И нновационная образовательная программа




НазваниеИ нновационная образовательная программа
страница1/4
Дата публикации25.02.2013
Размер0.65 Mb.
ТипОбразовательная программа
litcey.ru > Право > Образовательная программа
  1   2   3   4




Российская Федерация

Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

Инновационная образовательная программа

Утверждено

Ученым советом Тюменского

государственного университета

26 ноября 2007 г., протокол № 11
Председатель Ученого совета, ректор

Г.Н. Чеботарев

КОНЦЕПЦИЯ

^ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ТЮМЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
г. Тюмень – 2007 г.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Чеботарев Г. Н. – ректор Тюменского государственного университета;
Загвязинский В. И. – заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований;
Волосникова Л. М. – проректор по учебной работе;
Филиппов В. А. – проректор по новым образовательным и информационным технологиям;
Залесова Н. В. – заместитель директора Института дистанционного образования;
Ивашко А. Г. – заведующий кафедрой информационных систем ИМиКН;
Огороднова О. В. – заместитель директора Института педагогики, психологии и управления по учебно-методической и научной работе;
Суворов Р. Ю. – заведующий отделом программного обеспечения Института дистанционного образования;
Седов Г. М. – директор видеостудии Института дистанционного образования;
Юманова Н. Н. – заведующий методическим отделом учебно-методического управления университета.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Понятие инновационной образовательной технологии




  1. Опыт применения инновационных образовательных технологий в ТюмГУ




  1. Актуальность, цели и задачи развития инновационных образовательных технологий в ТюмГУ




  1. Направления развития и виды инновационных образовательных технологий, применяемых в ТюмГУ




  1. Формирование профессиональных компетенций преподавателей ТюмГУ в сфере инновационных образовательных технологий




  1. Общий порядок разработки, внедрения, сопровождения и стимулирования развития инновационных

образовательных технологий в ТюмГУ


  1. Мониторинг внедрения и развитие системы показателей качества применяемых в ТюмГУ инновационных

образовательных технологий

4

6

15

18


31


34


35


  1. ^ ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ


Понятие «технология» обычно рассматривается как искусство, мастерство, умение в совокупности с методами обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, проявляющихся и применяемых в производстве той или иной продукции.

Таким образом, технология в «процессуальном» смысле отвечает на вопросы, как создать ту или иную продукцию и какими средствами. Причем этим вопросам предшествует четкое определение цели, указывающей на то, «что надо получить».

Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. В образовательной теории и практике применяют несколько понятий: «образовательные технологии», «технологии обучения», «педагогическая технология».

«Технологии обучения» (ТО) являются составной частью социальных технологий, т.к. применяются в системе образования, являющейся социальной системой. Понятие ТО не является новым в педагогике. Чтобы какая-либо деятельность получила право называться технологией, необходимо сознательно и планомерно расчленить ее на отдельные элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Кроме того, важно, чтобы этот порядок (процесс) можно было тиражировать.

«Образовательные технологии» касаются общей стратегии развития единого образовательного пространства. Главная их функция – прогностическая, а один из основных видов ее деятельности – проектный (планирование общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров). Критериальные параметры образовательных технологий обычно отражаются в концепциях развития образования.

«Педагогическая технология» явилась развитием идей программированного обучения. Такое обучение должно быть максимально управляемым процессом, этим оно отличается от традиционного обучения направленным воздействием на обучаемого.

Понятие «технология» нужно отличать от понятия «методика». Если методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает три принципиальных момента: технология – это проект будущего учебного процесса и гарантированность конечного результата и выбранная в качестве наиболее эффективной и оптимальной последовательность действий и операций.

В отечественной литературе термин «педагогическая технология» употребляется очень широко. Он обычно подразумевает алгоритм деятельности педагога и обучаемого, обеспечивающий при экономных затратах энергии и времени получение запланированного результата.

При этом очевидно, что необходимо различать педагогические технологии и технологии по созданию, хранению и доставке информации, т.е. все то, что обозначается понятием информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Технология обучения может выступать в двух значениях:

  • программном, содержащем процедуры и операции (система научно-обоснованных предписаний (инструкций), указаний и рекомендаций для реализации в образовательной практике);

  • деятельностном, содержащем деятельность, выстроенную в соответствии с этой системой.

^ Инновационная образовательная технология – образовательная технология, базирующаяся на использовании инновационных методов образования.

Инновационные методы в высшем профессиональном образовании - это методы, которые основаны на использовании современных достижений науки. информационных технологий в образовании, целью которых является повышение качества подготовки студентов путем развития самостоятельности и творческих способностей студентов.

Применение инновационных методов в образовательном процессе выступает одним из критериев государственной аккредитации университета, который определяет вуз как университет или академию.

В понятие «образовательная технология» в широком смысле входят многие инновационные методы и приемы (проблемного обучения, проективного обучения, исследовательские, тренинговые методы и др.)

Инновационные методы могут реализовываться как в новых (дистанционной, сетевой), так и традиционных формах обучения.

Элементами инновационного образования в области организации учебного процесса в вузе являются:

  • модульно-кредитная система обучения студентов;

  • модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

Задача технологизации обучения состоит в изучении всех элементов обучающей системы и в проектировании процесса обучения, преобразующего учебно-воспитательную работу из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс, для которого характерно выдвижение диагностично поставленных целей, ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, постоянная обратная связь (текущая и итоговая оценка результатов), воспроизводимость всего обучающего цикла.

Существенной чертой технологизации обучения является установление обратной связи и объективный контроль знаний. Решение проблемы, по мнению ряда специалистов, состоит в разработке измерительных «приборов» и процедур измерения знаний, т.е. тестов — стандартных заданий для каждого уровня обучения. Особенность тестового контроля – критериальность, поскольку диагностично поставленные цели имеют значение эталона, которым измеряется степень достижения цели.


  1. ^ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТюмГУ




    1. Опыт применения инновационных образовательных технологий в ТюмГУ в рамках основных образовательных программ, реализуемых в традиционной форме


В настоящее время в ТюмГУ развиваются три модели (три поколения) применения инновационных технологий в образовании:

(1) инновационные образовательные технологии в основных образовательных программах, реализуемых в традиционной форме;

(2) инновационные образовательные технологии в основных образовательных программах, реализуемых в дистанционной форме (ИДО);

(3) инновационные образовательные технологии в системе сетевого (Интернет) обучения, создание которого предусмотрено решением Ученого Совета ТюмГУ от 27.12.2006 и Инновационной образовательной программой университета.

В 2003-2007 гг. в университете получены существенно важные результаты в области развития мате­риальной базы для применения инновационных образовательных технологий.

В головном вузе на сегодня установлено 3244 персональных компьютеров, оборудовано 36 компьютерных классов и залов доступа к электронным ресурсам, 72 аудитории и залов доступа оснащены мультимедийным оборудованием, создана телестудия, выпускающая учебные фильмы. В филиалах университета установлено 1124 персональных компьютера.

Модернизировано компьютерное, сетевое оборудование во всех подразделениях университета. Создана телекоммуникационная сеть университета, которая имеет высокоскоростные оптоволоконные каналы соединения с провайдерами г. Тюмени, обеспечивает доступ к научно-образовательным, библиотечным и другим ресурсам университета и его подразделений, а также доступ к ресурсам глобальной сети интернет практически из всех компьютер­ных классов и лабораторий университета.

На серверах уни­верситета сформированы фонды электронных образовательных ре­сурсов, включая электронные учебно-методические комплексы, учеб­ники, методические разработки и др. Количество учебно-методических комплексов, доступных студентам на сайте ТюмГУ, составило в 2007 году более 80% от числа дисциплин.

В университете в соответствии с приказом ректора от 12 июня 2006 началось внедрение рейтинговой организации учебного процесса (Институт государства и права, факультет психологии), приказом ректора ТюмГУ от 13 марта 2007 года началась работа по формированию учебных планов с применением зачетных единиц по 12 учебным программам.

В Институте государства и права ведется эксперимент по внедрению дистанционных технологий в традиционный процесс по 10 дисциплинам, в Институте математики и компьютерных наук внедряется система управления обучением (Learning management System) компании IBM. Кафедрой информационной безопасности внедрена виртуальная лаборатория по настройке сетевого оборудования, которая позволяет проводить в удаленном доступе лабораторные занятия с уникальным оборудованием.

Инновационная образовательная программа Тюменского государственного университета предусматривает приобретение 300 компьютеров, 11 серверов, 94 рабочие станции. К концу 2008 года повышение квалификации в области применения инновационных образовательных технологий пройдут 300 преподавателей университета. На базе центров компетенций предусмотрено форсированное внедрение инновационных методов обучения: проектных, исследовательских, кейс-стади, а также внедрение кредитных форм организации учебного процесса.

В Институте дистанционного образования ТюмГУ обучается свыше 8 тысяч студентов по 16 специальностям и направлениям.

В ТюмГУ реализуется проект по организации учебного процесса в филиалах северных городов с помощью видеоконференцсвязи.

Университет имеет большой опыт в сфере разработки программно-методических средств. В рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» лабораторией мультимедиа ТюмГУ создаются и широко используются в учебном процессе электронные учебники, включающие не только традиционный текстовый лекционный материал, но и увязанный с ним подробный глоссарий, биографический справочник, презентационный графический материал, банк тестовых заданий для самооценки полученных знаний.

Во многом за внедрение инновационных образовательных технологий ТюмГУ получил Гран-При Всероссийского форума «Образовательная среда - 2004» (г. Москва) – главной национальной ежегодной выставки достижений в сфере образования.

Активизировались процессы менеждмента инновационного образования на всех уровнях университета. Вопросы внедрения инновационных технологий образования активно обсуждаются на заседаниях Учебно-методической секции ТюмГУ, Ученых Советов институтов (факультетов), кафедр. На сайте учебно-методического управления, созданном в 2007 году, размещены методические рекомендации по применению различных видов инновационных образовательных технологий.

По данным руководителей структурных подразделений, количество преподавателей, использующих инновационные технологии обучения, составляет от 30 до 100%. Основными формами инновационных образовательных технологий в традиционном образовании являются использование ресурсов Интернет, разработка и использование лекционных мультимедийных средств, использование специализированных программ, компьютерное тестирование, деловые и ролевые игры. Кроме того, выделяются инновационные методы: проблемные, исследовательские, кейс-метод, учебные и личностные тренинги, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов.

Таким образом, в университете созданы предпосылки для успешной реализации проекта Интернет-обучения, представляющего собой совокупность инновационных образовательных технологий третьего поколения.

Учебно-методическим управлением был проведен опрос студентов в целях выявления мнения обучающихся о динамике и систематичности внедрения инновационного образования ТюмГУ.

На вопрос «Являются ли инновационные методы обучения средством, повышающим качество образования?» 76,4% студентов ответили «да». На вопрос «Как Вы оцените соотношение традиционных и инновационных методов в Вашем институте (факультете)?» 51,% студентов выбрали ответ «преобладание традиционных методов обучения», в то же время 39, 6 % студентов отметили, что «Применение инновационных образовательных методов в университете постепенно активизируется». На вопрос «Оцените доступность компьютерных классов для самостоятельной работы в Вашем институте (факультете): 75, 9% студентов выбрали ответ «низкая» (46,5%) и «недостаточная» (29,4%). Основным препятствием для применения инновационных методов образования студенты считают недостаточное количество компьютеров, компьютерных классов, мультимедийных аудиторий (58,1%), отсутствие заинтересованности преподавателей (29,9%), недостаточная компетентность студентов (23,0%), недостаточная компетентность преподавателей (22,0%), занятость преподавателей (18,8%). На вопрос «Как часто в Вашем институте (факультете) используются компьютерное тестирование для проверки знаний студентов?» выбрали ответ « систематически» 4,3% студентов, «практически не используется»- 59,1%.

Таким образом, оценки динамики внедрения инновационного образования, по мнению руководителей подразделений и студентов, значительно расходятся.

^ Нерешенными проблемами университета в области традиционного образования являются:

  • недостаточно активное применение инновационных педагогических методов и методик;

  • дефицит планирования использования инновационных методов на уровне кафедры, факультета, института;

  • отсутствие в программных документах университета системы показателей, характеризующих степень (область, полноту и т.д.) использования ИОТ в учебном процессе;

  • отсутствие корпуса научно-методических материалов, регламентирующих применение ИОТ;

  • не всегда достаточна компетентность преподавателей в области применения ИОТ;

  • отсутствие системы стимулирования преподавателей в сфере применения ИОТ, что ведет к недостаточной заинтересованности преподавателей в применении ИОТ;

  • отсутствие интеграции между традиционным и дистанционным образованием;

  • недостаточное количество компьютерных классов, аудиторий мультимедиа, компьютеров, доступных студентам компьютеров;

  • не обеспечена доступность учебно-методических комплексов в соответствии с нормативами, особенно по магистерским программам;

  • отсутствие электронного документооборота, которое тормозит внедрение рейтинговых технологий управления учебным процессом.




    1. Опыт реализации университетом комплексного инновационного проекта в сфере дистанционного образования


Предыдущим крупным инновационным образовательным проектом, реализованным университетом, стало создание системы дистанционного обучения (ДО). ДО начало развиваться в ТюмГУ во исполнение приказа ректора от 03.03.2000 г. № 64 «О системе дистанционного обучения в ТюмГУ». Приказом ректора были созданы три опорных центра развития и опытной эксплуатации системы ДО в ТюмГУ (Центры дистанционного обучения в ИГиП, МИФУБ и РЦПК). В 2003 г. на базе этих центров был создан Институт дистанционного образования (ИДО) ТюмГУ.

Этот проект внес заметный вклад в развитие университета. Институтом дистанционного обучения на сегодня издано 283 наименования учебных пособий с приложением учебно-методического комплекса, разработаны тестовые программы по 600 дисциплинам, создан банк из 58000 тестовых заданий, создана информационная система ИДО, российские и международные образовательные порталы, выпущено 15 полнометражных учебных видеофильмов.

Быстро рос контингент дистанционно обучающихся в университете студентов: 208 чел. в 2000 г.; 997 чел. в 2002 г.; 4848 чел. в 2004 г.; 6519 чел. в 2006 г. В конце 2007 г. он составит более 9000 чел., включая более 2300 иностранных граждан. Контингент школьников, дистанционно обучающихся на курсах довузовской подготовки ИДО, составляет свыше 600 предметов. Институт принес значительные дополнительные доходы университету: 2,3 млн. руб. в 2000 г.; 27,9 млн. руб. в 2002 г.; 82,2 млн. руб. в 2004 г.; 194,5 млн. руб. в 2006 г. (при этом 96,8 млн. руб. поступило в 2006 г. в распоряжение ректората).

Сегодня при подготовке студента ИДО сочетает три технологии: (1) «живые» занятия с выездом преподавателя по ключевым предметам в объеме заочного обучения, «живой» прием экзаменов и зачетов нашим тьютором путем тестирования; (2) предоставление студенту полного комплекта учебников по всем дисциплинам учебного плана – так называемого «кейса»; (3) использование информирующих Интернет-ресурсов.

Главным результатом разработки учебно-методического обеспечения в ТюмГУ стало создание линеек собственных учебников по основной массе дисциплин по 16 специальностям и направлениям. Никогда раньше региональный вуз не имел такого набора своих учебных пособий. Все учебные пособия созданы как полномасштабные проекты, включающие в себя курсы лекций и большой набор учебно-методических материалов.

Для поддержки дистанционного обучения ИДО ТюмГУ разработано Интернет-кольцо, в которое входят три специализированных Интернет-ресурса: Российский образовательный портал Distance.ru, Российско-Узбекский образовательный портал Distance.uz и Официальный портал довузовской подготовки Тюменского государственного университета Schola.ru. На них имеется набор учебно-методических материалов для деятельности студентов и школьников. Вся работа ИДО строится на основе разработанной институтом интегрированной информационной системы, обеспечивающей поддержку контингента, книгоиздательские программы, рассылку учебных материалов, работу с территориями.

В ИДО ТюмГУ учатся студенты из 14 стран (Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Германия, Египет, Израиль). Для поддержки дистанционных технологий университетом создано 12 представительств и учебные центры в Узбекистане (Ташкент) и Таджикистане (Душанбе). ДО позволило многократно увеличить географический ареал присутствия ТюмГУ, а как результат – повысить устойчивость и конкурентоспособность университета, что особенно важно в условиях современной нестабильности образовательного пространства в результате развития информационных технологий.

Важным мотивирующим фактором успешного развития дистанционного образования в ТюмГУ стало введение процентной системы распределения финансовых средств, поступивших в университет в счет оплаты за образование с использованием дистанционных технологий.

Сложившуюся в ТюмГУ модель дистанционного обучения следует рассматривать как существенно улучшенную форму заочного обучения, когда студент не только присутствует на аудиторных занятиях, но получает себе в собственность все учебно-методические материалы, активно учится работать с Интернет.

Таким образом, став следствием динамичного развития всего университета и активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, развитие ДО в ТюмГУ, в свою очередь, способствует переходу к новому уровню качества образовательной системы, который включает:
  1   2   3   4

Похожие:

И нновационная образовательная программа iconОбразовательная программа
Гимназическая образовательная программа среднего (полного) общего образования (10-11 класс) 29
И нновационная образовательная программа iconОбразовательная программа 2012-2015 гг
Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы...
И нновационная образовательная программа iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 – 2014 уч г
И нновационная образовательная программа iconОсновная образовательная программа пояснительная записка основная...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...
И нновационная образовательная программа iconОбразовательная программа моу лицея №9 г. Сальска на 2011-2014 год пояснительная записка
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
И нновационная образовательная программа iconПриказ №63 от «23» августа 2011 Образовательная программа среднего...
...
И нновационная образовательная программа iconОбразовательная программа нашей школы реализует следующие направления
Представляемая образовательная программа школы отображает результаты осмысления педагогической практики, требования модернизации...
И нновационная образовательная программа iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа гимназии конкретизирует основные общеобразовательные программы применительно к особенностям учреждения,...
И нновационная образовательная программа iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего...
И нновационная образовательная программа iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения. Основная...
Рассмотрено и утверждено на педагогическом совете школы (протокол №1 от 30 августа 2012 г.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница