Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье»




НазваниеОбразовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье»
страница1/14
Дата публикации25.02.2013
Размер1.59 Mb.
ТипОбразовательная программа
litcey.ru > Право > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Проект

«Защищенное детство» -модель психолого педагогического сопровождения родителей, имеющих детей – инвалидов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость включения данной программы в подготовку обучающихся родителей обусловлена тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование и воспитание детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Актуальность данной программы заключается в том, что содержание современного семейного и дошкольного образования недостаточно ориентировано на становление благоприятных отношений в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида с отклонениями в развитии, а ведь именно семья для ребёнка в дошкольном возрасте является основой для самопознания, формирования более адекватной самооценки, положительного самопринятия, творческой самореализации.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Случаи успешной интеграции детей с недостатками развития свидетельствуют о возможности включения таких детей в систему обычных образовательных учреждений при соответствующих планировании и методиках обучения.

Специфика представленной программы состоит в том, что она включает в себя разнообразные формы работы, уделяет особое внимание практической подготовке (практические, семинарские занятия, тренинги, видеоконференции и др.), позволяющей не только обеспечить овладение родителями различными знаниями, умениями и навыками, но и актуализировать их посредством открытого диалога, проигрывания разнообразных ситуаций, включения в совместную поисковую и творческую деятельность.
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока.

Первый – «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» - включает в себя диагностические и психокоррекционные мероприятия, осуществляемые родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, а также тренинговые занятия.

Второй – «Условия социального развития детей с различными отклонениями в развитии в соответствии с их возможностями здоровья и особенности семейного воспитание таких детей» - раскрывает специфику нарушений у детей и особенности семейного воспитания детей с отклонениями.

Третий – «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребенка-инвалида и взаимодействие таких семей с другими институтами социального воспитания» - характеризует различные модели семейного воспитания и взаимодействие семей, имеющих ребёнка с отклонениями, с различными институтами социального воспитания.
Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах многих авторов (И.Ю. Левченко, Е.В. Любезновой, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюковой, Н.Ш. Тюриной, Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук, А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина и др.). Данные исследования рассматривают решение проблемы в рамках психолого-педагогического подхода, в центре которого находится аномальный ребенок. С позиций данного подхода работа с семьей ребенка-инвалида сводится к тому, чтобы дать родителям квалифицированную помощь специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребенка проблем.
^ Цель курса: повышение профессиональной родительской компетентности в гармонизации семейных отношений и социальном воспитании детей с отклонениями в развитии.
^ Задачи курса:

  • сформировать у родителей общие представления о сущности и специфике процесса гармонизации семейных отношений и социального воспитания ребенка с отклонениями в развитии;

  • сформировать у родителей общее представления о семейных отношениях как базисе успешного развития ребенка с отклонениями в развитии;

  • познакомить родителей с современными методами и приемами воспитания детей с отклонениями в развитии;

  • обеспечить формирование у родителей умений организовывать процесс воспитания детей с отклонениями в развитии в соответствии с достижениями современной психолого-педагогической науки;

  • стимулировать профессиональный рост и самообразование родителей.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения содержания дисциплины родители должны знать:

  • в чем заключается сущность и специфика процесса гармонизации семейных отношений и воспитания ребенка с отклонениями в развитии;

  • каковы системы семейных отношений и влияние каждой из них на развитие членов семьи, в том числе детей;

  • значение семейных отношений в развитии ребенка с отклонениями в развитии;

  • способы гармонизации семейных отношений и воспитания детей с отклонениями в развитии;

  • каковы предмет и основные направления исследования социальной и коррекционной педагогики.

Родители должны обладать первоначальными умениями и владениями:

  • осуществления воспитания ребенка с различными отклонениями в развитии;

  • постановки и решения педагогических задач в процессе семейного воспитания;

  • моделирования и конструирования образовательно-развивающей среды для ребенка с отклонениями в развитии;

  • разработки и осуществления мероприятий по содействию оптимальному развитию детей;

  • взаимодействия со специалистами по решению проблем психосоциального развития детей с отклонениями в развитии;

  • накопления профессионального педагогического опыта.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Название темы

Кол-во часов

СРС1

Всего

Лекции

Практ.

1.

Вводное занятие

1




1

2

2.

Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания детей с отклонениями в развитии в семье (диагностические и психокоррекционные мероприятия, осуществляемые родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии)

15

7

22




Занятие 1. Нормативно-правовая база воспитания ребёнка с отклонениями в развитии

1




1

2




Занятие 2. Групповой психокоррекционный практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии




6




6




Занятие 3. Практическое применение диагностики в семье, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, коррекционное воздействие




1

1

2




Занятие 4. Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии







2

2




Занятие 5. Психологическое изучение родителями ребёнка с отклонениями в развитии







2

2




Занятие 6. Тренинг компетентности родителей, имеющих ребёнка с отклонениями в развитии




6




6




Занятие 7. Психокоррекционные техники и методы взаимодействия родителей с ребёнком с ОВЗ

1




1

2

3.

Условия социального развития детей с различными отклонениями в развитии в соответствии с их возможностями здоровья и особенности семейного воспитания таких детей

7

5

12




Занятие 1. Особенности детей с ОВЗ и организация помощи детям дошкольного возраста с нарушениями развития (дети с нарушениями слуха, зрения, речи, дети с ДЦП, умственной отсталостью, с синдромом Дауна, с онкологией, дети и ВИЧ)

2

2

2

6




Занятие 2. Практикум для семей, имеющих детей с нарушениями слуха




1

1

2




Занятие 3. Упражнения для детей с глубокими нарушениями зрения и слуха




1

1

2




Занятие 4. Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ




1

1

2

4.

Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка с ОВЗ и взаимодействие таких семей с другими институтами социального воспитания

9

5

14




Занятие 1. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями

1

1




2




Занятие 2. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье

1




1

2




Занятие 3. Профилактика отклонений в развитии у детей раннего возраста




1

1

2




Занятие 4. Методические рекомендации и правила для родителей детей с нарушениями развития

1




1

2




Занятие 5. Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество




1

1

2




Занятие 6. Генеалогическое древо семьи




1

1

2

5.

Итоговое занятие




2




2




Всего

8

24

18

50


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания детей с отклонениями в развитии в семье (диагностические и психокоррекционные мероприятия, осуществляемые родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии)

Занятие 1. Нормативно-правовая база воспитания ребёнка

с отклонениями в развитии

Законодательное регулирование государственной политики  в отношении детей-инвалидов и проблемы его совершенствования (лекция)

Каким образом происходит регулирование и совершенствование государственной политики в данной области?

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов.

Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.

ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества.

Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов.

Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.

Странам рекомендовано принимать меры по углублению понимания в обществе проблем инвалидов, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях. Они предписывают государствам признавать право инвалидов на объединения с целью представлять свои интересы на национальном и местном уровнях, обеспечить участие инвалидов при разработке государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.

К основным направлениям деятельности государства Правила относят: определение потребностей и самых важных проблем инвалидов, планирование, реализация и оценка услуг и мер, которые необходимо принять в сфере социальной адаптации инвалидов.

В большинстве стран, признающих Стандартные Правила, используется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное законодательство, способствующее более конкретному разграничению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство действует, как правило, в таких областях как: установление национального координирующего и совещательного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, вопросы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов, обеспечение финансовой поддержки (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении.

Таким образом, основополагающей концепцией в отношении инвалидов является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида.

В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права инвалидов.

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.

Следует отметить, что наиболее существенным недостатком российского национального законодательства в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является недостаточность в законодательстве конкретных механизмов реализации важнейших правовых норм по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.

Очевидно, что стратегическим направлением реформирования государственной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению для инвалидов среды жизнедеятельности и их медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Учитывая значение образования для интеграции детей-инвалидов в общество, целесообразно рассмотреть более подробно вопросы законодательного обеспечения равных возможностей на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья (статья 5). Ограничения прав граждан на профессиональное образование по состоянию здоровья могут быть установлены только законом. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В соответствии со статьей 7 рассматриваемого Закона, при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Законом установлено разнообразие форм получения образования, в том числе экстернат, семейное образование (с последующей аттестацией в форме экстерната). Допускается сочетание различных форм.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются в соответствии с Законом Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или иных законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Для инвалидов и людей, имеющих родителей инвалидов имеются льготы при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, и граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Федеральным законом «О библиотечном деле» подтверждена государственная поддержка специализированных библиотек для слепых, сеть которых создавалась еще в советское время (их насчитывается 70 в разных регионах, 150 тысяч читателей пользуются ими бесплатно).

Таким образом, право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в основном закреплено федеральным законодательством.

Вместе с тем экспертами отмечается, что необходимы дополнительные законодательные средства для полного обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование.

В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств – участников СНГ.

Закон определяет понятия ограниченные возможности здоровья, полное государственное обеспечение, интегрированное образование и другие формы специального образования. Подробно характеризует образовательные учреждения специального образования. В Законе раскрывается в обобщенном виде механизм финансирования специального образования.

Законодательные акты о специальном образовании приняты в ряде субъектов Российской Федерации. Так, например, в 2002 году в Ленинградской области принят Областной Закон «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области».

О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации  в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты

Какие меры реализуются Правительством РФ?

Большое значение в становлении и развитии новой системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет федеральная целевая программа «Дети России».

Так, благодаря реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», рассчитанной до 2002 года, было начато формирование в России системы профилактики детской инвалидности.

В том числе обеспечивался скрининг новорожденных на группу патологий, началось формирование системы реабилитации детей-инвалидов в органах социальной защиты населения, решалась задача координации деятельности министерств и ведомств в деле комплексной реабилитации, профессионально-трудовой подготовки детей-инвалидов, по выявлению наследственных заболеваний.

В частности, в 2002 году были закуплены и поставлены в федеральные и межрегиональные медико-генетические центры и консультации шести регионов России высокоавтоматизированные лаборатории «Viktor» для проведения неонатального и пренатального биохимического скрининга; закуплены российские и импортные препараты для обеспечения лечения новорожденных и детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией; в 89 субъектов Федерации поставлено 190 звукореакторотестов, а так же другие сложные диагностические приборы для массового аудиологического обследования детей.

Согласно разделу программы «Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями» осуществлялась закупка и поставка различных видов оборудования в учреждения для детей-инвалидов систем социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Минкультуры России за счет средств программы было направлено в 5 субъектов Федерации 5 передвижных центров-лицеев для детей-инвалидов.

Были также проведены многочисленные федеральные и региональные фестивали, конкурсы, спартакиады с участием детей-инвалидов.

За счет средств федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» до 2002 года были разработаны и направлены в регионы 1700 комплектов методических пособий и кассет, организованы разнообразные курсы по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы было достигнуто некоторое снижение инвалидности среди детей с хронической патологией.

В том числе удалось расширить сеть реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году). Оснащение их современным оборудованием позволило создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, возросла с 21,8% в 2002 году до 32% в 2006 году. Но до полного охвата детей-инвалидов реабилитационными услугами пока еще далеко, и это один из самых существенных недостатков государственной политики в отношении детей-инвалидов.

В марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена очередная федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, которая является продолжением программы «Дети России» на 2003-2006 годы.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких задач, как:

· развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;

· внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;

· материально-техническое оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;

· внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;

· создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов;

· проведение всероссийских и региональных мероприятий для детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);

· разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей;

· строительство и реконструкция специализированных учреждений для детей-инвалидов.

Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 17 лет.

Планируется также внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов.

По мнению разработчиков Программы предполагается, что средства, направленные на реализацию Программы, окупятся к ее окончанию. В 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. рублей. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд. рублей в год. Численность населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.

Предполагается, что реализация мероприятий Программы позволит:

· улучшить качество жизни и здоровье детей;

· повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;

· усовершенствовать государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения долговременной последовательной работы по поддержке детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Таким образом, выполнение комплекса мероприятий Программы должно способствовать, в частности, профилактике детской инвалидности и улучшению качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми инвалидами.

В то же время выделяемых на реализацию программы финансовых средств недостаточно с точки зрения обеспечения полного охвата государственной поддержкой и реабилитацией детей-инвалидов в Российской Федерации.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при дошкольных образовательных учреждениях общего вида; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии при образовательных учреждениях общего вида; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Большое значение имеет внедрение новых технологий. Современные методы диагностики позволяют выявлять большинство отклонений в развитии ребенка в возрасте до 3-х лет. При этом специальные коррекционно-педагогические программы помощи детям раннего возраста позволяют улучшить развитие ребенка, дают возможность в последствии обучаться в обычной, а не специальной школе.

В 1999 году по решению коллегии Минобразования России, посвященной вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья был перенесен на дошкольный возраст. На заседании коллегии была одобрена Концепция реформирования системы специального образования, предусматривающая создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста. В целях разработки и внедрения государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования с 1 января 2000 г. Минобразованием России создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» В настоящее время в субъектах Российской Федерации уже существует 16 центров раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

По информации Минобрнауки России сеть специальных (коррекционных) образовательных школ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также общеобразовательных школ индивидуального обучения детей-инвалидов на дому. Обучение и коррекция развития в данных учреждениях реализуется по 15 учебным программам.

Предусмотрена возможность обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в условиях образовательных учреждений. Ранее такие дети направлялись только в учреждениях системы социального развития.

Учитывая общемировой подход к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, в России в последние годы усиливается процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.

Внедрение инклюзивного образования позволяет менять отношение общества к инвалидам на более позитивное, разрушать отчужденность. Инклюзивное образование позволяет осуществлять непрерывное образование. В 2001 году Минобразования России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), которая основана на принципах: интеграции через раннюю диагностику; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку; разноуровневые модели интеграции.

Уже накоплен опыт внедрения интегрированного образования в практику. В настоящее время почти 1,5 тысячи детей с нарушениями слуха обучаются вместе с нормально слышащими детьми.

Кроме того, свыше 100 тыс. детей, имеющих легкие нарушения звукопроизношения или письменной речи, посещают почти 5 тыс. логопедических пунктов при общеобразовательных учреждениях. Комплектование образовательных учреждений (групп, классов), в которых ведется обучение, воспитание и коррекция развития детей с ограниченными возможностями во многом зависит от качества работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Общее количество постоянно работающих и периодически создаваемых ПМПК составляет более 1400.

Специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в которых ребенок может получать образование, создаются территориально приближенными к месту его жительства, что ведет к сокращению интернатных учреждений для данной категории детей.

Необходимо отметить, что для успешного развития детей-инвалидов, создания условий их интеграции в общество важную роль играет семейное воспитание. В связи с этим политика государства направлена на поддержку семей, имеющих детей инвалидов и создания условий, позволяющих воспитывать детей не в интернатных учреждениях, а в семье.
Федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлены достаточно широкие полномочия в сфере социального обеспечения

По информации территориальных органов Минюста России, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, по состоянию на 24 января 2011 года в округе действуют 1510 нормативных правовых актов (в том числе 979 изменяющих): в Республике Марий Эл – 171, Пензенской области – 152, Саратовской области – 150, Самарской области – 144, Удмуртской Республике – 139, Чувашской Республике – 124, Нижегородской области – 123, Пермском крае – 119, Ульяновской области – 108, Республике  Мордовия – 97, Республике Татарстан – 55, Республике Башкортостан – 54, Оренбургской и Кировской областях – по 37.

^ В 2010 году принято 426 актов в данной сфере.

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются меры социальной поддержки в виде:

  • доплаты к пенсии по инвалидности, ежемесячного денежного пособия (республики Башкортостан, Марий Эл, Нижегородская, Пензенская, Ульяновская области);

  • предоставления жилья (республики Башкортостан, Марий Эл, Удмуртская, Мордовия, Пензенская, Нижегородская, Ульяновская, Кировская, Самарская, Оренбургская области, Пермский край);

  • ежеквартальной надбавки к пенсии детям-инвалидам (Оренбургская область);

  • оплаты стационарного обслуживания в государственных учреждениях стационарного типа (Республика Татарстан, Чувашская и Удмуртская республики, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Самарская области, Пермский край);

  • обеспечения техническими средствами реабилитации (республики Марий Эл, Мордовия, Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская области, Пермский край);

  • выплаты инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации уплаченной ими (законными представителями) страховой премии по договору  обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Самарская области, Пермский край);

  • освобождения от уплаты транспортного налога (Нижегородская область);

  • социального обслуживания на дому (республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Пензенская, Оренбургская, Нижегородская области);

  • выплаты на строительство (приобретение) жилья (республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская Республика, ульяновская область);

  • квотирования рабочих мест (Республика Татарстан, Чувашская Республика, Нижегородская, Пензенская области);

  • частичной или полной оплаты жилищно-коммунальных услуг (республики Марий Эл, Мордовия, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Кировская области, Пермский край);

  • обеспечения бесплатными путевками в социально-оздоровительные организации (Нижегородская и Пензенская области);

  • обеспечения автотранспортными средствами детей-инвалидов (Республика Мордовия, Самарская область);

  • компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно на всех видах транспорта инвалиду и лицу, его сопровождающему (Республика Марий Эл, Самарская и Нижегородская области, Пермский край);

  • оплаты транспортных расходов городского и пригородного назначения (Республика Мордовия, Нижегородская область);

  • компенсации затрат на обучение детей-инвалидов (Республика Мордовия).

Занятие 2. Групповой психокоррекционный практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconПрограмма психокоррекционной работы по социально-личностному развитию...
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 8-10-летнего возраста с такими отклонениями в развитии, как тяжелые...
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconОбразовательная программа «Танцевальная планета»
В современных условиях, когда среднестатистическая семья в полноценном развитии ребенка не может обойтись без помощи педагогов- профессионалов,...
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconУ важаемые коллеги!
Коммуникативная компетентность как фактор успешности исследовательской деятельности
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconПлан работы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма...
Общешкольная родительская конференция на тему «Значение правового воспитания в семье»
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconИнформационное письмо Уважаемые коллеги!
Инновационная компетентность специалистов как фактор развития современного общества
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconФормирование, оценка и накопление человеческого капитала
«человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации....
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего...
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconОтчет клинические исследования эффективности биологически активных...
Клинические исследования эффективности биологически активных пищевых добавок «трансфер фактор», «трансфер фактор плюс» и «трансфер...
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconОсновная образовательная программа мбоу «сош№7»
Совета Школы, обеспечивающих государственно-общественный характер управления школой. Основная образовательная программа формируется...
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» iconПервый раз в первый класс советы родителям
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница