Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации»




Скачать 314.75 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации»
страница1/3
Дата публикации11.04.2013
Размер314.75 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
litcey.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ УНИВЕРСИТЕТ



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

Л.Е.Замураева

управление конкурентоспособностью

организации

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов очной и заочной формы обучения

специальности «Менеджмент организации», специализации «Управление конкурентоспособностью организации»

Тюмень

2008
УДК 005.332 (075.8)

ББК 65.291-984я73

З 26

Л.Е. Замураева. Управление конкурентоспособностью организации: учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Менеджмент организации», специализации «Управление конкурентоспособностью организации». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. - 30 с.

Учебно-методический комплекс включает содержание теоретического курса, практических занятий, заданий для самостоятельной работы, вопросы к экзамену, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, ссылки на ресурсы Интернет.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Управление конкурентоспособностью организации [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Международного института финансов, управления и бизнеса. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Ю.А. Шумилова, доцент, к.э.н., доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Г.Е. Лейман, к.э.н., доцент

Е.П. Киселица, д.э.н., доцент

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

© Международный институт финансов, управления и бизнеса, 2008.

© Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

© Л.Е. Замураева, 2008.

О Г Л А В Л Е Н И Е


  1. Пояснительная записка …………………….…………………………. 4

  2. Тематический план изучения дисциплины………….………………..6

  3. Содержание обязательного и самостоятельного изучения (теоретического курса, практических занятий, заданий для самостоятельной работы) ….…………………………………………..…………….8

Теоретический курс……………………………………………………………8

Тема 1. Теоретические основы конкурентоспособности организации…..…………………………………………………………………………..8

Тема 2. Проблемы и перспективы национальной конкурентоспособности России………………………………………………………………………….9

Тема 3. Методология оценки и управления конкурентоспособностью организации ………………………….………………………………………... 10

Практические занятия ……………………………………………………….11

Задания для самостоятельной работы ………………………………….15

4. Вопросы к экзамену…………………………………………………….. 16

5. Список рекомендуемой литературы …………………………….……17

5.1. Основная (учебники, журналы, Интернет-источники) …….……17

5.2. Дополнительная …………………………………………………………19
1. Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины: изучение данной дисциплины базируется на курсах:

- общей подготовки – экономика организации, маркетинг, ценообразование;

- специальной подготовки – управление маркетингом, управление ресурсами организации, управление деятельностью в отраслях.

^ Целью изучения дисциплины «Управление конкурентоспособностью организации» является формирование у студентов цельной системы экономического мышления и знаний в области обоснованного и рационального управления конкурентоспособностью организации в условиях рыночной экономики, обеспечивающего достижение поставленных целей в определенные сроки с учетом использования доступных ресурсов.

^ Задачи преподавания дисциплины:

- изучение сущности, принципов и методов оценки и управления конкурентоспособностью организации в условиях рыночной экономики с учетом специфики отрасли, региона;

- формирование у студентов практических навыков анализа существующего состояния эффективности использования ресурсов организации и обоснованная разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности деятельности с учетом ресурсов;

В результате изучения дисциплины «Управление конкурентоспособностью организации» будущие специалисты должны:

- знать основные цели, идеи, приемы, методы и правила эффективного управления конкурентоспособностью организации в условиях рыночной экономики;

- уметь самостоятельно принимать эффективные управленческие решения по управлению конкурентоспособностью на основе анализа и оценки внутренней и внешней среды.

4. При изучении дисциплины большая роль отводится самостоятельной работе студентов в соответствии с предусмотренном учебным планом балансом времени. Она предусматривает:

  • дополнительную проработку материала, изученного на лекциях, практических занятиях;

  • самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях лектора;

  • подготовку к практическим занятиям.

Все предусмотренное настоящей программой содержание тем включается в промежуточные и итоговый контроль результатов изучения дисциплины.

Трудоемкость дисциплины:

Отделение - ОДО ОСО 

Курс - 5 3

Семестр - 9 7

Количество часов:

Всего - 108 108

лекций - 30 10

практических - 30 4

итого аудиторных - 60 14

самостоятельной работы - 48 94

курсовая работа, семестр - 9* 7

Экзамен, семестр - 9 7

*Выполняется в рамках междисциплинарной курсовой работы.

2. Тематический план изучения дисциплины

Для студентов ОДО

Таблица1.



Наименование тем курса лекций,




Занятий, час




п/п

лабораторных и практических занятий

лек-ции

практич.

само-с.

Ито-го

1

2

3

4

6

7

1.

Теоретические основы конкурентоспособности организации

10

10

18

38

1.1.

Формирование конкурентной среды

3

2

4

9

1.2.

Сущность конкурентоспособности организации и проблемы ее повышения

4

4

8

16

1.3.

Оценка конкурентоспособности организации, региона, отрасли, страны

3

4

6

13

2.

Проблемы и перспективы национальной конкурентоспособности России

10

10

18

38

2.1.

Исследование внешней и внутренней конкурентоспособности страны

4

2

6

12

2.2.

Рейтинг экономической конкурентоспособности стран ВЭФ

3

4

8

15

2.3.

Роль государства в повышении конкурентоспособности страны

3

2

4

9

3.

Методология оценки и управления конкурентоспособностью организации

10

10

12

32

3.1.

Методика оценки конкурентоспособности организации

7

6

8

21

3.2.

Обоснование выбора элемента затрат, обеспечивающего максимальное повышение ценовой конкурентоспособности организации

3

4

4

11




Итоговая контрольная работа




2




2




Всего

30

30

48

108


Для студентов ОСО

Таблица2.



Наименование тем курса лекций,




Занятий, час




п/п

лабораторных и практических занятий

лек-ции

практич.

само-с.

Ито-го

1

2

3

4

6

7

1.

Теоретические основы конкурентоспособности организации

4

2

30

36

1.1.

Формирование конкурентной среды

1

-

8

9

1.2.

Сущность конкурентоспособности организации и проблемы ее повышения

2

-

12

14

1.3.

Оценка конкурентоспособности организации, региона, отрасли, страны

1

2

10

13

2.

Проблемы и перспективы национальной конкурентоспособности России

2

-

34

36

2.1.

Исследование внешней и внутренней конкурентоспособности страны

1

-

16

17

2.2.

Рейтинг экономической конкурентоспособности стран ВЭФ

1

-

10

11

2.3.

Роль государства в повышении конкурентоспособности страны

-

-

8

8

3.

Методология оценки и управления конкурентоспособностью организации

4

2

30

36

3.1.

Методика оценки конкурентоспособности организации

3

-

18

21

3.2.

Обоснование выбора элемента затрат, обеспечивающего максимальное повышение ценовой конкурентоспособности организации

1

2

12

15




Всего

10

4

94

108


^ 3. Содержание обязательного и самостоятельного изучения (теоретического курса, практических занятий, заданий для самостоятельного изучения)

Теоретический курс

Тема 1. Теоретические основы конкурентоспособности организации

^ 1.1. Формирование конкурентной среды

- влияние на формирование конкурентной среды: а) факторов типичных для России в целом, б) региональных факторов, в) факторов, формирующих спрос и предложение;

- оценка уровня конкуренции.

^ 1.2. Сущность конкурентоспособности (КСП) организации и проблемы ее повышения

- подходы к понятию КСП организации, товара (услуги),

- этапы оценки КСП,

- методы расчета КСП, в т.ч. в прикладных сферах,

- факторы, обеспечивающие КСП,

- подходы к набору используемых при оценке КСП организации параметров,

- структура факторов, влияющих на КСП организации,

- методики оценки КСП организации,

- проблемы повышения КСП организации,

- классификация факторов, определяющих на КСП организации,

- принципы управления конкурентоспособностью организации с использованием факторов.

^ 1.3. Оценка конкурентоспособности организации, региона, отрасли, страны

- специфика оценки конкурентоспособности организации, региона, отрасли, страны;

- оценка региона, отрасли, страны;

- стратегическая конкурентоспособность.
Тема 2. Проблемы и перспективы национальной конкурентоспособности России

^ 2.1. Исследование внешней и внутренней КСП страны

- причины низкой КСП России;

- факторы, обеспечивающие внешнюю КСП России;

- анализ внутренней КСП страны;

- КСП России по природным, трудовым ресурсам, на рынке капитала;

- ресурсные и технологические конкурентные преимущества экономики стран;

- стадии национальной КСП (по Портеру М.);

- определяющие факторы КСП развитых стран;

- условия, которые необходимо учитывать при повышении конкурентоспособности России в долгосрочной перспективе.

^ 2.2. Рейтинг экономической конкурентоспособности стран ВЭФ

- сущность рейтинга ВЭФ экономической КСП стран;

- анализ КСП стран на основе данных ВЭФ;

- сильные и слабые стороны России в соответствии с рейтингом ВЭФ.

^ 2.3. Роль государства в повышении конкурентоспособности страны

- государственные структуры России, которые занимаются повышением КСП страны;

- обеспечение КСП стран – членов ЕС, в т.ч. числе за счет малого и среднего бизнеса;

- направления, в которых должна выражаться активная обязательная роль государства.
Тема 3. Методология оценки и управления конкурентоспособностью (КСП) организации

^ 3.1. Методика оценки конкурентоспособности организации

- общие принципы оценки КСП организации,

- этапы и алгоритм оценки и управления КСП организации,

- обоснование включения в методику отдельных показателей, влияющих на КСП организации,

- области применения методики оценки КСП организации,

- группы показателей и показатели оценки КСП организации,

- определение значимости показателей в подгруппах, определение значимости групп показателей,

- оценка надежности (точности) уравнений связи,

^ 3.2. Обоснование выбора элемента затрат, обеспечивающего максимальное повышение ценовой КСП организации.

- обоснование использования элементной группировки для выбора элемента затрат;

- рассмотрение элементов затрат по степени управляемости,

- формула для выбора элемента затрат, оказывающего влияние на изменение ценовой конкурентоспособности организации.

^ Практические занятия

Занятие №1. Формирование конкурентной среды. Оценка конкурентоспособности товара (2 часа).

Обсуждение темы «Формирование конкурентной среды» (лекционного материала и задания для самостоятельной работы).

Задача на понимание логических взаимосвязей в оценке и управлении конкурентоспособностью товара (услуги).

Изучение методики оценки конкурентоспособности товара по системе 1111-5555. Выявление достоинств и недостатков методики, областей применения. Решение задачи с использованием методики.

^ Занятие № 2. Сущность конкурентоспособности организации и проблемы ее повышения. Оценка конкурентоспособности персонала (2 часа).

Обсуждение темы «Сущность конкурентоспособности организации и проблемы ее повышения» (лекционного материала и задания для самостоятельной работы).

Изучение методики конкурентоспособности персонала. Выявление достоинств и недостатков методики, областей применения. Решение задачи с использованием методики. Анализ изменения конкурентоспособности в зависимости от изменения качеств персонала.

Занятие №3. Сущность конкурентоспособности организации и проблемы ее повышения. Оценка конкурентоспособностью организации с учетом реализации товара на внешнем и внутреннем рынке (2 часа).

Изучение методики оценки конкурентоспособности организации с учетом реализации товара на внешнем и внутреннем рынке. Выявление достоинств и недостатков методики, областей применения. Решение задачи с использованием методики.

Занятие № 4. Оценка конкурентоспособности организации, региона, отрасли, страны. Оценка конкурентоспособности организации на основе внешних конкурентных преимуществ (2 часа).

Обсуждение темы «Оценка конкурентоспособности организации, региона, отрасли, страны».

Изучение методики оценки конкурентоспособности организации на основе внешних конкурентных преимуществ. Выявление достоинств и недостатков методики, областей применения. Решение задачи с использованием методики. Представление результатов оценки конкурентоспособности с помощью семантического дифференциала.

Занятие № 5. Оценка конкурентоспособности организации, региона, отрасли, страны. Методики оценки конкурентоспособности региона, отрасли, страны. Оценка конкурентоспособности организаций сферы услуг (2 часа).

Анализ существующих методик оценки конкурентоспособности региона, отрасли, страны.

Изучение методики оценки конкурентоспособности организаций сферы услуг. Выявление достоинств и недостатков методики, областей применения. Решение задачи с использованием методики (на примере рынка гостиничных услуг). Определение эффективности ценовой политики.

^ Занятие № 6. Исследование внешней и внутренней конкурентоспособности страны. Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на теории эффективной конкуренции (2 часа).

Обсуждение темы «Исследование внешней и внутренней конкурентоспособности страны» (лекционного материала и заданий для самостоятельной работы).

Изучение методики оценки конкурентоспособности предприятия, основанной на теории эффективной конкуренции (для промышленного предприятия). Выявление достоинств и недостатков методики, областей применения. Решение задачи с использованием методики.

^ Занятие № 7. Рейтинг экономической конкурентоспособности стран ВЭФ. Методика оценки конкурентоспособности организации с использованием комплекса маркетинга 4Р (2 часа).

Обсуждение темы «Рейтинг экономической конкурентоспособности стран ВЭФ». Изучение методики оценки конкурентоспособности организации с использованием комплекса маркетинга 4Р. Выявление достоинств и недостатков методики, областей применения. Решение задачи с использованием методики.

^ Занятие № 8. Рейтинг экономической конкурентоспособности стран ВЭФ. Оценка конкурентоспособности организации с использованием матрицы Мак-Кинзи, БКГ (2 часа).

Обсуждение темы «Рейтинг экономической конкурентоспособности стран ВЭФ».

Изучение методик оценки конкурентоспособности организации с использованием матрицы Мак-Кинзи, БКГ. Выявление достоинств и недостатков методик, областей применения. Решение задач с использованием методик.

^ Занятие № 9. Роль государства в повышение конкурентоспособности страны (2 часа).

Обсуждение темы «Роль государства в повышение конкурентоспособности страны». Промежуточная контрольная работа по 1 и 2 теме.

^ Занятие № 10. Методика оценки конкурентоспособности организации (2 часа)

Изучение табличного метода оценки конкурентоспособности организации. Выявление достоинств и недостатков метода, областей применения. Решение задачи с использованием метода.

^ Занятие № 11. Методика оценки конкурентоспособности организации (2 часа)

Обсуждение темы «Методика оценки конкурентоспособности организации».

Решение задачи «Обоснование включения показателей в методику оценки и управления конкурентоспособностью организации».

^ Занятие № 12. Методика оценки конкурентоспособности организации (2 часа).

Обсуждение темы «Методика оценки конкурентоспособности организации».

Решение задач «Определение коэффициентов значимости групп, подгрупп и показателей в подгруппах при создании методики оценки конкурентоспособности организации».

^ Занятие № 13. Обоснование выбора элемента затрат, обеспечивающего максимальное повышение ценовой конкурентоспособности организации (2 часа).

Решение задачи «Обоснование выбора элемента затрат, обеспечивающего максимальное повышение ценовой конкурентоспособности организации»

^ Занятие № 14. Обоснование выбора элемента затрат, обеспечивающего максимальное повышение ценовой конкурентоспособности организации (2 часа).

Обсуждение темы «Обоснование выбора элемента затрат, обеспечивающего максимальное повышение ценовой конкурентоспособности организации».

^ Занятие № 15. Итоговая контрольная работа (2 часа).

Итоговая контрольная работа по темам дисциплины.
Задания для самостоятельной работы

(целесообразно выполнять для конкретного предприятия; например для того предприятия, по которому студенты проходили практику на 4 курсе).

1. Исследовать в динамике формирование конкурентной среды на примере конкретного рынка и региона, где работает предприятие. При этом необходимо привести ряд факторов, оказавших влияние на изменение спроса и предложения на определенном рынке. Факторы целесообразно разделить на 3 группы: типичные для России в целом, специфичные региональные и отраслевые. Для обоснования развития конкурентной среды на рынке обязательно использовать статистические данные.

2. Найти методики оценки и управления конкурентоспособностью предприятия / товара и провести их анализ с возможностью применения их специфике определенного предприятия. При этом необходимо проанализировать достоинства и недостатки методик. Выбрать методику оценки и управления конкурентоспособностью предприятия, которая наиболее учитывает специфику отрасли, региона и определенного предприятия.

3. Изучить теоретические аспекты о направлениях повышения конкурентоспособности предприятия и составить комплексную схема факторов, влияющих на конкурентоспособность определенной организации (здесь можно использовать любой из критериев классификации факторов, рассмотренных на лекции).

4. Проанализировать факторы, влияющие на внешнюю и внутреннюю конкурентоспособность России.

5. Оценить конкурентоспособность определенной организации (расчет выполнить по этапам или по шагам) по обоснованной выше методике. Затем, в зависимости от полученных результатов, выявить «слабые места» в конкурентоспособности и разработать конкретные пути повышения конкурентоспособности.

5. Рассчитать процент изменения конкурентоспособности организации в результате реализации предложенных мероприятий.
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс (Рабочая учебная программа) для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая учебная программа предназначена для изучения правоведения. Издание содержит вопросы теоретического курса, задания к семинарским...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Финансы и кредит», 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление», 080507. 65 «Менеджмент организации»
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной, заочной...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной, заочной...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница