Скачать 413.46 Kb.
|
Приложение Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» марта 2010 г. № 230 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр») I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
^ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ^ - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОСВПО- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. ^ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) **) Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. ^ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на них. ^ Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность (осуществление последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности); производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности); проектная деятельность (диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учётом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности); организационно-управленческая (во всех областях профессиональной деятельности); педагогическая деятельность. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. ^ Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки: научно-исследовательская деятельность: участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных; обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого крута источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи; участие в подготовке обзоров и аннотаций; интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей социологической теории; участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ; участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; проектная деятельность: участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности; участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений; участие в разработке, реализации и распространении результатов проектов по изучению общественного мнения; научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб; производственно-прикладная деятельность: поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей; идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей); изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях; разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем; разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности; анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава работающих; распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов; организационно-управленческая деятельность: формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности; участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений; участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы; педагогическая деятельность: подготовка и проведение занятий по социологии, обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; подготовка учебно-методической документации по обществоведческим курсам. ^ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3); способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4); умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6); умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14); владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15); владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16); владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17). ^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в научно-исследовательской деятельности: способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1); способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2); способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3); в производственно-прикладной деятельности: способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4); умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5); способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ГЖ-6); в проектной деятельности: способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7); умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8); способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ГЖ-9); в организационно-управленческой деятельности: способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10); способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12). ^ 6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность Структура ООП бакалавриата жизнедеятельности». общества, способы решения базовых экономических проблем в рамках экономических систем различных типов;
уметь:
исследовательских и прикладных задач, обосновании выводов и оценке профессиональной и общенаучной информации;
|
![]() | Образовательный стандарт высшего профессионального образования по... Социология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории... | ![]() | Образовательный стандарт высшего профессионального образования по... В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением... |
![]() | Образовательный стандарт высшего профессионального образования по... Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ооп (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице... | ![]() | Образовательный стандарт высшего профессионального образования по... Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация... |
![]() | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Вводится с момента утверждения взамен ранее утвержденного 27. 03. 2000 г. №287пед/бак | ![]() | I. Область применения Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | Образовательный стандарт высшего профессионального образования по... Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего... | ![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования |
![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Бязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030200 Политология образовательными... | ![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080200 Менеджмент образовательными... |