«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики»




Скачать 44.28 Kb.
Название«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики»
Дата публикации06.06.2013
Размер44.28 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Математика > Урок
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики»
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Исследовательская работа учащихся начинается с постановки проблемы. При этом могут реализовываться следующие цели: углубление и расширение знаний учеников, привитие вкуса к исследовательской работе, развитие познавательного интереса, формирование исследовательских умений (например, таких, как видение структуры проблемы, прогнозирование, анализирование имеющейся ситуации, высказывание гипотез, планирование, сведение задачи к совокупности подзадач, конструирование, корректирование своих действий в соответствии с целью). Предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного. Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории.

Приведу примеры конкретных уроков, целиком посвященных исследовательской деятельности учащихся, используемой на уроке в качестве источника новых знаний.

1. 7 класс. Тема урока «Действие жидкости на погруженное тело».

Во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учитель демонстрирует обычный опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь учитель предлагает перейти к серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.

Всякое исследование начинается со сбора и обсуждения фактов. Такие факты постепенно накапливаются в ходе беседы, когда учащиеся вспоминают различные явления природы и случаи из повседневной практики. Это помогает им сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезу.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Для этого, на каждом столе приготовлены - рычаг, укрепленный на штативе, 2 стакана с водой, тела одного объема, но разной массы (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема. (Алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанные ниткой).

Учащиеся постепенно подвешивают тела к рычагу, добиваются его равновесия, а затем, погружая тела в воду, проверяют все выдвинутые гипотезы. При этом ученики, самостоятельно исследуя характер зависимости между физическими величинами, анализируют свои наблюдения, делают выводы, которые и приводят к окончательному построению теории (выводу формулы). За теоретическим толкованием формулы архимедовой силы может следовать экспериментальная проверка формулы с помощью опыта с ведерком Архимеда. В конце урока учащиеся снова анализируют факты, предлагаемые либо учителем, либо самими учениками, например: «На какое из тел действует большая выталкивающая сила?»,



«Почему все водяные растения обладают мягкими, легко сгибающимися стеблями?» и т. д. Приводимые факты и их объяснения можно снова проверить на опыте.

Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности.

Аналогичны по методике проведения уроки в ^ 8 классе при исследовании, от чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела

2. 8 класс. Тема урока «Последовательное соединение проводников» (аналогично методу проведения урока на тему «Параллельное соединение проводников»).

Структура данного урока, как и предыдущих, определяется звеньями цикла научного исследования, причем главную часть урока занимает экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез и их теоретическое толкование. Надо стремиться к тому, чтобы проводимое на уроке исследование стало действенным стимулом познавательного интереса для каждого учащегося. Для этого необходимо создать в процессе работы условия, способствующие раскрытию пути исследования. С этой целью учитель разбивает все исследование на три этапа, соответствующие обнаружению зависимости между основными характеристиками электрической цепи. Учащимся предлагается на каждом этапе исследования записывать результаты в таблицу:


Какова сила тока в различных участках цепи?

I =

I1 =

I2 =

I =const

Как связано напряжение на участке АВ с напряжениями на последовательно включенных проводниках?

U =

U1 =

U2 =

U =U1+U2

Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением различных проводников?

R==

R1 ==

R2==

R =R1+R2


Здесь слева - цель каждого этапа работы, в других колонках - обработка результатов эксперимента и оформление теоретических выводов.

Заполнение таблицы на доске проводит учитель после тщательного обсуждения с учащимися каждого результата на данном этапе работы.

Завершающим этапом урока-исследования является анализ приводимых учащимися примеров практического использования последовательного соединения проводников.

В целях более активного привлечения внимания к результатам этого урока и следующего («Параллельное соединение проводников») учащимся дается задание изучить электропроводку в комнате, квартире; определить число потребителей, способы их включения; номинальные токи и напряжения, на которые они рассчитаны. Это позволит каждому ученику внести вклад в анализ фактов и выдвижение гипотезы исследования на каждом этапе урока.

Похожие:

«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconПроектно – исследовательская технология на уроках химии
На протяжении нескольких лет наш лицей является базовой научно – экспериментальной площадкой. Задачей лицея является «Проектно –...
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconУроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности учащихся
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной самостоятельности...
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconВыпускная работа «Критериальный анализ творческой педагогической...
«Групповая работа на уроках обобщения по русскому языку как средство повышения качества знаний учащихся»
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» icon«Использование икт на уроках истории и обществознания как средство...
Виды образовательных информационно-коммуникационных ресурсов, применяемых на уроках и во внеклассной деятельности
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconИспользование контрольно-измерительных материалов (тестов) на уроках...
Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) на уроках географии как средство
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconИсследовательская работа по теме: Проектный метод в личностно-ориентированном...
Проектный метод в личностно-ориентированном образовании как средство развития профессиональных возможностей студента
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconПедагогики курсовая работа работа над речью слабослышащих учащихся...
Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconНаучно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших...
Обучение в Университете с систематическим методически обеспеченным целенаправленным участием в научной и научно-технической деятельности...
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconОбразовательная программа «милли»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики» iconВыпускная работа учителя физики моу сош д. Большие Боры
Многоуровневые задачи как средство дифференцированного обучения в малочисленных классах
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница