Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология




Скачать 391.7 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология
страница1/3
Дата публикации23.03.2014
Размер391.7 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
litcey.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3


Приложение
Утвержден

приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации

от «21» декабря 200 г. № 759
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по направлению подготовки

030300 Психология

(квалификация (степень) «бакалавр»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

  1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030300 Психология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

  2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

^ II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

впо

ООП

ок

ПК

УЦ ООП ФГОС впо


  • высшее профессиональное образование;

  • основная образовательная программа;

  • общекультурные компетенции;

  • профессиональные компетенции;

  • учебный цикл основной образовательной программы;

  • федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП, включая

последип­ломный отпуск

Трудоем­кость (в зачетных единицах)

Код в соответствии с принятой классифи­кацией ООП

Наименование

ООП бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240**

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

** Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

^ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

4.2 Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

  1. Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

  1. Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

В практической деятельности - анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья;

предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;

формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

В научно-исследовательской деятельности - участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;

изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

применение стандартизованных методик;

обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

В педагогической деятельности - преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;

сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

участие в проведении тестирования по итогам обучения;

участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;

пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

В организационно-управленческой деятельности — описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах;

выявление проблем, затрудняющих функционирование организации;

проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации;

использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

^ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

^ 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные: практическая деятельность: способностью и готовностью к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

^ Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ГЖ-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14). ^ Педагогическая деятельность: способностью и готовностью к:

преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20). ^ Организационно-управленческая деятельность: способностью и готовностью к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

^ VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата
предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

  1. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

  2. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Структура ООП бакалавриата


Продолжение цикла Б.1

реализовывать педагогическую деятельность;

владеет: иностранным языком в объеме, необходимом для работы с профессиональной литературой, взаимодействия и общения; организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности; нормами взаимодействия и сотрудничества;толерантностью, социальной мобильностью

^ Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.2 Математический и

естественнонаучный цикл Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: антропометрические, анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности человека в фило- и социогенезе; основные математические и статистические методы обработки данных, полученных при решении основных профессиональных задач; достижения естественных наук в современном подходе к эволюционным процессам в биосфере и обществе;

уметь: использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования; получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;

владеть: навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет.

20-23 8-10

Анатомия ЦНС

ОК-2,

Нейрофизиология

ОК-3,

Математическая

ОК-4,

статистика

ОК-5,

Информационные

ОК-9,

технологии в

ОК-10

психологии

ОК-11

Современные

ОК-12,

концепции

ПК-2,

естествознания



  1   2   3

Похожие:

Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Бязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030200 Политология образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080200 Менеджмент образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 035700 Лингвистика образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Язательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм всеми образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconВысшего профессионального образования
Программа предназначена для проведения итоговой аттестации специалистов по направлению высшего профессионального образования 030300....
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
И реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Ельных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 040400 Социальная работа образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Социология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница