Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр»)




Скачать 413.46 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр»)
страница1/3
Дата публикации25.03.2014
Размер413.46 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
litcey.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3


Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «29» марта 2010 г. № 230

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по направлению подготовки 040100 Социология

(квалификация (степень) «бакалавр»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

  1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 040100 Социология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

  2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. v \

^ II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

^ ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОСВПО- федеральный государственный образовательный

стандарт высшего профессионального образования.

^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень)

**) Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
^ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
изучение социального, экономического, политического и духовного
состояния общества, закономерностей и тенденций его развития
социологическими методами.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров
являются: социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях,
социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и
между ними, общественное сознание, а также результаты и способы
воздействия на них.

^ 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология
готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность (осуществление

последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности);

производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности);

проектная деятельность (диагностика, планирование и оценка


текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учётом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);

организационно-управленческая (во всех областях

профессиональной деятельности); педагогическая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

^ 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

научно-исследовательская деятельность:

участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;

обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого крута источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;

участие в подготовке обзоров и аннотаций;

интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей социологической теории;

участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;

участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

проектная деятельность:

участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

участие в разработке, реализации и распространении результатов проектов по изучению общественного мнения;

научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб;

производственно-прикладная деятельность:

поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;

идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);

изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях; разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;

разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;

анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава работающих;

распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов;

организационно-управленческая деятельность:

формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;

педагогическая деятельность:

подготовка и проведение занятий по социологии, обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

подготовка учебно-методической документации по

обществоведческим курсам.

^ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы


математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

^ 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

в производственно-прикладной деятельности:

способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ГЖ-6);

в проектной деятельности:

способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ГЖ-9);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).
^ VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата
предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная
(профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления
знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых
(обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить
углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна
предусматривать изучение дисциплины «Безопасность


Структура ООП бакалавриата
жизнедеятельности».

общества, способы решения базовых экономических проблем в рамках экономических систем различных типов;

  • основные микро- и макроэкономические подходы и особенности их применения в России на современном этапе;

  • особенности эволюции высших психических функций человека, социально-психологические закономерности межличностного и межгруппового восприятия и взаимодействия, типичные психологические процессы в социальных группах;

уметь:

  • поддерживать профессиональную коммуникацию на иностранном языке;

  • использовать гуманитарные и социально-экономические знания для решения практических задач;

  • анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • использовать средства логического анализа при решении

исследовательских и прикладных задач, обосновании выводов и оценке профессиональной и общенаучной информации;

  • оценивать уровень

^ Продолжение цикла Б.1




собственных













гуманитарных и













социально-экономических













знаний и определять













потребность в













дальнейшем обучении;













владеть:













- навыками













межличностной и













межкультурной













коммуникации,













основанными на уважении













к историческому













наследию и культурным













традициям;













- навыками применения













законодательства при













решении практических













задач;













- умениями толерантного













восприятия и социально-













философского анализа













социальных и культурных













различий.













^ Вариативная часть













(знания, умения, навыки













определяются ООП вуза)










Б.2

Математический и

29-34

Высшая

ОК-1




^ Естественно научный




математика

ОК-8




цикл




Теория

ОК-9




^ Базовая часть

20-23

вероятностей и

ОК-11




В результате изучения




математическая

ОК-13-14




базовой части цикла




статистика

ПК-2-3




обучающийся должен:




Современные

ПК-5




знать:




информационные

ПК-7-9




- определения, теоремы,




технологии в

ПК-11-12




подходы к решению задач




социальных науках







из основных разделов




Методы







высшей математики,




прикладной







теории вероятностей и




статистики для







математической













статистики;













- современное состояние и













направления развития













вычислительной техники,













основные подходы к













применению













информационных









  1   2   3

Похожие:

Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Социология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ооп (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Вводится с момента утверждения взамен ранее утвержденного 27. 03. 2000 г. №287пед/бак
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconI. Область применения
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Бязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030200 Политология образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080200 Менеджмент образовательными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница