Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности)




Скачать 165.89 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности)
Дата публикации23.02.2014
Размер165.89 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Право > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Бийский государственный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Основы исследовательской деятельности»
для специальности (группы специальностей) 080110.52 «Экономика

и бухгалтерский учет (по отраслям)»

(код и наименование специальности)

2010

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией специальности 080110.52 «Экономика

и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Председатель______________


Ф.А.Жихаренко

_____________________2010 г.

Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника

по специальности
Заместитель директора

по учебно-методической

работе ______________
Е.В.Фанта

_____________________20 г

Автор: Кайгородов Евгений Викторович, преподаватель ФГОУ СПО «БГК»
Рецензенты: 1. Булатова Людмила Ивановна, преподаватель дисциплин «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Статистика» ФГОУ СПО «БГК»
2. Карасева Светлана Сергеевна, старший преподаватель Алтайского филиала Ленинградского государственного университета им.А.С.Пушкина

Содержание


1

Пояснительная записка

4

2

Тематический план

6

3

Содержание учебной дисциплины

8

4

Перечень средств обучения

13




Литература






  1. ^ Пояснительная записка


Рабочая программа по дисциплине «Основы исследовательской деятельности» (составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ИПР СПО Минобразования России, 2004 г..) предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности 080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) » средними специальными учебными заведениями.

Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования профессиональных задач.

Современный этап модернизации профессионального образования выдви­гает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким ин­теллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессио­нальному росту, социальной и деловой мобильности.

Программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» по­зволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, на­копления, обработки научной информации и оформления результатов иссле­дования.
В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

- о современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека;

знать:

- методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);

- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;

- общую структуру и научный аппарат исследования;

- приемы и способы поиска и накопления необходимой научной инфор­мации:

уметь:

- применять теоретические знания для решения конкретных практиче­ских задач;

- определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;

- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;

- формулировать выводы и делать обобщения;

- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного стиля мышления как важного фактора успеха в позна­вательной и практической деятельности в условиях глобальной информати­зации общества.

Рабочая программа рассчитана на 45 часов аудиторных занятий (из них: 8 часов – практические занятия) и 14 часов самостоятельной внеаудиторной работы для повышенного уровня профессионального образования. Максимальная учебная нагрузка студентов, предусмотренная рабочим учебным планом – 59 час.

При изучении дисциплины обращается внимание студентов на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и исследовательские навыки могут быть использо­ваны в будущей практической деятельности. Содержание материала должно быть доступным.

Творческий арсенал преподавателя должен отличаться достаточным раз­нообразием задач инновационного характера, начиная с задач развития ин­теллектуально-коммуникативных способностей студента, и заканчивая про­работкой им основных вопросов темы выпускной квалификационной работы на повышенном уровне.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и уг­лубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требова­ния к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

При изучении дисциплины предусмотрена одна контрольная работа.



  1. ^ Тематический план





Наименование разделов и тем


Макс. учеб. нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения


Самостоя-тельная

работа студента


Всего

Лабораторные работы

Практические

занятия

1

2

3

4

5

6

Введение.

Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности»

2

2










Раздел 1. Основные понятия научно-исследовательской деятельно­сти
















Тема 1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.

2

2










Тема 1.2. Основные методы и этапы исследовательского процесса.

4

4










Тема 1.3. Планирование и организация исследовательской деятельности.

4

4




2




Тема 1.4. Способы представления результатов исследовательской деятельности.

8

8




2




Итого по разделу 1

18

18




4




Раздел 2. Методы научного познания
















Тема 2.1. Философский образ науки.

4

2







2

Тема 2.2. Понятие «научного познания».

8

4







4

Тема 2.3. Комплексная оценка современной философии науки.

11

7







4

Тема 2.4. Общенаучные методы познания.

4

2







2

Итого по разделу 2

27

15







12

Раздел 3. Логические законы и правила в практике научного исследования
















Тема 3.1. Основные законы логики (принципы мышления).

4

4




2




Итого по разделу 3

4

4




2




Раздел 4. Накопление и обработка научной информации
















Тема 4.1. Поиск научной информации

4

2







2

Тема 4.2. Накопление и обработка научной информации

4

4




2




Итого по разделу 3

8

6




2

2

Всего

59

45




8

14




  1. Содержание учебной дисциплины


Введение. Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности»
Студент должен

иметь представление:

- о взаимодействии дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с другими дисциплинами;

знать:

- перспективы использования и защиты интеллектуальной собственности.
Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» и связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами повышенного уровня. Специфика организации учебного труда студентов на теоретических и практических занятиях. Роль дисциплины в достижении требуемого уровня образованности выпускника.
Раздел 1. Основные понятия научно-исследовательской деятельно­сти
Тема 1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.
Студент д о л ж е н

иметь представление:

- об исследованиях и их роли в практической деятельности человека
Исследования и их роль в практической деятельности человека. Место и роль научных исследований в познавательной деятельности сту­дента. Общее понятие о науке. Классификация наук. Наука и практика. Ха­рактеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей.
^ Тема 1.2. Основные методы и этапы исследовательского процесса.
Студент должен

знать:

- классификацию методов исследования;

- этапы исследовательского процесса.
Основные методы и этапы исследовательского процесса. Понятие «методы исследования». Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, экс­перимент, экспертиза, описание, изучение документации. Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогнозирующий, организаторский, обобщающий, внедренческий, их специфика.
^ Тема 1.3. Планирование и организация исследовательской деятельности.
Студент должен

знать:

- методику разработки программы исследований;

- порядок планирования исследований;

уметь:

- прогнозировать результаты исследования;

- сформировать гипотезу исследования;

- систематизировать знания и умения;

- производить анализ полученных результатов.
Ступени работы над научным исследованием (НИ): обоснование актуаль­ности и новизны; выявление объекта (предмета) исследования; выбор метода проведения НИ: описание процесса НИ (эксперимента): обсуждение результатов НИ: формулировка выводов. Структурная схема НИ (научного иссле­дования).
Практическая работа № 1. Составление структурной схемы исследования или эксперимента.
Тема 1.4. Способы представления результатов исследовательской деятельности.
Студент должен

знать:

- основные формы представления результатов исследовательской дея­тельности;

- логику устного сообщения;

- требования к стилю и языку;

уметь:

- выбрать логику доклада, устного сообщения по проблеме исследова­ния;

- написать реферат, статью, тезисы статьи;

- оформлять результаты исследовательской деятельности в различных формах.
Способы представления результатов исследовательской деятельности. Доклад, научное сообщение. Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку. Статья, тезисы научного доклада (сообщения). Требования к содержанию, структуре, языку, стилю. Составление рефератов, обзоров и от­четов. Требования к оформлению и содержанию.
Практическая работа № 2. Оформление результатов исследования. Выступление с докладом, сообщением по итогам исследовательской деятельности.
Раздел 2. Методы научного познания
Тема 2.1. Философский образ науки.

Студент должен

иметь представление:

- о формах знания;

- о ненаучном знании;

знать:

- определение понятия «наука».
Философский образ науки. Многообразие форм знания. Научное и ненаучное знание. Наука как социокультурный феномен.
^ Самостоятельная работа. Теория конвенциализма А.Пуанкаре.
Тема 2.2. Понятие «научного познания».
Студент должен иметь представление:

- об особенностях научного гуманитарного исследования;

знать:

- определение методологии науки;

- уровни методологического анализа;

- содержание понятий методологической базы, отрасли научных зна­ний осваиваемой специальности.
Структура и динамика научного знания. Наука как специализированная форма познания. Классификация наук. Научная картина мира и ее эволюция. Понятие «научного познания». Элементы теории и методологии научно-экспериментального творчества. Особенности исследований в области гуманитарных наук.
^ Самостоятельная работа. Теория психофизики Маха.
Тема 2.3. Комплексная оценка современной философии науки.
Студент должен иметь представление:

- об основоположниках отечественной научной школы;

- об основных научных теориях мировой науки.
Комплексная оценка современной философии науки. Понятие синергетики и эвристики. Мировоззренческие итоги науки 20 века. Формирование отечественной научной школы. Русский космизм. Концепции К.Циолковского и А.Чижевского. Ноосферные идеи В.Вернадского. Тематический анализ науки. Концепция Джеральда Холтона. Логико-нормативная модель роста знания в научно-исследовательской программе Имре Лакатоса.
^ Самостоятельная работа. Теория эпистемиологии и эволюционная программа Стивена Тулмина. Теория виртуалистики и феномен клонирования.
Тема 2.4. Общенаучные методы познания.
Студент должен

знать:

- теоретические и эмпирические методы исследования.
Методы теоретических и эмпирических ис­следований. Общенаучные методы эмпирического познания. Общенаучные методы теоретического познания
Самостоятельная работа. Историко-эволюционистское направление Томаса Куна в науке.
Раздел 3. Логические законы и правила в практике научного исследования
Тема 3.1. Основные законы логики (принципы мышления).
Студент должен знать:

- основные формально-логические законы и их требования к изложе­нию содержания научной работы;

уметь:

- применять законы и формы правильного мышления в процессе реше­ния исследовательских задач.
Основные законы логики (принципы мышления). Основные формы логи­ческого мышления. Применение логических законов и правил в процессе ре­шения исследовательских задач.
Практическая работа № 3. Решение задач на применение логических законов и правил научного мышления.
Раздел 4. Накопление и обработка научной информации
Тема 4.1. Поиск научной информации
Студент должен знать:

- способы получения и фиксации информации;

- возможности информатики как науки;

- базы данных избранного научного направления;

- информационные ресурсы региональных библиотек;

- правила библиографического описания источника и составления спи­ска литературы.
Поиск научной информации. Информатика и информационное обеспечение научного исследования. Научные документы и издания. Информационно-поисковые системы. Научно-техническая и патентная информация, организация работы с научной лите­ратурой.
^ Самостоятельная работа. Поиск информации по указанной теме в реферативном журнале.
Тема 4.2. Накопление и обработка научной информации
Студент должен знать:

- правила библиографического описания источника и составления спи­ска литературы; уметь:

- пользоваться базами данных;

- вести библиографический поиск, накопление и обработку научной информации, составлять список литературы.
Накопление и обработка научной информации. Организация работы по накоплению научной информации. Способы обра­ботки информации.

^ Контрольная работа
Практическая работа № 4. Поиск, накопление и систематизация научной информации. Составление списка литературы по теме исследования». Поиск и обобщение информации в сети Интернет.
4 Перечень средств обучения



  1. Персональный компьютер с операционной системой не ниже Microsoft Windows XP, MS Office

  2. Мультимедийные презентации по темам курса.


Литература
Основная


  1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: М. «Академия», 2007.

  2. Методы научного познания : метод. указ. / сост. : А.И. Попов,А.В. Авдеева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.


Дополнительная


  1. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М. «Приор», 2001.

  2. Уланов Л.Н. Как написать реферат: Барнаул, 1998




Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины (практики) Бухгалтерский учет для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины «Казначейское дело» для специальности...
Булатова Людмила Ивановна, преподаватель дисциплин «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Статистика» фгоу спо «бгк»
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины «Казначейское дело» для специальности...
Булатова Людмила Ивановна, преподаватель дисциплин «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Статистика» фгоу спо «бгк»
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины «Казначейское дело» для специальности...
Булатова Людмила Ивановна, преподаватель дисциплин «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Статистика» фгоу спо «бгк»
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины Основы права для специальностей (группы...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины «Информационные технологии в профессиональной...
Рецензенты: Булатова Людмила Ивановна, преподаватель дисциплин «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Статистика» фгоу спо...
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины Налоги и налогообложение для специальностей...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины (практики) «Бизнес-планирование» для...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconРабочая программа дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»...
Рецензенты: Булатова Людмила Ивановна, преподаватель дисциплин «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Статистика» фгоу спо...
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» для специальности (группы специальностей) 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (код и наименование специальности) iconПрограмма дисциплины Аудит для специальности (группы специальностей)...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница