Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово




Скачать 141.76 Kb.
НазваниеФормирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово
Дата публикации13.04.2013
Размер141.76 Kb.
ТипРеферат
litcey.ru > Право > Реферат



Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере ГУ ИС района Южное Бутово


Содержание


Введение 2

Глава 1. Теоретические основы функционирования тарифной системы 3

1.1. Понятие тарифной системы и ее значение для городского хозяйства 3

1.2. Принципы формирования тарифной политики в городском хозяйстве 4

Глава 2. Анализ тарифной политики Государственного учреждения Инженерной Службы района Южное Бутово 7

2.1. Хозяйственно-экономический анализ Государственного учреждения Инженерной Службы района Южное Бутово 7

2.2. Анализ тарифной системы Государственного учреждения Инженерной Службы района Южное Бутово 8

^ Глава 3. Рекомендации по совершенствованию тарифной политики ГУ ИС района Южное Бутово 10

3.1. Снижение тарифных ставок за счет сокращения себестоимости жилищно – коммуналных услуг 10

3.2. Использование метода расчета тарифов на основе доходности инвестированного капитала (RAB-метод) 11

Заключение 12

Список литературы 13

Введение



В настоящее время особую социально-экономическую значимость приобретает проблема финансового оздоровления и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в рамках реформы местного самоуправления, нового жилищного законодательства и в процессе внедрения новых механизмов хозяйствования. Структура управления в сфере городского хозяйства является сложной и многоуровневой, а процесс регулирования тарифов и тарифная политика - это один из главных элементов в этой структуре.

Несмотря на пятнадцатилетний опыт нововведений в жилищно-коммунальном хозяйстве, до сих пор не завершено формирование рыночных отношений и реформирование финансов. Одной из причин этого является несовершенство тарифной политики.

Действующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры городов. Основные фонды коммунальных предприятий ветшают, вследствие чего учащаются аварии, связанные с отключением отопления в холодный период, снижением качества воды и др.

Актуальность и важность темы исследования обусловлена необходимостью системного развития вопросов повышения эффективности тарифной политики и ценообразования в городском хозяйстве. Исследование проблем тарифного регулирования в жилищно – коммунальном хозяйстве является актуальным как с точки зрения теории управления, так и с позиции практического использования мероприятий по регулированию тарифов в деятельности жилищно-коммунальных организаций города.

Несмотря на актуальность и значимость исследования проблем тарифного регулирования в жилищно – коммунальном хозяйстве, этой сфере до настоящего времени уделяется недостаточно внимания. Недостаточно
^

Глава 1. Теоретические основы функционирования тарифной системы

1.1. Понятие тарифной системы и ее значение для городского хозяйства



Устойчивое функционирование города предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах. Основная задача управления городом состоит в обеспечении пропорционального развития обеих сфер местной жизни. Для успешного решения этих задач возникает необходимость создания эффективной системы управления, основанной на новом механизме территориального хозяйствования и стратегическом подходе к развитию города. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов.

Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Среди них особое место занимает городское хозяйство, которое представляет собой жизненно важную сферу обеспечения услугами населения города.

Так как основную роль в городском хозяйстве играет отрасль жилищно-коммунального хозяйства, для основной массы населения и для городского бюджета наиболее острым и волнующим вопросом является формирование тарифной системы.

В соответствии с п. 5 ч.3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ, одна из основных обязанностей нанимателя по договору социального найма жилого помещения - плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Вносить плату за
^

1.2. Принципы формирования тарифной политики в городском хозяйстве



Городское хозяйство - это сектор экономики, который работает по регулируемым ценам и тарифам. То есть тарифы на услуги коммунальных предприятий рассчитываются по специальным методикам и утверждаются соответствующими органами власти.

Тарифная политика - система определенных последовательных действий, мероприятий, организационных и управленческих решений, направленных на обеспечение согласования экономических интересов предприятий-производителей жилищно – коммунальных услуг, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию, и их потребителей.

Направленность тарифной политики города в настоящее время определяется:

  • необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий;

  • необходимостью привлечения инвестиций в отрасль;

  • необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги жилищно – коммунального хозяйства.

Целью тарифной политики является обеспечение сбалансированности интересов региональных, местных производителей и потребителей услуг, тарифы на которые подлежат регулированию. Под сбалансированностью интересов понимается существование механизма ценового (тарифного) регулирования, позволяющего:

  • регулирующим органам оценивать и принимать обоснованные решения в области регулирования цен (тарифов), обеспечивать устойчивое состояние и условия для развития предприятий, приемлемый уровень цен (тарифов) на их продукцию (работы, услуги) для потребителей,

^ 1.3. Государственное регулирование тарифной политики в сфере городского хозяйства
Система ценообразования в городском хозяйстве страны характеризуется различным уровнем государственного регулирования на услуги, работы, оказываемые потребителям, и, прежде всего, населению в жилищной сфере и коммунальном комплексе. Разграничение полномочий в сфере государственного регулирования тарифов приведено в Приложении 1.

Тарифную политику в сфере городского хозяйства формирует Правительство РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам РФ, Минрегионразвития, Минпромэнерго, Минэкономразвития и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования - Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.

Установление цен и тарифов на услуги по содержанию и ремонту жилья – полномочия собственников помещений многоквартирного дома (ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации). В конечном итоге цена определяется составом работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, состоянием инженерных коммуникаций, степенью износа конструктивных элементов здания и его благоустроенностью.

Коммунальное хозяйство – сектор экономики, который работает по регулируемым тарифам, рассчитываемым в порядке и по методическим рекомендациям, утверждаемым Правительством Российской Федерации и соответствующими органами власти.

Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется:

- необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий;
^

Глава 2. Анализ тарифной политики Государственного учреждения Инженерной Службы района Южное Бутово

2.1. Хозяйственно-экономический анализ Государственного учреждения Инженерной Службы района Южное Бутово



Проблема формирования тарифной политики города в Москве решается уже несколько десятилетий. В конце 90-х годов прошлого века на федеральном уровне было принято решение о создании расчетных и расчетно-кассовых центров, специализация которых должна была заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг, что предполагало наличие специализированной информационно - вычислительной базы.

В 2003 г. в Москве начали функционировать Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ). За время своей работы система ЕИРЦ зарекомендовала себя как один из действенных механизмов реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, с одной стороны, обеспечивающая постоянно высокий сбор платы за услуги, а с другой – гарантирующая финансовую безопасность всех субъектов производства и потребления жилищно-коммунальных услуг – населения, ресурсоснабжающих и управляющих организаций.

Одним из очевидных достижений системы ЕИРЦ стало выделение функций начисления и сбора платы за жилищно-коммунальные услуги и «паспортного учета» из ГУП ДЕЗ в отдельную группу и передача их государственным учреждениям – ЕИРЦ, финансируемым за счет бюджета города Москвы и подотчетным городу. Сегодня это позволяет городу гарантировать финансовую безопасность жителей и без социальных потрясений осуществлять переход к рыночным условиям управления многоквартирными домами.

В 2007 г. руководство города предприняло следующий шаг в создании условий формирования рыночных отношений в сфере управления
^

2.2. Анализ тарифной системы Государственного учреждения Инженерной Службы района Южное Бутово



Анализируемое учреждение ГУ ИС района Южное Бутово не занимается тарифообразованием. В его обязанности входит начисление платежей населению за пользование жилищно – коммунальными услугами и контроль за их своевременной оплатой. Тарифы для расчетов с населением до ГУ ИС района Южное Бутово доводят предприятия городского хозяйства, непосредственно оказывающие жилищно – коммунальные услуги.

Тарифная система города Москвы включает в себя следующие тарифы:

1. Ставки платы за пользование жилым помещением, находящимся в государственной собственности города Москвы, для нанимателей жилых помещений (Приложение 9):

  • по договору социального найма жилого помещения;

  • по договору найма специализированного жилого помещения;

  • по договору найма жилищного фонда коммерческого использования;

  • по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы.

2. Цены за содержание и ремонт жилых помещений:

  • для нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения или договору найма специализированного жилого помещения;

  • для нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы и предоставленных в пользование по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы;

  • для граждан - собственников жилых помещений, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем, которые в установленном

^ 2.3. Влияние тарифной политики на эффективность функционирования отраслей городского хозяйства Москвы
Проведем анализ тарифной политики на эффективность функционирования основных отраслей городского хозяйства Москвы. Основным источником информации для анализа являются данные, представленные на официальных сайтах предприятий городского хозяйства Москвы.

Рассмотрим, как влияет тарифная политика на деятельность предприятий городского хозяйства Москвы в сфере водоснабжения на примере Московского государственного унитарного предприятия «Мосводоканал». Эта компания оказывает услуги водоснабжения и водоотведения более чем 13 миллионам жителей Московского региона.

Основные показатели деятельности МГУП «Мосводоканал» в 2008-2009 гг. представлены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Основные показатели деятельности МГУП «Мосводоканал» в 2007-2009 г.г.1

Показатели

Единица измерения

2008г.

2009г.

Абсолютное отклонение, +/-

Темп прироста, %

Выручка от реализации услуг водоснабжения

млн. руб.

14759,49

17562,96

2803,47

18,99

Себестоимость услуг

млн. руб.

13386,85

16322,82

2935,97

21,93

Валовая прибыль  от реализации услуг водоснабжения

млн. руб.

1372,64

1240,14

-132,50

-9,65

Отпущено воды потребителям (всего питьевого и технического качества)

млн. куб. м.

1415,1

1334,4

-80,7

-5,70

Потери воды

млн. куб. м.

150,3

142,8

-7,5

-4,99

Удельный вес потерь

%

10,62

10,70

0,08

0,75

Средний тариф за 1 млн. куб. м.

Млн. руб.

10,43

13,16

2,73

26,17

Себестоимость 1 млн. куб. м.

Млн. руб.

9,46

12,23

2,77

29,33


^

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию тарифной политики ГУ ИС района Южное Бутово

3.1. Снижение тарифных ставок за счет сокращения себестоимости жилищно – коммуналных услуг



Рассмотрев структуру и принципы формирования тарифов в городском хозяйстве, можно понять, что снижение тарифной ставки возможно, если сократится себестоимость оказываемых работ и предоставляемых услуг. Именно себестоимость представляет собой составную часть в тарифе, которая считается наиболее затратной.

Пути снижения себестоимости жилищно – коммунальных услуг представлены на рисунке 3.1.


Рис. 3.1. Пути снижения себестоимости жилищно – коммунальных услуг
Первым направлением снижения себестоимости услуг городского хозяйства является устранение потерь ресурсов при передаче их потребителям. Для этого необходимо стопроцентное оборудование помещений приборами учета ресурсов. В настоящее время удельное водопотребление в жилищном фонде значительно превышает технически обоснованное и в целом в 2-2,5 раза больше среднеевропейского. Дело не только в отношении потребителей,
^

3.2. Использование метода расчета тарифов на основе доходности инвестированного капитала (RAB-метод)



Повысить инвестиционную привлекательность коммунальной инфраструктуры можно через реализацию сбалансированной тарифной политики. Для этого необходимо выполнение базовых условий:

  • для потребителей - это экономическая доступность коммунальных услуг;

  • для инвесторов - возмещение вложенных средств, получение прибыли в результате данной операции, которая должна компенсировать временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.

Результаты проведенных экспертами исследований показывают, что доля условно-постоянных затрат в общей себестоимости услуг городского хозяйства достигает 85%. Поэтому наметившаяся тенденция перехода потребителей на оплату жилищно – коммунальных услуг по приборам учета при существующих средних тарифах и подходах к тарифному регулированию приведет к значительному падению доходов отрасли. Как следствие, снижение объема реализации услуг выступает одним из основных факторов роста тарифов.

В целях нивелирования влияния объема реализации услуг на финансовый результат деятельности организаций городского хозяйства необходима разработка методики ценообразования, позволяющая возместить условно-постоянные затраты вне зависимости от объема реализации услуг.

Эффективным инструментом долгосрочной тарифной политики является метод доходности инвестируемого капитала (RAB-метод) при расчете тарифов на жилищно – коммунальные услуги. Метод RAB – новая в России модель регулирования тарифов, ступень на пути к обеспечению рентабельности, надежности, эффективности услуг ЖКХ. Структура двуставочного тарифа на жилищно – коммунальные услуги по методу RAB-регулирования

Заключение



В заключение необходимо обобщить полученные результаты изучения формирования тарифной политики в городском хозяйстве и определения путей ее совершенствования.

В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические основы функционирования тарифной системы. Проведенное исследование показало, что стержнем экономического механизма управления городским хозяйством является механизм ценообразования и тарифного регулирования, который определяет принципиальную возможность финансового оздоровления отрасли, а также ее инвестиционную и кадровую политику.

Одной из важных задач реформирования жилищно-коммунального комплекса является создание системы эффективного тарифного регулирования, без решения которой невозможно достичь качественного улучшения ситуации в сфере коммунальных услуг, сформировать ясную и последовательную ценовую политику, привлечь инвестиции для обновления основных фондов, оказывать позитивное воздействие на экономику города.

Во второй главе данной работы был проведен анализ тарифной политики ГУ ИС района Южное Бутово. Данное учреждение осуществляет начисление и сбор платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги, формирование единого платежного документа. Тарифообразованием ГУ ИС района Южное Бутово не занимается, тарифы для расчетов с населением до данного учреждения доводят предприятия городского хозяйства, непосредственно оказывающие жилищно – коммунальные услуги.

В работе была рассмотрена методика формирования тарифов на услуги, используемая ведущими предприятиями городского хозяйства Москвы. Был сделан вывод, что формирование тарифов осуществляется затратным методом. Данный метод был признан неэффективным, поскольку не стимулирует поставщиков жилищно – коммунальных услуг к снижению их себестоимости
^

Список литературы





  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 17 декабря 2009 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01 января 2010 г.)

  3. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 27 июля 2010 г.)

  4. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 17 декабря 2009 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 31 декабря 2009 г.)

  5. Приказ Федеральной службы по тарифам от 07 октября 2010 г. № 245-э/3 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год»

  6. Постановление Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. № 1112-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно – коммунальные услуги для населения на 2009 год»

  7. Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. № 79-ПП «Об утверждении стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг на 2009 год»

  8. Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 907-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год»

  9. Постановление Правительства Москвы от 6 ноября 2007 г. № 963-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные

1 housing.mos.ru – официальный сайт Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы


Похожие:

Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово iconСодержание
«Финансовое планирование на предприятии и пути его совершенствования» на примере млпу «Городская больница №2»
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово iconНалог на добавленную стоимость: методология и практики исчисления,...
Теоретические основы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость 4
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово iconУчет амортизации основных средств на предприятии: состояние и усовершенствование
Состояние учета амортизации и пути совершенствования учета амортизации на примере ООО «Омега-Трейд» 24
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово iconСтаршая группа «Солнышко»
Образовательные: формирование представлений об образцах древнерусской литературы (на примере «Сказания о Петре и Февронии»), формирование...
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово icon«Финансовая политика предприятия и направления ее совершенствования...
Теоретические основы по финансовой политике предприятий и направлениям ее совершенствования в современных условиях
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово icon Кодекса, не имеется
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 февраля 2012 г. N 03-04-06/8-49
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово iconОсновные направления и перспективы реализации молодежной политики в Троицком городском округе
Ной политики на 2006-2010 г г. Основной целью программы является создание условий, благоприятных для социального становления и наиболее...
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово iconКонспект урока литературы в 8 классе по теме: Особенности творческого...
Особенности творческого пути А. П. Чехова на примере рассказа «Человек в футляре»
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово iconРуководство по методике обучения в воскресных школах предназ­начено...
Указать пути совершенствования методов обучения Слову Бо­жьему в воскресных школах
Формирование тарифной политики в городском хозяйстве и пути ее совершенствования на примере гу ис района Южное Бутово iconДипломная) работа на тему: «Организация коммерческой деятельности...
«Организация коммерческой деятельности предприятия и пути ее совершенствования (на материалах ООО «Альянс»)»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница