Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования




Скачать 119.39 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования
Дата публикации25.02.2014
Размер119.39 Kb.
ТипПримерная программа
litcey.ru > Право > Примерная программа
Министерство образования Российской Федерации
Институт проблем развития среднего профессионального образования

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
для всех специальностей

среднего профессионального образования
Дисциплина по выбору студента
(базовый уровень)

Москва

2003

Примерная программа дисциплины «Введение в специальность». – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2003. – 12 с.














Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования








Управление среднего профессионального образования Минобразования России.
Анисимов П.Ф.
18 декабря 2003 г.






Составители:

^ Николаева М.А.

-

директор ОЦПКРТ, профессор, д.т.н.




Дубровина Л.Н.

-

начальник отдела содержания образования ИПР СПО

Рецензенты:

^ Барер Т.Д.

-

начальник отдела содержания образования Управления СПО Минобразования России




^ Можаева Н.Г.

-

доцент кафедры «Документационного менеджмента» МГУ Сервиса, к.и.н.

Ответственный за выпуск:


^ Дубровина Л.Н.


-


начальник отдела содержания образования ИПР СПО



Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43.
Ó ИПР СПО Минобразования России, 2003

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа учебной дисциплины «Введение в специальность» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы данной учебной дисциплины образовательным учреждением.

Учебная дисциплина «Введение в специальность» является дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой образовательным учреждением.

Задача изучения дисциплины заключается в том, чтобы показать студенту значение и необходимость специальности в современном обществе, роль и место специалиста в правовом государстве, научить его учиться избранной специальности.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:

  • о месте специальности в социально-экономической сфере;


знать:

  • общую характеристику специальности;

  • требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;

  • организацию и обеспечение образовательного процесса;

  • формы и методы самостоятельной работы;

  • основы информационной культуры студента;



уметь:

  • использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.


Примерная программа рассчитана на 40 часов для базового уровня профессионального образования.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам).

Рабочая программа рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Изложение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к знаниям и умениям.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется определить форму и сроки проведения контроля.
Примечание:

Образовательное учреждение в случае необходимости самостоятельно определяет форму и содержание практических занятий по дисциплине.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
^

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование темы

Количество

аудиторных часов

при очной форме

обучения

1

2

Введение

2

Тема 1

Закон Российской Федерации «Об образовании»

2

Тема 2

Основная профессиональная программа по специальности

6

Тема 3

Квалификационная характеристика выпускника

6

Тема 4

Организация учебного процесса по специальности в образовательном учреждении

4

Тема 5

Основы информационной культуры студента

12

Тема 6

Организация самостоятельной работы студента

8

Всего по дисциплине:

40



^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Студент должен
иметь представление:

  • о целях и задачах учебной дисциплины в подготовке специалиста;

  • о месте специальности в социально-экономической сфере.


Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Введение в специальность», ее связь с другими дисциплинами. Специальность в сфере рыночной экономики. Характеристика профессиональной деятельности выпускника. Престижность и спрос на специалистов. Возможности трудоустройства и продолжения образования.
^ Тема 1 Закон Российской Федерации «Об образовании»
Студент должен
знать:

  • сущность и основные положения Закона Российской Федерации «Об образовании» как правовой основы образовательного процесса в системе среднего профессионального образования (СПО).


Закон Российской Федерации «Об образовании»: содержание, основные положения; государственная политика в области образования; формы получения образования; образовательные учреждения, их виды; среднее профессиональное базового и повышенного уровней, его место в системе профессионального образования; Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Социальные гарантии прав граждан на образование.
^ Тема 2 Основная профессиональная образовательная

программа по специальности
Студент должен
иметь представление:

  • о Классификаторе специальностей СПО;

знать:

  • структуру основной профессиональной образовательной программы по специальности, ее содержание.


Основная профессиональная образовательная программа по специальности – Государственный образовательный стандарт СПО (ГОС): понятие, формы освоения, нормативные сроки обучения. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности: учебные дисциплины федерального и национально-регионального компонента, циклы дисциплин; дисциплины специализации и дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением; дисциплины факультативные; производственная (профессиональная) практика; резерв времени образовательного учреждения; промежуточная и итоговая Государственная аттестация; каникулярное время.

ГОС СПО повышенного уровня: сущность, содержание и проблемы реализации.



Тема 3 Квалификационная характеристика выпускника
Студент должен
знать:

  • квалификационные требования к специалисту;

  • виды деятельности выпускника.


Квалификационная характеристика выпускника. Основные виды деятельности специалиста. Квалификационные справочники должностей служащих. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Квалификационные характеристики по должностям специалистов, служащих и рабочих профессий по специальности.

Профессиональные требования, нравственный уровень, профессиональная этика специалиста.

Документационное подтверждение квалификации специалиста СПО: диплом об окончании образовательного учреждения.
^ Тема 4 Организация учебного процесса по специальности

в образовательном учреждении
Студент должен
знать:

  • организационные формы учебного процесса, их обеспечение.


Бюджет учебного времени: максимальная учебная нагрузка, аудиторные занятия, самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

Теоретическое и практическое обучение. Формы учебных занятий: урок, лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, консультации и др. Факультатив, его роль в освоении специальности.

Производственная (профессиональная) практика: этапы, виды, организация.

Текущая промежуточная и итоговая Государственная аттестация.

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса по специальности.
Тема 5 Основы информационной культуры студента
Студент должен
знать:

  • виды информационных ресурсов;

  • виды библиографии;

  • методику библиографической работы студента;

  • файловую систему хранения информации в персональном компьютере (ПК) и типы файлов;

  • виды материальных носителей информации;

  • возможности электронной почты;

  • возможности сети Интернет;


уметь:

  • пользоваться справочным фондом библиотеки, карточными и электронными каталогами;

  • пользоваться библиографическим указателем стандартов;

  • составлять библиографические списки к рефератам, курсовым и дипломным проектам (работам);

  • пользоваться электронной почтой;

  • сохранять информацию на материальных носителях;

  • использовать возможности сети Интернет.


Информационная культура в жизни человека.

Библиотека – хранилище информационных ресурсов, база образования и самообразования.

Основные понятия: библиотека, библиотечные услуги, библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат. Система каталогов и карточек. Карточные и электронные каталоги. Справочные издания в учебной и практической деятельности. Виды справочных пособий: энциклопедии (универсальные, отраслевые, тематические); словари (орфографические, толковые, языковые, отраслевые); справочники.

Библиография, ее виды. Указатель ГОСТов как пример отраслевой библиографии. Методика библиографической работы студента (в курсовом, дипломном проектировании). Способы группировки материала в библиографическом списке: алфавитный, систематический, по главам работы, хронологический.
Файловая система хранения информации в ПК. Типы файлов. Архивация файлов.

Виды и форматы материальных носителей информации: накопители на жестких магнитных дисках, гибкие магнитные диски, оптические диски, флеш-диски.

Понятие глобальной сети Интернет и его функции. Службы Интернет. Основы работы с программами-броузерами.

Создание, отправление и пересылка электронных писем, прикрепления файлов к письмам.

Поиск информации в глобальной сети Интернет. Обзор поисковых серверов Интернет.

^ Тема 6 Организация самостоятельной работы студента
Студент должен
знать:

  • методы, средства и приемы самостоятельной работы;


уметь:

  • пользоваться ими в познавательной деятельности.



Самостоятельная работа студента: понятие, назначение, функции. Формы самостоятельной работы: аудиторная (классная) и внеаудиторная (внеклассная). Методы самостоятельной работы.

Средства самостоятельной работы студента: с конспектом, с учебной и справочной литературой; технические средства информации; наглядные пособия; раздаточный материал и др. Методика ведения конспектов лекций, учебной литературы и т.п.

Управление самостоятельной работы студентов: способы, средства, приемы.

^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные документы
Закон РФ «Об образовании» (принят 1992 г., в редакции от 13.01.96 № 12-ФЗ от 16.11.97, 20.07.08.00).

Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.01 № 160.

Среднее профессиональное образование. Сборник законодательных и иных нормативно-правовых актов Минобразования. – М., 2001.
Государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования (ГОС СПО)

ГОС СПО в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 2.07.01 г. № 2572.

ГОС СПО в части Гостребований по конкретной специальности.
Основная литература
Семушина Л.Т. Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей. – М.: Мастерство, 2001.

История среднего профессионального образования /под ред. Щепотина А.Ф. – М.: Новь, 2001.

О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования России № 16-52-138 ин/16-13 от 29.12.2000.

СОДЕРЖАНИЕ





Пояснительная записка.....................................................................

3

Примерный тематический план.......................................................

5

Примерное содержание дисциплины...............................................

6

Рекомендуемая литература.............................................................

11



Примерная программа учебной дисциплины
^ Введение в специальность
для всех специальностей

среднего профессионального образования
Дисциплина по выбору студента
(базовый уровень)


Подписано в печать …………….

Формат 60x90/16. Уч.-изд. л. ………… Усл. печ. л. ……………

Тираж ……..… экз.


Институт проблем развития среднего профессионального образования

109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43


Отпечатано в отделе оперативного тиражирования ИПР СПО

107066, г. Москва, ул. Ольховская, 14


Похожие:

Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины менеджмент для технических...
Примерная программа дисциплины "Менеджмент". – М.: Издательский отдел ипр спо, 2002. – 12 с
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины инженерная графика для специальностей...
Примерная программа дисциплины "Инженерная графика". – М.: Издательский отдел ипр спо, 2002. – 28 с
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий...
Рецензенты: Демидова М. Ю., зав отделом естествознания Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины география для профессий начального...
...
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины математика для профессий начального...
Авторы: Башмаков М. И., академик рао, доктор физ-мат педагогических наук, профессор
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура...
Автор: Емохонова Л. Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий...
Гаврилова С. А., зам начальника Учебного отдела Государственной академии инноваций, кандидат педагогических наук
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины биология для профессий начального...
Рецензенты: Жигарев И. А., зав кафедрой биолого-химического факультета мпгу, доктор биологических наук, профессор
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального...
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук
Примерная программа дисциплины введение в специальность для всех специальностей среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины экономика для профессий начального...
Рецензенты: Самохина А. К., доцент кафедры экономики миоо, эксперт ес по обучению взрослых, кандидат экономических наук
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница