерминированными, т.е. все их значения определяются однозначно, то объект и его поведение называются детерминированными.

Если какие-то данные являются случайными (стохастическими) величинами и к описанию надо добавлять распределения вероятностей, то такой объект и его поведение называется стохастическим. Это существенно усложняет описание и последующую работу с объектом. Поэтому, если цели описания допускают, такие объекты следует искусственно превращать в детерминированные, например, путём замены случайной величины её средним значением. Однако, возможна и третья ситуация, когда о некоторых данных нам вообще ничего не известно – «неопределённый объект». В этом случае от абстрактного описания следует переходить к предметному системному исследованию по информационным источникам (информационный поиск) или путём опроса экспертов (специалистов) или проводить научные исследования.

Как мы видели на сильно упрощённых примерах системологическое описание объектов, особенно в табличной форме является довольно трудоёмким делом. Однако у нас нет другого выхода, когда модель должна восприниматься и человеком и компьютером. Во-вторых, созданная один раз модель объекта, может быть многократно использована для множества других объектов и сама может стать товарным продуктом – объектно-ориентированной базой данных.

Л4
Определение «Отношение»

Любое выделенное влияние одного объекта на другой будем называть «отношением».
Независимо от природы отношений, например, отношение порядка 1, 2, 3 … общее–частное, причина–следствие, физическое воздействие и т.д., влияние А на В будем записывать в виде:
  1   2

Похожие:

Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование iconМетодические указания к курсовой работе по курсу «Теория менеджмента. Теория организации»
«Теория менеджмента. Теория организации» для студентов специальности «Менеджмент организации» Нижневартовск, 2012 г
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование iconТемы курсовых работ по дисциплине «Теория менеджмента: Теория организации»...
Множество дефиниций организации как отражение сложности и многомерности Феномена организации
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование icon«Теория организации»
Теория организации это научно обоснованная организация организаций, которая изучает принципы, законы и закономерности для создания,...
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория организации»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория организации» для направления «Государственное и муниципальное управление»
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина мдк. 03....
Дисциплина «Управление структурным подразделением организации» входит в междисциплинарный курс профессионального модуля учебного...
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
«Теория менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Финансовый менеджмент», «Теория организации...
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование iconЭкзаменационные вопросы по курсу теория игр и исследование операций...
Доказать, что если функция K(X,y) непрерывна на X? Y (X, y компакты), то функция непрерывна на X
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование iconТемы курсовых работ по дисциплине «Теория организации» Тема Природа и сущность организации
Множество дефиниций организации как отражение сложности и многомерности Феномена организации
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование iconВведение 2
Теория разделения властей как политико-правовой принцип и научная теория 3
Учебный курс «Теория организации» Системология: (Базовая научная дисциплина) Теория организации; исследование операций и оптимальное управление; аналитика данных; имитационное моделирование icon1. Теория стратегического управления персоналом организации
Для того чтобы этого достигнуть, необходимо стратегическое управление персоналом организации, которое тесно взаимосвязано со стратегическим...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница