Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа




Скачать 228.77 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа
Дата публикации14.04.2013
Размер228.77 Kb.
ТипСамостоятельная работа
litcey.ru > Право > Самостоятельная работа


Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский государственный технический университет

________________________________________________________
72 № 2381

И 907


История


и методология науки
Методологические указания

по научно-исследовательской работе для магистрантов

1-2 года обучения по направлению

521500 – Менеджмент организации

521506 – Производственный менеджмент


Новосибирск

2002

ББК 72.3я73

И 907

Составитель д.э.н., проф., К.Т. Джурабаев, доц. А.Т. Гришин

Рецензент д.т.н., проф., ^ Г.З. Винокуров

Научные исследования – более трудоемкий и сложный процесс выработки новых знаний. При выполнении исследований должны использоваться методы экономико-математического моделирования, пакеты прикладных программ, компьютерные информационные технологии, пакеты правовых систем, государственные стандарты и т. п.

Работа преследует цель дать студенту-магистранту конкретные практические рекомендации по выполнению исследовательского этапа, предшествующего магистерской диссертации.

Работа подготовлена на кафедре организации производства НГТУ

 Новосибирский государственный

технический университет, 2002 г.


1. Введение
Переход экономики России на рыночные методы хозяйствования потребовал нового подхода к методам организации деятельности промышленных организаций и их структурных подразделений. Возникли принципиально новые задачи менеджмента, касающиеся взаимодействия организации с элементами внешней рыночной среды. При этом необходимы кардинальные изменения в экономических методах хозяйствования.

Существовавшие ранее механизмы функционирования, ориентирующиеся в основном на командно-административные методы управления, слабо сочетали интересы производственных элементов и отдельных исполнителей как между собой, так и с интересами всей производственной системы.

Отсутствие научно разработанной концепции перехода промышленных организаций к рыночным отношениям, в частности формирование ее организационно-правовых форм и структур управления, существенно сдерживает возможность эффективного существования организаций в рыночной экономике.

Учебным планом магистерской подготовки по направлению 521506 – «Производственный менеджмент» включена дисциплина федерального компонента ДНМ.02» – «История и методология науки».

Дисциплина изучается в течение двух семестров и семестра самостоятельной работы.

Объем аудиторных занятий составляет 90 часов, в том числе: 54 часа – лекций и 36 часов – практические занятия, а также:

  • самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) – 60 часов;

  • индивидуальная работа – 82 часа.

Общий объем работы студента – магистранта по дисциплине – 252 часа.

Магистрант менеджмента должен быть подготовлен к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различных форм собственности и в функциональных областях менеджмента.

Основными видами его деятельности являются:

  • проведение научных и прикладных исследований;

  • преподавание дисциплин, относящихся к направлению менеджмент;

  • ведение аналитической и консультационной работы в области менеджмента.

Следовательно, студенту-магистранту на протяжении всего периода обучения в магистратуре необходимо тщательно анализировать все принимаемые им научно-технические решения. Это и определило содержание настоящих методических указаний, которые предназначены для оказания студенту-магистранту методический помощи в правильном решении вопросов, связанных с овладением навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующей направленности, а также в приобретении умений формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности; выбирать необходимые методы исследования; владеть методологическим аппаратом исследо-
вания.
2. Блочное построение (структура) курса
Ядро курса. В курсе выделены два основных (базовых) блока:

  • организация исследовательской деятельности;

  • методы социологических и прикладных исследований.

В первом блоке изучаются базовые вопросы:

  • методология и организация исследовательской деятельности как система научных знаний;

  • принципы эффективной организации исследовательской деятельности на базе закономерностей развития производства и управления;

  • формы и методы проведения исследований научных и опытно-конструкторских работ;

  • порядок организации научно-исследовательских подраз-делений;

  • технология и методы работы исследователя;

  • формы сотрудничества в процессе исследования.

Во втором блоке изучаются базовые вопросы:

  • методология проведения социологических и прикладных исследований;

  • разработка разделов программы социологического и прикладного исследования;

  • анализ эмпирических данных, полученных на этапах сбора информации в процессе исследования.


3. Направленность курса на развитие общеобразовательных умений (целей)
Самостоятельное изучения курса преследует достижение целей, связанных с формированием у студента следующих знаний и умений:

  • освоить методы управления в сфере организации производства, антикризисного менеджмента, консультационной поддержки предпринимательства, правового обеспечения современного менеджмента;

  • овладеть культурой мышления;

  • знать законы и уметь использовать их в исследовательской, аналитической и педагогической деятельности;

  • уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

  • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующие широкого образования в направлении подготовки;

  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных и представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, результатов, статей;

  • владеть методологическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явление в области менеджмента;

  • уметь приобретать новые общие и профессиональные знания, используя современные технологии обучения;

  • разрабатывать и преподавать учебные курсы по дисциплинам, относящимся к бакалаврской подготовке и подготовке дипломированных специалистов.

Основными видами выполнения самостоятельной работы студентами-магистрантами являются:

  • проведение научных исследований в функциональных областях менеджмента;

  • проведение социологических и прикладных исследований на базе подготовки и разработки анкет с последующим анализом полученных эмпирических данных;

  • разработка принимаемых решений в ходе исследований на базе использования специального программного обеспечения и правовых систем.


4. Выбор темы и требования к содержанию отчета исследования
Магистрант выбирает тему в соответствии с направлением своих исследований в магистерской диссертации (как правило) либо представляет самостоятельное исследование.

Отчет должен обязательно содержать следующие разделы: введение; обзор литературы; основная часть; заключение.

В разделе «Введение» дается краткое описание научного направления магистерской диссертации и связь с выбранной темой.

В разделе «Обзор литературы» раскрывается степень разработанности проблемы в публикациях российских и зарубежных ученых.

Раздел «Основная часть» включает в себя материал, четко описывающий принятую автором точку зрения на решаемую проблему.

Изложение материала определяется выбранной базовой темой исследования (теоретическая или организационно-методическая).

При выборе теоретической темы дается описание известных в литературе теоретических положений, затем практическая часть использования положений теории в проблеме исследования магистерской диссертации.

При выборе организационной темы дается описание организационной структуры организации, состав подразделений и функции их работников.

При выборе методической темы дается описание методики или алгоритмы выполнения расчетов на фактическом цифровом материале.

В разделе «Заключение» приводятся краткие выводы по результатам исследований, предложения по их внедрению.

В приложениях А, В, С, D, E представлены краткие методические материалы об этапах проведения исследований, взаимосвязи фаз исследования; о направлениях деятельности консультационных организаций; об этапах проведения прикладного социологического исследования; о логической схеме научного исследования; о понятиях и определениях в научном познании.
5. Тематика исследований (по семестрам)
Блок 1. Организация исследовательской деятельности (семестр 1)
Теоретические темы

1. Методические вопросы проблематики исследовательской деятельности.

2. Организация процесса исследований и методы их проведения.

3. Основные этапы и способы проведения разработки проекта:

4. Направления деятельности исследовательских организаций в области:

а) организации управления научно-исследовательской деятельностью;

б) организации производства изготовления нового изделия;

в) организации труда работников научно-исследовательских подразделений;

г) создания новых организационных форм проведения исследований;

д) оценки деятельности руководителя и специалистов;

е) управления кадрами;

ж) организации и освоения производства нового изделия.
^

Организационно-методические темы исследования


5. Этапы создания научно-исследовательских организаций.

6. Содержание договора на проведение исследовательской работы и порядок его заключения.

7. Формы сотрудничества в процессе исследования специалиста и работников организации–заказчика разработки.
Блок 2. Методы социологических и прикладных исследований (семестр 2)

1. Теория социальных отношений.

2. Структурно-функциональный подход и теория социальной сертификации.

3. Основные подходы к определению социальных институтов.

4. Социология организационного поведения.

5. Основные методологические подходы к изучению конфликтов.

6. Влияние информационных технологий на социальные отношения.

Блок 3. Технология и методы работы исследователя (семестр 3)

1. Организация процесса исследований и методы их проведения.

2. Технология и методы работы исследователя.

3. Разделение и организация труда в группе исследователей и разработчиков.
6. Оформление конечного результата

исследования
Если разработка темы расчетно-графического задания носит описание бизнес-процесса или результата научно-технического исследования или технико-экономического обоснования проекта, то составляется отчет о научно-исследовательской работе.

В системе стандартов по информации, библиотечному, издательскому делу (СИБИД) действует ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Конечный результат исследования может быть оформлен в форме Учебно-методических разработок и руководств для проведения занятий:

  1. Учебной, видео- и аудиоинформации (видеолекции, демоверсии, деморолики).

  2. Развивающего тренинга (сценариев проведения занятий в роли тренинг-партнера; логические схемы кейс-разработок).

  3. Тестов (тесты модульного контроля знаний, комплексные тесты оценки уровня знаний и умений).

  4. Обучающих компьютерных программ.

  5. Самоучителя (в виде электронного учебника).

Для части таких исследований необходимо при оформлении использовать ГОСТ 7.83-2001 – СИБИД. «Электронные изделия. Основные виды и выходные сведения».

При составлении списка использованной литературы необходимо принять порядок описания каждого источника в соответствии с общими требованиями и правилами составления библиографического описания документа (ГОСТ 7.1.-84).

В библиографический список работы необходимо включить только те источники, которые были использованы при ее написании.

Библиографический список оформления в алфавитном порядке.
7. Источники информации,

которые необходимо использовать

при проведении научно-исследовательской работы
1. Интернет – уникальная информационная среда.

Пользователь сети для поиска нужной информации может воспользоваться поисковыми системами (Яндекс, Апорт, Рамблер и др.).

Применение Интернет-технологий включает следующее:

поиск источников информации:

а) по бизнес-директориям;

б) на сайтах зарубежных компаний;

в) в электронных журналах.

В список литературы результат поиска включить согласно ГОСТу 7.82-2001 СИБИД. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

2. Компьютерные справочные правовые системы (СПС).

Правовая информация может быть разделена на три больших группы:

А. Официальная правовая информация.

В. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение.

С. Неофициальная правовая информация.

В России наиболее известны следующие СПС:

Консультант Плюс.

Гарант.

Кодекс.

3. Государственные стандарты.

Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации на своих заседаниях составляет планы государственной стандартизации стран, входящих в Совет.

При Совете созданы подразделения: бюро по стандартам и научно-техническая комиссия в области метрологии и организации работ по надзору и контролю за соблюдением требований стандартов (НТКН).

Среди разделов студенту-магистранту целесообразно просматривать ГОСТы в разделах.

01. Общие положения. Технология. Стандартизация. Документация.

03. Социология. Услуги. Организации фирм и управление ими.

25. Машиностроение.

35. Информационные технологии.

4. Реферативные журналы Всероссийского Института научной и технической информации (ВИНИТИ).

ВИНИТИ выпускает реферативные журналы, в которых даются краткие рефераты на периодические издания (книги, газеты, журналы и другие источники информации).

Студент-магистрант должен просматривать реферативные журналы (РЖ) со следующими кодами сквозного тома:

14 – Технология машиностроения.

20 – Экономика промышленности.

67 – Организация производства.

5. Периодические издания.

А. Обзоры.

Летопись книг Российской Федерации.

Книги Российской Федерации.

Летопись авторефератов.

Летопись журнальных статей.
В. Журналы

Управляющие системы и машины.

Техника машиностроения.

Информатика-машиностроение.

Вестник машиностроения.

САПР и графика.

ЭКО.

Эксперт.

Управление персоналом.

Консультант директор.

Журнал для акционеров.

С. Газеты.

Российская газета.

Экономика и жизнь.

Финансовая газета.

6. Программное обеспечение.

1. Компании.

^ А. «ПРО-ИНВЕСТ»

Аналитические системы для диагностики и выбора стратегии развития.

В. «ИНТЕЛЛЕКТ-Сервис»

Система управления предприятием класса MRP II-БЭСТ-ПРО.

С. «ТОП СИСТЕМЫ» комплекс программных средств T-FLEX.

2. Корпоративные информационные системы.

Российские: «Флагман»

«М-2»

«Галактика»

Зарубежные: «IES»

«SAP/R3».

В приложении F приведены этапы изучения научных публикаций (источники).

Приложение А
Фазы исследования и типы научных организаций.

1.Фазы исследований

А. Фундаментальные исследования.

В. Прикладные исследования.

С. Проектно-конструкторские разработки.

D. Экспериментальное, опытное производство.

Е. Внедрение и консультирование внедрения.
2. Организационные структуры науки.

1. Академические институты, кафедры, лаборатории вузов.

2. Отраслевые НИИ.

3. Отраслевые проектно-конструкторские организации.

4. Отраслевые комплексные научно-технические организации.

5. Межотраслевые научно-технические комплексы.

6. Академические научно-технические комплексы.

7. Научно-производственные объединения.

8. Инновационные научно- производственные фирмы.

9. Консультационные организации.


^

Вид взаимосвязи фаз исследования и типов научных организаций





Структура

Фазы

A

B

C

D

E

1. Академические институты, кафедры, лаборатории вузов.
















2. Отраслевые НИИ.
















3. Отраслевые проектно-конструктор-ские организации.













4. Отраслевые комплексные научно-технические организации.










5. Межотраслевые научно-технические комплексы.







6. Академические научно-технические комплексы.







7. Научно-производственные объединения.







8. Инновационные научно-производст-венные фирмы.







9. Консультационные организации

















Приложение В



Направления деятельности консультационных организаций

в области:

Организации управления
Создания новых организационных компаний
Организации производства
Организации труда
Оценки руководителя
Управления кадрами
Основные этапы процесса управленческого консультирова-

ния:
Подготовка и консультирование
Диагностика
Разработка предложений
Внедрение предложений

Приложение С
Прикладное социологическое исследование

^ Этапы проведения социологического исследования.

1. Подготовка социологического исследования.

Выбор темы исследования.

Формулировка цели социологического исследования.

Составление программы.

Разработка анкет опроса.

Выбор метода (количественных и качественных) социологических исследований.

Выбор способа получения «социальных факторов»

2. Сбор первичной информации (анкетирование).

3. Обработка и анализ информации.

Обобщение и анализ эмпирических данных.

Интерпретация (объяснение) полученных эмпирических данных.

Оформление отчетов по итогам исследования.

^ Методологический раздел программы социологического исследования

– определение объекта и предмета исследования;

– постановка проблемы исследования;

– формулировка цели и основных задач исследования;

– определение целевых вопросов исследования;

– описание логической структуры предмета исследования;

– определение выборочной совокупности и обоснование репрезентативности выборки.

Отчет по итогам исследования.

  1. Введение (краткое обоснование актуальности исследованной темы).

  2. Аналитическая записка.

  3. Заключение (перечисление основных выводов, соответственно задачам исследований).

  4. Приложение

1. Программа социологического исследования.

2. Таблицы, диаграммы, графики.

3. Анкеты респондентов.

5. Скорректированный (исправленный) вариант анкеты.

Приложение D


^

Логическая схема научного исследования





1.







Обоснование актуальности выбранной темы


2.







Постановка цели и конкретных задач исследования







3.







Определение объекта и предмета исследования







4.







Выбор методики проведения исследования







5.

Описание процесса исследования













6.







Обсуждение результатов исследования







7.







Формирование выводов и оценка полученных результатов


Приложение Е


^
Понятия и определения


Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности.

^ Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания.

Концепция – система взглядов на что-либо, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

^ Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

^ Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

^ Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.

Приложение F
Этапы изучения научных публикаций (источника)










Общее ознакомление с содержанием по оглавлению















Беглый просмотр источника в целом















Чтение в порядке последовательности















Выборочное чтение необходимой к использованию части источника









Выписка материала, представляющего интерес для исследования















Критическая оценка материала выписки















Редактирование текста для последующего включения его в отчет

об исследовании







Похожие:

Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа iconТемы контрольных работ по курсу "Деньги, кредит, банки" для студентов...
Контрольная работа является учебным исследованием студента, которое он выполняет под руководством преподавателя консультанта
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа iconФ. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа iconПояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык
Самостоятельная работа по предмету русский язык и культура речи в объеме 10 часов проводится на 5 курсе
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа icon• самостоятельная работа учащихся под руководством учителя
Методы обучения и воспитания – это способы педагогического воздействия, которые имеют свои цели, свои задачи и представляют собой...
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы
...
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа iconСамостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная...
В гуманистических, философских и психологических концепциях личность это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие...
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа iconСамостоятельная работа Контрольная работа
Для специальностей подготовки: 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа icon5. Самостоятельная работа студентов (самообучение)
Работа с информацией. Подготовка к семинарам и практическим работам. Написание и оформление письменных работ
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа iconРежим дня для первой младшей группы
Совместная работа воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, игры, досуги
Самостоятельная работа под руководством научного руководителя (преподавателя) 60 часов; индивидуальная работа 82 часа iconРассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная...
Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница