Скачать 161.86 Kb.
|
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯдля специальности: 061100 «Менеджмент организаций»
Учебная дисциплина «Исследование систем управления» освещает теоретические и практические аспекты процессов исследования систем управления. Подробно рассматриваются основы общей теории систем, методы системного моделирования и экспертного оценивания. ^ Цель дисциплины:
^
Организационно-методические указанияРабочая программа по дисциплине «Исследование систем управления» составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов управленческих факультетов и ВУЗов РФ. Программа адресована студентам всех специальностей, изучающих данную дисциплину. Курс «Исследование систем управления» входит в ряд обязательных учебных дисциплин, образующих группу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента для менеджеров, основной вид профессиональной деятельности которых в системе управления следующего назначения: управленческая, организационная, экономическая, маркетинговая, планово-финансовая, консультационная, образовательная деятельность. Данная программа составлена для студентов всех форм обучения и предусматривает проведение занятий в виде лекций, семинаров, упражнений, контрольных и курсовых работ. На лекциях преподаватель излагает основные теоретические положения по каждой теме дисциплины, отвечает на вопросы студентов и выдает им задания на самостоятельную работу. На семинарах студенты выступают перед аудиторией с докладами (сообщениями) и под руководством преподавателя обсуждают наиболее интересные и сложные вопросы, предусмотренных программой обучения. Семинары проводятся по каждой теме учебного курса с целью закрепить знания студентов, полученные на лекциях и в ходе самостоятельного изучения материала. На упражнениях студенты выполняют практические задания, подготовленные преподавателем, с целью приобретения навыков решения исследовательских задач, возникающих в различных областях деятельности организации. Изучение каждой темы заканчивается контрольной работой, которая проводится с целью промежуточного контроля знаний обучаемых в форме собеседования, теста или решения типовых задач. За выполнение контрольной работы каждый студент получает оценку, которая учитывается преподавателем при итоговом оценивании его знаний на экзамене (зачете). Для более глубокого изучения отдельных вопросов, связанных с проблематикой исследования систем управления, студенты выполняют и защищают курсовые работы в соответствии с индивидуальными заданиями, полученными от преподавателя. Изучение дисциплины завершается экзаменом (зачетом), на котором преподаватель проверяет глубину знаний и уровень навыков обучаемых в области теории и практики исследования систем управления. Дисциплина «Исследование систем управления» базируется на знаниях, приобретенных обучающимися при изучении дисциплин, которые рассматривают характеристики, элементы и свойства организаций. К ним относятся такие дисциплины, как «Философия», «Социология», «Экономика», «Математические методы в управлении», «Менеджмент», «Теория организации». Содержание программы, ее объем обуславливают необходимость оптимизации работы на занятиях, отбор учебного материала и методик преподавания. Следует обратить особое внимание на содержание самостоятельной работы, которая имеет большой удельный вес и становится обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов. Изучать дисциплину рекомендуется в последовательности, изложенной в программе. При этом особое внимание следует обратить на четкое усвоение терминов и ясное понимание сущности проблем. Изучение курса «Исследование систем управления» заканчивается сдачей экзамена. ^ В результате изучения курса студенты должны: Знать:
Уметь:
Иметь представление:
ii. Распределение часов по темам дисциплины Срок обучения 5 лет, очная форма обучения.
III. Содержание ^ Тема 1. Исследования в современном менеджменте. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Объект и предмет исследования. Типология исследований. Исследования в практике управления. Система управления как объект исследований. Функциональная роль исследования в развитии систем управления. Понятие и содержание методологии исследования. Диалектический подход в исследовании систем управления. Организация процесса исследования систем управления. Этапы проведения исследования. Программа и план исследования. Организация исследования. Технология исследования. Логический аппарат исследования систем управления. Консультирование как форма организации исследования. Состав и выбор методов исследования систем управления. Научная и практическая эффективность исследования. Диагностика систем управления. ^ Определение системы. Понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие систем. Система и среда. Детерминизм и неопределенность. Открытые и закрытые системы. Система и время. Статические, кинематические и динамические системы. Информация и наблюдение состояния динамических систем. Понятие управления и его принципы. Система управления с обратной связью. Классификация систем. Понятия сложной и большой системы. Закономерности систем. Принципы поведения систем. Рефлексионное исследование систем управления. Системный подход и системный анализ в исследовании управления. Приемы анализа и обоснования. ^ Понятие модели и моделирования. Моделирование как метод познания. Историческое развитие метода моделирования. Использование моделирования при исследовании и проектировании систем управления. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления. Подходы к исследованию систем. Принципы моделирования систем. Стадии разработки моделей. Экспериментальные исследования систем. Характеристики моделей систем. Цели моделирования систем. Общая классификация моделей. Перспективы развития методов и средств моделирования систем. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Социологические исследования систем управления. ^ Классификация формализованных методов исследования. Общие сведения о математическом моделировании. Основные подходы к построению математических моделей систем. Понятие общей динамической системы. Типовые математические схемы. Дифференциальные динамические системы. Конечные и вероятностные автоматы. Марковские цепи. Дифференциальные уравнения Колмогорова. Предельное поведение марковской цепи. Процессы «гибели» и «рождения». Случайные потоки событий. Системы массового обслуживания. Сети Петри и их расширения. Агрегативные модели систем. ^ Понятие и классификация имитационных моделей. Необходимость и задачи имитационного моделирования. Способы генерации псевдослучайных чисел. Моделирование случайных факторов. Требования к программному обеспечению имитационных исследований. Инструментальные средства имитационного моделирования. Назначение, состав и структура имитационных систем. Этапы имитационного моделирования. Построение концептуальной модели системы и ее формализация. Алгоритмизация и машинная реализация модели. Оценка качества модели. Планирование процесса исследования систем управления. Обработка и анализ результатов моделирования. Тестирование в исследовании систем управления. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Перспективы компьютерного моделирования в информационном обществе. ^ Экспертные оценки в исследовании систем управления. Общая характеристика и классификация методов экспертного оценивания. Организация и проведение экспертного оценивания. Методы оценивания компетентности экспертов. Методы индивидуального экспертного оценивания. Метод интервью. Метод аналитических докладных записок. Метод сценариев. Метод анкетирования. Методы группового экспертного оценивания. Метод «комиссий». Метод суда. Метод «мозговой атаки». Метод «синектики». Метод Дельфи. Деловые игры. Методы проведения сложных экспертиз. Методики ПАТТЕРН и КВЕСТ. Метод прогнозного графа. Метод «деревьев целей». Метод решающих матриц. Метод SWOT-анализа. Метод морфологического анализа. Методы обработки экспертной информации. Обработка и анализ ранжировок. Обработка и анализ балльных и точечных оценок. Обработка и анализ попарных сравнений. Определение коэффициентов относительной важности. ^
27.Агрегативные модели систем. 28.Понятие, назначение и классификация имитационных моделей. 29.Способы генерации псевдослучайных чисел. 30.Моделирование случайных факторов. 31.Этапы имитационного моделирования.
40.Метод Дельфи. 41.Деловые игры. 42.Методика ПАТТЕРН. 43.Метод прогнозного графа. 44.Метод решающих матриц. 45.Метод SWOT-анализа. 46.Метод морфологического анализа. 47.Методы обработки и анализа ранжировок. 48.Методы обработки и анализа балльных и точечных оценок. 49.Методы обработки и анализа попарных сравнений. 50.Методы определения коэффициентов относительной важности. ^
21. Метод прогнозного графа. 22. Метод решающих матриц. 23. Метод морфологического анализа. 24. Методика ПАТТЕРН. 25. Метод мозговой атаки и его модификации. ^Основная литература:
Дополнительная литература:
^ 1. В каких ситуациях используют индивидуальные методы экспертного оценивания? 1. В уникальных ситуациях с недостаточным количеством информации о проблеме. 2. В повторяющихся ситуациях с большим количеством информации о проблеме. 3. В ситуациях принятия решений в условиях неопределенности. 2. В чем заключается метод интервью? 1. В заполнении экспертом специальных вопросников по изучаемой проблеме. 2. В опросе эксперта по заранее сформулированным вопросам. 3. В разработке экспертом сценариев развития ситуации. 3. В чем заключается основная идея метода мозговой атаки? 1. В том, что этапы выдвижения и критики идей разделены между собой. 2. В том, что эксперты могут выдвигать любые идеи. 3. В том, что в ходе мозговой атаки запрещена персональная критика. 4. В чем проявляется закономерность целостности? 1. В появлении у системы новых свойств или качеств. 2. В том, что система проходит в своем развитии определенные этапы жизненного цикла. 3. В том, что любая система обменивается информацией с внешней средой. 5. В чем состоит идея метода Дельфи? 1. Эксперты работают заочно. 2. Запрещена персональная критика. 3. Экспертное оценивание проходит в несколько туров. 6. P-схемы - это математические модели … 1. С детерминированными процессами и дискретным временем. 2. С дискретным временем и случайными процессами. 3. С непрерывным временем и случайными процессами. 7. В чем состоит метод аналитических докладных записок? 1. В опросе эксперта по заранее сформулированным вопросам. 2. В разработке экспертом сценариев развития ситуации. 3. В самостоятельной работе эксперта по решении. Проблемы. 8. В чем состоит преимущество метода суда? 1. В отсутствии критики. 2. В четком разделении ролей экспертов. 3. В коллективной генерации большого количества идей. 9. Для чего предназначен метод синектики? 1. Для принятия коллективных решений. 2. Для разработки альтернатив. 3. Для групповой дискуссии по решению проблемы. 10. Искусственные системы – это: 1. Системы, которые функционируют в искусственных условиях. 2. Системы, создаваемые людьми для достижения своих целей. 3. Это физические или биологические системы. 11. К какому типу относятся математические модели реальных процессов и явлений? 1. К знаковым моделям. 2. К аналоговым моделям. 3. К интуитивным моделям. 12. D-схемы - это математические модели … 1. С детерминированными процессами и непрерывным временем временем. 2. С дискретным временем и случайными процессами. 3. С непрерывным временем и случайными процессами. 13. К методам коллективного экспертного оценивания относятся … 1. Метод анкетирования. 2. Метод синектики. 3. Метод интервью. 14. Как организуется работа экспертов по методу Дельфи? 1. В форме групповой дискуссии. 2. В несколько туров. 3. Каждый эксперт играет определенную роль. 15. В чем проявляется закономерность историчности? 1. В появлении у системы новых свойств или качеств. 2. В том, что система проходит в своем развитии определенные этапы жизненного цикла. 3. В том, что любая система обменивается информацией с внешней средой. 16. Как происходит выдвижение идей в методе номинальной группы? 1. В условиях запрета критики. 2. Анонимно и заочно. 3 Поочередно в полной тишине. 17. Как функционируют открытые системы? 1. Путем обмена ресурсами с внешней средой. 2. Путем обмена энергией с внешней средой. 3. Путем обмена информацией с другими системами. 18. На какие группы можно разделить методы экспертного оценивания? 1. Индивидуальные и коллективные. 2. Статические и динамические. 3. Материальные и абстрактные. 19. Для чего предназначена мозговая атака? 1. Для принятия коллективных решений. 2. Для выдвижения большого количества идей. 3. Для организации решения сложных проблем. 20. Какие задачи решаются с помощью экспертного оценивания? 1. Задачи анализа и задачи синтеза. 2. Задачи принятия решений. 3. Задачи оптимизации бизнес-процессов. |
![]() | Учебное пособие для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» Шульгин О. В. Управленческие решения: курс лекций. Учебное пособие для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» дневной... | ![]() | Примерная тематика рефератов по курсу «Исследование систем управления» Современный менеджмент и необходимость исследования систем управления социально-экономической организацией |
![]() | "инновационный менеджмент" Выполнение курсового проекта по дисциплине “Инновационный менеджмент” является важнейшим практическим этапом изучения дисциплины... | ![]() | Исследование систем управления” На тему: “Виды систем управления.... Целью данной дисциплины является анализ характеристик системы управления: целей, функций, решений и самой структуры управления, а... |
![]() | Методические указания по расчету эффективности предложенных мероприятий,... Методические указания по выполнению четвертой главы дипломного проекта составлены на основании учебных планов специальности 061100... | ![]() | «Исследование систем управления» Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направления подготовки 080500. 62 «Менеджмент» |
![]() | «Исследование систем управления»», «Финансы корпораций» Дисциплины: «Основы менеджмента», «История менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Теория организации» | ![]() | Теоретические вопросы для студентов специальности «Менеджмент организации» Уровни управления. Роли, задачи и компетенции менеджеров на различных уровнях управления |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины организационное поведение... Для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Для направления 080500. 62 «Менеджмент» | ![]() | Учебной дисциплины «математика» Для специальностей 060500 «Бухгалтерский учет и аудит» «Финансы и кредит» 061100 «Менеджмент» 061000 «Государственное и муниципальное управление |