Скачать 228.77 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Новосибирский государственный технический университет ________________________________________________________ 72 № 2381 И 907 Историяи методология науки Методологические указания по научно-исследовательской работе для магистрантов 1-2 года обучения по направлению 521500 – Менеджмент организации 521506 – Производственный менеджмент Новосибирск 2002 ББК 72.3я73 И 907 Составитель д.э.н., проф., К.Т. Джурабаев, доц. А.Т. Гришин Рецензент д.т.н., проф., ^ Научные исследования – более трудоемкий и сложный процесс выработки новых знаний. При выполнении исследований должны использоваться методы экономико-математического моделирования, пакеты прикладных программ, компьютерные информационные технологии, пакеты правовых систем, государственные стандарты и т. п. Работа преследует цель дать студенту-магистранту конкретные практические рекомендации по выполнению исследовательского этапа, предшествующего магистерской диссертации. Работа подготовлена на кафедре организации производства НГТУ Новосибирский государственный т ![]() 1. Введение Переход экономики России на рыночные методы хозяйствования потребовал нового подхода к методам организации деятельности промышленных организаций и их структурных подразделений. Возникли принципиально новые задачи менеджмента, касающиеся взаимодействия организации с элементами внешней рыночной среды. При этом необходимы кардинальные изменения в экономических методах хозяйствования. Существовавшие ранее механизмы функционирования, ориентирующиеся в основном на командно-административные методы управления, слабо сочетали интересы производственных элементов и отдельных исполнителей как между собой, так и с интересами всей производственной системы. Отсутствие научно разработанной концепции перехода промышленных организаций к рыночным отношениям, в частности формирование ее организационно-правовых форм и структур управления, существенно сдерживает возможность эффективного существования организаций в рыночной экономике. Учебным планом магистерской подготовки по направлению 521506 – «Производственный менеджмент» включена дисциплина федерального компонента ДНМ.02» – «История и методология науки». Дисциплина изучается в течение двух семестров и семестра самостоятельной работы. Объем аудиторных занятий составляет 90 часов, в том числе: 54 часа – лекций и 36 часов – практические занятия, а также:
Общий объем работы студента – магистранта по дисциплине – 252 часа. Магистрант менеджмента должен быть подготовлен к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различных форм собственности и в функциональных областях менеджмента. Основными видами его деятельности являются:
Следовательно, студенту-магистранту на протяжении всего периода обучения в магистратуре необходимо тщательно анализировать все принимаемые им научно-технические решения. Это и определило содержание настоящих методических указаний, которые предназначены для оказания студенту-магистранту методический помощи в правильном решении вопросов, связанных с овладением навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующей направленности, а также в приобретении умений формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности; выбирать необходимые методы исследования; владеть методологическим аппаратом исследо- вания. 2. Блочное построение (структура) курса Ядро курса. В курсе выделены два основных (базовых) блока:
В первом блоке изучаются базовые вопросы:
Во втором блоке изучаются базовые вопросы:
3. Направленность курса на развитие общеобразовательных умений (целей) Самостоятельное изучения курса преследует достижение целей, связанных с формированием у студента следующих знаний и умений:
Основными видами выполнения самостоятельной работы студентами-магистрантами являются:
4. Выбор темы и требования к содержанию отчета исследования Магистрант выбирает тему в соответствии с направлением своих исследований в магистерской диссертации (как правило) либо представляет самостоятельное исследование. Отчет должен обязательно содержать следующие разделы: введение; обзор литературы; основная часть; заключение. В разделе «Введение» дается краткое описание научного направления магистерской диссертации и связь с выбранной темой. В разделе «Обзор литературы» раскрывается степень разработанности проблемы в публикациях российских и зарубежных ученых. Раздел «Основная часть» включает в себя материал, четко описывающий принятую автором точку зрения на решаемую проблему. Изложение материала определяется выбранной базовой темой исследования (теоретическая или организационно-методическая). При выборе теоретической темы дается описание известных в литературе теоретических положений, затем практическая часть использования положений теории в проблеме исследования магистерской диссертации. При выборе организационной темы дается описание организационной структуры организации, состав подразделений и функции их работников. При выборе методической темы дается описание методики или алгоритмы выполнения расчетов на фактическом цифровом материале. В разделе «Заключение» приводятся краткие выводы по результатам исследований, предложения по их внедрению. В приложениях А, В, С, D, E представлены краткие методические материалы об этапах проведения исследований, взаимосвязи фаз исследования; о направлениях деятельности консультационных организаций; об этапах проведения прикладного социологического исследования; о логической схеме научного исследования; о понятиях и определениях в научном познании. 5. Тематика исследований (по семестрам) Блок 1. Организация исследовательской деятельности (семестр 1) Теоретические темы 1. Методические вопросы проблематики исследовательской деятельности. 2. Организация процесса исследований и методы их проведения. 3. Основные этапы и способы проведения разработки проекта: 4. Направления деятельности исследовательских организаций в области: а) организации управления научно-исследовательской деятельностью; б) организации производства изготовления нового изделия; в) организации труда работников научно-исследовательских подразделений; г) создания новых организационных форм проведения исследований; д) оценки деятельности руководителя и специалистов; е) управления кадрами; ж) организации и освоения производства нового изделия. ^ 5. Этапы создания научно-исследовательских организаций. 6. Содержание договора на проведение исследовательской работы и порядок его заключения. 7. Формы сотрудничества в процессе исследования специалиста и работников организации–заказчика разработки. Блок 2. Методы социологических и прикладных исследований (семестр 2) 1. Теория социальных отношений. 2. Структурно-функциональный подход и теория социальной сертификации. 3. Основные подходы к определению социальных институтов. 4. Социология организационного поведения. 5. Основные методологические подходы к изучению конфликтов. 6. Влияние информационных технологий на социальные отношения. Блок 3. Технология и методы работы исследователя (семестр 3) 1. Организация процесса исследований и методы их проведения. 2. Технология и методы работы исследователя. 3. Разделение и организация труда в группе исследователей и разработчиков. 6. Оформление конечного результата исследования Если разработка темы расчетно-графического задания носит описание бизнес-процесса или результата научно-технического исследования или технико-экономического обоснования проекта, то составляется отчет о научно-исследовательской работе. В системе стандартов по информации, библиотечному, издательскому делу (СИБИД) действует ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Конечный результат исследования может быть оформлен в форме Учебно-методических разработок и руководств для проведения занятий:
Для части таких исследований необходимо при оформлении использовать ГОСТ 7.83-2001 – СИБИД. «Электронные изделия. Основные виды и выходные сведения». При составлении списка использованной литературы необходимо принять порядок описания каждого источника в соответствии с общими требованиями и правилами составления библиографического описания документа (ГОСТ 7.1.-84). В библиографический список работы необходимо включить только те источники, которые были использованы при ее написании. Библиографический список оформления в алфавитном порядке. 7. Источники информации, которые необходимо использовать при проведении научно-исследовательской работы 1. Интернет – уникальная информационная среда. Пользователь сети для поиска нужной информации может воспользоваться поисковыми системами (Яндекс, Апорт, Рамблер и др.). Применение Интернет-технологий включает следующее: поиск источников информации: а) по бизнес-директориям; б) на сайтах зарубежных компаний; в) в электронных журналах. В список литературы результат поиска включить согласно ГОСТу 7.82-2001 СИБИД. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления». 2. Компьютерные справочные правовые системы (СПС). Правовая информация может быть разделена на три больших группы: А. Официальная правовая информация. В. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение. С. Неофициальная правовая информация. В России наиболее известны следующие СПС: Консультант Плюс. Гарант. Кодекс. 3. Государственные стандарты. Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации на своих заседаниях составляет планы государственной стандартизации стран, входящих в Совет. При Совете созданы подразделения: бюро по стандартам и научно-техническая комиссия в области метрологии и организации работ по надзору и контролю за соблюдением требований стандартов (НТКН). Среди разделов студенту-магистранту целесообразно просматривать ГОСТы в разделах. 01. Общие положения. Технология. Стандартизация. Документация. 03. Социология. Услуги. Организации фирм и управление ими. 25. Машиностроение. 35. Информационные технологии. 4. Реферативные журналы Всероссийского Института научной и технической информации (ВИНИТИ). ВИНИТИ выпускает реферативные журналы, в которых даются краткие рефераты на периодические издания (книги, газеты, журналы и другие источники информации). Студент-магистрант должен просматривать реферативные журналы (РЖ) со следующими кодами сквозного тома: 14 – Технология машиностроения. 20 – Экономика промышленности. 67 – Организация производства. 5. Периодические издания. А. Обзоры. Летопись книг Российской Федерации. Книги Российской Федерации. Летопись авторефератов. Летопись журнальных статей. В. Журналы Управляющие системы и машины. Техника машиностроения. Информатика-машиностроение. Вестник машиностроения. САПР и графика. ЭКО. Эксперт. Управление персоналом. Консультант директор. Журнал для акционеров. С. Газеты. Российская газета. Экономика и жизнь. Финансовая газета. 6. Программное обеспечение. 1. Компании. ^ Аналитические системы для диагностики и выбора стратегии развития. В. «ИНТЕЛЛЕКТ-Сервис» Система управления предприятием класса MRP II-БЭСТ-ПРО. С. «ТОП СИСТЕМЫ» комплекс программных средств T-FLEX. 2. Корпоративные информационные системы. Российские: «Флагман» «М-2» «Галактика» Зарубежные: «IES» «SAP/R3». В приложении F приведены этапы изучения научных публикаций (источники). Приложение А Фазы исследования и типы научных организаций. 1.Фазы исследований А. Фундаментальные исследования. В. Прикладные исследования. С. Проектно-конструкторские разработки. D. Экспериментальное, опытное производство. Е. Внедрение и консультирование внедрения. 2. Организационные структуры науки. 1. Академические институты, кафедры, лаборатории вузов. 2. Отраслевые НИИ. 3. Отраслевые проектно-конструкторские организации. 4. Отраслевые комплексные научно-технические организации. 5. Межотраслевые научно-технические комплексы. 6. Академические научно-технические комплексы. 7. Научно-производственные объединения. 8. Инновационные научно- производственные фирмы. 9. Консультационные организации. ^
Приложение В ![]() Направления деятельности консультационных организаций в области: Организации управления Создания новых организационных компаний Организации производства Организации труда Оценки руководителя Управления кадрами Основные этапы процесса управленческого консультирова- ния: Подготовка и консультирование Диагностика Разработка предложений Внедрение предложений Приложение С Прикладное социологическое исследование ^ 1. Подготовка социологического исследования. Выбор темы исследования. Формулировка цели социологического исследования. Составление программы. Разработка анкет опроса. Выбор метода (количественных и качественных) социологических исследований. Выбор способа получения «социальных факторов» 2. Сбор первичной информации (анкетирование). 3. Обработка и анализ информации. Обобщение и анализ эмпирических данных. Интерпретация (объяснение) полученных эмпирических данных. Оформление отчетов по итогам исследования. ^ – определение объекта и предмета исследования; – постановка проблемы исследования; – формулировка цели и основных задач исследования; – определение целевых вопросов исследования; – описание логической структуры предмета исследования; – определение выборочной совокупности и обоснование репрезентативности выборки. Отчет по итогам исследования.
1. Программа социологического исследования. 2. Таблицы, диаграммы, графики. 3. Анкеты респондентов. 5. Скорректированный (исправленный) вариант анкеты. Приложение D ^
Приложение Е ^ Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности. ^ – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Концепция – система взглядов на что-либо, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. ^ – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. ^ – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. ^ – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний. Приложение F Этапы изучения научных публикаций (источника)
![]() |
![]() | Темы контрольных работ по курсу "Деньги, кредит, банки" для студентов... Контрольная работа является учебным исследованием студента, которое он выполняет под руководством преподавателя консультанта | ![]() | Ф. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) |
![]() | Пояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык Самостоятельная работа по предмету русский язык и культура речи в объеме 10 часов проводится на 5 курсе | ![]() | • самостоятельная работа учащихся под руководством учителя Методы обучения и воспитания – это способы педагогического воздействия, которые имеют свои цели, свои задачи и представляют собой... |
![]() | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ... | ![]() | Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная... В гуманистических, философских и психологических концепциях личность это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие... |
![]() | Самостоятельная работа Контрольная работа Для специальностей подготовки: 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления» | ![]() | 5. Самостоятельная работа студентов (самообучение) Работа с информацией. Подготовка к семинарам и практическим работам. Написание и оформление письменных работ |
![]() | Режим дня для первой младшей группы Совместная работа воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, игры, досуги | ![]() | Рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная... Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы |