План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з»




НазваниеПлан-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з»
Дата публикации19.08.2013
Размер93 Kb.
ТипПлан-конспект
litcey.ru > Математика > План-конспект
МОУ «Казинская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект

урока литературного чтения

в 1 классе

Тема: «Знакомство с буквой «З, з»

Учитель Волкова Е.Н.
Проведен 17.11.2010 г.

Цели урока:

  • познакомить детей с согласными звуками [з, з’], буквой «З»;

  • учить выполнять звуко-буквенный анализ слов с этой буквой;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, умение делать выводы на основе наблюдений;

  • закрепить знания учащихся об изученных буквах и звуках;

  • воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Формы работы:

  • разноуровневая;

  • фронтальная;

  • коллективная;

  • индивидуальная.

Методы:

  • наглядный;

  • беседа;

  • диалог;

  • практический;

  • упражнение;

  • самостоятельная работа.

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • презентация Microsoft Office PowerPoint;

  • сигнальные карточки красного цвета для слабочитающих детей, желтые – для детей со слоговым способом чтения, зеленые – для детей читающих бегло;

  • карточки с заданиями для учащихся третьей группы;

  • конверты для рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

- Ребята, сегодня мы с вами принимаем гостей. Но кроме тех гостей, которых вы видите в нашем классе, к нам пришла еще необычная гостья. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кто же это.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница … (Зима).

Слайд 1. (Зимушка-зима)

- Сегодня к нам в гости пришла сама Зимушка-зима, и урок у нас не обычный, а зимний. Мороз, метель, вьюга еще в пути, а Зимушка-зима уже здесь, потому что она слышала, что вы очень любите зиму и ждете ее с нетерпением.

Она принесла вам на урок очень много интересных заданий.
^ II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

Слайд 2. (Гласные и согласные буквы)

- Посмотрите, сколько снежинок-букв закружилось в зимнем хороводе.

Но буквы эти необычные, как и крыши домов. Подумайте:

- Какие из этих букв упадут на красную крышу (Опрос учащихся из 1 группы).

- Какие буквы упадут на сине-зеленую крышу? (Опрос учащихся из 2 группы).

-А теперь давайте проверим, правильно ли вы распределили буквы.

^ Слайд 2.(По щелчку появляются ответы).

- Всегда ли буква Й обозначает мягкий согласный звук, а буквы М, Л, Р, Н, Г, К – твердые согласные звуки.

- Назовите гласные буквы, которые являются показателем мягкости согласных (е, ё, и, я, ю). (Опрос учащихся из 3 группы).

^ III. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель: самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании.

- А теперь Зимушка-зима предлагает вам отгадать загадки.

Слайд 3, 4 (загадки: ЗИМА, ЗАЙКА)

- Произнесите первые звуки слов-отгадок и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово зайка начинается со звука [з], а слово зима - со звука [з’] Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [з,з’] и буква, которая их обозначает».)

– Отталкиваясь от темы урока, попробуйте догадаться, чем мы будем заниматься на этом уроке.

(Учащиеся формулируют цель урока: научиться писать эту букву, выделять звуки в словах, соотносить звук со схемой, учиться читать слоги, слова с этим звуком.)

^ IV. Усвоение новых знаний.

1. Знакомство с графическим изображением буквы з.

Цель: Знать графическое изображение буквы. Научиться печатать её в тетради.

- Ребята, звуки [з] и [з’] на письме обозначаются буквой З. Вот как выглядит эта буква.

^ Слайд 5 (буква З).

- На что похожа буква З?

- На эту букву посмотри:

Она совсем, как цифра три!

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

З – как тонкий завиток,

Как затейливый вьюнок,

Звук у З простой и чистый,

З запомним очень быстро.

- А сейчас давайте откроем тетради на стр. __ и закрасим все фигурки, в которых встречается буква З и посмотрим, какой рисунок зашифровала Матушка-зима.

Слайд 6 (Песня «У леса на опушке…»).

^ 2. Знакомство с новыми звуками.

Цель: артикулирование новых звуков.

- Ребята, а какие слова с буквой З вы знаете?

- А теперь постарайтесь запомнить все слова с буквой «з», которые вы сейчас услышите.

Слай 7. (Слова со звуками [з], [з’]).

- А теперь давайте произнесем все слова с буквой «з».

^ 3. Знакомство с понятиями «многозначные слова» и «омонимы».

- Ребята, посмотрите на эти картинки.

Слайд 8, 9 (зебра, замок)

- Что на них изображено?

Значение слова «зебра»

  • Африканское млекопитающее рода лошадей, имеющее полосатую окраску.

  • Пешеходный переход, обозначенный белыми поперечными полосами на проезжей части дороги.

Вывод: это слово многозначное.

Значение слова «замок»

  • Укрепленное жилище богатых людей в древности.

  • Устройство для запирания дверей, чемоданов, ящиков мебели и т.п. ключом.

Вывод: эти слова – омонимы.

Слайд 10. (Слова «зебра», «замок»).

- Давайте попробуем сделать звуко-буквенный анализ слов зебра, замок.

- Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «зебра» и «замок». (Одинаковое количество букв, два слога, гласный звук [а]).

- Назовите признаки различия. (Ударение падает на разные слоги).

- Придумайте предложения со словами «зебра», «замок» (1 и 2 группа).

- Придумайте, пожалуйста, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение с любым из этих слов (3 группа).

^ V . Закрепление новых знаний.

1. Речевая разминка.

- Ребята, встаньте, пожалуйста со своих мест.

- Дружно, быстро говорите, чистоговорки и скороговорки за мною повторите. Но нужно не просто повторять, но и проинсценировать то, что вы будете говорить. (Упражнение в выразительном и быстром произношении).

- Давайте сначала порепетируем.

^ Слайд 11-14. (Читают учащиеся 1 и 2 группы).

- Дятел долбит дерево…(«за-за-за» - качают головой).

Ветер завывает в лесу … («зу-зу-зу» - покачивают туловищем).

Зайчик прыгает легко («зо-зо-зо» - поднимают по очереди ноги).

Синичка тоненько пищит («зи-зи-зи» - хлопают руками, как крыльями).

- А теперь все вместе!

^ Слайд 15. (Читают все учащиеся).

- Ребята, кто хочет прочитать нам скороговорку?

Слайд 16.(У зайки Бубы заболели зубы).

- А еще Зимушка-зима любит такую пословицу: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».

- Как вы думаете, что это значит?

Физкультминутка.

^ 2. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой.

На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.

Цели:

  • Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.

  • Формирование умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли новой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)

  • Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.

  • Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух.

- А теперь откройте учебники на стр. 88-89.

Коллективная работа по уровням.

(^ Работа в учебнике (с.88-89) для первой и второй группы, работа по карточкам для 3 группы.

Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это карточки-задания (для хорошо читающих).

^ Карточка №1.

Буква «З» потерялась. Впишите букву в слова и прочитайте их.

_има, моро_ы, _аморозки, сала_ки, _абавы, ска_ка, _вери, _аяц, _имний.

Доскажи словечко.

1)Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла … (зима).

2) Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? … (Зайка!)

3) Я сижу, едва не плача.

Очень трудная … (задача).

4) В коридоре топот ног,

Скоро прозвенит … (звонок).

5) Зазвенели бубенцы,

Вы, ребята … (молодцы!)

^ Карточка №2.

Прочитайте слова. Почеркните синим карандашом слова с твердым звуком [з], а зеленым – с мягким.

Зима, морозы, заморозки, салазки, забавы, сказка, звери, заяц, зимний.

Доскажи словечко.

1)Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла … (зима).

2) Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? … (Зайка!)

3) Я сижу, едва не плача.

Очень трудная … (задача).

4) В коридоре топот ног,

Скоро прозвенит … (звонок).

5) Зазвенели бубенцы,

Вы, ребята … (молодцы!)

^ Карточка №3.

Составьте рассказ с данными словами.

Зима, морозы, заморозки, салазки, забавы, сказка, звери, заяц, зимний.

Доскажи словечко.

1)Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла … (зима).

2) Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? … (Зайка!)

3) Я сижу, едва не плача.

Очень трудная … (задача).

4) В коридоре топот ног,

Скоро прозвенит … (звонок).

5) Зазвенели бубенцы,

Вы, ребята … (молодцы!)

^ Карточка №4.

Подчеркните слоги с буквой «з».

Зима, морозы, заморозки, салазки, забавы, сказка, звери, заяц, зимний.

Доскажи словечко.

1)Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла … (зима).

2) Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? … (Зайка!)

3) Я сижу, едва не плача.

Очень трудная … (задача).

4) В коридоре топот ног,

Скоро прозвенит … (звонок).

5) Зазвенели бубенцы,

Вы, ребята … (молодцы!)

VI. Итог урока

Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

-С какой буквой знакомились на уроке?

- Чему научились?

– Дети, что нового вы узнали на уроке?

Рефлексия.

- Ребята, перед вами два конверта. Опустите свои карточки в один из них (на конвертах нарисованы улыбающаяся и грустная рожицы).

VII . Творческое домашнее задание

- Нарисовать свою картину зимней природы, сочинить сказки, рассказы, стихотворения о Зимушке-зиме.

Похожие:

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconКонспект открытого урока литературного чтения во 2 классе Учитель
...
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconКонспект открытого урока литературного чтения в 1 классе
А. Л. Барто, выставка сборников стихов, видеосюжет театрализации стихотворения «Любочка», песня на стих «Верёвочка», игрушки: бычок,...
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconПлан работы на апрель 2014 г структурное подразделение маоу «Новолыбаевская сош»
Посещение урока литературного чтения в 1 классе по теме «Сказка – цепочка. Русская народная сказка «Репка»»
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconПлан-конспект открытого урока Тема: «Средства коммуникации»
Оборудование и учебные пособия: презентация Power point, раздаточный материал –текст для чтения с заданиями. Карточки с лексическим...
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconПлан-конспект урока английского языка в 4 классе по теме "Одежда"
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconУрок литературного чтения в 4 «В» классе. Тема: Е. Велтистов «Приключение Электроника»
Научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра научно-фантастическая литература
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconКонспект открытого урока по письму и развитию речи в 4 классе. Тема урока: «Родственные слова»
Программа: «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconКонспект урока №2. ( 3 класс, I четверть). Тема: Виды информации....
Практическое знакомство с компьютером. Закрепление в памяти детей названий, используемых клавиш esc,enter и знакомство с назначением...
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconКонспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Парные...

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: «Знакомство с буквой «З, з» iconКонспект урока по русскому языку. Тема «Понятие о словах, обозначающих признаки предметов»
Цель: Знакомство учащихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница