Лекция Государство и право Германии в период Нового времени




Скачать 91.08 Kb.
НазваниеЛекция Государство и право Германии в период Нового времени
Дата публикации26.04.2013
Размер91.08 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Право > Лекция


Лекция

Государство и право Германии в период Нового времени.
К началу XIX в. Германия оставалась политически отсталой страной. В ней сохранялась феодальная раздробленность, существовало крепостное право, везде действовало средневековое законодательство.
Под давлением Наполеона. В июле 1806 года Священная Римская империя была упразднена, а вместо нее был провозглашен Рейнский союз. При Наполеоне количество немецких княжеств значительно сократилось за счет их объединения. Потеряли свою независимость и многие города, количество которых во время их расцвета было свыше восьмидесяти. К 1808 г. в Рейнский союз входили все государства Германии, кроме Австрии, Пруссии, шведской Померании и датской Голштинии. Половина территории Пруссии была отнята у нее и частично вошла в Рейнский союз.

Почти во всем Рейнском союзе было ликвидировано крепостное право. В большинстве государств Рейнского союза был введен наполеоновский Гражданский кодекс, уничтоживший феодальные привилегии и открывший дорогу для развития капитализма.

Рейнский союз участвовал в наполеоновских войнах на стороне Франции. После разгрома Наполеона в 1813 г. он фактически прекратил существование.
В 1814 г. был образован ^ Германский союз, состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств) и четырех вольных городов - Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека.

Германский союз был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реальное главенство в союзе принадлежало Австрии. Единственным центральным органом власти был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность.

Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. Пруссия выступили с инициативой распространить действие прусского таможенного закона на весь Германский союз. Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства Пруссия постепенно добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими государствами. Итогом стало создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась подчинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорваны Пруссией.

^ В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский проект Вексельного закона.
^ В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии.
С конца февраля по начало марта 1848 г. в южных германских государствах (революционные события начались 27 февраля в Бадене) под давлением либеральных общественных движений были сформированы новые правительства, которые гарантировали расширение гражданских свобод.

На волне революционно-либерального обновления оживилось объединительное движение. По инициативе комитета из 51 представителя национально-либеральных объединений (образовавшегося 5 марта в Бадене) был созван Предпарламент (31 марта – 17 мая 1848 г.). Он был составлен из лиц, заседавших в качестве депутатов в каком-нибудь из германских государств, главным образом южных (всего до 600 чел.).

Предпарламент собрался во Франкфурте, где продолжал заседать и общенемецкий конгресс; представители государств в нем были заменены своими правительствами на национал-либералов. Под давлением Предпарламента конгресс принял объединительные решения. Утвердил в качестве национального флага Германии черно-красно-золотое знамя, постановил созвать учредительное собрание на основе всеобщего избирательного права.

Избранное в качестве учредительного ^ Франкфуртское Национальное собрание (18 мая 1848 – 18 июня 1849) представляло подавляющее большинство германских государств и территорий; только Богемия отказалась послать депутатов. После длительных дискуссий Собрание постановило организовать общегерманскую исполнительную временную власть, избрав на должность имперского правителя (имперского викария) австрийского эрцгерцога Иоанна. Эрцгерцог организовал министерство из 6 министров, которое стало управлять под контролем парламента.

27 марта 1849 г. была принята первая общегерманская конституция.

^ Франкфуртская конституция 1849 г. утвердила единство германских государств в общей империи. Земельные правительства и монархи сохраняли свой суверенитет, но делегировали некоторые полномочия общегерманским институтам власти и управления. К этим полномочиям относились внешняя и военная политика, соответственно объявление войны и заключение мира, военное строительство объединенных армии и флота, чеканка монеты, управление и организация путей сообщения. Номинально империя должна была стать конституционной монархией с прусским королем в качестве наследственного императора. Реально же конституция предоставила императору очень ограниченные права – законодательного вето (весьма условного) и государственного представительства. Доминирующим органом власти в империи предполагался райхстаг с законодательными правами. Райхстаг строился по федеративно-представительному принципу и состоял из двух палат: Государственного дома, который образовывали представители правительств земель и уполномоченные местных ландтагов, и Народного дома, избиравшегося населением на началах всеобщего мужского избирательного права из расчета 1 депутат на 100 тыс. жителей. Правительство считалось ответственным перед райхстагом, что также было одним из радикальных политических новшеств в германском конституционализме.

В конституцию полностью были включены принятые ранее «^ Основные права и обязанности германского народа» (раздел IV, §§ 130-189). Это было также самое детальное и для своего времени демократическое узаконение гражданских прав на основе безусловного равенства и гражданской свободы. Конституция гарантировала единое гражданство в империи, свободу труда и занятий, отмену гражданских ограничений, свободу эмиграции. Провозглашалось уничтожение дворянства и вообще сословного строя. Вводилась всеобщая воинская повинность. Законом гарантировались неприкосновенность личности, отмена смертной казни, неприкосновенность жилища, тайна переписки. Гражданам предоставлялись свобода выражения мнений, печати, собраний, совести и вероисповеданий, петиций в органы власти.

Избыточная демократичность конституции предопределила ее судьбу. ^ Прусский король отклонил предложенное ему главенство в империи и конституцию. Вероятно, основную роль здесь сыграли и международные противоречия между Пруссией и Австрией, а также давление русского императора Николая I. 28 германских государств признали решения парламента, но крупнейшие монархии (Ганновер, Вюртемберг, Саксония и Бавария) встали в оппозицию. 3 мая 1849 г. Собрание призвало германский народ созвать рейхстаг, по сути спровоцировав восстание, которое было быстро подавлено.

^ Национальное собрание было окончательно разогнано 18 июня 1849 г. Конституция так и не вступила в силу, и общегерманское революционное движение затухло.
Конституция Пруссии 1850 г.

Революционные события 1848 г. привели к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии.

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский король гарантировал созыв учредительного собрания. ^ Учредительное собрание открылось 22 мая 1848 г., но оно встало в оппозицию королю. Поэтому выработка конституции была обставлена затруднениями.

Конституция была принята 5 декабря 1848 г. Однако она оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, которая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 г. установила в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством, но с очень сильными полномочиями монарха.

Король был не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные полномочия.

^ Представительный орган (ландтаг) получал право законодательной инициативы и принятия законов (которые затем утверждались королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально конституция установила всеобщее избирательное право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости).

Конституция формально ликвидировала сословный строй, провозгласив равенство всех перед законом и отмену привилегий. Особым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обычному суду, наказания могли налагаться только на основании закона.
Поворотным событием общегерманского значения стал приход в 1862 г. на пост председателя прусского кабинета и министра иностранных дел О. Бисмарка (1815-1898). Весь последующий процесс объединения Германии был связан с его деятельностью.
Реальное объединение Германии под господством Пруссии стало возможным в результате нескольких последовательных войн, инициированных Бисмарком. Первой стала война с Данией (1864), после которой Пруссия получила значительную часть бывшего герцогства Шлезвиг-Гольштейн. Второй была война с Австрией (1866) и коалицией большинства южных германских государств (Баварии, Саксонии, Бадена и др.). В том же 1866 г. был упразднен Германский союз. Несомненным стало преобладание Пруссии.

Австрия признала объединение Германии без нее. В итоге в 1867 г. сложился ^ Северо-Германский союз во главе с Пруссией, основанный уже не только на экономических, но и государственно-политических связях.

Северо-Германский союз был уже не союзом государств, а союзным государством. В него вошли почти все государства Германии за исключением 4 крупных южных монархий. Члены союза сохранили свои государственные системы, правительства, но они стали подчинены союзным властям и передали этим властям важные полномочия.

В 1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего избирательного права.
В 1870 г. Пруссия (при поддержке стран Северо-Германского союза) начала войну с Францией и выиграла ее в 1871 г. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство – Германская империя.
Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли

22 монархии и несколько вольных городов.

^ Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.

^ Имперское правительство было представлено единственным лицом – канцлером. Кабинета министров не существовало. Должность канцлера традиционно занимал министр-президент Пруссии.

Высшим представительным учреждением империи являлось федеральное собрание состоящее из Союзного совета (бундесрата) и Рейхстага.

Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) – назначались правительствами союзных государств. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссия занимала 17 мест из 58, остальные государства имели от одного до шести депутатов.

Рейхстаг избирался на 5 лет на основе «всеобщего» избирательного права. Правом голоса пользовались только мужчины достигшие 25-летнего возраста, исключая военнослужащих.

Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утверждал его в качестве указа.
В результате неудач па фронтах первой мировой войны весной и осенью 1918 г. в Германии создалась революционная ситуация. Под влиянием падения монархии в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г.

9 ноября 1918 года революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм II отрекся от престола и бежал в Голландию.
Учредительное собрание, было созвано в городе Веймаре - небольшом культурном центре Германии.

Коалиция трех партий – Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии.

Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом.

Похожие:

Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconЛекция Государство и право США в период Нового времени
Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в в...
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconЛекция Государство и право Франции в период Новейшего времени
К 70-м гг. XVIII в. Франция оставалась аграрной страной. Дворянство и Церковь владели одной третью земли. Крестьяне были наследственными...
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconЛекция Государство и право франков (V-IX вв.)
Государство и право Средних веков – от крушения Западной Римской империи в конце V века и до открытия Америки (1492), начала Реформации...
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconЛекция Государство и право средневековой Руси
Государственный строй Киевской Руси и его эволюция в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconРоссийское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconВопросы к экзамену по дисциплине «право»
Государство и право. Социальная роль права в жизни общества. Социальное назначение и роль государства в обществе. Государство, право,...
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconЛекция Государство и право южных и западных славян (Болгария, Сербия,...
И переселились тюркские племена протоболгар во главе с ханом Аспарухом. Хан Аспарух подчинил себе сложившееся в этом районе государство...
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconДанного реферата: «Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII xiv вв.)»
Политическое развитие русских земель в период феодальной раздробленности
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconВопросы темы : Формирование нового типа сознания. Основные посылки...
Нового времени и особенностями их мировоззрения, охарактеризовать основные направления философии этого периода, проследить влияние...
Лекция Государство и право Германии в период Нового времени iconВопросы к экзамену по истории философии Нового времени: Основные черты философии Нового времени
Бэкон. Философия как естественная теория и естественная история, классификация наук
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница