1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.)




Скачать 254.12 Kb.
Название1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.)
страница1/3
Дата публикации05.07.2013
Размер254.12 Kb.
ТипУчебное пособие
litcey.ru > Математика > Учебное пособие
  1   2   3
1. Методика изучения свойств нервной системы

(Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.)

Необходимо выбрать тот вариант поведения, который наиболее соотносим с поведением отвечающего. Каждый из предлагаемых вариантов соответствует одному из типов темперамента, что позволяет после выполнения задания определить степень выраженности отдельных типов темперамента, и отсюда – характеристику свойств его нервной системы.

Текст методики

    1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье

может смениться раздражением.

    1. Настроение всегда ровное, спокойное.

    2. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.

    3. Настроение обычно подавленное, часто грустит.

    1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.

    2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто

замедлены.

    1. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.

    2. Суетливое поведение, всегда торопится, резкие жесты, часто говорит

«взахлеб».

    1. При неудачах старается достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.

    2. При неудачах очень переживает, не хочет вновь браться за дело.

    3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.

    4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.

    1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.

    2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело.

    3. Работает упорно, стремясь во что бы ни стало довести дело до конца.

    4. Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.

    1. В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.

    2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.

    3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.

    4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.

    1. Делит с другими людьми и радость, и горе.

    2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только очень близким друзьям.

    3. Все свои чувства старается пережить в одиночку.

    4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.

    1. Замечание выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.

    2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.

    3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить.

    4. Очень огорчается любым замечаниям, переживает.

    1. После выполнения какой - либо работы долго не может взяться за другую, чувствует себя усталым.

    2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.

    3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не закончив его.

    4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.

    1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их.

    2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.

    3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.

    4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это проявляется слабо.

    1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.

    2. Редко шутит, часто обижается на шутки.

    3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.

    4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно им это или нет.

    1. Перед тем, как приступить к делу, все тщательно продумывает и рассчитывает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.

    2. Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом; если ситуация меняется, то может легко перестроиться.

    3. План работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения, также легко перестраивается при изменении условий работы.

    4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый; если ситуация меняется, то часто не знает, что делать дальше.

    1. Отличается острой впечатлительностью, особенно в области эстетических впечатлений.

    2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной сфере.

    3. Любит яркие впечатления, постоянную смену их, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.

    4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т.п.


КЛЮЧ

Номер варианта поведения


С


Х


Ф


М

1

1.3

1.2

1.1

1.4

2

2.1

2.2

2.4

2.3

3

3.4

3.1

3.3

3.2

4

4.4

4.3

4.2

4.1

5

5.2

5.4

5.1

5.3

6

6.1

6.3

6.4

6.2

7

7.3

7.1

7.2

7.4

8

8.4

8.2

8.3

8.1

9

9.2

9.4

9.1

9.3

10

10.1

10.3

10.4

10.2

11

11.3

11.1

11.2

11.4

12

12.4

12.2

12.3

12.1

ИТОГО:














С – сангвиник

Х – холерик

Ф – флегматик

М – меланхолик
Сравнительный анализ типов темперамента


Типы темперамента и нервной системы по И.П. Павлову, Гиппократу и Галену

Тип нервной системы по Н.И. Красногорскому

Описание темперамента по Н.И. Красногорскому

1. Сильный уравновешенный, подвижный тип – сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии – сангвиник.

Сангвиник. Положительные условно – рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи, с точки зрения подвижности, противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения, подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип – флегматик.

2. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип – холерик.

3. Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подтвержденными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной, и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Слабый тип – меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

4. Слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов – меланхолик.

4. Меланхолик – это энергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в слабых эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные и продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно после многих сочетаний безусловного и условных раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая.


^ 2. ТЕСТ К.ТОМАСА

Тест адаптирован для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека.

Выделяются следующие способы регулирования конфликтов:

  1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

  2. Приспособление, означающее, напротив, принесение в жертву собственных интересов.

  3. Компромисс.

  4. Уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Предполагается, что при уходе от конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на уступки. И только при сотрудничестве обе стороны оказываются в выигрыше.

В опроснике каждый из пяти перечисленных вариантов описывается двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. Они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которой испытуемому предлагается выбрать суждение, наиболее типичное для характеристики его поведения.
^ Пять способов регулирования конфликтов.

Текст опросника:

1.

А) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

^ 2.

А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.

А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  1   2   3

Похожие:

1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconУчебное пособие Четвертое издание Москва Издательство «Флинта»
Тесты по английскому языку для школьных олимпиад: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука; 200t. 80 с
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconУчебное пособие по английскому языку Второе издание
Л 47 Английская литература 1890-1960: Учебное пособие по английскому языку. 2-е изд. М.: Флинта, Наука, 2000. 144 с
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconУчебное пособие издание второе, исправленное и дополненное москва...
Г75 Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconАнкета для изучения мотивации воспитанников (модифицированная методика...
Диагностический инструментарий для изучения сформированности универсальных учебных действий (ууд) у воспитанников творческого объединения...
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconПособие по информатике для обучающихся II курса 2009 г
Учебное пособие предназначено для изучения основ программирования студентами средних профессиональных учебных заведений. Оно содержит...
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconРусакова А. А. Символизм в русской живописи
Кирьянова Н. В. История мировой литературы и искусства: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2006
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconСиндро м раздраженног о кишечник а учебное пособие
Срк. Методы диагностики и лечения указанного синдрома соответствуют стандартам гастроэнтерологии мз РФ от 17. 04. 98 №125. Представлен...
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconТесты по английскому языку для школьных олимпиад Учебное пособие
Тесты по английскому языку для школьных олимпиад: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука; 2003. 80 с
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconПособие по информатике / фгоу спо «Тамбовский политехнический техникум», 2009. 40 с
Учебное пособие предназначено для изучения основ программирования студентами средних профессиональных учебных заведений. Оно содержит...
1. Методика изучения свойств нервной системы (Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000.) iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Цель дисциплины: Цель изучения дисциплины «Социальная психология развития» формирование представления у аспирантов специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница