Лекция № XVIII век




Скачать 205.83 Kb.
НазваниеЛекция № XVIII век
Дата публикации05.04.2013
Размер205.83 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Право > Лекция



Лекция № 3. XVIII век.

Русская Православная Церковь

при непосредственных преемниках Петра I (1725 – 1730)

(начало Эпохи дворцовых переворотов).


План лекции:

  1. Наследники Петра и соотношение сил, их поддерживающих. Воцарение Екатерины I.

  2. Учреждение Верховного Тайного Совета, его отношения с Св. Синодом.

  3. Изменение структуры и статуса Св. Синода.

  4. Судьба архиеп. Феодосия Яновского.

  5. Оппозиция Феофану Прокоповичу: архиепископ Георгий Дашков, епископ Лев Юрлов, митрополит Игнатий Смола.

  6. Воцарение Петра II. Обвинения против Феофана Прокоповича. «Камень веры».


Вспомним состав царствующего дома Романовых в период обсуждаемых нами событий. После смерти Федора Алексеевича Романова наследниками престола остались два его брата:
^ ИВАН (сын М.И.Милославской) и ПЕТР (сын Н.К.Нарышкиной)
В 1684 г. Иван женился на дочери боярина Ф.Б.Салтыкова – Прасковье Федоровне. Именно от этого брака произошла на свет будущая императрица Анна Иоанновна. В 1689 г. произошли два очень важных события: Петр женился на Евдокии Лопухиной (это был его первый и очень неудачный брак) и лишил власти свою сестру Софью. Этим окончился период регентства последней, после чего Иван был лишь формальным правителем, а вся власть перешла в руки Петра. Теперь мы можем изобразить следующую схему, указывая в скобках время царствования русских правителей (в графе «дети» я буду указывать не всех потомков; даты даются по новому стилю):

ИВАН ПЕТР (1682-1725)

Супруга: П.Ф.Салтыкова Первая супруга:

Е.Лопухина

Дети:

Царевич Петр Алексеевич,

его сын Петр – будущий император Петр II
Вторая супруга:

Екатерина Скавронская, императр. ^ ЕКАТЕРИНА I (1725-`1727)

Дети: Анна (ее сын Петр – будущий император Петр III)

Елизавета (будущая императрица)
Император ПЕТР II (1727-1730)

С его смертью пресекся род Романовых по мужской линии.
Императрица ^ АННА ИОАННОВНА (1730-1740)
Император ИОАНН АНТОНОВИЧ

(9 ноября 1740-25 ноября 1741). Напомню, что это был сын племянницы императрицы Анны, Анны Леопольдовны, представитель т.н. Брауншвейгской фамилии.
Императрица ^ ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1741-1761)
Император ПЕТР III (25 декабря 1761-28 июня 1762).

В августе 1745 г. обвенчался с Софией-Фредерикой-Августой,

будущей императорицей Екатериной II.
Императрица ЕКАТЕРИНА II (1762-1796)

    1. ^

      Наследники Петра и соотношение сил, их поддерживающих. Воцарение Екатерины I.



После внезапной кончины императора Петра I 28 января 1725 г.1 в стране наступил период внутренних неурядиц, продолжавшийся несколько десятилетий – «эпоха дворцовых переворотов и временщиков»2, или, как ее называли современники, время царствования «женщин и детей», время, когда судьба государства часто зависела от интриг или от поведения гвардейских полков. Причины, обусловившие эту эпоху, коренятся 1) в состоянии царствующего дома Романовых, 2) в особенностях той среды, которая управляла делами. Как мы уже говорили, указ Петра 1722 г.3 ставил наследование престола в прямую зависимость от воли монарха: в «Правде воли монаршей», как мы помним, доказывалось, что Государь может назначать своим наследником – кого заблагорассудится, по собственному усмотрению, не стесняясь ни первородством, ни вообще родством4. Это открывало широкую дорогу для всякого рода посторонних влияний на порядок преемства престола, развития фаворитизма и личных влияний при дворе и государстве. Эти события и тенденции не могли не затронуть и Св. Синод, церковную иерархию и церковную жизнь в целом. Среди епископов были и сторонники, и противники реформ Петра, некоторые и меняли свои убеждения под влиянием честолюбивых замыслов; после смерти Петра страсти и неприязни вырвались наружу. Назначение в Синод стало зависеть от симпатий не только монарха, но и фаворитов. То был период ярко выраженной церковной политики имперской власти.
Мы уже говорили, что сам Петр, не ожидая смерти, не воспользовался своим указом о престолонаследии. Из 6 членов семьи Петра (внук – сын несчастного царевича, вторая жена Екатерина, две дочери от Екатерины – Елизавета и Анна, и две племянницы – дочери брата Петра Ивана – Екатерина и Анна) ближайшими наследниками были сочтены жена – Екатерина Алексеевна и внук Петр Алексеевич. За Екатерину стояли в основном сподвижники Петра, видя в ней гарантию сохранения преобразований и их личного положения, а в юном Петре – опасность для себя, как замешанных в судьбе несчастного царевича Алексея (Меншиков, Ягужинский, Толстой); за Петра же стояло старое боярство, удержавшееся при Петре, надеявшееся видеть в юном Петре такого же представителя старых начал, каким был и в его отце. Но гвардия – новые русские войска - любила Петра и Екатерину, что повлияло на ее воцарение. Меншикову удалось склонить на свою сторону Феофана Прокоповича и голштинского министра Бассевича, подкоепившись же Бутурлиным с гвардией, он повернул дело в свою сторону.

Немедленно был сочинен акт провозглашения Екатерины, причем названо это было не избранием, а декларацией, что указывало на то, что она и при жизни Петра чисто и славно была поставлена наследницей5. Екатерина была женщина, иностранка, неродовита; однако сильных волнений и недовольств не было, хотя небывалый случай воцарения женщины в России вызывал отдельные случаи неудовольствия: отказы присягать Екатерине - «Если женщина царем, то пусть и крест бабы целуют». Недовольными были распространяемы подметные письма, - и для успокоения народа правительством повсюду была разослана «Правда воли монаршей».
  1. ^

    Учреждение Верховного Тайного Совета, его отношения с Св. Синодом


Для самостоятельного управления Екатерине не хватало ни образования, ни привычки к делам, и потому она скрывалась за личностью талантливого и активного Меншикова, ставшим полным распорядителем дел. Однако через год, в феврале 1826 г., был учрежден новый орган государственного управления – Верховный Тайный Совет, поставленный выше Сената и лишивший его прежнего значения.

Причины учреждения Верховного Тайного Совета называются разные, они вам известны из гражданской истории: 1) и попытка примирения враждующих правящих лиц (в частности, Меншикова и Сенат), 2) и ограничение произвола временщика Меншикова, 3) и удовлетворение оскорбленного чувства знати, т.е. примирение родословных людей с неродословными, 4) и попытка восполнить пробел в административной системе, созданной Петром (на место старой Думы не было поставлено соответствующего законодательного учреждения, ибо Сенату не была дана вся полнота полномочий Думы), 5) и даже как попытка конституционно ограничить царскую власть (с этим многие, например. С.Ф. Платонов, не соглашаются). Есть и еще одно объяснение (в частности, ее считает основной Карташев). Верховная самодержавная власть русского императора имела в себе двоякое содержание: не только государственное, но и церковное. Некоторые канонисты даже приравнивают ее к власти священства, что неприменимо к женщине. Следовательно, личность Екатерины, некомпетентной для действительного самодержавного управления государством, требовала восполнения. И Сенат учредил из своих членов упомянутый Совет. В состав совета вошли 6 сенаторов: кн. Меншиков, граф Апраксин, граф Толстой, граф Головкин, князь Голицын и барон Остерман. В учредительном указе от 8 февраля 1826 г. указывалось, что Совет не есть «особливая коллегия», но служит «к облегчению Ее Величества в тяжком бремени правления».

Разумеется, эта реформа верховной власти отразилась на отношении государства и Церкви. В указе прямо о Синоде не было сказано, но оговаривалось, что в ведение В. Т. Совета передаются все дела, которые до Ее Императорского Величества собственного решения касаются. Синод почти полностью зависел от воли монарха, и этой непосредственной зависимостью защищался от попыток Сената делать указания Высшему Церковному Управлению. Теперь между Синодом и монархом выросло средостение, ибо В. Т. Совет один получал право принимать устно и объявлять к исполнению именные указы Императрицы, обязательные и для Синода. Т. о. Синод становился зависимым не от миропомазанной сакральной власти монарха, но от коллегии, не только не миропомазанной, но и не полностью православной: барон Остерман был протестантом.
  1. ^

    Изменение структуры и статуса Св. Синода.


Учреждение В. Т. Совета изменило все высшее управление: у Сената был отнят генерал-прокурор, вместо титула «Правительствующий» он стал именоваться неопределенным титулом «Высокий»; Сенат должен был повиноваться указам В. Т. Совета и практически сошел на уровень высших коллегий (Военной, Морской, Иностранной).

Произошли изменения и в Синоде: указом 14 июля 1726 г. он был лишен звание «Правительствующего», а в указе вообще именовался не «Святейшим», а «Духовным Собранием». Логическим следствием понижения государственного статуса явилось отнятие почетной с государственной точки зрения должности обер-прокурора: вместо обер-прокурора Баскакова назначался простой прокурор Раевский, а при Анне Иоанновне в 1730 г. была упразднена и эта должность. Отметим, что должности обер-прокурора уже не было до царствования Елизаветы, до 1741 г. 15 июля В. Т. Совет препроводил в Синод указ, согласно которому изменялась структура Синода: он разделялся на два (деп)апартамента. Первый апартамент состоял из 6 архиереев (от епархий они должны были отзываться, а вместо них определялись викарии), второй - из 6 светских лиц. Первому депапартаменту отдавались в ведение дела духовные, второму – дела администрации, экономии и суда бывших вотчин патриарших. О тех духовных делах, которым «решения учинить будет им не можно», 1-й депапартамент должен доносить В. Т. Совету. 2-й же депапартамент должен был отчитываться о делах «Высокому Сенату», помимо Синода, а Синоду докладывать лишь о проступках и наказаниях лиц духовного звания. Протопопы, которые присутствовали доселе в Синоде, отсылались к своим соборам. 26 сентября последовал указ, которым 2-й департамент назывался «Коллегией экономии синодального правления», т.е. он понижался в статусе, вычеркивался из линии высших учреждений и становился на уровень коллегий.

Членами ^ 1-го депапартамента были назначены: Новгородский архиепископ Феофан Прокопович, Рязанский архиепископ Феофилакт Лопатинский, Ростовский архиепископ Георгий Дашков, Воронежский архиепископ Иосиф († 27.12.1726), Вологодский архиепископ Афанасий Кондоиди, епископ Иркутский Игнатий Смола, живший с октября 1721 г. на покое. Все члены 1-го апартамента были равны в правах и обязанностях: после смерти Стефана Яворского, как мы говорили, в Синоде не стало президента, теперь же были упразднены и должности вице-президентов. Ко вступлению на престол Анны Иоанновны в Синоде было 4 архиерея: Иосиф скончался, а Афанасий был отпущен в епархию.

Членами ^ 2-го депапартамента стали 5 лиц (хотя в указе оговаривалось 6): прежний обер-прокурор А. Баскаков (на место которого 14 июля 1726 г. был назначен капитан Раевский), К. Чичерин, бывший президент Синодальной Камер-конторы, И. Топильский из московской Синодальной канцелярии, Л. Щербачев из С.-Петербургской полиции, А. Владыкин, управляющий домами Синода. Камер-контора Синода, открытая в 1724 г., была закрыта, полномочия ее перешли к Коллегии экономии.

В манифесте 1726 г. указывалась причина разделения Синода на два депапартамента: «одуховление» его высшей части, чтобы «Духовное Собрание» занималось только делами духовными. Но в этом нельзя не видеть и определенной тенденции к секуляризации; отделение ведения церковной недвижимости от иерархии и передача светской бюрократии, лишь по именованию связанной с Синодом.

Кроме того, в этом преобразовании можно усмотреть и попытку оторвать синодальных епископов от епархий и поставить их в положение государственных чиновников (им даже полагали определенные оклады, отрывая от доходов с их епархий). После беспокойных высказываний Синода о неканоничности подобного положения, В. Т. Совет указал, что это отторжение «временно».

Зато в упразднении синодальных титулов «президентов, советников, асессоров» видели и положительный штрих: эти титулы были введены в коллегиях, и это подобие коллегии в Синоде исчезало.
  1. ^

    Судьба архиеп. Феодосия Яновского.


Когда после смерти Петра I развернулась борьба между сторонниками царевича Алексея (т.е. сына его, юного Петра) и сторонниками Екатерины, второй жены Петра, Феофан Прокопович встал на сторону последних. 22 апреля 1725 г. – день, когда Феофан обратился со своим первым (известным нам) доносом - на Феодосия Яновского, первого вице-президента Синода, который вел себя очень заносчиво. Следует отметить, что этому предшествовала попытка самого Феодосия повредить Феофану: он спровоцировал донос иеромонаха Савватия о том, что в Псково-Печерском монастыре иконы хранятся без окладов, в небрежении. Донос мог весьма повредить Феофану, как правящему Псковскому архиерею, ибо его давно подозревали в протестантском отношении к иконам. Но обвинение в «ереси» не удалось, ибо оказалось, что относительно икон распорядился судья Псковского архиерейского дома архим. Маркелл Родышевский. Еще раз пытался архиеп. Феодосий затеять дело против Феофана по обвинению в недочете сумм по Псковскому архиерейскому дому, но так же неудачно.

Следует сказать, что положение и самого архиеп. Феодосия было к этому времени не столь твердо. Еще при жизни Петра, в апреле 1724 г., он высказал Государю прямое неодобрение вновь сочиненного духовного штата, согласно которому на отбираемые в казну доходы духовенства должны были идти не только на содержание самого духовенства, но и на учреждение школ и больниц). Государь был в гневе, но простил. Кроме того, шли доносы на архиеп. Феодосия из его же Новгородского архиерейского дома: дворянин этого дома Иван Носов доносил сначала на судью архим. Андроника, а затем, когда следствие было поручено самому правящему архиерею, - то и на Феодосия). Следствие по делу затянулось, а за смертью Государя и вовсе остановилось.

Однако теперь (в апреле 1725 г.) донос Феофана на Феодосия был очень кстати, ибо Феодосий к этому времени потерял всякое чувство реальности, осуждал новые порядки в церковном управлении; поносил покойного Петра, сравнивая его по жестокости с царем Иоанном Грозным, а правление Петра называл «тиранством» над Церковью, раннюю же смерть Петра объяснял отмщением Божиим за посягательство на монашеский и духовный чин; отказывался служить панихиды по Государю, несмотря на просьбы Императрицы Екатерины, допускал даже оскорбительные выпады против воцарившейся Екатерины и Меншикова, грозил им гневом Божиим и народным восстанием.

Донос Феофана содержал все эти непристойные слова Феодосия, но главнейшим пунктом было выдвинуто обвинение в бунте и заговоре. Дело в том, что на Святой неделе 1725 г. синодальных членов не пригласили к царскому обеду, в то время как сенаторы были приглашены. Феодосий и Феофан оба обиделись, но Феофан сумел это скрыть, а Феодосий высказал угрозу: «Будет еще трусить, мало только подождать», из которой Феофан сделал заговор и бунт. Удар был меток, и 27 апреля Феодосий был арестован. Во время следствия открылись еще и разные злоупотребления в его Новгородской епархии, а также то, что он осмеливался ввести для духовенства своей епархии особую присягу, на верность себе, в роде государственной присяги. За все эти вины он был лишен сана, под именем чернеца Феодоса заточен в Карельский монастырь, где и умер через 5 месяцев, 5 февраля 1726 г., в подземной холодной тюрьме.

Феофан же после падения Феодосия стал первым членом Синода и получил почетную Новгородскую кафедру6. Исторически Феодосий стал первой жертвой Феофана. Эта личность открывает длинный список тех, кто пострадал по доносам последнего в течение 11 лет. Переходя из Пскова в Новгород, Феофан взял с собою и своего судью, Маркелла Родышевского, и определеил его архимандритом Юрьевского монастыря.

Отметим, что в интригах архиеп. Феодосия против Феофана участвовал и первый обер-прокурор Синода И.В. Болтин, уставший от деспотизма Феофана в Синоде и поставивший вопрос касательно недочета сумм по псковскому архиерейскому дому. Он же и пострадал вместе со своим преосвященным соратником: одновременно с указом о ссылке Феодосия был подписан указ о ссылке Болтина в Сибирь. Обвинение: неисполнение своего дозорного долга. Лишь через 2 года Болтин был прощен и сделан вице-губернатором в Сибири.

На место же обер-прокурора был назначен лейб-гвардии капитан А.П. Баскаков.

  1. ^

    Оппозиция Феофану Прокоповичу: архиепископ Георгий Дашков, епископ Лев Юрлов, митрополит Игнатий Смола.


Как видим, Феофан обладал феноменальным чувством политической конъюнктуры, способностью в самый трудный и напряженный момент использовать всю свою энергию и взаимные антипатии окружающих лиц и сделать разящий выпад. Однако поводов для триумфа было мало, предстоящие годы стали критическими для Феофана.
Летом 1725 г. новыми членами Синода становятся люди, не сочувствующие Феофану, которым суждено было в дальнейшем пострадать от его происков: это Ростовский епископ (с 1726 г. архиепископ) Георгий Дашков и архимандрит Горицкий Лев Юрлов. Епископ Георгий был введен в Синод третьим архиереем (после ареста архиеп. Феодосия), архимандриты же, вызываемые на чреду служения в столицу, назначались для присутствования в Синоде для научения делам управления (вспомним Духовный регламент).

Особенно интересна первая фигура – ^ Георгий Дашков. Происходил их старинного дворянского рода Дашковых, был сторонник допетровских церковных порядков и противник усиления малороссийского епископата и всей западной «учености», но, тем не менее, был замечен и выдвинут еще Петром. В 1706 г., будучи «соборным старцем» Астраханского Троицкого монастыря, Георгий оказал помощь боярину Шереметеву в усмирении бунта астраханских стрельцов. Извещенный о сем подвиге Петр решил одарить героя милостью и назначил келарем Троице-Сергиева монастыря. Будучи келарем, а затем и архимандритом, Троице-Сергиевого монастыря, он вел очень вольный образ жизни: завел отдельный стол, 20 человек прислуги, коляски, лошадей (имел до 150 конюхов), брал и давал взятки, вкладов монастырских в казенный приказ не отдавал, награждал монастырским имением своих родственников и т.д. Однако в 1718 г. он был рукоположен во епископа Ростовского и Ярославского. Г.Дашков обладал умом, волей и настойчивостью. Кроме того, по своему дворянскому происхождению он был близок к семье Долгоруковых, которая при Петре II будет играть важную роль в политических событиях. В 1721 г. за противное и дерзостное по форме доношение к Синоду епископу Георгию был объявлен выговор с угрозою: если не будет просить прощения у Синода, то без должного наказания не останется. Епископ Георгий рассматривается многими как возможный кандидат на патриаршество, о восстановлении которого начинают поговаривать после смерти Петра. В Синод епископ Георгий был введен и назначен третьим архиереем, после Феофана и Феофилакта Лопатинского, по настоянию императрицы Екатерины, с целью найти поддержку старого боярства, не любившего архиереев-«черкас». И хотя вскоре после этого назначения, но до приезда Дашкова в столицу, в епископа Псковского был возведен синодальный советник, Калязинский архимандрит Рафаил, с оставлением его членом Синода (т.е. архиереев был полный набор – трое), Императрица подтвердила назначение Дашкова в синодальные советники. Между Дашковым и Феофаном в Синоде разворачивается борьба за первенство.

Епископ Георгий был не из ученых, и ученых не жаловал: для него ученость связана была с представителями малороссийского духовенства, которых он считал вредителями православной Русской Церкви – кто тянет ее к католичеству, кто – к лютеранству. И в борьбе с Феофаном союзником Дашкова становятся архимандрит, а с мая 1727 г. епископ Воронежский, Лев Юрлов (с возведением на кафедру он был выведен из членов Синода и отпущен на епархию, но остался сторонником Дашкова) и митрополит Коломенский Игнатий Смола, в июле 1726 г. также ставший членом Синода. Скажем о них несколько слов.

^ Лев Юрлов (в миру Лаврениий Михайлович) был из Нижегородских дворян, но воспитывался в доме боярина Троекурова в Москве, ходил волонтером и в военные походы. Пожелав принять монашество, в 1701 г. поступил послушником в Троице-Сергиев монастырь, откуда был послан в Троицкий Астраханский монастырь, затем в Преображенский Астраханский. Просил Рязанского митрополита Стефана о возвращении его в Москву, и был переведен в Донской монастырь. В это время (1718 г.) Георгий Дашков был поставлен на Ростовскую кафедру и Лев, знакомый с ним по Троицкому монастырю, выпросился с ним в Ростов. По указу Петра – прислать несколько «доброжительных монахов» в Александро-Невский монастырь, был перемещен в столицу. Участвовал в морской кампании, после которой Высочайшим именным указом определен архимандритом Переславского Горицкого монастыря. В 1724 г. была и у него неприятность: он попал под следствие по обвинению в расхищению в Астраханском Троицком монастыре пития и припасов на 2.000 руб., и было отстранен от начальства, но по случаю коронации Екатерины прощен и оставлен архимандритом. Согласие во взглядах с Георгием Дашковым он обнаружил еще в пору монастырского настоятельства, и, став епископом, готов был ему содействовать.

^ Игнатий Смола был из старого великоросского архиерейства, известный сторонник царевича Алексея и бывшей царицы Евдокии Лопухиной и противник Синода. Еще в 1712 г. был он рукоположен из архимандритов Московского Богоявленского монастыря во епископа Суздальского, викария Владимирского. Несмотря на переписку с царевичем Алексеем Петровичем в 1718 г., он был пощажен «по старости» от серьезных репрессий и в 1719 г. даже перемещен на кафедру Сарскую и Крутицкую, заведующим бывшей патриаршей епархией, в сане митрополита. В марте 1721 г. он отнесся с пренебрежением к указаниям вновь учрежденного Синода относительно патриаршей области, за что ему было строго внушено не умалять чести Синода, который имеет «честь, силу и власть патриаршескую», и во всем Синоду повиноваться. Но в том же 1721 г. за «оказание чести и разных услуг» монахине Елене, бывшей царице Евдокии Лопухиной, в бытность Игнатия Суздальским епископом, ввергли его в опалу, и в сентябре 1721 г. он был перемещен на дальнюю Иркутскую кафедру (с лишением белого митрополичьего клобука и повелением писаться «епископом»), откуда отпросился на покой и поселился в Ниловой пустыне. Будучи в пустыни, он приказал вырвать из поминального синодика листы с именами родителей Императорской фамилии, но, несмотря на донос, отделался внушением. Когда указом 1726 г. состав епископский состав Синода был расширен, его кандидатура была подсказана архиеп. Георгием Дашковым, видевшим в Игнатии союзника. Летом 1727 г., вскоре по воцарении Петра II, Игнатий бы поставлен митрополитом Коломенским и Каширским.

Таким образом, к середине 1726 г. в Синоде сложилась довольно сильная и решительная оппозиция Феофану, которая пользовалась не только поддержкой старой «великоросской» боярской поддержкой, но и определенным покровительством сильной фигуры времени – кн. Меншикова. Однако свалить Феофана им не удалось.
  1. ^

    Воцарение Петра II.



Немного вспомним из гражданской истории о состоянии в государственных верхах. Между Меншиковым и его противниками и с учреждением Верховного Тайного Совета не было прочного мира: как члены Совета, так и не попавшие в него (Ягужинский и др.) не могли примириться с исключительным положением временщика; Екатерина I старела, и Меншикову следовало принять меры для упрочения своего положения в случае смены власти. Он уговорил Екатерину, чтобы она позволила ему женить Петра на дочери Меншикова (Екатерина согласилась, несмотря на отчаянный протест обеих дочерей и членов Верховного Совета – Толстого). Однако 6 мая 1727 г. Екатерина скончалась от горячки, оставив завещание (про которое ходили слухи, что оно подложное). Наследником назначался Петр; в случае его бездетной смерти престол переходил к цесаревне Анне Петровне с наследниками, затем к цесаревне Елизавете Петровне (этим пунктом нарушался закон Петра о престолонаследии). Отметим еще одно интересное повеление в завещании Екатерины I: «Никто никогда Российским престолом владеть не может, который не греческого закона» (т.е. императрица и ее окружение уже понимали необходимость рассеять сомнения относительно принадлежности царя к православной Церкви, которые могли возникать в народе под впечатлением сочинений Феофана.

Петру II было тогда 11 лет. До совершеннолетия Петра II утверждалось регентство из Верховного Тайного совета, с включением в него царевен Анны и Елизаветы.

Что далее произошло с юным Государем, вы знаете. Меншиков перевез его в свой дом, обручил с дочерью и доверил воспитание императора вице-канцлеру и обер-гофмейстеру Остерману. Но Петр не любил ни Меншикова, ни своей невесты, придворные лица во главе с Долгорукими воспользовались этим и внушили императору мысль удалить Меншикова: тот вскоре был сослан в свое Рязанское имение, а затем и в Сибирь, в Березов. Петра же окружили Долгорукие, лишь Остерман удержал свое первенствующее влияние на дела. Петр, приехав на коронацию, остался в Москве, но реакции в петровых преобразованиях, на которую надеялись приверженцы московской старины, но произошло. Не было и продолжения преобразований: государь не занимался ни правлением, ни наукой (Долгорукие старались направить его на развлечения), все дела вершил В. Т. Совет, да и Верховный Совет собирался редко, финансы пришли в расстройство, иностранные послы находили Россию в «страшном беспорядке». В 1729 г. Долгоруким удалось обручить Петра с княжной Екатериной Долгорукой, но 14-летний император умер в ночь с 18 на 19 января 1730 г., не оставив завещания. Что последовало после смерти Петра II – об этом поговорим на следующей лекции, но теперь заметим, что сильные люди, несмотря на то, что было завещание Екатерины, передававшее престол в руки Анны Петровны, не считали его обязательным, и престол считали вакантным.
С воцарения Петра II началось крайнее унижение Церкви: члены Тайного Совета сами формировали Синод, назначали епархиальных архиереев, архимандритов старейших монастырей. Синод был обязан подавать регулярные отчеты в Совет о своей деятельности.

  1. ^

    Обвинения против Феофана Прокоповича. «Камень веры».



Как складывались отношения между членами Синода?

Оппозиция попыталась начать действия против Феофана Прокоповича. Обвинялся Феофан в ереси – обвинение, выдвинутое в свое время еще митр. Стефаном. В роли обвинителя выступал архим. Юрьевского монастыря Маркелл Родышевский, знавший Феофана еще по Академии, одно время бывший судьей в архиерейском Псковском доме, но теперь повернулся от Феофана к Георгию Дашкову.

Первый раз архим. Маркелл подал донос на Феофана в Св. Синод еще при царице Екатерине в июле 1726 г. В 47 пунктах он обвинял Феофана в непризнании церковных преданий и учения святых отцов, в непочитании икон и мощей, в исповедании учения об оправдании одною лишь верою и отрицании оправдания делами, насмешках над церковными обрядами, желании искоренить монашество и пр. Таким образом истолкованы были различные мечта из сочинений Феофана и его речи. Надо сказать, что при всех протестантских тенденциях Феофана горячность и резкость указанных в доносе мест была чаще всего вызвана полемикой против католичества или против русского обрядоверия и суеверий. Донос не имел большого успеха: Феофан составил на каждое обвинение оправдание, проявив свою эрудицию, богословскую грамотность и острословие, в результате ему от имени Императрицы было сделано внушение, чтобы он впредь никаких противностей Православной Церкви не чинил, а жил, как все «великоросские» архиереи, соблюдая неотступно все православные церковные порядки и службы. Доносчика же, напротив, заключили в Петропавловскую крепость7.

Летом же 1727 г., уже в правление Петра II, против Феофана началась активная кампания. Архим. Маркелл вновь обратился в Синод, указывая на еретические, по его мнению, сочинения Феофана: букварь, толкование «блаженств», об обливательном крещении и пр., прося Синод немедленно осудить и сами сочинения, и их автора. Однако Феофан лишь напомнил, что все эти сочинения были написаны им по мысли и указанию Петра и изданы с разрешения Св. Синода. Этим он обвинял Маркелла, что тот посягнул обвинить в ереси Синод и дерзнул «терзать славу толикого монарха». Кроме того, на все попытки обвинить его в лютеранстве и кальвинизме Феофан демонстрировал отзыв Петра I на одно из его пререкаемых сочинений: «книгу о блаженствах всю чел, которая зело изрядна и прямой путь христианский».

Наконец, Маркелл обратился с доносом в Тайную Канцелярию, указывая, что Феофан является автором сочинения «Правда воли монаршей», направленного к лишению престола царевича Алексея, то есть противное и царствующему сыну Алексея. Но Тайная Канцелярия и так знала, кто является автором сочинения, а также и то, что написано оно по указанию императора Петра. Архим. Маркелл подвергся новому заключению – в Симоновом монастыре.

Но. несмотря на удачное оправдание от обвинений, это время в целом было крайне неблагоприятно для Феофана. В течение очень незначительного периода времени (лето-осень 1727 г.) сторонники партии царевича Алексея (и, следовательно, его матери) повсюду отбирали и запрещали манифесты, связанные с делом погибшего сына Петра I, что, естественно, ставило автора “Правды воли монаршей” в очень двусмысленное положение. Интересно, что в сентябре 1727 г. в Синодальную канцелярию была даже отобрана служба св. Александру Невскому, сочиненная по повелению Петра I – в ней были обнаружены какие-то намеки на отношения царевича с отцом8, был также отменен соответствующий праздник 30 августа.

Но Феофану удавалось избегать опасностей, при помощи собственно изворотливости и покровительства барона Остермана, хотя усиливающаяся партия архиеп. Георгия становилась для него все опаснее, усиливалось и движение «великороссов» в целом. В сентябре 1727 г. Меншиков, поддерживающий оппозиционеров, был арестован. После его удаления от дел Дашков все еще рассчитывал на патриаршество и в этом смысле возлагал упование на коронацию Петра II, состоявшуюся в феврале 1728 г., однако он просчитался – помазывал Государя на царство в Москве первенствующий член Синода Феофан. Возможно, борьба с Дашковым была бы более продолжительной и исход ее в любом случае был непредсказуем, если бы в это время не умер от оспы юный император, и, как оказалось, ситуация кардинально поменялась.

Вот какую характеристику Феофану дает исследователь XIX века проф. И.А. Чистович: «Феофан – великий ум, государственный муж, первенствующий член Синода, превратился в агента Преображенской канцелярии, являясь, смотря по времени и обстоятельствам, то доносчиком, то подсудимым, но всегда необходимым ее членом. Надобно удивляться, как он не погиб в этом водовороте честолюбий, доносов, интриг, - в водовороте, который увлек Долгоруких, Меншикова, Дашкова, Феофилакта и многое множество не столь заметных лиц. Какой это был находчивый и изворотливый ум, какая железная воля, какая настойчивость и непреклонность в достижении цели!»9.
Что же касается архиеп. (с октября 1726 г. вновь перемещенного с Рязанской на Тверскую кафедру10) Феофилакта Лопатинского – второго члена Синода, то, являясь принципиальным и давним противником Феофана и в богословских воззрениях, и в церковно-политических методах, он не только не примкнул к «великоросской» синодальной оппозиции, но действовал самостоятельно. В 1728 г. ему удалось получить разрешение В. Т. Совета и издать трактат Стефана Яворского «Камень Веры», обличавшего те самые ереси, в которых противники обвиняли Феофана. Согласно критериям этого сочинения, в богословских взглядах Феофана усматривалось лютеранство. Не разрешенный в свое время к изданию Петром I, теперь трактат вызвал горячие богословские дискуссии, затронувшие не только российские круги. Но так как основная часть этих споров падает на время царствования императрицы Анны Иоанновны, о них мы поговорим на следующей лекции.


1 Кончина государя была истинно христианской: он исповедался и несколько раз приобщался в последние дни, приказал освободить по всему государству преступников, исключая подлежащих ответственности за государственные преступления и убийства; беседовал о вере и спасении через Христа и умер с просветленным лицом, силясь изобразить на себе крестное знамение.

2 Платонов С.Ф. Лекции по истории Русской Церкви. С. 542.

3 ПСЗ. Т. VI. № 3893.

4 Существуют разные мнения исследователей: понималась ли здесь свобода в пределах легитимной допустимости, или же свобода была полной.

5 Были найдены свидетели, подтвердившие желание императора Петра, чтобы царствовала после него любимая жена, а не внук. См.: Записки Бассевича // Русский архив. 1865. С. 628-632; Вейдемейер. Обзор происшествий в России с кончины Петра Великого до вступления на престол Елизаветы Петровны. СПб., 1835. С. 8-19.

6 Хотя есть документы, свидетельствующие, что Феофан отказывался от Новгородской кафедры – искренне или не совсем искренне.

7 См.: Дело Феофана Прокоповича // Чтения в Обществе истории. 1862. Кн. I. С. 39-49.

8 Празднование памяти св. Александра Невского было возобновлено только в 1730 г. по повелению Анны Иоанновны.

9 Чистович, стр. ???

10 Феофилакт (Лопатинский) в феврале 1723 г. был рукоположен во епископа Тверского и Кашинского, в марте 1725 г. стал архиепископом, затем в июне того же 1725 г перемещен на Псковскую кафедру, в июле следующего 1726 г. – на Рязанскую, а в октябре того же года – вновь на Тверскую

Похожие:

Лекция № XVIII век iconЛекция № XVIII век
Воцарение Анны Иоанновны. Новое соотношение сил в государственных и церковных верхах
Лекция № XVIII век iconИ стория отечественных железных дорог уходит в XVIII век, когда на...
История отечественных железных дорог уходит в XVIII век, когда на Александровском пушечном заводе в 1788 г была построена первая...
Лекция № XVIII век iconТемы докладов в семинаре "русское искусство XVIII начала XX вв". Темы по искусству XVIII века
Ротондальные храмы эпохи классицизма. Двухколоколенные храмы XVIII века. 39. Церковь Мартина Исповедника P. P. Казакова
Лекция № XVIII век iconФранцузское искусство XVIII в
Ш век с его просветительскими идеалами, идеями "свободы, равенства, братства" подготовил господство классических форм развитого буржуазного...
Лекция № XVIII век iconПредпосылки возникновения сетей
Каждое из трех предшествующих столетий ознаменовалось появлением какой-то технологии, развитие которой определяло прогресс в этом...
Лекция № XVIII век iconЛекция Государство и право США в период Нового времени
Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в в...
Лекция № XVIII век iconТур для взрослых и детей
Соборное дворище, ансамбль Михаило-Архангельского монастыря (осн в нач. 12 века), цер. Спасо-Преображенская (17 век) и Сретенско-Преображенская...
Лекция № XVIII век iconЛекция Государство и право Франции в период Новейшего времени
К 70-м гг. XVIII в. Франция оставалась аграрной страной. Дворянство и Церковь владели одной третью земли. Крестьяне были наследственными...
Лекция № XVIII век iconЛекция n 1 Мухаровского Н. В
Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер- вый...
Лекция № XVIII век iconФранцузские философы просветители XVIII века об общественном прогрессе и цивилизации
Европы известно под названием "века Просвеще­ния". В первую очередь,это был век Вольтера,Руссо,Дидро,Монтескье,Кон­дорсэ,француских...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница