Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование




Скачать 340.19 Kb.
НазваниеФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
страница1/2
Дата публикации26.03.2014
Размер340.19 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
litcey.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2


Приложение

Утвержден приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «17 » января 2011 г. № 46

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование

(квалификация (степень) «бакалавр»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

  1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

  2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

^ II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО

- высшее профессиональное образование;

ООП

- основная образовательная программа;

ок

- общекультурные компетенции;

ОПК

- общепрофессиональные компетенции;

ПК

- профессиональные компетенции;

УЦ ООП

- учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО

- федеральный государственный образовательный




стандарт высшего профессионального образования.



^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень)

выпускников

** ООП осваивается одновременно по двум профилям направления подготовки (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. №1136).

*** Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

^ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает
образование, социальную сферу, культуру.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров
являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.

  1. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

педагогическая;

культурно-просветительская;

научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

  1. Бакалавр по направлению подготовки ^ 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

организация культурного пространства;

в области научно-исследовательской деятельности:

сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

^ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

^ 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности» (ПК-7);

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9);

способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

^ VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

  1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

  1. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Экономика образования», «Педагогическая риторика».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплин «Психология», «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности».

Таблица 2

^ Продолжение цикла Б.1




экономического развития России и мира;

- основные средства и прие­мы педагогического общения; уметь:

- использовать различные формы и виды устной и пись­менной

коммуникации на родном и иностранных языках в учеб­ной и профессиональной дея­тельности;

- анализировать мировоз­зренческие, социально и лич-ностно значимые философ­ские проблемы;

- применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и про­фессиональной деятельности; владеть:

- технологиями приобрете­ния, использования и обнов­ления гуманитарных, соци­альных и экономических зна­ний;

- навыками рефлексии, само­оценки, самоконтроля;

- различными способами коммуникации в профессио­нальной деятельности;

- навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.










^ Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООПвуза)










Б.2

Математический и естест­веннонаучный цикл Базовая часть

В результате изучения базо­вой части цикла обучающий­ся должен: знать:

- современные информаци­онные технологии, исполь­зуемые в образовании;

- основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в

8-15 6-10

Информационные технологии в обра­зовании

Основы математи­ческой обработки информации

Естественнонаучная картина мира

ОК-1 ОК-4 ОК-8 ОК-9 ОК-12 ПК-9 ПК-10 ПК-11

^ Продолжение цикла Б.2




природе;













- основные способы матема-













тической обработки инфор-













мации;













уметь:













- применять естественнона-













учные знания в профессио-













нальной деятельности;













- использовать современные













информационно-коммуника-













ционные технологии в про-













цессе образовательной дея-













тельности;













- оценивать программное













обеспечение и перспективы его













использования с учетом ре-













шаемых профессиональных













задач;













владеть:













- основными методами мате-













матической обработки ин-













формации;













- навыками работы с про-













граммными средствами обще-













го и профессионального на-













значения.













^ Вариативная часть (знания,













умения, навыки определяются













ООП вуза)










Б

Профессиональный цикл

215-227

Психология

ОПК-1-5




^ Базовая (общепрофессио-

45-60




ПК-1-13




нальная) часть




Педагогика

ОК-1




В результате изучения базо-







ОК-3




вой части цикла обучающий-




Возрастная анато-

ОК-4




ся должен:




мия, физиология и

ОК-6




знать:




гигиена

ОК-7




- ценностные основы образо-







ОК-8




вания и профессиональной




Основы медицин-

ОК-9




деятельности;




ских знаний и здо-

ОК-10




- правовые нормы педагоги-




рового образа жиз-

ОК-11




ческой деятельности и обра-




ни

ОК-13




зования;







ОК-14




- сущность и структуру обра-




Безопасность жиз-

ОК-16




зовательных процессов;




недеятельности







- основы медицинских зна-













ний и здорового образа жиз-




Методика обучения







ни;




предметам (в соот-







- особенности педагогическо-




ветствии с профи-







го процесса в условиях




лями)




Продолжение цикла Б

поликультурного и полиэтни­ческого общества;

  • тенденции развития миро­вого историко-педагоги-ческого процесса, особенно­сти современного этапа раз­вития образования в мире;

  • основы просветительской деятельности;

  • методологию педагогиче­ских исследований проблем образования;

  • теории и технологии обуче­ния, воспитания и духовно-нравственного развития лич­ности, сопровождения субъ­ектов педагогического про­цесса;

  • закономерности физиологи­ческого и психического раз­вития и особенности их про­явления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;

  • способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

  • способы взаимодействия педагога с различными субъ­ектами педагогического про­цесса;

  • способы построения меж­личностных отношений;

  • особенности социального партнерства в системе обра­зования;

  • способы профессионально­го самопознания и саморазви­тия;

уметь:

  • системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;

  • использовать методы пси­хологической и педагогиче­ской диагностики для реше­ния профессиональных задач;

  • учитывать различные кон-

тексты (социальные,

^ Продолжение цикла Б.З




культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и со­циализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

- проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствую­щих общим и специфическим закономерностям и особенно­стям возрастного развития личности;

- создавать педагогически целесообразную и психологи­чески безопасную образова­тельную среду;

- использовать в учебно-воспитательном процессе со­временные образовательные ресурсы;

- организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

- взаимодействовать с раз­личными субъектами педаго­гического процесса; владеть:

- способами ориентации в профессиональных источни­ках информации (журналы, сайты, образовательные пор­талы);

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

- способами предупреждения девиантного поведения и пра­вонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами обра­зовательного процесса;

- способами проектной и ин­новационной деятельности в образовании;

- способами установления контактов и поддержания
















виды текущей и промежуточной аттестаций.

^ VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

  1. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

  1. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

  1. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

  1. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.З. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

  2. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

  1. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП при очной форме обучения составляет 27 академических часов, с учетом специфики направления подготовки. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

  1. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).

  1. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы1.

  1   2

Похожие:

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Бязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030200 Политология образовательными...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080200 Менеджмент образовательными...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 035700 Лингвистика образовательными...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Язательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм всеми образовательными...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Ельных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 040400 Социальная работа образовательными...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии,...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Фгос спо федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Фгос спо федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница