О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения




Скачать 54.97 Kb.
НазваниеО некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения
Дата публикации30.04.2013
Размер54.97 Kb.
ТипРуководство
litcey.ru > Право > Руководство
Сергей Семёнович Уваров
О НЕКОТОРЫХ ОБЩИХ НАЧАЛАХ, МОГУЩИХ СЛУЖИТЬ РУКОВОДСТВОМ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Доложено Его Величеству 19 ноября 1833 [года]. Уваров
По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность министра народного просвещения употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления следующие выражения: «Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности».

Вместе с сим, считаю себя обязанным представить Вашему Величеству краткий, но чистосердечный отчет в моих понятиях о важном начале, мною принимаемом в руководство:

Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, невзирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия, к счастию, сохранила доселе теплую веру к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего ее жребия. Правительству, конечно, в особенности Высочайше вверенному мне министерству, принадлежит собрать их в одно целое и связать ими якорь нашего спасения, но сии начала, рассеянные преждевременным и поверхностным просвещением, мечтательными, неудачными опытами, сии начала без единодушия, без общего средоточия, и коим в течение последних 30-ти лет предстояла беспрерывная борьба продолжительная и упрямая, как согласить их с настоящим расположением умов?

Успеем ли мы включить их в систему общего образования, которая соединяла бы выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и надеждами будущего? Как учредить у нас народное воспитание, соответствующее нашему порядку вещей и не чуждое европейского духа? По какому правилу следует действовать в отношении к европейскому просвещению, к европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью? Чья рука, и сильная и опытная, может удержать стремление умов в границах порядка и тишины и откинуть все, что могло бы нарушить общее устройство?

Тут представляется во всем объеме государственная задача, которую мы принуждены решить без отлагательства, задача, от коей зависит судьба отечества задача столь трудная, что одно простое изложение оной приводит в изумление всякого здравомыслящего.

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить – имеем мы три главных:

1) Православная вера.

2) Самодержавие.

3) Народность.

Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении.

Это была бы измена в пространном смысле. Довольно одной народной гордости, чтобы почувствовать негодование при такой мысли. Человек, преданный государю и отечеству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей церкви, сколько и на похищение одного перла из венца Мономаха.

Самодержавие представляет главное условие политического существования России в настоящем ее виде. Пусть мечтатели обманывают себя самих и видят в туманных выражениях какой-то порядок вещей, соответствующий их теориям, их предрассудкам; можно их уверить, что они не знают России, не знают ее положения, ее нужд, ее желаний.

Можно сказать им, что от сего смешного пристрастия к европейским формам мы вредим собственным учреждениям нашим; что страсть к нововведениям расстраивает естественные сношения всех членов государства между собою и препятствует мирному, постепенному развитию его сил. Русский Колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании. Правительство не нуждается, конечно, в похвальных себе словах, но может ли оно не пещись о том, чтобы спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется спасительным духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, обращалось в неоспоримый факт, долженствующий одушевлять всех и каждого во дни спокойствия, как и в минуты бури? Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Дабы трон и церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство народности, их связующее. Вопрос о народности не имеет того единства, какое представляет вопрос о самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице истории русского народа. Относительно народности все затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий; но народность не состоит в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна.

Безумно было бы противиться сему периодическому ходу вещей; довольно того, если мы не будем добровольно скрывать лицо под искусственной и нам не сродной личиной; если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если мы примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к народному воспитанию. Между обветшалыми предрассудками, восхищающимися единственно тому, что было у нас за полвека и новейшими предрассудками, которые без жалости стремятся к разрушению существующего, посреди сих двух крайностей, находится обширное поле, на коем здание нашего благосостояния – твердо и невредимо укрепиться может.

Время, обстоятельства, любовь к отечеству, преданность монарху – все должно нас уверить в том, что пора нам, особенно касательно народного воспитания, обратиться к духу монархических учреждений и в них искать той силы, того единства, той прочности, коих мы слишком часто думали открыть в мечтательных призраках, равно для нас чуждых и бесполезных, следуя коим нетрудно было бы наконец утратить все остатки народности, не достигнувши мнимой цели европейского образования.

К составу общей системы народного просвещения принадлежит много других предметов, как-то: направление, данное отечественной литературе, периодическим сочинениям, театральным произведениям; влияние иностранных книг; покровительство, оказываемое художествам; но разбор всех сил отдельных частей повлек бы за собою довольно обширное изложение и мог бы легко обратить сию краткую записку в пространную книгу.

Конечно, принятие такой системы требовало бы более, нежели жизнь и силы одного или нескольких человек. Не тому, кто посеет сии семена, определено Промыслом пожинать плоды оных; но что значит жизнь и силы одного, когда дело идет о благе всех? Два или три поколения быстро исчезают с лица земли, но государства долговечны, пока в них сохраняется священная искра веры, любви и надежды.

Дано ли нам посреди бури, волнующей Европу, посреди быстрого падения всех подпор гражданского общества, посреди печальных явлений, окружающих нас со всех сторон, укрепить слабыми руками любезное отечество на верном якоре, на твердых основаниях спасительного начала? Разум, испуганный при виде общих бедствий народов, при виде обломков прошедшего, падающих вокруг нас, и не прозревая будущего сквозь мрачную завесу событий, невольно предается унынию и колеблется в своих заключениях.

Но если отечеству нашему – как нам, русским, и сомневаться в том нельзя, – охраняемому Промыслом, даровавшим нам в лице великодушного, просвещенного, истинно русского монарха, залог невредимой силы государства, должно устоять против порывов бури, ежеминутно нам грозящей, то образование настоящего и будущих поколений в соединенном духе православия, самодержавия и народности составляет, бессомненно, одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени и вместе одно из труднейших поручений, коим доверенность монарха могла бы почтить верноподданного, постигающего и важность оного, и цену каждого мгновения, и несоразмерность своих сил, и ответственность свою перед Богом, государем и отечеством.
Публикуется по изданию:

Река времен. М., 1995. С. 70–72.

Похожие:

О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения icon1 возможности и спецификации 6
Настоящее руководство пользователя предназначено служить справочным руководством для установки и эксплуатации Вашей системы
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения iconВозможности и спецификации 6
Настоящее руководство пользователя предназначено служить справочным руководством для установки и эксплуатации Вашей системы
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения iconПоложени е об Общественном cовете при Управлении
Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и деятельности Общественного совета при управлении Федеральной службы...
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения iconРуководство пользователя Версия 0
Руководство пользователя предназначено служить справочным руководством для установки и эксплуатации Вашей системы
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения icon1. Философия просвещения и метафизический материализм
Общественно-правовой идеал просвещения. Коллизия "частного интереса" и "о щей справедливости"
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения iconУтвержден
Дачное некоммерческое товарищество «Казанское-1», именуемое в дальнейшем «Товарищество»,учреждено гражданами на добровольных началах...
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения iconУтвержден
Дачное некоммерческое товарищество «мечта», именуемое в дальнейшем «Товарищество», учреждено гражданами на добровольных началах для...
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения icon1. Система туристско-краеведческой деятельности в школе Интересную...
Родине и ее истории, вообще отзывчивость к высшим ин­тересам духа. Важное значение образовательных экскурсий уча­щихся признано в...
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения iconКонстантин Батюшков получил прекрасное домашнее воспитание, в 1797-1802...
С декабря 1802 г по январь 1807 г служил чиновником в министерстве народного просвещения. Дебютировал он в печати сатирой "Послание...
О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения iconВольтер и философия французского Просвещения
Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе “блистательного”...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница