Скачать 159 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бийский государственный колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Менеджмент в торговле» для специальностей (группы специальностей) 080501.51 «Менеджмент (по отраслям)» 2010 ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» Председатель ПЦК __________Ф.А. Жихаренко 30 августа 2010 г. Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» Заместитель директора по учебно-методической работе ______________Е.В.Фанта 31 августа 2010 г. Автор: Шебалина Людмила Васильевна, преподаватель ФГОУ СПО «БГК» Рецензенты: 1. Федоркевич Д.Ю., (преподаватель дисциплины «Менеджмент», ФГОУ СПО « БГК»). 2. Носкова О.Г., (кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и права Алтайского филиала АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С.Пушкина). Содержание
^ Учебная дисциплина «Менеджмент в торговле» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент» среднего профессионального образования. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: - содержание дисциплины, - задачи дисциплины, - связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. знать:
уметь:
иметь навык: - устройства на работу - определения психологического климата в коллективе При изучении дисциплины внимание студентов акцентируется на ее прикладном характере, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме доступной пониманию студентов. Учебная дисциплина "Менеджмент в торговле" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Предназначена для очной и заочной форм обучения. В процессе обучения со студентами проводятся лекционно-семинарские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретной ситуации, дискуссии по актуальным проблемам управления. В процессе изучения дисциплины планируется проведение одной обязательной контрольной работе, содержание которой разрабатывается преподавателем самостоятельно и утверждается предметной (цикловой) комиссией. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формулируемым представлениям, знаниям и умениям. Заключительным этапом изучения дисциплины "Менеджмент в торговле" является дифференцированный зачет, который способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных студентами. ^
3. содержание учебной дисциплины Введение в дисциплину Студент должен: иметь представление:
Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. ^ Студент должен: знать:
Понятия менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм. ^ Подготовить сообщение на тему «История менеджмента». Тема № 2. Основные категории менеджмента Студент должен знать:
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему «Классики менеджмента». Тема № 3. Методологические подходы в управлении Студент должен знать:
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установленные проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятия решения. ^ Подготовить сообщение на тему «Школы менеджмента». Тема № 4. Принципы управления Студент должен знать:
Сущность принципов управления. Общие принципы. Целенаправленность, планомерность, компетентность, дисциплина стимулирования. Частные принципы управления. Частные принципы управления торговлей. ^ Студент должен знать:
Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация, и контроль) - основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. ^ Студент должен знать:
Формы планирования. Виды планирования. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии управления реализацией стратегии, оценка отрасли. Тема № 7. Организация управления Студент должен знать:
Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования. ^ Подготовить сообщение на тему «Современные концепции управления». Тема № 8. Кадры управления Студент должен знать:
Основные категории работников аппарата управления. Методы подбора управленческих кадров. Задачи организации труда в аппарате управления. Показатели эффективности работы аппарата управления. Фактор времени, качество работы как критерии экономической эффективности, функционирования субъекта управления. Тема № 9. Кадровая политика Студент должен знать:
уметь:
иметь навык:
Кадровая политика как общий ориентир для действий и принятия решений относительно персонала. Общая концепция кадровой политики: производственная, финансовая, социальная. Составляющие кадровой политики. Принципы кадровой политики. Цели кадровой политики. Кадровое планирование, его этапы. Практическая работа 1. Изучение порядка устройства на работу в торговую фирму. Тема № 10. Конфликты и управление ими Студент должен знать:
уметь:
Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Практическая работа 2. Изучение решетки менеджмента. Тема № 11. Психологический климат в коллективе Студент должен знать:
уметь:
иметь навык:
Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские особенности. Психологические аспекты малых групп и коллективов. Классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты. Практическая работа 3. Разбор производственных ситуаций. Тема № 12. Стиль управления Студент должен знать:
уметь:
Виды рисков: предпринимательский коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта по средней арифметической и по коэффициенту вариации. Практическая работа 4. Выбор управленческих решений. Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на тему «Национальные особенности менеджмента в России». Тема № 13. Специфика труда руководителя Студент должен знать:
уметь:
Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
Литература Основная
Дополнительная
|
![]() | Рабочая программа дисциплины «Стратегический менеджмент» для специальностей... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ![]() | Рабочая программа дисциплины «Экономическая статистика» для специальностей... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Рабочая программа дисциплины «Биржевое и страховое дело» для специальностей... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ![]() | Рабочая программа дисциплины «Бухгалтерский учет» для специальностей... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Рабочая программа дисциплины Стажировка (практика квалификационная)... Программа практики квалификационной(стажировки) предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню... | ![]() | Рабочая программа дисциплины (практики) «Социальная психология» для... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Рабочая программа Дисциплины «Менеджмент» для специальностей (группы... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ![]() | Рабочая программа дисциплины Основы философии для специальностей... Философия – одна из основных общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Она нацелена на развитие у студентов мышления... |
![]() | Рабочая программа дисциплины (практики) Менеджмент для специальностей... Рецензенты: Гусельникова Е. В., преподаватель дисциплины «Экономика отрасли» фгоу спо «Бийский государственный колледж» | ![]() | Рабочая программа Дисциплины «Маркетинг» для специальностей 080501.... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |